СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ибрай Алтынсарин - «Колокол» степи, зовущий детей к светлому будущему»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены нравственно-духовное наследие ярчайшего  представителя казахской степи Ибрая Алтынсарина. Его  произведения наполнены заботой о том, чтобы  духовность и нравственные ценности, любовь и уважение к своей Родине продолжали оставаться основой человеческой жизни.

Просмотр содержимого документа
«Ибрай Алтынсарин - «Колокол» степи, зовущий детей к светлому будущему»»

Сыздыкова Б.С.

преподаватель кафедры информационных технологий и математики

Костанайский педагогический колледж

г.Костанай, Казахстан


Ибрай Алтынсарин - «Колокол»  степи,    зовущий детей к светлому будущему»


Аннотация: в статье рассмотрены нравственно-духовное наследие ярчайшего представителя казахской степи Ибрая Алтынсарина. Его произведения наполнены заботой о том, чтобы духовность и нравственные ценности, любовь и уважение к своей Родине продолжали оставаться основой человеческой жизни.

Ключевые слова: просветитель, поэт, мыслитель, человек, нравственность, духовность, наследие.




В начале третьего тысячелетия, когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня. Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»

Ибрай Алтынсарин- педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языков для казахских детей. В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают проблемы воспитания нравственности . Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека. Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и рассказах И.Алтынсарина. В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека:

Дурной человек не может

Хороший совет принять

Дурной человек лишь может

Мерзко и глупо болтать.

В неблаговидном поступке

Признаться не в силах он…

И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.

Герои рассказов И.Алтынсарина - обладатели богатства, только делая добро людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .

И. Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим соплеменникам.

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе».

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!

Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др., воодушевленный просветительскими идеями, разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например, идея Коменского «здание необходимо возводить с фундамента».

Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. «Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,- на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».

И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и религиозным.

Знаний увидев свет,

Дети в школу идите!

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой, в темноте.

В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные препятствия, а праздность-корень пороков. Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», подчёркивает, что у хорошего человека «на лице лучится свет».

Короткая, но вместе с тем яркая жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина является доказательством того, что путь к светлому будущему казахстанского народа лежит через нравственно - духовное возрождение.

Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.

родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Костанайская область). Ибрай рано лишился отца, и воспитывался у своего деда - известного бия Балгожи Жанбуршина. Дед Ибрая Алтынсарина, Балгожа, был влиятельным и, для своего времени достаточно образованным человеком. Он хорошо владел искусством красноречия, знал много народных сказок, пословиц и сам умел слагать стихи. В детские годы Ибрай учился этому у своего деда и позднее, уже в школьные годы, нередко переписывался с ним в стихах.

Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов:

Я нынче десять взял учеников.

Те десять — сто возьмут! Вот счёт каков!

Пройдет немного лет — в степи привольно

Прольется свет, не зная берегов…

Огромное внимание уделял Алтынсарин вопросу о значении , о подготовке учителя для казахских школ: « В нашем деле вся дальнейшая будущность киргизских школ,- во многом отношении зависит от теперь положенного начала; ввиду чего я ценю теперь хорошего учителя дороже всего на свете. Для народных школ учителя составляют всё». Его детищем была открывшаяся в Орске учительская школа для казахов, которая в 1886 году дала в своём первом выпуске 12 учителей.

В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879). В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики.

Он учил: «прежде, чем воспитывать людей, воспитывай себя». 

«Самое главное, необходимое для казахских школ – учитель. Даже самые лучшие педагогические пособия, правительственные указы не могут сравниться с учителем» И  здесь  он  сам,  своим  примером  показывал,  каким   должен  быть  учитель. «Учитель  главный  человек для преподавания знаний… всё наше будущее, будущее народа в руках учителя».Залогом успеха в работе педагога Великий Учитель считал не только знания, но и верный  тон  в  общении  с  учащимися,  педагогический  такт.  

Как  и  Ушинский,  Алтынсарин  часто повторял, что талант учителя – в умении найти путь к сердцу учащегося. 

Не стареет, а вновь возрождается гимн -призвание великого сына 

казахского народа: 
Ученье даст вам счастье, 
Оно озарит, как свет, 
Каждое ваше желание, 
Яркий оставит след. 
Дети, в школу идите. 
В памяти крепко, навек 
Знание сохраните. 

Опровергал мысль об особой якобы избранности людей «благородной крови»:

«Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны,
Особо рожденных не было и нет на этой земле»

Историческая заслуга Алтынсарина в просвещении казахского народа, в приобщении его к передовой демократической русской культуре.

…Жизнь Ибрая Алтынсарина оборвалась рано, когда ему не было еще 50 лет. Он никогда не отличался крепким здоровьем, а беспокойная скитальческая жизнь, которой требовали от него его обязанности (в его письмах то и дело встречаешь «опять… скитаюсь по степям… таскаюсь по таким трущобам, где и самому дьяволу трудно было меня отыскать»), конечно же, тоже не укрепляла его.

Приезду Ибрая Алтынсарина в Тургайскую степь для того, чтобы открывать школы Писатель Гафу Каирбеков посвятил поэму «Степной колокол»
«Он звал: «Пора» 
Учиться мы начнём!» 
И этот клич летел из дома в дом! 
Он заложил фундамент нашей школы. 
И будем вечно помнить мы о нём! 
Тот колокол и нынче у ворот, 
Не зря за ним ухаживал народ. 
Стирайте пыль с него и берегите, 
Истории  самой  в  нём  слышен  ход!»
Примечательно то, что И.Алтынсарин каждый год для школы покупал новый звонок- школьный колокол, возвещая о том, что «в степи просвещение пришло». Как  доказало  время,  И.Алтынсарин - «Колокол»  степи,    зовущий детей к светлому будущему»

Писатель Акылбек Шаяхмет посвятил И. Алтынсарину две пьесы: «Чистый родник» и «Завещание Ибрая», которые вошли в сборник «Голос степи».

«Чистый родник» — название рассказа Алтынсарина в переложении языка пьесы звучит как напутствие о чистоте помыслов и сердца И. Алтынсарина современным людям. И чем дальше уходит он от нас, тем ближе и 

роднее становится народу, помнящему этот чистый родник. 

Вся его жизнь и деятельность являются ярким примером беззаветного служения на пользу своему народу и Отчизне нам, будущим учителям и всей современной молодёжи.

Всестороннее изучение Ибрая Алтынсарина показывает, что утверждение общечеловеческих ценностей и их восприятие всеми народами не только евразийского континента, а всей планеты и сегодня остается важнейшей задачей современности. Высшие нравственные идеалы не только не утратили своей значимости в наше время, а приобрели новую силу значения и требуют самого пристального изучения, анализа и овладения ими.

Список литературы:

1.Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г.Астана,14 декабря 2012 года

2.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.

3.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.