Идеология заботливого общества
Автор надеется, что предложенная идеология будет
встречена в научных кругах и рядовым читателем
с тем вниманием и интересом, на какие ей дают право
необычайная смелость и оригинальность мысли.
Постановка проблемы Особенность сегодняшнего кризиса состоит в глобальной растерянности. Люди чувствуют себя неуверенно по всему миру. Никто не понимает, что, по-хорошему, надо делать. С падением Советского Союза в мире больше не было идеологического проекта, который был бы общим для всех. Ещё Лебон говорил: «Общество, лишённое идеологии может претендовать на одно название – стадо баранов».
Человек только тогда может считаться правителем, когда поведёт за собой общество, когда укажет магистральный путь развития общества, когда предложит свою идеологию. Но новых, плодотворных идеологий у Президентов всех стран мира нет. Каждая страна стремится к состоянию процветания, стабильности и социальной консолидации. Идеология в этом процессе играет первостепенную роль. Отсутствие в современном мире плодотворной идеологии – результат интеллектуального оскудения. Ещё почтальон Печкин из Простоквашино говорил: «Академики, политики, политологи и политобозреватели у нас есть, ума у нас не хватает».
Мир вокруг нас – это конкурентный мир. Конкуренция людей с природой и между собой является атрибутом их повседневной жизни на протяжении всей истории человечества. Люди постоянно конкурируют за «место под солнцем» – за лучшие условия жизни и труда, за обладание ресурсами, благами, властью. Они живут и работают в атмосфере конкуренции и стараются быть успешными конкурентами. В основе конкуренции лежат конфликты интересов сторон. Соотношение этих интересов лишено изначальных согласия и гармонии – интересы сторон не совпадают, они нередко противоречат друг другу.
ИСТОРИЯ ВОЗЛОЖИЛА НА ПОЛИТИКУ ОБЯЗАННОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ МИРА. ПРОДУКТОМ ПОЛИТИКИ СТАЛ КОНКУРЕНТНЫЙ МИР. ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ ФУНКЦИОНИРУЕТ КОНКУРЕНТНЫЙ МИР. РЕЗУЛЬТАТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОКАЗАЛСЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ.
Забота против конкуренции Удивить мир трудно. Ещё труднее перевернуть его. «Чтобы перевернуть мир, достаточно перевернуть представления людей об этом мире», – заметила А. Миллер. Вот этим, уважаемый читатель, мы с вами и займёмся. Визави конкуренции и её антиподом является забота. Ещё известный философ Ю. Шрейдер говорил: «Нам бывает очень трудно согласиться с тем, что установка, противоположная принятой нами, может оказаться столь же уместной и даже более плодотворной». Это наталкивает на мысль о новой модели общества. Осмелюсь выдвинуть идею о заботливом обществе.
Ещё одним доводом в пользу формирования нового вида общества служит разрушение морали. С сожалением можно констатировать, что общество играет пассивную роль регистратора разрушения морали. Ещё Васильев говорил: «Когда рушится культура, первой под её обломками гибнет нравственность». Происходит периодическая поломка регулятора морали. Ещё пять тысяч лет назад общество сделало заказ на восстановление морали, но заказ этот до сих пор не выполнен. А раз так, то у людей изменились этические установки. Разрушение морали привело к ослаблению индивидуальной ответственности перед другими людьми. А это, в свою очередь, стало источником огромного дефицита заботы. Не общество определяет будущее людей, а люди должны определять будущее общества. Предпринимаю попытку дать ответ на главный вопрос, какие изменения необходимо произвести в современном обществе, чтобы индивид и само общество смогли эффективно функционировать в окружающем мире.
Философия заботы Забота – одна из главных составляющих бытия в мире. Озабоченность миром, вещами, определяет человека. «Выход» к миру в состоянии заботы – центральная характеристика человека. Забота присуща человеку в онтологическом смысле, и она — не двигатель, а человеческая природа. «Озабоченность» не есть отношение к «Я». «Я» всегда вовне, в мире с «Другими». Забота – это когда человек не равнодушен, когда есть своё, определённое отношение к миру. Если человека ничего не заботит, он словно теряет свою сущность. А если своей сущности не уделять должного внимания, не заботиться о ней, она покидает человека, оставляя взамен разочарования.
Забота как феномен существования человека Забота выступает феноменом, который определяет человеческое существование. Поэтому забота онтологична, ведь она конституирует человека. Забота является особым типом интенциональности. Это интенция желать, удивлять, знать, хотеть, ухаживать, беспокоиться, двигаться, ожидать, любить. Она — источник человеческой воли. Волеизъявление – это выпущенная на волю забота, ставшая активной. Воля – высшая форма желания, коренящаяся в заботе. Когда человек совершает осознанное действие, в этом действии забота и воля тождественны. Забота говорит о нашем неприятии пустоты, стремлении от неё избавиться, то есть утвердить человеческое достоинство, не смотря ни на что.
Притча о заботе, по Гёте Однажды Забота плыла по реке и увидела на берегу глину. Она подняла кусок глины и стала придавать ей форму. Мимо проходил Юпитер и даровал творению душу. Забота решила дать полученному творению своё имя. Юпитер стал возражать и потребовал, чтобы глиняное изделие назвали его именем. В то время как Забота спорила с Юпитером, поднялась Земля и потребовала, чтобы творение было названо её именем, так как она предоставила для него свой материал. Никто не хотел уступать. Тогда они обратились к Сатурну как к третейскому судье. Сатурн принял следующее решение: «Так как ты, Юпитер, дал душу, ты получишь её обратно по кончине творения. Так как ты, Земля дала часть своего тела, ты получишь его тело. А так как ты, Забота, первая слепила это существо, то ты будешь владеть им до тех пор, пока оно будет жить. Назовём его homo, так как сделано оно из земли (humus).
Характеристика заботы Все взаимоотношения людей находятся в диапазоне от
заботы до убийства.
мольба, общение в третьем лице, ироническое отстаивание прав и интересов предмета заботы и др.
Generosi animi et magnifici est juvare et prodesse – Свойство Забота является важнейшим и существенным критерием взаимоотношений. При внимательном рассмотрении выявляется, что явление заботы является сложным, социально-психологическим собирательным явлением, включающим ряд явлений.
Забота есть запрограммированный природой способ существования человека. Люди запрограммированы на заботу, особенно женщины. «Если бы у меня было столько забот, сколько у женщины, я бы не смог стать физиком», – заметил Л. Ландау. Если мужчина живёт для чего-то, то женщина – для кого-то. Забота повышает самооценку, приносит самоуважение и ощущение собственной нужности. Добрый человек делает больше, чем просят, а заботливый – раньше, чем просят. «Одиночество – у тех, кому не о ком заботиться. Но особенно у тех, кто не хочет ни о ком заботиться», – подчёркивал М. Задорнов. Ещё вчера мы были детьми, и о нас заботились родители, а сегодня уже наши родители нуждаются в нашей заботе и внимании. Забота рассматривается как процесс, состояние и свойство личности.
Забота как качество человека Из химии известно, что в окислительно-восстановительной реакции протекают два процесса – окисление и восстановление. Точно также существует взаимосвязь и взаимозависимость: способность заботиться о себе развивается тогда, когда человек заботится о других. «Забота о человеке и его судьбе всегда должна быть во главе любой технологической разработки. Никогда не забывай об этом среди своих уравнений и диаграмм», – оставил завет А. Эйнштейн.
Существует много людей, которые не умеют и не хотят заботиться о других. У них нет мотивации. Забота – имманентное качество человека. В раннем детстве оно присуще всем детям. Затем, в силу ряда причин у некоторых людей оно утрачивается.
Цель — благополучие другой личности То, что в обществе существует значительная часть незаботливых людей – тревожный сигнал для самого общества. Заботавик (заботливый человек) осознаёт потребности, ценности другого человека и намечает план, имеющий целью создать благополучие другой личности.
Личностные качества заботливого человека: альтруизм, бескорыстие, гуманность, отзывчивость, внимательность, проницательность, неравнодушие, сострадание и др. Типы заботы: межличностная, межгрупповая, международная. Коммуникативно-поведенческий компонент заботы представляет собой действия, поступки, поведение, общение, которые направлены на благополучие другого человека.
ГРАММ ЗАБОТЫ ЛИТР ВАЛЕРЬЯНКИ БЕРЕЖЁТ
Забота одного человека о д
Забота проявляется в многочисленных безвозмездных услугах: психотерапевтические, медицинские, массажные, кулинарные, информационные, репетиторские, строительные, снабженческие, транспортные, разгрузо-погрузочные, сантехнические, электрические, слесарные и т.п. Забота проявляется в общении. Существует большое количество форм общения заботавика с предметом своей заботы: поддержка, комплименты, беседа, дискуссия, интервью, рекомендации, уговаривание, убеждение, дружеский юмор, юмористический приказ, юмористический ультиматум, юмористическая благородного и великодушного – помогать и приносить пользу.
ругом состоит в оказании содействия другому с целью решения стоящих перед ним задач. В состоянии заботы возникает такое целостное отношение взаимозависимости, без которой человек заботящийся и тот, о котором заботятся, не могут ни существовать, ни полностью реализовать свои возможности. Ещё Платон говорил: «Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное». Существует многочисленная литература о феномене заботы. Мы же перейдём к другим аспектам заботливого общества.
Содержание заботы Спасибо вам за чуткость и заботу,
За вашу беспокойную и нужную работу.
Душевность ваша нам передаётся,
Спасибо вам, что сердце наше бьётся.
На боль всегда откликнитесь,
Детально во всё вникните,
Подход найдёте к каждому,
Осмотрите, проверите
И делу очень важному
Сердца свои доверите.
Спасибо вам огромное,
Вы в жизни очень скромные,
Здоровья вам и счастья
И никогда не знать ненастья.
Александр Иванов
Ситуативные виды заботы «Забота, то есть внимание к другим, – это основа хорошей жизни, основа хорошего общества, – говорил Конфуций. Забота о членах семьи, забота о гостях, забота о соседях понятны без особых комментариев.
На улице Заботу на улице не только можно, но и нужно проявлять. Незнакомые люди — такие же члены общества, как и вы, уважаемый читатель. Импульсы заботы о прохожих не отнимают много времени. Включаем рефлексию, проницательным взглядом пытаемся определить, в какой заботе нуждается прохожий. Может быть, есть необходимость в какой-то сиюминутной помощи? Принятые в обществе темы общения с незнакомцами мизерные. Принятые в обществе вопросы на улице, который час и как пройти туда-то и туда-то следует дополнить другими темами. Форма общения – комплименты, реплики, поднимающие настроение, дежурные шутки.
В транспорте Забота в транспорте проявляется в том, что пассажиры взаимно уступают место друг другу, оказывают сиюминутную помощь. Забота в транспорте проявляется в предложении интересной беседы неизвестным пассажирам.
На работе Хотя ответственным за микроклимат является руководитель, подчинённые также могут внести свой вклад. Забота на работе предполагает отзывчивость и поддержку.
Заботливый образ жизни Образ жизни – это система привычек и стереотипов, образующая уклад повседневного поведения человека. Образ жизни проявляется в особенностях поведения, мышления, принятия решений. Он определяет распорядок дня и индивидуальные предпочтения. Этот внутренний план циклично повторяется на протяжении определённого периода времени. У каждого человека возникают представления по организации собственной жизни. Вначале складывается система ценностей, следствием чего становится тот или иной образ жизни.
У каждого человека складывается собственное видение по проживанию своей жизни. Это видение реализуется в виде определённого образа жизни. Человека питает не то, что он ест, а то, что усваивается им. Если сформировать привычку заботиться о других, то тем самым будет сформирован заботливый образ жизни. Привычка – это действие, выполнение которого становится потребностью. Смысл управления образом жизни заключается в том, чтобы заменить ненужную или вредную привычку полезной, разумной. Сформировать привычку заботиться об окружающих, значит сознательно и целенаправленно совершенствовать свою личность. Но для этого нужно приложить усилия. Расставив жизненные приоритеты, включив в них заботу, человек сформирует заботливый образ жизни. Человеку, решившему вести заботливый образ жизни, жизнь не раз подарит хорошие перемены в его жизни. В. Гюго оставил завет: «Тем, кто поистине велик, всегда подобало заботиться о слабых и малых».
Взаимные расчёты между обществом и индивидом Забота – это общественный долг. Человек, отказывающийся от заботы, становится источником неприятностей и бед, как для самого общества, так и для себя самого. Индивид не осознаёт договорённости между ним и обществом. Тот факт, что человек заботится о других, означает, что он, в конечном счёте, заботится о себе. Забота/отсутствие заботы индивида бумерангом возвращается к нему.
Если исходить из посылки «я не должен заботиться о других», то при этом наступит отзеркаливание: никто не должен заботиться обо мне. Мнение «я не должен заботиться о других» — просто самообман. Хочет человек того или нет, но он должен проявлять заботу и принимать заботу, иначе общество не примет его. Как только индивид принимает нечто от других, он либо возмещает это платой, либо становится должником. Это касается и взаимоотношения индивида и общества в целом. Внутренним контролёром выполнения долга заботы является совесть. В силу разных причин у большей части общества совесть утрачивается. Именно это обстоятельство диктует производить взаимные расчёты между обществом и индивидом по вопросу заботы.
Отношения между обществом и индивидом через призму заботы В каждом возрасте общество предъявляет к индивиду разные требования заботы. Это не осознаётся людьми. Составляют перечень требований заботы к индивидам в возрасте от 3-х до 100 лет.
Индивид заключает с обществом контракт по вопросу заботы. Намечают меры по реализации контракта.
Общество – болельщик индивида. Общество как болельщик индивида осуществляет поддержку индивида, стимулирует его заботу. Детская (молодёжная) группа, олицетворяющая общество, транслирует слова побуждения и одобрения к конкретному заботливому человеку. Способы трансляции могут быть разными: и письмо, и телефонный звонок, и послание на электронную почту (текст, звуковое, видео).
Общество отчитывается перед индивидом условиями, которое оно создало для индивида.
Общество осуществляет признание проявленной заботы индивидом: отчётные собрания, конференции, фестивали, выставки, парады гордости. Это происходит на всех уровнях: село, город, область, край, федеральный центр.
Индивид регулярно составляет акт о своих социальных взаимных расчётах с обществом. Акты подписывают Правитель общества и индивид.
Перечень требований общества к индивиду по вопросу заботы О требованиях общества говорил ещё Д. Оруэлл: «Общество всегда должно требовать от своих членов чуть больше, чем они могут дать».
С 3-х до 7 лет. Ребёнок проявляет заботу о домашних животных, простейшую заботу о родителях.
С 7 до 14 лет. Ребёнок, подросток проявляет заботу о друзьях, о членах семьи, о домашних животных, о престарелых членах общества. Забота о старшем поколении – это признак благополучного общества.
С 14 до 22 лет. Юноши и девушки проявляют заботу о друзьях, членах семьи, о случайно встреченных, незнакомых членах общества, о престарелых членах общества.
С 22-х до 30 лет. Родители проявляют заботу о своих детях, взаимную семейную заботу, заботу о своих родителях, о друзьях, о случайно встреченных, незнакомых членах общества.
С 30 до 60 лет. Взрослые люди проявляют заботу о своих детях, о своих родителях, взаимную семейную заботу, заботу о соседях, о случайно встреченных, незнакомых членах общества.
С 60 до 100 лет. Пожилые люди проявляют взаимную заботу, заботу о внуках, заботу о соседях.
Литература и искусство для заботы Отражение заботы в литературе и искусстве – это система приёмов и способов освещения заботы, как неотъемлемого элемента жизни человека в произведениях литературы, живописи, театральных постановках, кинокартинах и т. п. Такое важное и значимое для общества явление как забота должно занимать ведущее место в процессе художественного осмысления и отражения человеком окружающей его действительности. Проводя общую характеристику отражения заботы в литературе и искусстве, представляется целесообразным отметить то, что работа с образом заботы в литературе, изобразительном искусстве, драматургии и пр. важна в первую очередь для формирования у самих людей собственного отношения к тем или иным проявлениям заботы в обществе. Так, освоение заботы человеком при помощи произведений литературы и искусства с применением художественных образов сопровождается выработкой собственного внутреннего отношения к заботе.
Плодотворность произведений на тему заботы в искусстве заключается в том, что художественное осмысление во всех случаях только дополняет и облегчает осмысление заботы. Литература и искусство предоставят человеку инструменты для мотивации заботы, для достижения им состояния внутренней гармонии с самим собой и с окружающим миром. Создают большое количество песен, рассказов, стихов, фильмов, мультфильмов, баек, спектаклей, юмористических произведений на тему заботы. Транслируют их обществу.
Идеалы заботливого общества Сенека как никто другой понимал огромную значимость заботливого общества: «Общество – это свод камней, который обрушился, если бы один не поддерживал другого». Среди основополагающих мировоззренческих универсалий, отражающих системные ценности общества, одно из центральных мест занимает социальный идеал – свойственное индивидам, их общностям и обществу в целом – представление о совершенстве собственного бытия. Человек живёт не одним настоящим днём, он простирает свои взоры в будущее. Идеал позволяет бороться, стремиться, упорно работать, добиваясь невероятных достижений. Ввиду больших трудностей общество не смогло обрести новые, консолидирующие, цивилизационные социальные идеалы. Человек испытывает потребность в ориентирах, в социальных идеалах. Они воодушевляют человека и дают ему нравственные силы для плодотворной деятельности.
Социальный идеал базируется на тех ценностях, которые носят фундаментальный для общества характер. А. Джигарханян точно заметил: «Когда общество не имеет идеалов – театр ему не нужен». Плодотворные идеалы возводят общество на высоту человеческого совершенства, воодушевляют целые народы.
Во время становления личности подросток, юноша, девушка нуждаются в идеалах. Свято место пусто не бывает. Не сумела наука предложить подрастающему поколению новые прогрессивные идеалы — субкультура предложила идеал «крутой», извращённый идеал.
Ипостаси заботливого человека Альтернативой извращённому идеалу «крутой» станут прогрессивные идеалы заботливого общества:
Командор неустанной заботы.
Человек заботливо-влиятельный.
Непревзойдённый заботавик.
Проектировщик великих дел.
Генератор ста целей.
Изобретатель ста новых жизней.
Подросток — юноша, девушка — будет стремиться стать заботливым человеком. Идеалы заботливого общества зададут смысл жизни, станут ориентирами в жизни. Результатом поиска совершенного устройства общества стали идеалы заботливого общества. Идеалы заботливого общества — это разумные идеалы человеческого общежития. Воплощение идеалов заботливого общества в жизнь будет определять культуру нового общества, всю его систему ценностей. Всю историю человеческой жизнедеятельности можно рассматривать как зарождение, развитие и смену различных идеалов. Идеалы заботливого общества будут выступать как сила, которая на длительный период объединит людей. Как знать, может, с годами оценят заботливое общество как идеальное. В самом деле, идеальное общество – это такое общество, в котором каждый заботится об обществе, а общество – о каждом, и нет места эгоизму и потребительству.
Система научно-популярных знаний о заботе Смысл заботы интуитивно ясен. И всё же. При внимательном рассмотрении выясняется, что по проблеме заботы общество представляет собой совокупность самоучек. Зачем же быть самоучкой, зачем же доходить до всех премудростей заботы самому, зачем же собирать по крупинкам знания о заботе, рассыпанные в тысячах книг, когда можно отыскать ответы на свои вопросы в одном учебнике?!
Нонсенс, есть множество научных книг о заботе, но нет ни одной научно-популярной книги о заботе. Система научно-популярного образования в тысячу крат эффективнее житейских представлений о заботе. Множество самоучек, увы, так и остаются наивными психологами. Они осуществляют стихийную, нередко неумелую заботу, не дающую желаемых результатов. Забота – дело тонкое, иногда рискованное, можно не угодить.
Забота является психологическим воздействием, и оно должно быть грамотно организовано. Это обстоятельство диктует необходимость в системе образования. Прежде чем осуществлять заботу, человек проводит ориентировку с последующей регуляцией. Ориентировка включает в себя восприятие ситуации, анализ ситуации, оценку ситуации. Забота – это не абстрактное понятие, это действенный фактор, который влияет на судьбу человека. Арсенал подходов, принципов, методов, приёмов заботы позволит проявлять заботу наилучшим образом. «Пропитывание» общества научно-популярными знаниями о заботе благотворно отразится на самом обществе. Оно достигнет невиданного социального прогресса.
Забота о себе Забота о своём здоровье
Стремиться к самореализации
Создавать положительные, плодотворные, высококачественные житейские произведения
Сделать всё возможное и невозможное для создания семьи
Получить образование
Осуществлять самовоспитание вплоть до гробовой доски
Проводить поисковые работы новых смыслов своей жизни
Дать миру дар чудесный
Забота между поколениями О важности межпоколенческой заботы говорил Вергилий М. Публий: «Наша забота пусть останется нашим потомкам». Ценности младшего поколения стали значительно отличаться от ценностей старшего поколения. Молодёжь перестала отождествлять себя со своими отцами и дедами. Разные культуры, разные мировоззрения. Налицо конфликт поколений. Ответственность за будущее страны связана с заботой о новом поколении. Однако за последние полвека разрыв между поколениями обострился как никогда. Зачем требовать от младшего поколения, чтобы оно научилось понимать старшее поколение, когда легче использовать следующий способ.
Во всех городах страны собирают на площадках, в залах группы «отцов» и «детей» и проводят дискуссию на тему заботы, а затем подписывают контракт. Создают большое разнообразие форм проявления взаимной заботы между поколениями: шефская помощь, бартер «знания в обмен на бытовую помощь», юморина, «показываем миру образец», социальные изобретения, месячник заботы, сюрпризная забота, эксперименты заботы. Массовое проявление взаимной заботы между поколениями позволит увеличить взаимопонимание и получить удовлетворённость отношениями между поколениями.
Забота государства об обществе Есть государственный орган, министерство труда и социального развития, главной обязанностью которого является забота об обществе. Структура министерства труда и социального развития включает областные министерства и муниципальные управления соцзащиты населения. Эти слуги народа составляют колоссальный штат. Но, как говорил поет Василий Фёдоров: «Слуги с хозяином всегда хитрят». Сегодня, в век электронных карточек, областные министерства социального развития и муниципальные управления соцзащиты населения превратились в рудиментарный орган. Сбербанк, воспользовавшись банковскими электронными картами, давно и успешно сократил огромное количество операционистов. Что же мешает Минтруду проделать то же самое со своими подведомственными областными и районными организациями, ставшими балластом? Ничего.
Международная забота В 1945 году Сталин, Рузвельт и Черчилль совершили ошибку. Создавая ООН, они поставили кажущейся правильной задачу – поддержание международного мира и безопасности, и для этой цели учредили Совет Безопасности ООН. Совет безопасности ООН – это орган, препятствующий улучшению межгосударственных отношений, и вот почему. Главной задачей ООН посчитала военный отпор государству-агрессору. Эта задача является лишь кажущейся правильной. В действительности безопасность государства детерминирована установлением дружественных отношений с сопредельными странами. Как людей-врагов превращают в друзей, так и конфликтующие (враждующие) государства можно превратить в друзей. Нужно исправить эту ошибку. Итак, следует произвести реформу ООН. Следует упразднить Совет безопасности ООН, а вместо него учредить Верховный семейно-планетарный Совет заботы ООН. Его функциями станут: забота между государствами, забота между нациями, забота между религиями.
Заботливый мир Конкурентный мир – это мир, главными принципами которого является борьба за выживание и погоня за наживой. Конкурентный мир завёл человечество в цивилизационный тупик. Если у животных способы взаимодействия во многих случаях ограничены конкуренцией, то у человека есть совершенно уникальная способность, отличающая его от животного. Это способность к изменению окружающего мира, к труду, к созиданию. Будучи существом мыслящим, разумным, у человека нет необходимости конкурировать с себе подобными за блага.
В основе конкурентного способа взаимодействия лежит страх, глубинный, инстинктивный страх смерти, или более поверхностное его выражение — страх быть неуспешным, быть неудачником, быть хуже. Конкурентный мир лишил человека его главного предназначения – созидать, вынуждая только приспосабливаться, бороться и отнимать. То есть выживать, а не жить. В конкурентном мире идёт война на уничтожение.
Сравнение заботливого и конкурентного мира Давайте сопоставим конкурентный мир с заботливым миром. Следствием конкурентного мира становится экономический прогресс, тогда как заботливого мира – социальный прогресс. Конкурентный мир – это закрытое общество, тогда как заботливый мир – открытое общество. В заботливом мире будет сформирована установка на лёгкость контактов. В конкурентном мире человек, попадая в трудную ситуацию, пытается преодолеть её сам. Зачастую у него не получается и он сдаётся.
В заботливом мире человек, попадая в трудную ситуацию, получает массовую поддержку с разных сторон. В конкурентном мире утрачено чувство меры в деньгах. Главная его цель – нажива. В заботливом обществе культивируется сохранение чувства меры в деньгах. Из истории науки известно, что научные революции сопровождались сменой языка науки. Конкурентному миру присущ язык: конкуренция, монополия, сверхприбыль, лоббирование. Заботливому миру присущ язык: созидание, поддержка, забота, дружба, гуманизм, отзывчивость.
Будущее — за заботой В заботливом мире обнаруживается замечательное свойство заботы: Hodie mihi, cras tibi – сегодня мне, завтра тебе. Чувство меры требует соблюдение баланса. В одних ситуациях плодотворным принципом является конкуренция, а в других ситуациях – забота.
При внимательном рассмотрении истории человечества можно заметить, что произошёл чудовищный перекос. Конкуренция стала доминирующим принципом развития человечества.
Настал момент, когда необходимо восстановить статус-кво между конкуренцией и заботой.
Пропаганда заботы Функция пропаганды априори присуща журналистике. В заботливом обществе журналисты будут проводить позитивную пропаганду заботы. В доходчивой форме они расскажут о разных аспектах заботы, будут побуждать людей стать адептами заботы. Пропаганда заботы – это не просто идея, а набор конкретных правил простого и ясного руководства к действию.
Пропаганда заботы осуществляется в интересах общества. Это пропаганда созидания, рекламирующая строительство заботливого общества и побуждающая людей принять участие в этом строительстве. Пропаганда заботы позволит сформировать научное мировоззрение, что благотворно скажется на всём обществе. Пропаганда заботы носит гуманистический характер. Заботливый человек великодушен, служит интересам слабого. Пропаганда направлена на решение стоящих перед обществом задач. Осуществляя просвещение, можно будет сформировать заботливое общество.
Замысел творца А. Борисова проницательно заметила: «Главный признак правильно устроенного общества – если в нём старость не страшна и старики не вызывают жалости». Как же правильно осуществить устройство общества, какие недостатки нужно исключить? Недостатками капиталистического общества являются сильная эксплуатация трудящихся. При этом имеет место присвоение и распределение прибавочного продукта в интересах класса буржуазии. Недостатками социалистического общества являются партийно-бюрократический аппарат, плановая экономика, низкая производительность труда. Недостатками коммунистического общества являются примат экономических отношений, не являющихся сущностью человека, большая централизация власти, отсутствие стимулов для труда, отсутствие свободы слова. Коммунистическое общество является утопией.
Недостатками демократического общества являются опасность возникновения диктатуры, избрание некомпетентной власти, упадок цивилизации. Демократическое общество устроено так, что оно не продвигает уникальных идей развития. Прежде всего, людей заботит их личное благосостояние. Демократическое общество способно только на банальные решения. Демократическое общество не даёт главного, не создаёт условий для продуктивного функционирования индивида. Прав был А. Дюма, когда заметил: «Нет такого общества, с которым не надо было бы расстаться».
С демократическим обществом давно пора расстаться. Объявляю шах и мат демократическому обществу. Недостатками индустриального общества являются империализм, колониализм, экономическая гонка, экологическое загрязнение, непропорциональный демографический рост, новые методы ведения войны. Д. Леннон попал прямо в точку: «Наше общество – это погоня безумных людей за безумными целями».
Поиск альтернативного общества Таким образом, нужен другой вид общества. Создание проекта нового вида общества является прерогативой социологии, но социологи даже не собираются ставить такую проблему. А зачем, их и так неплохо кормят. Главная цель социологов — пролезть в академики. Если этот наполеоновский план бедолагам не удастся реализовать, то тогда нужно заделаться доктором социологических наук и найти приличную кормушку. Максимум, на что хватает ума у социологов, так это на сплетни, называемые ими социологическими опросами.
На помощь придёт гоминисология, наука о человечестве. Именно гоминисология ставит разные проблемы, которые должно решить человечество, в том числе проблему создания нового, более эффективного общества. На помощь придёт наука функциология. В каких условиях человек эффективнее функционирует в окружающем мире, в условиях конкуренции, или в условиях заботы? Разумеется, в условиях заботы. Воспользовавшись индукцией, перейдём от частного к общему, от единичной заботы к общественной заботе, создадим глобальную общественную систему заботы. Она и станет заботливым обществом.
Мысль о заботливом обществе давно носилась в воздухе. К ней ощупью шли Сенека, Платон, Конфуций, Гёте, Эйнштейн, Задорнов, Пашинян, Борисова и др. Само общество заказывает тотальную заботу, хотя, следует признать, что этот заказ не осознаётся.
Экскурс в далёкое прошлое Давайте обратимся к истории человечества, окунёмся в его прошлое. В те, неимоверно далёкие времена природа выделила человека из царства животных и запрограммировала усовершенствование человечества. По замыслу природы человечество должно было двигаться из состояния варварства в состояние совершенства. Для воплощения замысла природы в жизнь как раз и понадобилась забота. Для жизни человека на Земле возникли неблагоприятные условия и продолжались до тех пор, пока не начал действовать процесс формирования массовой заботы.
Произошли эти события примерно 40 тысяч лет назад. Для выживания человечества как вида обычной жизнедеятельности было уже не достаточно. Усложнившиеся условия потребовали наличие инструмента, помогающего успешно решать психологические и социальные проблемы. И таким эффективным инструментом стала забота. Основная эволюционная роль заботы заключалась в том, что она явилась опорой для решения стоящих перед человеком новых, сложных задач.
Хотя забота о потомстве присуща животным, человеческая забота имеет принципиальное отличие. У людей забота приобретает новые качественные особенности: формирование индивидуальных отношений субъекта с миром, мотивация и формирование личности. Только человеческая забота придаёт смысл поведению, смысл жизни. Эволюция повлекла за собой возникновение заботы. Забота вообще не могла бы возникнуть, если бы не выполняла важную социальную функцию, не служила бы инструментом выживания. Возникновение заботы не может иметь иного смысла, кроме приспособительного. Если бы забота не служила этой цели, её возникновение и столь длительное функционирование было бы чудом. Мы приходим к выводу о том, что сама природа запрограммировала заботливое общество.
Новое мироустройство Заботливое общество сможет наиболее плодотворно функционировать тогда, когда произойдёт замена существующего неудовлетворительного мироустройства более удачным мироустройством. Я хочу бросить упрёк правителям первых возникших государств. Вместо того, чтобы установить дружественные отношения с соседями и сообща идти по пути социального прогресса, они стали заботиться только об интересах и проблемах своих государств. В те неимоверно далёкие времена правители первых возникших государств совершили роковую ошибку человечества, создали мироустройство – тотальный государственный эгоизм.
На протяжении пяти тысяч лет действует это мироустройство. Главным фактором данного мироустройства является отстаивание государством собственных интересов. Именно государственный эгоизм является причиной напряжённости в межгосударственных отношениях, причиной столкновения межгосударственных интересов, причиной многочисленных межгосударственных и межнациональных конфликтов и войн на протяжении всей истории человечества. С момента возникновения государств произошёл раскол человечества. Не мудрствуя лукаво правители первых возникших государств сформировали мироустройство, в котором мы живём, и заложниками которого мы являемся. Как только тотальный государственный эгоизм будет заменён планетарным альтруизмом, будет сформировано новое мироустройство.
Система заботливого общества Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Генерируя новые идеи, мы придумываем новые системы. Это свидетельствует о важности учёта системных свойств вновь созданных объектов. Только ответив на вопрос, в чём смысл системы заботливого общества, можно говорить о плодотворности идеологии заботливого общества. Окружающей средой для системы заботливого общества является система межличностных отношений заботы и система планетарного альтруизма.
Система заботливого общества характеризуется целостностью относительно окружающей среды. Изменение любого компонента системы заботливого общества оказывает воздействие на все другие её компоненты и приводит к изменению системы в целом. Система заботливого общества характеризуется процессами самоорганизации: как только начинается массовая забота людей, то это вызывает улучшение отношений. Иначе говоря, осуществляется комплектование компонентами системы. Система заботливого общества характеризуется развитием. Развитие обнаруживается как накапливание гражданами арсенала методов и приёмов заботы.
Связи системы заботливого общества Система заботливого общества характеризуется вертикальностью и горизонтальностью связей. Вертикальность связей прослеживается при взаимодействии с системой планетарного альтруизма. В случае неудовлетворительных вертикальных связей нарушается управление в системе планетарного альтруизма. Горизонтальность связей прослеживается при использовании компонентов системы. В случае неудовлетворительных горизонтальных связей творится нежелательная будущая реальность. Система межличностных отношений заботы является надсистемой по отношению к системе заботливого общества. Таким образом, система планетарного альтруизма как система первого уровня влияет на подсистему второго уровня — систему заботливого общества – непосредственно и, опосредованно, по «принципу пирамиды» – на систему межличностных отношений заботы, которые наследуют качества и признаки подсистем, являясь в то же время самостоятельными системами.
Заботливое общество как открытая система Система заботливого общества является открытой системой. При этом соблюдается основной принцип функционирования открытых систем – постоянный интенсивный обмен с окружающей средой, с системой межличностных отношений заботы и с системой планетарного альтруизма. Открытая система, какой по существу является система заботливого общества, присуща обществу. Её характерной особенностью является постоянное изменение состояния и/или возможность такого изменения, перемещения, неустойчивости и нестабильности: в жизни общества всё возможно. Открытая система предполагает разнообразие компонентов системы. Такая структура системы заботливого общества позволяет находить выход из самых затруднительных положений и преодолевать любые жизненные трудности.
Система планетарного альтруизма является системой более высокого уровня – управляющей подсистемой, а система заботливого общества – системой менее высокого уровня – управляемой подсистемой. Точно также, система заботливого общества является системой более высокого уровня – управляющей подсистемой, а система межличностных отношений заботы – системой менее высокого уровня – управляемой подсистемой. Система заботливого общества является адаптирующей подсистемой; она реагирует на изменение окружающей среды, на систему планетарного альтруизма. Точно также система межличностных отношений заботы является адаптирующей подсистемой; она реагирует на изменение окружающей среды – на систему заботливого общества. Обе пары этих систем неотделимы друг от друга и функционируют сообща. Осознанное использование системы заботливого общества позволит творить желаемое будущее.
Перспективы заботливого общества Большую ошибку допустило человечество, сделав управленческий фактор сверхзначимым. Мир пошёл по ложному пути, сделав властный фактор сверхзначимым. Общество стало уделять чрезмерное внимание власти, стало предъявлять требования к власти, в то время как к себе – никаких. Общество стало чрезмерно говорить и писать о власти, надеяться на то, что власть создаст нормальные условия для жизни общества, контролировать власть, критиковать власть и бороться с властью. Власть должна нам – вот кредо общества.
Такой подход оказался неэффективным. Не прав царь древней Македонии Антигон, утверждавший: «Каков правитель, таковы и его подданные». Власть всё же не является абсолютной, так как личность есть активное, самосознательное существо, способное познавать социальную действительность, совершать выбор и переоценку ценностей и само себя совершенствовать. Точка опоры человека находится не во власти, а во внутреннем мире человека и в обществе, в заботливом обществе. Будущее никогда не бывает случайным – его творят!
Сменив приоритет «демократия» на приоритет «забота», осуществив радикальную политическую и социальную реформу, общество только выиграет. Сработает философский закон перехода количества в качество: огромное количество тотальной заботы приведёт к новому состоянию общества. Концепция заботливого общества превзойдёт по смелости все известные политические концепции. Потребительское общество себя изжило и уступит место продуктивному заботливому обществу. На историческую сцену выйдет заботливое общество.
Заботливое общество как вид социального устройства Заботливое общество – это вид социального устройства, где взаимная забота становится высокозначимой. Общество выступает в роли заказчика заботы. Тотальная забота окажет заметное влияние на жизнь гражданина и всего общества. Люди станут ощущать свою значимость для общества. Осознание своей значимости и нужности для общества вызовет удовлетворённость собой. Модель заботливого общества – социальное чудо. Заботливое общество – это созидательное общество. Неужели мы все сошли с ума и не понимаем, что социальные проблемы (семейные проблемы, проблема межнациональных отношений, межпоколенческая проблема) невозможно решить, пока не изменятся исходные условия, пока существует демократическое общество?
Программа заботливого общества нацелена на всестороннюю психологическую и социальную подготовку члена общества. Проблемы личности являются проблемами самого общества. Граждане заинтересованы во взаимной заботе. Это напрямую будет влиять на их качество жизни. Основные черты заботливого общества составляют «выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости в социальную и психологическую. Индивид будет успешно функционировать в окружающем мире, успешно решать свои жизненные задачи, продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
Преимущества заботливого общества В заботливом обществе, в отличие от потребительского, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства его членов становится развитие их собственной личности. В заботливом обществе будет сформирована система ценностей, в которой личностные факторы являются доминирующими. При этом конфликты будут редки и малочисленны, уровень безработицы низкий. Общество будет стабильно и жизнеспособно. Силовики уступят место заботавикам. Общество заботавиков станет более совершенным обществом. Государственная политика будет направлена на совершенствование личности. Концепция заботливого общества – это чрезвычайно плодотворная концепция. Она даст мощный толчок для обновления общества. Создана идеология заботливого общества, которая по своей привлекательности для широких народных масс не уступает коммунистической идеологии, а по силе идей превосходит её.
Идеология заботливого общества станет основой Национальной доктрины развития страны на длительную перспективу. Она укажет обществу путь прогрессивного развития, даст инструмент реформы гражданского общества.
Тотальная забота создаст предпосылки плодотворных изменений в жизни общества. Произойдёт скачок социального прогресса. Заботливое общество приведёт к поразительным переменам, к четвёртой – заботливой революции. Человечество вступит в новую эру своего существования. Концепция заботливого общества даст импульс и воодушевит общество. Из заботливого общества возьмёт свой путь идея гуманистического преобразования мира. Человечество начнёт путь к заботливой цивилизации. Мы начинаем великий исторический эксперимент, мы заменяем конкурентный мир заботливым миром.
Независимый исследователь Ефим Рейтблат
9