ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ.
Ковальчук Инна Александровна,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»
Ибрай Алтынсарин занимает почетное место в ряду исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Всю свою сознательную жизнь этот выдающийся просветитель посвятил делу борьбы за народное образование. Его деятельность, протекавшая в условиях крайней экономической и культурной отсталости казахского общества, стала замечательной страницей в истории культуры казахского народа. Первые свои шаги Ибрай Алтынсарин сделал на нашей кустанайской земле и именно он был тем первым и щедрым истоком просветительства, несущим казахскому народу образование, передовые педагогические идеи и культуры. [4] Ибрай Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.
Великий Учитель казахских детей, педагог-новатор, просветитель Ибрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в одном из аулов Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район) нынешней Костанайской области. Его отец Алтынсары умер рано, и мальчик воспитывался у дедушки, известного в степи бия - судьи Балкожи. В 1850 году в Оренбурге открылась русско-казахская школа, в которую в числе тридцати других казахских мальчишек поступил и Ибрай. Одаренный, живой, вдумчивый и прилежный, он с первых дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников [2]. Окончив школу с отличием в 1859 г., Ибрай живет сначала у Балгожи, затем работает младшим переводчиком Правления Оренбургской губернии. Он упорно занимается самообразованием, много читает. Читая произведения русских классиков, литературно-художественные журналы, издававшиеся в России, Алтынсарин знакомится с идеями передовой русской интеллигенции, вырабатывает свое мировоззрение. Он понял, что путь к прогрессу казахского народа лежит через распространение образования в степи. И он решает всецело посвятить себя этому великому делу. Ибрай Алтынсарин был настоящим патриотом своего народа, любил его всем сердцем и душой. Талантливый юноша, считавший целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение народа, с 1860 года с увлечением занимается педагогической деятельностью, становится народным учителем. [1]
Обладая поэтическим даром, совершенным умом и бескорыстной душой он всегда останется в истории педагогической мысли Казахстана. Выбрав нелегкую стезю, порой неблагодарную стезю - просвещение всего казахского народа, Великий учитель в одном из своих писем напишет: «…Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим родичам, насколько хватит моих сил». Эти слова до конца дней стали его жизненным кредо. Его убежденность и подвижничество принесли большие плоды уже в начале XX века. [5]
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. С большой радостью узнает Алтынсарин об открытии четырех начальных школ для казахов Зауралья, а вскоре и сам получает разрешение организовать начальную школу в г. Тургае. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. Это событие Ибрай считал одним из самых радостных в своей жизни. Педагогическую работу во вновь открытой школе Алтынсарин совмещает с активной общественной деятельностью. Но более всего заботит его углубление собственных знаний и накопление педагогического опыта. Внимательно изучая опыт русских народных школ, он тщательно отбирает из него все самое лучшее, чтобы использовать в своей работе. В 1876 г. Алтынсарину представилась возможность побывать в Петербурге. Эта поездка явилась, по существу, переломным моментом в его духовной биографии, решающим фактором в процессе становления Алтынсарина как просветителя. Алтынсарин возвращается на родину с твердым намерением еще настойчивее и смелее продолжать начатое им дело просвещения родного народа.
В 1879 году Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области, которая была административным центром и охватывала в то время всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей. Справедливо считая, что «народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», Алтынсарин неустанно добивался открытия новых школ. Появление в 1870-1880-х гг. в Тургайском, Иргизском, Актюбинском, Николаевском уездах двухклассных уездных школ – результат его неустанных усилий. Алтынсарин предполагал еще открыть семь волостных школ. Однако при его жизни было открыто лишь пять: в Буртинской, Карабутакской, Обаганской, Жетыгаринской, Караторгайской волостях. [2]
Чтобы претворить в жизнь свои намерения, ему пришлось преодолеть огромные трудности. Алтынсарин в своей просветительской деятельности идет дальше. Именно ему мы обязаны открытию женского образования. Он начинает обучение девушек-казашек, привлекает их к участию в общественной жизни. В их образовании он видел путь к их освобождению и равноправию. В 1887 году он организует в Иргизе 20-местный интернат и женскую школу. Впоследствии подобные школы были организованы в городах Тургае – в 1891 г., Костанае - в 1893 г, и Актобе – в 1896 г.
Если внимательно отнестись к документам, касающимся деятельности И. Алтынсарина можно открыть много интересного и полезного. Педагог-просветитель потратил немало сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстан [3]. Местные власти Торгайской области с большим пониманием отнеслись к предложениям Алтынсарина. Ему удалось убедить, начальство, что организация ремесленных классов в казахской школе не только необходимо, но и полезно. Он рассматривал возможность изучения различных ремесел по степени их полезности и необходимости для учащихся школ. На первое место было поставлено портняжное дело, которое может доставить заработок и быть полезным для семьи. Сапожное и шорное дело тоже необходимо, ибо ни один казах не обходится без сапог, сбруи и седла для лошади. Гончарное дело необходимо приветствовать, т.к. заменить деревянную посуду глиняной казахи не могли из-за ее дороговизны. Кузнечное дело также весьма полезно в жизни казахов, оно необходимо для изготовления седельного прибора, ножей и других предметов быта. Знающий это ремесло, найдет себе работу и в городе и в степи, где возрастающее с каждым годом земледелию требуются в большом количестве косы, серпы и телеги. В своих планах И. Алтынсарин отмечает, что учащиеся должны заниматься ремеслами два-три раза в неделю. Таким образом, можно говорить о том, что Ибрай Алтынсарин положил начало профессиональному образованию в казахской степи. Начав дело с открытия ремесленного училища имени Я.П. Яковлева в Тургае, организовал первую женскую ремесленную школу, ремесленные классы при двухклассных училищах. Алтынсарин добивался организации в Костанае сельскохозяйственного училища. Поступления казахских детей в Красноуфимское промышленно-техническое училище. Особое внимание уделял организации учительских школ. Первая кузница для подготовки педагогических кадров была открыта в 1881 году в г. Орске. Немало сделал Алтынсарин и для того, чтобы помочь казахской молодежи продолжить образование. По его инициативе: небольшой группе казахской молодежи, из числа успешно окончивших волостные и уездные школы, были выделены стипендии и предоставлена возможность продолжать учебу в Троицкой и Оренбургской гимназиях, даже в Казанском университете.
В 1883 году им было создано Тургайское Яковлевское ремесленное училище со столярно-токарным, слесарно-кузнечным и портняжным отделениями. В дальнейшем на территории Казахстана появились первые средние и профессиональные учебные заведения, где выпускники имели возможность получать первоначальное профессиональное образование; а во-вторых, более талантливые учащиеся могли поступать в высшие учебные заведения. Плоды неустанных трудов И. Алтынсарина чувствуются в созданной им системе. По имеющимся подсчетам, к началу 1917 года в Казахстане насчитывалось 32 ремесленных отделения при школах.
Таким образом, можно считать, что именно ремесленные отделения явились основой становления профессионального образования в Казахстане. Профессиональная школа в Казахстане была представлена тремя направлениями: сельскохозяйственными, ремесленными и педагогическими училищами.
Реформаторская деятельность Ибрая Алтынсарин рассматривается с позиции именно того времени, когда она работал, но те вопросы и идеи, которые волновали его тогда, актуальны и сегодня. И вникая в концепцию современного образования сегодня, невольно проводишь параллель с деятельностью великого педагога-просветителя.
Список использованной литературы
Иллюстрированная история Казахстана, том третий, Алматы 2005 г(с.38).
История казахской литературы, том второй, 1979 г (с.113)
«Қостанай облысы» -историко – публицистический сборник материалов, Костанай, 2018 г.
Рыщанова У.М. Калинова С.Н. Кустанай Областной историко-краеведческий музей, 1991 г.
https://www.inform.kz/ru/nasledie-velikogo-uchitelya-ibraya-altynsarina-aktual-no-i-segodnya-zasluzhennyy-deyatel-kul-tury-rk-g-kasymzhanova_a2420663