МОБУ СОШ №6.
Учитель русского языка и литературы
Ивлева Е.В.
Тема занятия: «Языкознание вокруг нас. Топонимика Лабинского района»
Целевая аудитория: 8 класс.
Форма: урок-путешествие.
Вид деятельности: внеурочная деятельность (проектная).
Цели занятия: развивать умения находить новый материал, обобщать и анализировать его, делая самостоятельные выводы; познакомить учащихся с топонимикой Лабинского района, познакомить с лингвистическими терминами по этой теме; воспитывать интерес к малой родине; способствовать развитию языковой культуры учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Метапредметные связи: география (работа с географической картой),
кубановедение (топонимы Лабинского района).
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, папка-коллектор, карта Лабинского района (на доске), копии большой карты (рабочие листы) по количеству учащихся, флажки-маркеры (для работы с большой картой), цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация ранее полученных знаний.
-Вспомните, какие разделы русского языка изучают имена собственные, конкретнее – названия населенных пунктов? (Орфография, топонимия).
-Чтобы узнать, что обозначают и как образовались данные названия, к каким еще разделам нам придется обратиться? (Этимология)
-Появление названия – процесс не одного дня. Какая наука сослужит нам добрую службу при знакомстве с этим процессом? (История, кубановедение).
Целеполагание.
-Город Лабинск, станица Зассовская, хутор Харьковский, река Чамлык – всё это названия-топонимы Лабинского района. Сегодня мы с вами узнаем больше и об истории нашего района, и о появлении некоторых населенных пунктов, и о том, почему они получили именно такие названия, которые сейчас нанесены на карту.
Постановка целей для учащихся:
Ваша задача сегодня – узнать больше о своей малой родине, поделиться самостоятельно полученными знаниями и обобщить их.
Вхождение в систему урока (путешествие по карте)
-Ранее вы разделились на группы: «Исследователи», «Айтишники», «Лингвисты» и «Оформители». Лидеры, представьте, пожалуйста, свою команду и расскажите, чем вы занимались.
(Капитаны представляют свои группы. Каждая из них получила своё задание: исследователи работали с картой района и выбирали наиболее интересные названия, историю которых должны будут рассказать; айтишники наглядно продемонстрируют в форме презентации или короткого видеофильма появление названий тех или иных топонимических объектов города; лингвисты обращались к этимологическим словарям, словарям топонимов Кубани, работали со справочной литературой для того, чтобы оббобщить и систематизировать полученный материал; оформители работали с гербом, эмблемами групп, картами, альбомом.)
Группа оформителей представляет герб Лабинского района.
-Логично будет наш урок-путешествие по карте Лабинского района начать с сообщений ребят из группы историко-географических исследований.
Учащиеся защищают свои работы (длительность сообщения около одной минуты1). По ходу большая карта заполняется флажками-маркерами, все дублируется на рабочие листы.
-Спасибо. Группа «айтишников» также подготовила своеобразную виртуальную экскурсию по памятным местам Лабинска. Защищайте свой проект!
(Презентация или видеофильм также рассчитаны на 5 минут)
-Благодарим за познавательную экскурсию. Медленно, но верно мы движемся в сторону завершения. Дадим слово нашим лингвистам. Перед ними стояла, пожалуй, самая кропотливая задача: собрать воедино и систематизировать весь материал, который был ранее подготовлен другими группам.
(Представление словаря терминов и топонимов Лабинска и Лабинского района).
-А за то время, пока мы знакомились со словарём, наши оформители уже готовы представить нам своеобразный альбом, где на каждой страничке осталась частичка вашего внимания и труда. Я попрошу айтишников собрать воедино все электронные документы, касающиеся проекта «Языкознание вокруг нас. Топонимика Лабинского района».
Посмотрите на карту нашего района. Сегодня мы поговорили о самых интересных названиях района, что наглядно отражают наши маркеры, посмотрели видеофильм о Лабинске и стали более эрудированными в области топонимики района. Мне кажется, это достойное завершение нашего проекта, длящегося целых две недели!
(Учитель благодарит всех участников мероприятия).
1 Время выступлений с учащимися оговорено заранее.