СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковые средства создания образа женщины в афористических текстах (на материале афоризмов русских писателей и историков)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация данной статьи может  пригодится на уроках русского языка  по синтаксису в старшей школе.

Данная работа заняла I  мсето в секции "Текст: проблемы изучения в ВУЗе и школе" в рамках III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

Просмотр содержимого документа
«Языковые средства создания образа женщины в афористических текстах (на материале афоризмов русских писателей и историков)»

А. С. Сафрыгина

Языковые средства создания образа женщины в афористических текстах (на материале афоризмов русских писателей и историков)

Афоризм – это один из самых распространенных речевых жанров. Согласно словарю лингвистических терминов, афоризм – «краткое изречение, содержащее в себе законченный вывод, обобщающий смысл явлений. Афоризм ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого обобщения. Афоризмы имеют автора». [2]

Афоризм гармонично сочетает в себе логику научного мышления и художественное видение окружающего мира, является одним из средств образно-речевого выражения мудрости, типизируя и обобщая разные проявления личной и общественной жизни. Между тем языковые средства, используемые при создании афористических текстов, практически не изучены. Их изучение представляется нам актуальным не только по этой причине. Зная основные языковые средства, используемые в афоризмах, можно создавать собственные образцы афористических высказываний, а поскольку афоризм – один из самых распространенных речевых жанров, то и развивать навыки точного, емкого выражения собственных мыслей.

Объектом исследования являются афоризмы о женщине русских писателей и историков XIX-XXI вв. Предмет исследования – языковые средства создания образа женщины в этих афоризмах.

В данной работе мы не ставим целью охарактеризовать все языковые средства, использованные при создании образа женщины, а выделили лишь наиболее значимые для создания этого образа и наиболее частотные. К таким относятся синтаксические языковые средства.

Основная цель данной работы – выявить и описать синтаксические языковые средства создания образа женщины.

Задачи: 1) выявить и описать наиболее частотные синтаксические модели в афоризмах о женщине; 2) охарактеризовать синтаксические средства выразительности, встретившиеся в афоризмах.

Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении темы «Синтаксис» в вузе и в школе, а также на факультативных и элективных занятиях в школе.

Одной из жанровых особенностей афоризма является его краткость, поэтому преобладают афоризмы, представляющие собой 1 предложение (214 из 260 – 82,3%). Из 2 предложений состоят 35 афоризмов (13,4%), из 3-х предложений – 4 (1,5%), из 4-х – 4 (1,5 %), из 5, 6 и 7 – по одному (

Синтаксические модели, используемые при создании афоризмов разнообразны. Заметно преобладают разные виды сложных (209 – 63,3 % от общего количества предложений) и простых осложненных предложений (54 из 121-го простого). Стоит отметить, что большинство афоризмов, состоящих из 1 предложения, являются сложными или осложненными. Можно выделить следующие виды осложнения простых предложений: обращение (в 3-х предл.), однородные члены предложения (в 34-х предл.), вводные слова и вставные конструкции (в 9-ти предл.), обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (в 5-ти предл.); сравнительный оборот (в 3-х предл.)

Среди сложных предложений встречаются сложносочиненные (30 из 209), бессоюзные сложные (31 из 209), сложные синтаксические конструкции (63 из 209), сложноподчиненные предложения (85 из 209). Такие построения позволяют увеличить смысловую емкость высказывания при его лаконичности. Кроме того, в числе сложных предложений обращают на себя внимание сложноподчиненные предложения с придаточным условия, что соотносится с традиционной структурой построения афоризма, где одна часть представляет из себя основную мысль автора, а вторая – вывод, следующий из неё. Также весьма часто встречаются сложноподчиненные предложения с придаточными атрибутивно-присубстантивными, выражающими распространительные отношения. В таких предложениях придаточная часть сообщает о предмете (в нашем случае о женщине или чертах её характера) что-то новое.

Создать образ женщины в афоризмах помогают изобразительные средства синтаксиса (фигуры речи). Как известно, самой многочисленной группой среди них является та, в основе которой используется механизм повтора.

  1. Многосоюзие.

Например: Умерь обильные корма,

Возделывай свой сад,

И будет стройная корма,

И собранный фасад. (И. Губерман)

2) Синтаксический параллелизм:

Разговор мужчин о женщинах – игра воображения, разговор женщин о мужчинах – строго аналитическая работа. (В. Красовский)

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется. (В. Ключевский)

  1. Градация, в том числе нисходящая:

Есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше. (М. Горький)

4) Анафора:

Ребро Адама вырезать пришлось,

И женщину Господь создал из кости;

Ребро была единственная кость,

Лишенная какого-либо мозга. (И. Губерман)

5) Хиазм:

Разница между мужчиной и женщиной: женщина ради любви готова даже заниматься любовью, а мужчина ради того, чтобы заниматься любовью, готов даже любить. (М. Задорнов)

Повторы позволяют привлечь внимание к значимым для автора компонентам высказывания. Этой же цели может служить и пропуск («нулевой» вариант) одного из компонентов высказывания. На этом строятся такие фигуры речи как эллипсис, умолчание, бессоюзие. Приведем примеры.

  1. Эллипсис:

Грудь мужчины создана для наград, а грудь женщины – сама награда. (А. Марков)

Труд сделал из обезьяны человека, а косметика – женщину. (С. Федин)

  1. Умолчание:

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная… (И. Северянин)

  1. Бессоюзие:

Был холост – снились одалиски,

Вакханки, шлюхи, гейши, киски;

Теперь со мной живет жена,

А ночью снится тишина. (И. Губерман)

В афоризмах нам встретились и другие фигуры.

  1. Инверсия:

Наступила в душе моей фаза

Упрощения жизненной драмы:

Я у дамы боюсь не отказа,

А боюсь я согласия дамы. (И. Губерман)

  1. Оксюморон:

У порядочной женщины должно быть богатое прошлое. (М. Мамчич)

  1. Антитеза:

Женщина должна не мешать мужчинам думать, а помогать им чувствовать. (М. Жванецкий)

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко. (Д. Фонвизин)

Женщины в большинстве своем – кошки, а мужчины – собаки. Собака привыкает к человеку, а кошка к месту. (А. Маринина)

  1. Парцелляция:

Вошёл – о, как она сидит!..

Я захотел сидеть бок о бок.

..Я думал, это внешний вид.

Но это был – моральный облик. (В. Вишневский)

Завел семью. Родились дети.

Скитаюсь в поисках монет.

Без женщин жить нельзя на свете,

А с ними – вовсе жизни нет.

(И. Губерман)

Последнюю группу фигур составляют фигуры риторические.

  1. Риторический вопрос:

Разве у хорошеньких женщин должен быть характер? (А. Пушкин)

  1. Риторическое восклицание.

Например: О вкусах женщины не спорят – их оплачивают! (М. Мамчич)

У настоящей женщины должен быть настоящий мужчина, а не тряпка! Тряпки должны быть со швабрами. (М. Мамчич)

Иногда в одном афоризме может встретиться и риторический вопрос, и риторическое восклицание:

Вы снова здесь? Как Вы непостоянны! (В. Вишневский)

  1. Риторическое обращение:

Любимая, да ты и собеседник?! (В. Вишневский)

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о разнообразии синтаксических языковых средств, используемых русскими писателями и историками XIX-XXI в.в. в афоризмах о женщине. Все эти средства делают афоризмы более образными, яркими. Все они способствуют раскрытию образа женщины, создаваемого авторами афоризмов.

Литература:

  1. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. – М.: Наука, 1990. – 419с.

  2. Словарь литературоведческих терминов на сайте «Культура письменной речи» // www. Gramma.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!