СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейная направленность рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить идейное содержание  рассказа «Муму» путем анализа эпизодов произведения

Просмотр содержимого документа
«Идейная направленность рассказа И.С.Тургенева «Муму».»

Урок литературы в 5 классе




Тема


Идейная направленность рассказа И.С.Тургенева «Муму».


Цель


Определить идейное содержание рассказа «Муму» путем анализа эпизодов произведения


Планируемый


Предметные умения



Формировать УУД



результат



Личностные

Регулятивные


Коммуникативные

Познавательные




Знать

Соотносить описания быта и

Уметь определять и


Уметь оформлять

Вычитывать разные




содержание рассказа Тургенева, уметь

нравов крепостнической России в

формулировать цель на


свои мысли в

виды информации




определять тему произведения,

рассказе со знаниями об этом

уроке; уметь высказывать


устной форме;

(фактуальную,




выделять проблемы.и героев

периоде из истории.

своѐ предположение на


слушать и понимать

концептуальную),




изученных произведений (героев и

Совершенствование духовно-

основе работы с материалом


речь других;

преобразовывать




события в их взаимосвязи);

нравственных качеств личности,

учебника; осуществлять


учиться работать в

информацию из одной




Ум ет ь находить элементы сюжета

воспитание чувства любви к

самоконтроль за


паре,

формы в другую (текст в




(экспозиции, завязки, кульминации

многонациональному Отечеству,

произношением отдельных


формулировать

схему), анализировать,




и развязки)

и объяснять их роль

уважительного отношения к

слов и звуков в потоке речи.


собственное мнение

сравнивать, делать




в изученном

произведении;

русской литературе, к культурам




и позицию.

выводы.






других народов;








Основные


Образ героя, рассказ, повесть, эпизод.








понятия












Межпредметные

Окружающий мир, речь и культура речи, музыка, история








связи












Ресурсы:


Методическое пособие, наглядный материал, учебник, выставка детских рисунков, русск. народная песня «Ноченька» в исполнении Ф.Шаляпина, репродукции картин Мясоедова, Куинджи, Левитана, Васнецова. Презентация.




















Тип урока


Урок -исследование









Организация


Работа фронтальная, индивидуальная, групповая








пространства

























Структура

Деятельность учителя



Деятельность учеников


УУД



урока












Организаци

Приветствие учителя



Запись в тетрадь


1) Регулятивные:


онный

Сообщение темы урока: «Идейная направленность рассказа «Муму»





- волевая саморегуляция;


момент

. Портрет





2) Личностные:


Цель -

Герасима.







- смыслообразование (Я должен


Включение









посмотреть...)



в деят-ть









3) Коммуникативные:











- планирование учебного











сотрудничества с учителем и со











сверстниками



Целеполаган

Сегодня у нас урок-исследование. Мы с вами будем шаг за шагом идти к истине, будем вести диалог, побуждающий к гипотезам






ие. Цель

. Обращается внимание учеников на словарный уголок: гипотеза, идея. тирания , антитеза, сравнение.


Думают над определением цели урока





подведение к




,Формулируют.





определению

Определите цель урока?







содержательн


узнать, почему Герасим



ых рамок


утопил Муму



урока





Проверка

Выскажите свое отношение к рассказу.

Что произвело на вас самое

1) Познавательные:


домашнего

Как вы думаете о ком эти слова? (Рядом с портретом)

сильное впечатление в

- общеучебные умения


задания

«Добрый великан»

рассказе?

структурировать знания, контроль и


Цель :

«Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением


оценка процесса и результатов


выявление

русского богатыря», с серебристой прядью волос на широком


деятельности.


уровня

полуотвесном лбу» -Тургенев


- анализ, сравнение, синтез.


усвоения

Слушает домашнее задание, данное ученице: сравнить Герасима с былинными богатырями.


3) Регулятивные:




- контроль и оценка прогнозирования


информации






(при анализе учебного действия).






Изучение


Ответы учеников. Инсценировка эпизодов.

1) Познавательные:


нового

Ребята, на доске записан проблемный вопрос: Способны ли люди, о которых мы будем говорить, на поступок? Нам предстоит на него ответить

Ближе к концу урока мы определим идейную направленность рассказа.

Обратите внимание на доску, где записаны эпиграфы. Какой из них нам больше подходит, решим чуть позже.


- общеучебные умения


материала

Предлагаю вам рассказать о героях рассказа, вжившись в образ (от первого лица)

ГАВРИЛА, КАПИТОН, ТАТЬЯНА…-способны ли они изменить свое положение


структурировать знания, контроль и



Посмотрим, как ведут себя герои в сценках (подготовлено учащимися): «Совет», «Пьяная Татьяна»и ответим на вопрос: в чем изобретательность дворовых напоминает барские издевательства?

Как Герасим реагирует на поведение Татьяны? Какие чувства испытывает?

Работа с текстом (маркировка текста)

оценка процесса и результатов





деятельности.



Прослушайте романс «Ноченька» в исполнении Ф.Шаляпина и ответьте на вопрос: близка ли по настроению эта песня тем,чувствам, которые испытывает Герасим?

Меняются ли чувства героя после свадьбы, спустя год? Аргументируйте ответ.


Наконец-то мы видим всплеск эмоций у Татьяны. Чем они вызваны, и какие они?


Анализ эпизодов: «Герасим нашел Муму», эпизод на лестнице,.


2) Регулятивные:




Работа с текстом

- контроль и оценка прогнозирования




(при анализе учебного действия).





Какой прием использован писателем?








Куда отправится герой?








Почему Герасим сам решил утопить собачку, ведь никто его к этому не принуждал?


Почему надел праздничный кафтан и накормил Муму?

Что испытывал?

Почему долго греб против течения?

Какие переживания испытывает?

Кого лишился Герасим, утопив Муму? По своей ли воле?

Итак, от природы он лишен слуха, речи, его лишили родины. Он потерял любимую, он лишился друга.

Есть ли у него близкие?

Не это ли натолкнуло его на уход из Москвы?

Чем для других был уход Герасима? (бунтом)

С кем сравнивает героя автор? (лев)

А раньше?





Ответы учеников.

Делают выводы.










Словесное рисование.




Представьте дорогу. Перед вами распечатанный текст, Читаем….

«Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом. взапуски перекликались коростели…Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины, - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу-дорогу домой, прямую. Как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»


Назовите слова, на которые мы обратим особое внимание?

Что хотел этим сказать автор?


Перед вами репродукции картин Васнецова, Левитана. Мясоедова…

Находят слова: видел-чувствовал. Ветер с родины, дорога домой.

Отмечают певучесть тургеневского слога.

Познавательные: анализ, сравнение. синтез



Прочитайте строки известных поэтов: А.Фета, И.Бродского, Н. Рубцова…



Как хорошо, на родину спеша.

Поймать себя в словах неоткровенных

И вдруг понять, как медленно душа

Заботится о новых переменах. И.Бродский

Работа по картине.








Закрепление нового материала.

Ребята, природа для поэтов- источник творчества, потому что смена ее состояния созвучна смене душевных переживаний человека. А ДОРОГА- символ непрерывности, символ жизни. (слайды)


Не такой ли пейзаж мог видеть Герасим?

Может быть, безмерность боли (у него ничего не осталось) открыла ему безмерность мира, который раньше вмещал только барыню и дворовых…


Скорее всего. он ощутил спасительную близость жестоко отнятого у него мира, всегда готового согреть лучами солнца, озарить лаской летнего ветерка и запахом поспевающей ржи.


Что для него эта свобода?

Ответы учеников о том, чего лишился герой.









Работа с эпиграфами. Какой из эпиграфов нам больше подходит?

Итак, какова же идейная направленность рассказа?

Против чего протестует Герасим? (против отношений барства и рабства, при которых люди теряли свои лучшие качества, против порабощения одними людьми других)

Какое настроение остается после прочтения рассказа?(грустное, но и радостное за Герасима)

Ответ ученика.





























Запись на доске

Работа в группах по

1) Регулятивные:



1852 год - рассказ написан

карточкам- Задание

- целеполагание как постановка


Работа в

1861г –отмена крепостного права

прочитать и ответить на

учебной задачи,


микрогруппа

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме рассказа «Муму

вопрос

- планирование,


х (в парах) по


Что же такое крепостное

право? Что вас поразило в

этом явлении российской действительности?

- прогнозирование.


рядам


2) Познавательные:




- умение структурировать знания,

постановка и формулировка проблемы,

умение осознанно и произвольно

строить речевые высказывания.


Рефлексия.

Изменилось ли ваше отношение к рассказу?

Что так изменило

1) Познавательные:

Проблемный

Выполнили ли вы ваши цели на уроке? Изменили ли свое положение герои. о которых мы говорили? А Герасим?

Герасима?

- оценка процессов и результатов

вопрос



деятельности

Цель:



2) Регулятивные:

зафиксирова



- осознание того, что уже усвоено и что

ть новое


Высказывание по модели:

ещѐ подлежит усвоению

содержание


Я сегодня узнал…






Подведение

Оценки за урок


1) Познавательные:

итогов

Дом.задание: По выбору учащихся:


- оценка процессов и результатов

занятия,

1.подготовить ответ : кто же утопил Муму?

Герасим

Барыня

Степан

И.С.Тургенев

Политическая ситуация


деятельности

информация



2) Регулятивные:

о домашнем

2. Написать синквейн


- осознание того, что уже усвоено и что

задании



ещѐ подлежит усвоению