СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идеи Ошо в западной культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Ошо получил философское образование, много ездил по стране и заграницу, разработал медитативные методики, основал ашрам в Пуне, куда могли приезжать все желающие. Некоторые правила, которые были там введены, сохраняются до сих пор. Все обязательно проходят проверку на СПИД. Типичный день саньясинов начинался в 6 утра с Динамической медитации в течение 1 часа. После медитации саньясины собирались послушать дискурс Бхагвана. Лекции велись попеременно на английском языке и на хинди. После дискурса завтрак и в 10:30 начало работы по ашраму. Работа занимала не менее 6-ти часов в день.

     Ошо затрагивал все основные религии и философии мира, что позволяло его слушателям прийти к пониманию противоречий философии Запада и Востока.

Просмотр содержимого документа
«Идеи Ошо в западной культуре»

11



Введение.


Ошо или Бхагван Шри Раджниш признан одним из величайших деятелей нашего столетия, изменивший судьбу множества его последователей. Ошо является основоположником международного общества саньясинов (тотальное освобождение от навязанных обществом условностей). Его цель – освободить человечество от стереотипного мышления и предрассудков, которые лишь мешают людям наслаждаться жизнью во всей полноте.

Ошо не придерживался какой-либо определенной религиозной доктрины, а напротив пытался объединить все религии, говоря о том, что они имеют одну глубокую суть. Он не проповедует определенную традицию, а совмещает в своих взглядах идеи различных философов (Ницше, Фромма) и религий: буддизма христианства и т.д. Поэтому среди последователей Ошо встречается много европейцев.

Рождение Раджниша (царь) уже предвещало необыкновенность появившегося человека. В первые три дня жизни ребенок ничего не ел, не кричал, чувствуя себя прекрасно. Лишь на четвертый день, он, как ни в чем не бывало, начал есть. Этот феномен много лет спустя объяснил сам Ошо. Его прошлое рождение было 700 лет назад в горах, где у него была своя мистическая школа, которая привлекла учеников многих традиций. Мастер прожил 106 лет. Перед своей смертью он вошел в 21-дневный пост, который должен был по своему окончанию привести его к просветлению. За 3 дня до конца поста Раджниш был убит. Вернувшись в человеческое тело, Раджниш первым делом закончил пост.

Смерть с малых лет интересовала и поражала воображение молодого Раджниша. Астролог предрек Ошо глубокие переживания смерти в 7, 14 и 21 год, пока наконец в 21 год он не умрет окончательно, покинув физическое тело. Последняя смерть и была его просветлением.

В 7 лет умер любимый дедушка Раджниша. Эту смерть Ошо воспринял как свою, после чего лежал 3 дня неподвижно. В 14 лет Раджниш решил осознанно принять смерть, отправившись в храм. Там он прошел через переживание умершего существа, встретившись один на один с ядовитой змеей и своими страхами. На этом этапе он понял, что если принимать смерть, то страха нет, если цепляться за жизнь, то страх будет присутствовать всегда.

Просветление наступило, когда Раджниш ночью медитировал, сидя на дереве. Он почувствовал, что его тело упало на землю, тем временем как он сам находился на ветке и мог со стороны наблюдать за своей оболочкой. Утром он вернулся в тело и окончательно обрел себя.

Ошо получил философское образование, много ездил по стране и заграницу, разработал медитативные методики, основал ашрам в Пуне, куда могли приезжать все желающие. Некоторые правила, которые были там введены, сохраняются до сих пор. Все обязательно проходят проверку на СПИД. Типичный день саньясинов начинался в 6 утра с Динамической медитации в течение 1 часа. После медитации саньясины собирались послушать дискурс Бхагвана. Лекции велись попеременно на английском языке и на хинди. После дискурса завтрак и в 10:30 начало работы по ашраму. Работа занимала не менее 6-ти часов в день.

Ошо затрагивал все основные религии и философии мира, что позволяло его слушателям прийти к пониманию противоречий философии Запада и Востока.







Идеи Ошо.


Ошо критикует Запад за то, что он пытается задавить в человеке индивидуальность и создать робота, подчиняющегося системе, законам.

Главная идея, которой учил, но не навязывал, Ошо – это то, что человек должен быть свободным. Способ достижения этой цели очень прост – всегда оставаться собой, быть тем, кто ты есть несмотря ни на что. Это означает жить разумно, в этом и состоит смысл жизни каждого человека.

О разуме: Ошо говорит о разуме как естественном качестве жизни, а не достижении. Он различает интеллектуальность и разум. «Быть интеллектуальным значит быть фальшивым, значит притворяться разумным. Это не настоящее, потому что не ваше; это нечто заимствованное». Разум Ошо связывает с медитативностью, это рост вашего внутреннего сознания. Разумный человек опирается на настоящее, всегда непредсказуем, никогда нельзя знать заранее, что он сделает. Жизнь есть разум. Только человек стал неразумным, он нарушил естественное течение жизни. Кроме человека, ничего неразумного не бывает. Разум человека был повреждён, медитация исправление этого повреждения.

Каждый ребёнок рождается разумным, но взрослые разрушаю его разум, потому что разум опасен для политической и социальной структур. Ребёнок - это чистая грифельная доска, на которой ничего не написано, абсолютная пустота, tabula rasa (сходство с идеей Декарта).

Разум - бунтарь, его нельзя принудить ни к какому рабству, механическому подражанию. Он самоутверждающий, индивидуальный. Люди нуждаются в вожде, потому что сначала их сделали неразумными. Разумные люди могут решить свои проблемы сами. Вождь рождает в людях страх, который разъедает разум. «Если вы хотите разрушить чей-то разум, первое, что нужно сделать, это создать страх: создайте ад и заставьте людей бояться. Если люди станут бояться ада, они пойдут кланяться священнику. Они будут слушать священника».

Жадность, как и страх, разрушает разум. Разумный человек не жаден и не требует невозможного.

Об образовании: Ошо критикует существующую систему образования, так как она не создает в людях разум, а направлена на эффективность - механический навык. Университеты стремятся развить способность к запоминанию, но разум то возникает не из памяти. Тот, у кого лучше память считается на экзамене более разумным. «Вся система образования существует только для того, чтобы разрушить разум и отвлечь вас от разума в направлении памяти. Память полезна, утилитарна. Разум опасен; он не приносит никакой пользы, он ничем не полезен общественным интересам. Разумные люди всегда оказывались трудными людьми из-за своего разума». Ошо видит новое образование, которое не требует от ребёнка, давать старые, стереотипные ответы, повторять и заучивать. А наоборот, оно должно поощрять изобретательность. Даже если изобретённый ответ не правилен. Образование не должно быть соревнующимся. Настоящее образование будет помогать людям найти свою жизнь, в которой они смогут быть полностью живыми. Детям нужно помогать быть более изобретательными, а не поощрять в повторении заученного, как делает наше образование сейчас.

О медитации: медитация для Раджниша – это привнесение разума во все дела, совершаемым человеком (сходство с самовоспоминанием Г. Гуджиева). Ошо призывает всех наблюдать за своими действиями. Он вопрошает: что вы делаете, когда курите? Просто вдыхаете и выдыхаете дым, и тем временем разрушаете лёгкие. Что вы на самом деле делаете? Тратите впустую деньги, тратите впустую здоровье. Включите разум, когда курите, когда едите. Включите разум, когда занимаетесь любовью со своим мужчиной или женщиной. Есть ли в вас на самом деле любовь? Не занимайтесь любовью по привычке, это уродливо, безнравственно. Любовь должна быть очень сознательной, лишь тогда она становится молитвой. Что бы вы ни делали, совершайте это разумно, в этом состоит вся медитация.

Ошо настаивает на том, чтобы человек не подражал другим, а нашел собственное предназначение, занимался лишь своим делом, был на своем месте (сходство с дзен). Разумный человек, тот, кто слушает свое сердце и поступает соответственно его зову. Тогда это можно назвать жизнью, когда человек рискует ради своего призвания быть кем-то. Ошо учит быть ответственным перед самим собой. Если человек тратит жизнь впустую, лишь он ответственен за это. Необходимо жить в настоящем, ведь прошлого больше нет, а будущего еще нет.

Идея сердца: центром в человеке, Ошо считает сердце, а голову называет периферией. «Хозяин – это сердце, голова – только слуга». Человек должен чувствовать, иначе нет развития. Настоящая действительность там, где соединяются разум и сердце, где правит любящий разум.

Открытость: Ошо проповедует принцип открытости - способность видеть без предубеждения, слышать без постороннего вмешательства, быть с вещами без всякого о них предвзятого представления. Он говорит, что мы должны оставаться текучим, так как быть застывшим значит быть идиотом. «Разум всегда подобен текущей реке. Неразумность похожа на кусок льда... застывший. Человек должен оставаться процессом, никогда не превращаясь в вещь».

Ошо говорит о глупости как энергии равной разуму. Глупость для него не означает отсутствие разума, она просто означает, разум не используется. Человек «может расти, но не растёт, он цепляется за все виды незрелости — ив этом его глупость. Он продолжает и продолжает жить из прошлого, которого больше нет, — и в этом его глупость. Или он начинает проецировать будущее, которого ещё нет, — и в этом его глупость». Общество (религия, государство, толпа) делает из людей неразумных, так как только они будут послушны. Но разум как мягок по своему характеру, так и обладает собственной силой бунтарства и бескомпромиссного подхода. «Человек готов умереть, человек готов страдать, но не готов продать свою душу». Разумный человек не должен использует другого как средство, он уважает другого (сходство сидеями Канта).

О религиях Ошо говорит как о тюрьмах, из которых почти невозможно бежать, потому что они, с самого детства принуждают человека быть заключённым - христианин, индуист, мусульманин, - всё это тюрьмы.

Религии убивают питающие мышление клетки, потому что религии велят вам просто верить. Человек - самое слабое животное на Земле, поэтому он должен быть частью чего-то большего, чем он сам, лишь тогда он чувствует себя в безопасности.

Ошо различает верование и веру. Он говорит, что верование принадлежит уму, мышлению, оно слепо, так как привнесено в нас другими. Вера же – это пережитое верование, принадлежит осознанности и пониманию.

Ум пытается создать заменители, но всё, что удастся сделать ему, является фальшивым, так как он великий фальшивомонетчик и обманщик. «Остерегайтесь утешений ума. Ищите реальности, потому что только реальность может дать вам осуществлённость». Поэтому стремитесь к вере и преодолевайте верование, даже ценой своей жизни.

Мастер выступает против подавления, так как оно ведет к извращению и дисгармонии. Человек - единственное животное, которое наслаждается тем, чтобы убивать без всякой причины, ради глупых идей (сходство с идеями Фромма). Человек пытается подавлять, вместо того чтобы понимать, манипулировать, вместо того чтобы любить, потому что для любви нужно огромное понимание. Для подавления же не нужно мудрости, нужно только сильное эго. Подавления создают неврозы и извращения. «Подавите секс, и вы станете более сексуальными; вся ваша жизнь станет окрашенной сексом. Чем более общество подавляет, тем больше в нём будет проституток; пропорция всегда остаётся прежней». Подавление создаёт коварство, потерю подлинность, естественности, спонтанности. Ошо предлагаете создать всемирное правительство, так как пока оно не будет создано, позволить существовать разуму будет нельзя.

О манипуляции обществом человека Ошо говорит как о послушании: будьте послушными, когда вам хочется быть непослушными, будьте верны себе. Вы несете ответственность перед самими собой и никем другим. Разумный человек ведёт себя соответственно ситуации, глупец ведёт себя соответственно заранее заготовленным ответам, полагается на собственное прозрение. Он любит и уважает себя, неразумный человек уважает других. Уважайте себя, иначе ваше уважение к кому угодно другому будет фальшивым, глубоко внутри будет ненависть. Что касается военного дела, чем больше ваша глупость, тем больше шанса быть хорошим солдатом.

Фанатичная система служит обеим сторонам. Вождь нуждается в народе, потому что он дрожит глубоко внутри, ничего не зная. Последователи помогают ему избавиться от страха. «Единственное качество, в котором нуждается вождь, это всегда быть впереди толпы. Он должен всегда быть начеку, замечать, куда движется толпа, и быть впереди неё. Это придаёт толпе чувство, что вождь ведёт её за собой». Фанатизм нужен толпе, она использует ее как стратегию, направленную на защиту себя от сомнений. Гнев масс, на самом деле, является скрытым страхом.

О коммуне: Организация, принимающая разные решения без фанатичных подходов придаст миру порядок. Этот порядок Ошо назвал «коммуной», где люди сходного видения живут в дружественности, со всеми своими различиями. Люди с множеством разных качеств, талантов, видов творчества, чувствительности объединяются, помогая друг другу стать совершенной и уникальной индивидуальностью.



Жизнь для Ошо - красивое путешествие, процесс постоянного познавания, исследования. Жизнь в каждое мгновение должно быть приключением, так как только здесь открываются новые двери и новые тайны. Жить тотально каждое мгновение, полностью осознанно, чтобы потом не раскаиваться в том, что могли сделать больше, вот что значит прожить жизнь сполна для Раджниша.



Самой главной ценностью для Ошо является индивидуальность, что не принимает ни одно общество. Он подчеркивает то, что общество, культура, нация существуют ради индивидуальности. Всё остальное можно принести в жертву. «Индивидуальность это само цветение существования; нет ничего выше неё». Приказания используется людьми, которые хотят над вами главенствовать - это насилие, оно разрушительно.

Разум вбирает в себя всю историю человечества. Слабость людей перед другими животными, стало силой, он научился думать. Но большинство продолжают переживать прошлое, поэтому история вынуждена повторяться.

Мышление и понимание для Ошо не оно и то же. Мышление – отсутствие понимания, поиск вслепую, понимание не имеет ничего общего с прошлым, это «прозрение в реальность». Мышление всегда заимствованно, так как наши мысли даны нам другими. «Наблюдайте можете ли вы найти хотя бы одну мысль, которая была бы вашей собственной, подлинно вашей, мысль, которой вы дали рождение? Все они заимствованы. Источники могут быть неизвестными, но все они заимствованы». Только разум принадлежит человеку, в отличие от знания. Ошо предлагает два способа отбросить мышление: медитация и любовь.

Об уме: Ум – это ваш слуга, который при первой же возможности завладеет вами. Он совсем не похож на разум. Ум – это болезнь, внутреннее беспокойство, лишь молчание приведет к здоровью. Ошо призывает стать невинным, невежественными и незнающими как ребенок. «Только сердце ребёнка может постучаться в двери запредельного, и только сердце ребёнка будет услышано». Не нужно искать, ведь поиск всегда приводит к неистинному. Находясь в поиске можно упустить то, что ест, истина же здесь и сейчас. «Ищи, и потеряешь. Не ищи, и всё здесь. Беги, и упустишь. Остановись это было здесь всегда. И не пытайся понять будь». Нужно отбросить ум и бога. Бог – это не объект, а слияние.



Свобода состоит в том, чтобы не придерживаться каких-либо идеологий, так как они лишь делают нас глупыми. Все концепции уродуют человека, так как не способны вместить его в себя. Не нужно придерживаться никакой идеологии, а быть просто человеческим существом. Быть разумным среди толпы сложно, так как все будет направлено на то, чтобы ослепить вас из-за страха увидеть свое уродство. Но человек не хочет быть свободным, а наоборот стремится быть зависимым, чтобы переложить ответственность на другого. Но только ответственность перед собой порождает мудрость. Человек должен бросить вызов жизненным проблемам, пройти по жизни незащищенным, найти свою дорогу, так как жизнь – это, прежде всего, возможность, вызов найти себя. Ошо повторяет слова Будды: «Будь светом самому себе»(бегство от свободы у Фромма).









Заключение.

Учение Ошо является универсальным, оно вбирает в себя как идеи Востока, так и Запада. Целью Ошо является создание качественно нового человека, которого он назвал «Зорба-Будда». Этот «уникум» способен наслаждаться земными радостями, подобно греку Зорбе, наравне с безмятежностью и гармонией Будды.

Метод Ошо – медитация - способ освободится от стресса, что идеально подходит западному человеку, учитывая ритм современной жизни.

Ошо был довольно революционным мыслителем, он резко высказывался

об обществе и государстве, поэтому, думаю, власти западных стран были негативно настроены против него. Но, несмотря на это, на сегодняшний день, в мире достаточно поклонников его учения.


























Список литературы.


  1. Ошо. Разум. Творческий отклик на сейчас. - Спб. 2006.

  2. сайт Ошо в интернете

 1, с. 4.

 1, с. 7.

 1, с.41.

 1, с. 27.

 1, с.30.

 1, с. 45.

 1, с. 71.

 1, с. 54.

 1, с. 94.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!