Сыздыкова Б.С.
преподаватель кафедры информационных технологий и математики
Костанайский педагогический колледж
г.Костанай, Казахстан
Ибрай Алтынсарин - «Колокол» степи, зовущий детей к светлому будущему»
Аннотация: в статье рассмотрены нравственно-духовное наследие ярчайшего представителя казахской степи Ибрая Алтынсарина. Его произведения наполнены заботой о том, чтобы духовность и нравственные ценности, любовь и уважение к своей Родине продолжали оставаться основой человеческой жизни.
Ключевые слова: просветитель, поэт, мыслитель, человек, нравственность, духовность, наследие.
В начале третьего тысячелетия, когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня. Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин- педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языков для казахских детей. В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают проблемы воспитания нравственности . Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека. Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и рассказах И.Алтынсарина. В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека:
Дурной человек не может
Хороший совет принять
Дурной человек лишь может
Мерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке
Признаться не в силах он…
И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.
Герои рассказов И.Алтынсарина - обладатели богатства, только делая добро людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .
И. Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим соплеменникам.
Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе».
«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -
Ведь, соседи ваши – далеко впереди.
Поспешите и вы за ними!
Мы, старики, в темноте прожили свой век…
Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.
Наше благословение вам, -
Творите добрые, святые дела!
Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др., воодушевленный просветительскими идеями, разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например, идея Коменского «здание необходимо возводить с фундамента».
Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. «Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,- на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».
И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и религиозным.
Знаний увидев свет,
Дети в школу идите!
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте: неграмотный бродит,
Словно слепой, в темноте.
В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные препятствия, а праздность-корень пороков. Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», подчёркивает, что у хорошего человека «на лице лучится свет».
Короткая, но вместе с тем яркая жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина является доказательством того, что путь к светлому будущему казахстанского народа лежит через нравственно - духовное возрождение.
Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.
родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Костанайская область). Ибрай рано лишился отца, и воспитывался у своего деда - известного бия Балгожи Жанбуршина. Дед Ибрая Алтынсарина, Балгожа, был влиятельным и, для своего времени достаточно образованным человеком. Он хорошо владел искусством красноречия, знал много народных сказок, пословиц и сам умел слагать стихи. В детские годы Ибрай учился этому у своего деда и позднее, уже в школьные годы, нередко переписывался с ним в стихах.
Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов:
Я нынче десять взял учеников.
Те десять — сто возьмут! Вот счёт каков!
Пройдет немного лет — в степи привольно
Прольется свет, не зная берегов…
Огромное внимание уделял Алтынсарин вопросу о значении , о подготовке учителя для казахских школ: « В нашем деле вся дальнейшая будущность киргизских школ,- во многом отношении зависит от теперь положенного начала; ввиду чего я ценю теперь хорошего учителя дороже всего на свете. Для народных школ учителя составляют всё». Его детищем была открывшаяся в Орске учительская школа для казахов, которая в 1886 году дала в своём первом выпуске 12 учителей.
В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879). В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики.
Он учил: «прежде, чем воспитывать людей, воспитывай себя».
«Самое главное, необходимое для казахских школ – учитель. Даже самые лучшие педагогические пособия, правительственные указы не могут сравниться с учителем» И здесь он сам, своим примером показывал, каким должен быть учитель. «Учитель главный человек для преподавания знаний… всё наше будущее, будущее народа в руках учителя».Залогом успеха в работе педагога Великий Учитель считал не только знания, но и верный тон в общении с учащимися, педагогический такт.
Как и Ушинский, Алтынсарин часто повторял, что талант учителя – в умении найти путь к сердцу учащегося.
Не стареет, а вновь возрождается гимн -призвание великого сына
казахского народа:
Ученье даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Дети, в школу идите.
В памяти крепко, навек
Знание сохраните.
Опровергал мысль об особой якобы избранности людей «благородной крови»:
«Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны,
Особо рожденных не было и нет на этой земле»
Историческая заслуга Алтынсарина в просвещении казахского народа, в приобщении его к передовой демократической русской культуре.
…Жизнь Ибрая Алтынсарина оборвалась рано, когда ему не было еще 50 лет. Он никогда не отличался крепким здоровьем, а беспокойная скитальческая жизнь, которой требовали от него его обязанности (в его письмах то и дело встречаешь «опять… скитаюсь по степям… таскаюсь по таким трущобам, где и самому дьяволу трудно было меня отыскать»), конечно же, тоже не укрепляла его.
Приезду Ибрая Алтынсарина в Тургайскую степь для того, чтобы открывать школы Писатель Гафу Каирбеков посвятил поэму «Степной колокол»
«Он звал: «Пора»
Учиться мы начнём!»
И этот клич летел из дома в дом!
Он заложил фундамент нашей школы.
И будем вечно помнить мы о нём!
Тот колокол и нынче у ворот,
Не зря за ним ухаживал народ.
Стирайте пыль с него и берегите,
Истории самой в нём слышен ход!»
Примечательно то, что И.Алтынсарин каждый год для школы покупал новый звонок- школьный колокол, возвещая о том, что «в степи просвещение пришло». Как доказало время, И.Алтынсарин - «Колокол» степи, зовущий детей к светлому будущему»
Писатель Акылбек Шаяхмет посвятил И. Алтынсарину две пьесы: «Чистый родник» и «Завещание Ибрая», которые вошли в сборник «Голос степи».
«Чистый родник» — название рассказа Алтынсарина в переложении языка пьесы звучит как напутствие о чистоте помыслов и сердца И. Алтынсарина современным людям. И чем дальше уходит он от нас, тем ближе и
роднее становится народу, помнящему этот чистый родник.
Вся его жизнь и деятельность являются ярким примером беззаветного служения на пользу своему народу и Отчизне нам, будущим учителям и всей современной молодёжи.
Всестороннее изучение Ибрая Алтынсарина показывает, что утверждение общечеловеческих ценностей и их восприятие всеми народами не только евразийского континента, а всей планеты и сегодня остается важнейшей задачей современности. Высшие нравственные идеалы не только не утратили своей значимости в наше время, а приобрели новую силу значения и требуют самого пристального изучения, анализа и овладения ими.
Список литературы:
1.Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г.Астана,14 декабря 2012 года
2.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.
3.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.