А.М.ГОРЬКИЙ ПЬЕСА «НА ДНЕ» 11 КЛАСС
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ
Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ
Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца».
Почему «На дне» ?
В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин .
НОВАТОРСТВО А.М.ГОРЬКОГО
Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
Жанр произведения
Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы.
Акт II. Художник Д. Шмаринов.
ПРОБЛЕМАТИКА ДРАМЫ
Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе.
В центре – спор о человеке . Главное в этом споре – проблема правды и лжи .
Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание» ?
Типаж-группа босяков.
Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ
Социальный конфликт : общество виновато в существовании «дна».
Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда ?
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким
Московскому Художественному театру
ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ
Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.
Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе
Фотоснимок, присланный Горьким
Московскому Художественному театру
КЛЕЩ И АННА
Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.
Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть».
Акт I. Художник С. Гонков.
БАРОН
Разорившийся дворянин.
Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его.
Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.
Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а ? »
Барон — В. Качалов.
Спектакль Московского
Художественного театра.
АКТЕР
Бывший театральный актер.
Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился.
Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.
Актер — Э. Рейхер.
Спектакль "Kleines Theater", Берлин.
НАСТЯ
Проститутка.
Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».
Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».
Настя — О. Книппер.
Московский Художественный театр.
ВАСЬКА ПЕПЕЛ
Вор. Сын вора.
Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге.
Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.
«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Васька Пепел — И. Сканке.
Спектакль театра
Альмы и Иохана Фальстрам.
Христиания (ныне Осло), Норвегия. .
БУБНОВ
Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника.
Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!»
Двор ночлежки.
Карандашная зарисовка М.Горького
САТИН
Бывший телеграфист. Шулер.
Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).
Сатин — Р. Валентин.
Спектакль Kleines Theater, Берлин .
ЛУКА
Имя – двойственность образа : Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый».
Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя.
Лука — И. Москвин.
Спектакль Московского Художественного театра
ТРИ ФИЛОСОФИИ – ТРИ ОТВЕТА НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПЬЕСЫ
Философия Луки
Философия
автора
Философия Сатина
ФИЛОСОФИЯ ЛУКИ
Лука – носитель философии веры . Он верит в любого человека.
Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть».
Акт II. Художник С. Гонков.
ФИЛОСОФИЯ САТИНА
Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты.
Сатин : «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»
« Человек – вот правда ! Человек! Это звучит… гордо!»
Акт IV. Художник С. Гонков.
ФИЛОСОФИЯ АВТОРА
А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.
Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
КТО ПРАВ ? ЧЬЯ ФИЛОСОФИЯ ПОБЕЖДАЕТ ?
Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание ? Что нужнее ? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
А.М.Горький
Вечный вопрос ? ..
А.М.Горький
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – (Серия «Средняя школа»);