СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейное и тематическое богатство в пьесе Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Фридриха Шиллера имеет особое значение для мировой и немецкой литературы. Он является особым представителем  романтизма, одним из создателей немецкой национальной литературы Нового времени.  Это по истене уникальный человек, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Многие его произведения вошли в золотой фонд мировой драматургии. Разнообразие тем и  жанров в творчестве писателя определялось широтой его интересов, жадностью к жизни, глубокими и разносторонними знаниями. 

Просмотр содержимого документа
«Идейное и тематическое богатство в пьесе Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль»»

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Минский государственный

лингвистический университет»

Факультет немецкого языка

Кафедра лексикологии немецкого языка

Бабакова Ирина Аркадьевна

Идейное и тематическое богатство в пьесе Фридриха Шиллера

«Вильгельм Телль»

Курсовая работа



Руководитель

Букаев Александр Иванович

кафедры лексикологии

немецкого языка,

кандидат филологических наук, доцент

Работа допущена к защите

(протокол №__ заседание кафедры

лексикологии немецкого языка от

«__» ____2016г.)

Зав.кафедрой _________Н.В. Фурашова

Минск,2016











































Оглавление

Введение 4

Глава I Предпосылки возникновения литературного движения «Буря и натиск» в период эпохи Просвещения 6

1.1 Характеристика исторической эпохи XVIII века в Германии 6

1.2 Развитие немецкой литературы в период эпохи Просвещения 8

Глава II Фридрих Шиллер – как один из основателей немецкой классической литературы 14

2.1 Жизненный путь 14

2.2 Творческое наследие Фридриха Шиллера 20

2.3 Идейное и тематическое богатство в пьесе Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль» 25

Заключение 32

Список используемых источников 35

















Введение

Творчество Фридриха Шиллера имеет особое значение для мировой и немецкой литературы. Он является особым представителем романтизма, одним из создателей немецкой национальной литературы Нового времени. Это по истене уникальный человек, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Многие его произведения вошли в золотой фонд мировой драматургии. Разнообразие тем и  жанров в творчестве писателя определялось широтой его интересов, жадностью к жизни, глубокими и разносторонними знаниями. Он сделал литературное творчество своей профессией.

2014-2015 год был объявлен годом немецкого языка и литературы в России. Неслучайно возрастает интерес к немецкому языку и творчеству немецкоязычных писателей.

На современном этапе развития литературоведческой науки легко можно проводить параллели между литературными взаимодействиями мирового художественного процесса. Всем известно, что устойчивая связь России и Германии сложилась еще во времена Петра Первого. Многие европейские страны ориентировались в то время на Германию в своем экономическом, политическом и культурном развитии. Особенно показателен в этом плане XVIII век. Немецкие университеты относятся к числу самых старых и признаваемых во всем мире, например, М.В, Ломоносов учился в Марбургском университете, А.Н. Радищев – в Лейбцигском университете и известный герой А.С. Пушкина «из Германии туманной привез учености плоды».

В свете всего сказанного выше, тема нашей курсовой работы «Идейное и тематическое богатство в пьесе Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль» представляется нам достаточно актуальной.

Предметом исследования является пьеса Шиллера «Вильгельм Телль»

В качестве объекта исследования выступает художественное изображение обездоленных людей, которые под влиянием экономического развития страны встали на национально-освободительную борьбу

Целью данной курсовой является рассмотрение всей широты и разнообразия проблематик творчества Шиллера на примере пьесы «Вильгельм Телль»

Перед нами стоят следующие задачи:

Изучить основные моменты жизненного и творческого пути Шиллера.

Определить место писателя в литературоведческом процессе своего периода.

Проанализировать процесс развития немецкой литературы в период эпохи Просвещения.

Раскрыть философские воззрения писателя.

Провести идейно-художественный анализ пьесы «Вильгельм Телль».

Гипотеза: Драму «Вильгельм Телль» характеризует идейное и обширное тематическое богатство .

Конкретные цели и задачи предопределили следующую структуру данной работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняемых методов исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, изучение литературных источников и документов.







Глава I Предпосылки возникновения литературного движения «Буря и натиск» в период эпохи Просвещения



1.1 Характеристика исторической эпохи XVIII века в Германии



В Германии, которая в XVIII веке официально именовалась «священная римская империя германской нации», царил экономический и культурный застой, отсутствовало широкое демократическое движение. Главной причиной того являлось раздробленность Германии. Она состояла более чем из 360 самостоятельных княжеств, вольных имперских городов, рыцарских владений, в каждом из которых существовали свои законы, пошлины и даже деньги. Можно было наблюдать распространение по территории множества немецких диалектов.[14,242]. Население было разобщено. Невежество и грубость немецкого дворянства и князей могли сравниться только с полной бесчестностью. [13,5].

Феодальный властитель Германии XVIII века герцог Карл Евгений Вюртембергский был одним из худших правителей. Он преследовал цель: превратить свою резиденцию во второй Версаль. Он не печалился о нуждах своих подданных: строил дворцы, замки, театры, разбивал парки, выписывал из Италии и Франции известных архитекторов, художников и пиротехников. Празднества, царившие на улицах городов, заканчивались обычно великолепными фейерверками. В результате своей нескромной жизни Карл Евгений залез в долги, которые в то время превосходили стоимость королевства.

В это время усиливается влияние новой буржуазно-демократической идеологии. Под воздействием передовых, просветительских идей герцог Вюртембергский создает новое учебное заведение. Это была своего рода академия, школа-казарма, которая имела ряд специфических особенностей. Здесь обучались офицеры и медики, юристы и купцы, садовники и живописцы, в которых нуждалось тогда Германское королевство.

Среди списка воспитанников в академии значился будущий великий драматург и поэт Германии Фридрих Шиллер. [13, 6-11].

Германия переживала один из мрачных периодов в своей истории. Последствия тридцатилетней войны сыграли свою роль. Страна была разорена и политически развалена. Так же это привело к культурной и религиозной деградации народа.

И тем не менее, замедленно, в противоречивой форме зарождаются и развиваются характерные для нового этапа социально-экономические отношения. Этому способствовало то обстоятельство, что постоянная зависимость правящей феодальной элиты от притока иностранной валюты ,от международных, товарно-денежных и рыночных отношений, заставляло их поддерживать местные торгово-экономические контакты с развитыми странами. Несомненно вводились новые способы ведения хозяйства. Это содействовало развитию новых типов экономических отношений. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что данные обстоятельства наложили отпечаток нового, буржуазного мировоззрения и национального самосознания. [6,1]















1.2 Развитие немецкой литературы в период эпохи Просвещения

Процесс культурного развития страны в эпоху Просвещения был неравномерным. Эпоха Просвещения – идейное течение конца XVIII века , настаивавшая на решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствовавшего подлинной природе человека и общества[ 7,467]. Просветители выступали поборниками буржуазно-демократических-преобразований, мечтали о социальных и политических свободах. Важнейшими факторами исторического развития они считали веру в разум и «естественное состояние». Эти факторы породили на практике различные тенденции: буржуазно-демократическую, плебейски-революционную и буржуазно-умеренную. Эти тенденции не существовали изолированно друг от друга, хотя и отличались глубиной и последовательностью в достижении поставленных целей. Это отражалось на идейной эволюции отдельных мыслителей и писателей.

Первоочередной задачей немецких просветителей была борьба за национальное объединение.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) был энциклопедически образованным мыслителем. Опираясь на данные современной науки, он и сам сделал много в различных научных областях – философии, права, истории, языкознания, математики и естественных наук. В немецкой философии господствующем течением был идеализм. Лейбниц не только придерживался этого течения, но и вступал в полемику со многими положениями английского материализма.

Распространителями активно выступали и другие философы – Х. Томазиус, Х. Вольф, М. Мендельсон.

Ведущим направлением в литературе первых десятилетий является классицизм. Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый), стиль и художественное направление в литературе, архитектуре и искусстве 17-19в. Зарождение и распространение классицизма связано с укреплением абсолютной монархии, с влиянием философии Р. Декарта, с развитием точных наук в основе рационалистической эстетики классицизма – стремление к уравновешенности, ясности, логичности художественных выражений; убежденность в существовании универсальных и вечных , не подверженных историческим изменениям правил художественного творчества, которое трактуется как умение, мастерство, а не проявление спонтанного вдохновения или самовыражения [1 ,225]. - Он носит подражательный характер, ограничивается целями морально-назидательного характера. В немецких условиях появлялась сословная ограниченность поэтики в наибольшей степени. Наиболее яркими представителями этой эпохи считаются Х.Л. Лисков, Й.Г. Шнабель. [15, 3-6].

В середине XVIII века немецкая литература переживает новый этап в своем развитии. Наблюдается ощутимый экономический подъем, который способствует становлению буржуазных отношений в стране. Создаются условия для новых форм выражения антифеодального протеста. Литература, проникнутая пафосом отрицания и надежды, становится политической трибуной. Эти тенденции находят свое воплощение в творчестве Лессинга, Й.И. Винкельмана, Ф.Г. Клопштока, Х.М. Виланда. [15.306].

Литература второй половины XVIII века становится богаче и разнообразнее. Появляется новое направление – сентементализм. Приверженцы этого направления объявляют главным критерием чувство. По их мнению, настоящий человек, должен обладать даром глубоко чувствовать. Он должен ощущать красоту природы, быть отзывчивым к людям, уметь увидеть в человеке то особенное, что присуще только ему. Так же он должен уметь оценивать особенный склад человеческой души и ее богатство [8, 94].

Отличительной чертой немецкого Просвещения принято считать то, что его главные вожди выступают как представители художественного творчества. В искусстве было легче избежать гнета правящей верхушки. В университетской же академической среде имели место быть схоластические нравы и традиции. Можно сделать вывод, что немецкие просветители выступали более радикально в своих художественных произведениях, нежели в философских и эстетических высказываниях.

C начала 70-х годов в немецкой литературе господствует новое литературно-политическое движение «Буря и натиск». «Буря и натиск» - период в истории немецкой литературы между 1769 и 1784., воспринявшей гуманистический пафос Просвещения. На пути к формированию национальной литературы он привнес в искусство обостренное критическое отношение к обществу, усилил эмоциональное начало художественного воплощения образов, способствовал распространению сознания необходимости объединения страны [7,96]. Опираясь на предшественников и многократно превзойдя их, это литературное движение создало новую, вместе с этим в высшей степени противоречивую картину мира и новую эстетику. К предшественникам «Бури и натиска» относят Гамана, Лаватера, Герстенберга и Клопштока. Гердер теоретически подготовил почву для этого течения в литературе. Гердеру и его приверженцам в качестве исходного пункта служили представления Гамана о религиозно окрашенных учреждениях , а также о деятелях искусства как о «гениях», идея Лаватера о неподражаемости художественной индивидуальности, культ энтузиазма старого германца Клопштока и восприятие Гестенберга Шекспира как гения , который не следовал правилам искусства.

Литературное движение «Буря и натиск» не в последнюю очередь выросло из постоянно обостряющихся антифеодальных взглядах бюргерства а также как в социально-экономической, так и литературно-художественной области. Таким образом, это движение исконно немецкое явление. Итак, его нужно рассматривать как отпечаток и отражение национального положения. Идеологическое влияние иностранной культуры едва ли можно недооценивать.

Штюрмеры боролись в духе Руссо с неестественностью пришедшего в упадок феодального порядка и выступали за связь с природой и народность искусства того времени. Застывшие классические каноны искусства, которые во многом возникли из плоского и одностороннего рационализма раннего Просвещения и тормозили дальнейшее развитие искусства и литературы , вызывали у них отвращение . В этом смысле движение «Буря и натиск» было своеобразным вариантом европейской чувствительности. Идеи английских и прежде всего французских сентименталистов, а также предшественников романтиков оказали на мысли и чувства штюрмеровцев значительное влияние. Самым важным было влияние Руссо, особенно его интенсивное чувство природы и чувствительность.

Как настоящий поэт для штурмеров имел силу «гений силы», которому не нужно было признавать границы в социально-политической сфере и сфере искусства и который сам мог выжить в борьбе против ложной морали и неестественностью феодального и мелкобуржуазного мира. Чаще это была опасная тенденция. Ведь это было выражение протеста против нивелирования и несвободы отдельной личности при феодальном порядке. Таким образом, это привело к появлению культа сильной личности в социальной сфере и в сфере искусства, к презрению культурного наследия и общим закономерностям культурного развития. Штюрмеры очень много говорили о неограниченном художественном субъективизме и отрицали теоретически все авторитеты, они не могли не искать на практике примеры. В качестве примера для них выступали Гомер, Клопшток, Лессинг и прежде всего Шекспир. В последнем они видели настоящего народного поэта, который изображал в своих произведениях неукротимые страдания и бурные действия.

Поэзия «Бури и натиска», несмотря на отдельные утрирования и неверную трактовку была с исторической точки зрения шагом вперед. Понятие личности штюрмеров, их чувство природы и страстное восприятие ,обращение к народу и его искусству указали направление и подготовили в некотором смысле как классический так и романтический этапы истории развития немецкой национальной литературы.

Восприятие штюрмерами «гения» должно оцениваться как реакция на бесправие личности бюргеров в Германии с феодальным абсолютизмом. «Гений» в общем был для представителей этого направления идеалом человека. Они чаще создавали его в своих произведениях. Примерами могут служить Карл Моор, помощник Гетц и другие. Однако штюрмеры создавали в своих произведениях не только человека силы ,но и таких чувствительных героем как например Вертер. Иногда в одном и том же произведении появляются два типа штюрмеровских героев. Часто они противопоставляются друг другу. Как правило это братья. Многие драмы этого времени содержат мотив ссоры между братьям. Поэты показывают трагических героев, которые гибнут в борьбе за их политические и социальные идеалы, или по меньшей мере терпят неудачу. Чаще трагически они изображали судьбу женщин. Особое место в их творчестве занимает убийца детей.

Штюрмеры не имели собственной социально-политической программы. Их представления о мире были чаще противоречивы. Из-за этого у них не было крепкого организационного объединения. Если и возникали группы писателей, существовали они не долго и чаще аморфно. К наиболее известным представителям литературного направления относятся Гете, Ленц, Клингер и другие. В 70-е 80-е годы живут и пишут и многие другие писатели, мировоззрение и восприятие мира которых соответствует эстетике «Бури и натиска». Это были прежде всего Шуберт и Шиллер [2. 88-90].





































Глава II Фридрих Шиллер – как один из основателей немецкой классической литературы



2.1 Жизненный путь



Три века тому назад в Германии в маленьком вюртембергском городке на берегу Некара родился будущий поэт и драматург Фридрих Шиллер. К этому времени в семье уже был ребенок: дочь Кристофина. В будущем она стала первым другом и биографом поэта.

Полной приключений и тревог была жизнь отца Фридриха [13,16-17]. Иоган Каспар Шиллер являлся потомком нескольких поколений деревенских булочников. Но в юности он изменил семейным традициям и стал сначала цирюльником, а потом военным фельдшером. Частые войны вызывали все большую и большую потребность в командном составе. В мирное время Каспар не мог и мечтать о производстве в офицеры, но так сложились обстоятельства, что он дослужился до чина лейтенанта. В Семилетней войне (1756-1763) он участвовал как лейтенант войск герцога Карла Евгения Вюртембергского. После войны Каспар был назначен в императорский город Гмюнд вербовщиком солдат. В виду служебного положения Каспар вынужден был переселить семью в деревушку Лорх, недалеко от Гмюнда[4,4].

У мальчика Шиллера появляются первые друзья. «Прислушиваясь к беседам стариков, ловя их рассказы, в которых слились воедино вымыслы и воспоминания, впервые понял мальчик, какой огромный мир исторического прошлого лежит за его спиной»[13,18].

В Лорхе Фридрих получил начальное образование у местного пастора.

В виду сложившихся обстоятельств семья Шиллера переехала в Людвигсбург, где находилась резиденция Карла Евгения. Здесь он поступает в латинскую школу, которая готовила воспитанников для средней, монастырской школы. Это было своего рода подготовительное учебное заведение для поступления на богословский факультет Тюбингенского университета. Это была единственная возможность для мальчика из бедной семьи получить бесплатное высшее образование.

Интерес к занятиям вырос в старших классах. С большим удовольствием будущий поэт изучал латинских классиков – Овидия, Вергилия и Горация. После окончания школы он был представлен к конфирмации. К этому событию было написано первое стихотворение, которое вызвало у отца бурю эмоций.

Волей судьбы на этом путь в религиозный мир обрывается и по прихоти герцога, Шиллер поступает в военную академию, которая позже была переименована в «Карлсшуле». Ее характеризовала военная муштра [17,20].

Ни каникул, ни отпуска не полагалось в этой школе. Цель, которую преследовал герцог, заключалась в следующем: оторвать воспитанников от родителей и внушить детям убеждение, что их настоящий отец и покровитель – светлейший герцог [4,5].Некогда блестящий ученик превратился в посредственность. Но годы проведенные в этой школе превратили юного Фридриха в бунтаря. Своим оружием он выбрал выдержку и силу духа.

Большое влияние на мировоззрение юного таланта оказал профессор Абель, который придерживался электического мировоззрения. Он читал курс философии на факультете. Именно этот человек впервые ознакомил своих воспитанников с Шекспиром. Абель отрицал существование врожденных идей, он считал, что в результате воспитания человек приобретает основные представления о жизни. В своих лекция профессор говорил о свободе «гения», восславлял древнеримских республиканцев Катона и Брута, призывал учеников к независимости, стремился пробудить в них пламенное сочувствие истине и добродетели, утверждал необходимость непрерывного нравственного и духовного усовершенствования [17, 24]. Он научил противостоять удушающему произволу, находить в себе силы, идти против привычных правил и верить в свой талант. Вместе они напечатали сцены из драмы о коринфском республиканце-тираноубийце Тимолеоне.

Именно в это время Шиллер находит себя и решает посветить свою жизнь поэтическому творчеству. Уже в Карлсшуле он пишет свои первые произведения и вокруг него образовывается литературный кружок . Участниками были его друзья-студенты, которые увлекались поэзией. Дружба стала для него эликсиром жизни, и так было всегда. В тайне они писали стихи, драмы, повести и читали их друг другу. Немецкая народная литература, в частности писатели «бури и натиска» были строго запрещены. Но молодые люди умудрялись доставать недозволенные книги. Особенно они восхищались Вашингтоном и Франклином.

К числу запретных тем также относилось творчество Лессинга. Он был представителем того идейного движения, которое вело борьбу против феодального общества и его культуры. Также очень сильное воздействие на Шиллера оказал творческий путь Руссо. Он является одним из великих французских просветителей, который резко критиковал феодально-сословное общество своего времени. Взгляды этого человека прослеживаются в творчестве драматурга от первой до последней пьесы. Л.Я. Лозицкая подчеркивает, что для Шиллера поэзия навсегда останется средством защитить свою духовную свободу, отстоять свой внутренний мир от посягательств и деспотизма.

14 декабря 1780 Шиллер защищает медицинскую диссертацию. Даже в ней имеет место быть бунтарский подтекст, который к счастью автора остается не понятным его рецензентам. Диссертация дышит тем же бунтарским духом, что и юношеское литературное творчество [13,66].

После окончания академии Фридрих получает место полкового врача в Штутгарте. Побег из этого горда непосредственно связан с представлением пьесы «Разбойники». Он вынужден был самовольно отлучиться, за что был посажен на гауптвахту и ему разрешалось писать только медицинские сочинения.

1782-1789, эти годы в жизни молодого дарования можно характеризовать как годы неопределенности. Сначала он живет в Бауэрбахе. Здесь он встречает свою первую любовь и вскоре сочетается браком.

Через некоторое время возвращается в Мангейм для участия в подготовке пьес «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер» к постановке.

20 июля 1784 Шиллера принимают в «Курпфальцское Немецкое общество». На процедуре принятия свой доклад он посвятил «моральному значению театра, призванного обличать пороки и одобрять добродетель»

Дальше жизнь поэта непосредственно связана с женщиной, выделявшейся своими умственными способностями, Шарлоттой фон Кальб. Благодаря ей Фридрих переехал в Веймар, и познакомился с крупнейшими писателями и учеными.

Веймарский период его жизни характеризуется критическим отношением к себе и своим знаниям. На целое десятилетие он уходит от литературы и занимается более глубоким изучением эстетики, истории и философии.

В 1788 Шиллер знакомится с И.В. Гете, который вместе со своими друзьями помогают ему получить должность экстраординарного профессора в истории и философии в Йенском университете. Доходы писателя оставляли желать лучшего, но все же он решает покончить с холостой жизнью. В 1790 он сочетается браком с Шарлоттой фон Ленгефельд.

Шиллер начинает работать над книгой «История тридцатилетней войны» и пишет статьи по мировой истории.

В начале 1791 Фридрих заболел туберкулезом легких. Это непосредственно отразилось на его научной и творческой деятельности. Он вынужден был приостановить преподавание в университете. Материальное положение на то время было затруднительным, ему не хватало денег на еду и лекарства. Позднее издатель И.Ф. Котт приглашает Фридриха издавать журнал «Оры».

Поэту предстоит поездка на родину. Из письма он узнает о тяжелой болезни отца. Вместе с семьей он решает ехать в Людвигсбург. Здесь рождается его первый сын. В родном городе он встречается со старыми учителями и прошлыми друзьями. Во время пребывания в родных краях Шиллер пишет самое известное произведение философско-эстетического характера «Письма об эстетическом воспитании человека»[23].

После смерти отца он возвращается в Йену и активно принимается за работу. Он получает согласие Фихте, Гумбольдта и Вильмана сотрудничать в журнале «Оры». Это была попытка создания литературного общества. Фихте явился замечательным консультантом в изучении философии И. Канта.

Осенью 1799 Шиллер с семьей переезжает в Веймар. Гете горячо поддерживал это решение в силу того, что он уже много лет работал над созданием Национального немецкого театра. Фридрих мог же оказать ему неоценимую помощь, создавая пьесы, помогая с руководством театра, в выборе и обработке пьес, в проведении репетиций. Большое место в театре отводилось творчеству Шекспира. Его провозглашали отцом романтического искусства. До самой смерти поэт остается в Веймаре.

Последние годы его жизни были омрачены тяжелой болезнью. Но он не падал духом, стремился вперед в своем творческом развитии. К этому времени изменились его философские взгляды. У него усиливается интерес к диалектике. Шиллер прославлял искусство, как великую созидательную силу, воспитывающую в человеке лучшие качества. Здесь он видит творческую силу жизни, возвышающую человека над убогой действительностью.

В возрасте 45 лет Фридрих Шиллер умер. Он был похоронен на веймарском кладбище Якобфридсхоф.





























2.2 Творческое наследие Фридриха Шиллера



Широкую мировую известность получили произведения выдающегося классика немецкой литературы Фридриха Шиллера. В них он выразил свое отношение к действительности; обрисовал процессы, происходящие в обществе того времени и вложил частичку своей души. Изучая произведения этого человека, можно сказать, что все его творения являются особенными, проникнуты чувствами и эмоциями. Они раскрывают внутреннюю сущность писателя, которая скрывается за строками произведений. Поэзия Шиллера пронизана высоким гуманистическим пафосом.

Весь творческий путь писателя можно разделить на два периода: раннее творчество и период «веймарского классицизма».

Толчок к реализации своего таланта, к написанию первой пьесы дал человек, который десять лет находился в заточении. Причиной сего послужило написание стихотворения, в котором высмеивался великий герцог Карл Вюртембергский. Это был Франц Шуберт. Данные обстоятельства и подтолкнули юного Шиллера к написанию его первого произведения. Он пишет тайно, страстно, ночами на пролет, находясь в лазарете, куда часто попадал, в связи с плохим самочувствием. Пьеса «Разбойники». Изначально это был рассказ, написанный в 18 лет, который в последствие превратился в пьесу. Он был выдержан в мещанском стиле. В основе сюжета лежит семейная трагедия, вражда двух братьев. Карл мечтает о германской республике как о могучем государстве разума, добра и справедливости. В образе Франца показан в свою очередь человек циничный, без чести и совести. У него нет никаких целей в жизни, он испытывает удовольствие лишь от удовлетворения своих прихотей и страстей. Автор сталкивает в жестоком поединке два мировоззрения, два взаимоисключающих друг друга жизненных принципа.

По мнению Славятинского Н.А. «Шиллер с исключительной силой дал нам почувствовать противоречие, оказавшееся роковым для Кала Моора: иронический дух, жажда подвигов ради того, чтобы покончить с политической и социальной несправедливостью, и никакого выхода - только разбой и, значит, неизбежное нравственное банкротство». Через образ Карла драматург хочет донести до читателя тогдашнюю социально-политическую отсталость Германии.

Франц – типичный представитель феодал-социализма, деспот и тиран. В нем Шиллер показывает циничные и брутальные взгляды и отражает слабость его мировоззрения. Он стремится к власти, любой ценой хочет получить материальные блага. Ведет себя низко и подло.

В этой пьесе по мнению Н.Н. Вильмонта «разбойничество изображено как форма романтического протеста против феодального строя; оно - один из видов неорганизованной, стихийной борьбы». Герои «Разбойников» воодушевлены социальными взглядами Руссо, который оказал огромное влияние на мировоззрение писателя.

Трагедия «Коварство и любовь» рассказывает о реальной немецкой действительности. Шиллер выражает негодование феодальными нравами того времени, вычерняет роскошь и разврат герцогского двора и делает акцент на высокие душевные качества людей из простого народа.

В этой пьесе театральный романтик противопоставляет простого музыканта и его семью жестокому миру правящей верхушки. Этот человек полон достоинства, моральной чистоты и гуманности. На первый план выходит образ его дочери Луизы и молодого человека Фердинанда фон Вальтера. Юные создания представляют новые общественные взгляды, которые неприемлемы для феодального сословия. Они охвачены чувством большой и светлой любви. Но события складываются таким образом, что их стремление преодолеть препятствия, интриги и своего рода преступления ни к чему хорошему не приводят. Пьеса имеет трагический конец: гибель этих благородных и возвышенных существ.

Анализируя ранее творчество Шиллера, штюрмерский период, нами было отмечено, что в литературе юный поэт видит средство для выражения своих взглядов, своего отношения к жизни.

На протяжении 1789 – 1794 годов Шиллер переживает глубочайший духовный кризис. Который затронул все сферы его жизни. Это было связано с Французкой революцией. По началу он встретил весть о революции сочувственно. Однако он порицал казнь Людовика XVI и считал якобинцев варварали, которые не доросли до демократии. В итоге он отходит от бунтарских идей и начинается новый период его творчества, именуемый как «веймарский классицизм». Стихотворная трагедия «Дон Карлос» является ярким примером сказанного выше.

У писателя возрастает интерес к морально этическим проблемам. Он погружается в область философских, эстетических и исторических исследований и приходит просветительскому классицизму. Он преследует цель: доказать, что «лишь с помощью искусства можно перевоспитать людей и тем самым изменить существующий общественный строй» [ 11,205].

На жизненную позицию драматурга большое влияние оказала идеалистическая философия Канта, которая препятствовала развитию таланта великого поэта. Подобно Канту поэт объявляет искусство чистой игрой.

Также следует отметить, что поэт ищет образец прекрасного еще в античности, заимствуя значительные и актуальные для того времени формы искусства. Доказательством сего служит стихотворение «Боги Греции», где современная жизнь противопоставляется светлому миру древних греков.

Шиллеровская поэзия пронизана высоким гуманистическим пафосом, поэт восхищается величием человеческого духа, делает акцент на патриотические чувства, мир и трудолюбие.

1796 год в жизни Шиллер можно назвать годом эпиграмм. Тесно сотрудничает с Гете, было создано около тысячи эпиграмм. В скорее они имели колоссальный успех.

Значительное место в культурном наследии автора занимаю баллады. Их сюжет автор заимствовал из народных легенд, древней истории , средневековья, эпохи Возрождения. «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и другие получили всеобщее признание. В этих небольших произведениях, наполненных эмоциями и моментами справедливости, автор показывает нам ценность и искренность чувств окружающих нас людей. Он учит нас разбираться в людях. Наиболее известны переводы баллад В. Жуковского, Н. Заболоцкого, В. Левика.

В последние годы жизни поэт уделяет внимание историческим драмам. К этому периоду его творческой деятельности относится трилогия «Валленштейн». Она посвящена событиям Тридцатилетней войны. Изначально это произведение было задумано как реалистическое, дающее объективное отражение жизни. Эту трилогию Шиллер вместе с Гете поставили в придворном театре Веймара. Произведение потрясло всю германию. В образе Валенштейна театральный романтик показал образ политического деятеля и жертву. Это была самая значительная трагедия немецкого театра.

В 1804 Шиллер увлекся сюжетом русской истории. Его интересовала судьба народа в период смутного времени. Он изучал много литературных источников о Лжедмитрии, перечитывал географию и этнографическую литературу России начала XVIII века. Он ставит перед собой цель, наиболее подробно изучить быт, обычаи, традиции русской жизни. Он делал выписки, объяснения некоторых слов для себя. В процессе создания «Дмитрия» он проделал колоссальную работу в этом направлении. Можно предположить, что Шиллеру не особо досконально удалось передать подлинные черты и нравы русского народа. В этом он был бессилен, как и массовая часть французских и немецких просветителей. Эта пьеса так и не была закончена[17,396].

Все свои мысли и идеи Шиллер оставил не только в своих драмах. В его бумагах было найдено стихотворение «Немецкое величие», в котором он прямо обращался к соотечественникам. Наброски этого стихотворения появились на рубеже двух веков, накануне ликвидации Священной Римской империи германской нации. Он предугадывал крах этой древней империи. На ее развалинах поэт представлял зарождение новой жизни немецкого народа. Он призывал к «человеческому достоинству своих соотечественников, он говорил немцам, изнемогавшим под чужеземным игом и бременем корон бесчисленных немецких властителей, что превыше всего звания человека. Он призывал не озлобляться, не носится с планами кровавого возмездия, но упорной работой в области культуры подготовить грядущее торжество немецкого народа, день его великой исторической славы» [17,26]. Это стихотворение проникнуто верой поэта в свой народ, его светлое будущее, свободу и человечность.

На протяжении свей жизни Шиллер пытался сделать человека лучше с помощью своего искусства









2.3 Идейное и тематическое богатство в пьесе Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль»



С осени 1802 года Шиллер окончательно останавливается на сюжете из истории национально-освободительной борьбы Швейцарии XVIII века. Вершиной творческого пути поэта является его последняя законченная драма «Вильгельм Телль». Это подлинно народное произведение. Предпосылкой к написанию этого произведения являются письма и впечатления Гете, который путешествовал по Швейцарии. Это был живой рассказ о людях, природе, нравах, о идее борьбы за свободу и национальную независимость швейцарского народа. Последний сообщал, что собирается обработать поэтическое швейцарское народное сказание о Вильгельме Телле. С этой целью он осматривает Фирвальдштедтское озеро. Именно здесь происходила борьба трех швейцарских кантонов за освобождение от австрийского владычества. Но Гете не смог воплотить эту идею в реальность. Для Шиллера это была настоящая находка.

Легенда о Вильгельме Телле и ранее представляла интерес для литераторов. Но все эти обработки вскоре были забыты. Причиной того служил ограниченный локальный подход к этой теме. Наиболее успешной была драма «Вильгельм Телль», созданная французским писателем Лемьером. Она имела колоссальный успех. Как Лемьеровский Телль выступает типом древнеримского Брута, излюбленным героем писателей Просвещения и якобинцев.

При создании драмы Шиллер опирался на хронику Эгидия Чуди. Здесь содержались главные моменты действия драмы. Чуди раскрывает для читателя «бесчинства австрийских ландфохтов в швейцарских кантонах, об образовании тайного союза поселен для освобождения страны от ига чужеземных угнетателей» [3,364]. Швейцарские кантоны входили в состав государства, которые составляли Империю. Альбрехт I, который был лишь герцогом Австрийским, стремился присоединить их к своим наследственным землям. Ландфохты, имперские наследники, в этих кантонах стали действовать в интересах Австрии [20].

Также Шиллер извлекает информацию для своего произведения из хроник Эттерминга и Штумпфа. Иоган фон Мюллер утверждал, что Вильгель является историческим лицом. Но спустя время историками было доказано, что его информация основана на народных легендах и преданиях. А документальных подтверждений тому нет.

В Телле Шиллер воплотит идеал народовластия, увлекший его на лекциях Абеля о книге Руссо «Общественный договор».

Действие пьесы происходит в трех лесных кантонах Швитц, Ури и Унтервальден, которые объединились и составили основу Швейцарского союза в борьбе против Габсбургов.

Уже с первых страниц пьесы прослеживается тяжесть жизни простого народа, их недовольство властью и бесчинства, которые царят на швейцарской земле. Мы наблюдаем картину народных страданий. Поселянин Баумгартен вынужден бежать от солдат. Он убил коменданта крепости австрийской, который хотел обесчестить его жену. Автор рисует перед нами главного героя, смельчака Вильгельма Телля, который спасает Баумгартена от преследований. Это отважный человек, готовый придти на помощь.

«Телль выручит из пропасти ягненка, -

Так разве он друзей в беде покинет?

Но вы не ждите от меня совета:

Я не умею помогать словами.

А делом захотите вы ответа,

Зовите Телля – он пойдет за вами» [16,296].

В Швитце горюет Штрауффахер. Ему угрожает наместник края лишить его имущества, т.к. второму пришлось не по душе, что обычный человек может жить в достатке. Здесь же появляется женский образ. Это его жена Гертруда. Она сопереживает своему мужу и в силу своих возможностей старается ему помочь. Она считает, что национальное благо дороже материального. Ей присуще чувство патриотизма и сильны внутренний настрой. Штрауффахер находит в себе силы и следует советам своей мудрой жены.

В доме у Вальтера Фюрста скрывается Мельхталь, у которого, по приказу наместника, хотел отобрать пару волов. Сопротивляясь, он перебил австрийскому солдату палец и вынужден был бежать. Его отцу, за провинность сына, выкололи глаза, отобрали все и пустили скитаться под окнами людей.

Не поддерживает власть и местный борон Аттингаузен, который хочет отговорить своего племянника от поступления на австрийскую службу. Причину рвения юноши он понимает: тот тайно влюблен в богатую австрийскую наследницу. Но Аттингаузен считает это решение не разумным, и упрекает юношу в его максимализме, считая, что пройдет время, и Руденц пожалеет о своем решении.

«…Как ослепил тебя мишурный блеск!..

Что ж, презирай отчизну! И стыдись

Обычаев ее, священных, древних!

Твой час придет, и ты к родным горам

Стремиться будешь с горькими слезами….»[16,312].

Главная идея пьесы, призыв к объединению всего народа для борьбы за свои права, свободу и независимость раскрывается во второй сцене пьесы. Сцена встречи на лужайке Рютли, где собрались представители трех кантоном, является кульминацией и своего рода идейным центром всего произведения. Крестьяне создают союз для совместного сопротивления иностранному насилию. Так же нельзя оставить без внимания историческую сцену присяги повстанцев. Они изначально решают захватить замки. Увидев, что народ вооружен, иноземцы покинут Швейцарию. Крестьяне дают клятву верности в борьбе за свободу и расходятся. Здесь Шиллер выражает мысль, которая заключается в том, чтобы забыть взаимные обиды, отказаться от амбиций и только объединив усилия можно одержать победу.

«Скрепим мы клятвой новый наш союз:

«Да будем мы народом граждан-братьев,

В грозе, в беде единым, нераздельным.

Да будем мы свободными , как предки,

И смерть пусть каждый рабству предпочтет» [16,336].

Можно предположить, что Шиллер, взяв к качестве примера этих крестьян, утверждал принцип демократического объединения Германии. Таким образом он проводит историческую параллель между Швейцарией и его родной страной, которая на то время была раздроблена и зависела своих соседей. Ведь армия Французской республики, воспользовавшись неустойчивым экономическим и политическим положением Германии, оккупировала левый берег Рейна. Но используя образы предводителей восстания, Шиллер противопоставляет в своей драме идеалы патриархальной народной демократии и захватническую французскую политику. Мы это наблюдаем в следующем: швейцарские крестьяне не посягают на территории своих соседей, а лишь хотят отстоять свои права на свободу и права, которые они унаследовали от предков; они не стремятся к единоличному первенству, а решают важные вопросы совместно, по взаимному согласию. Также демократизм швейцарцев прослеживается в том, что они все же идут на вооруженную борьбу, но при этом не проливаются реки крови и сохраняется взаимоуважение между неравными слоями общества.

Центральным героем пьесы является Вильгельм Телль, миролюбивый, склонный терпеть. Он имеет доброе и чуткое сердце, всегда приходит на помощь. Он находится в стороне от событий, занимается домашними делами. Вместе с сыном он отправляется навестить тестя. Жена не хочет его отпускать, т.к. там Геслер, имперский наместник. А с этим человеком его уже столкнула судьба. Однажды на охоте Телль испугал его. Дорога приводит альпийского стрелка в Вальдорф, где на шесте висит шляпа , которой по приказу Геслера должны все поклоняться. Телль и его сын не замечают данного атрибута и проходят мимо. Но солдаты хотят отвести его в тюрьму за неоказаную честь Геслеру.

Это жестокий, самоуверенный палач, который только и требует, что покорности швейцарского народа, и ненавидит простых людей.

«Неужто императором и мной,

Ландфохтом, Телль, ты так пренебрегаешь,

Что шляпу ты не захотел почтить,

Которой я испытываю вас?

Злой умысел ты только выдал» [16, 357].

Он играет чувствами людей, издевается, заставляя Телля стрелять в яблоко, находящееся на голове у его сына Вальтера. В этой сцене прослеживается исключительность каждой личности и свобода духа героя [19].

Вильгельм Телль – воплощение лучших качеств народа. К мечу он прибегает только в исключительно случае. Убийство Геслера можно считать оправданным, так как это было последнее средство в борьбе народа за свободу против рабского гнета. Телль не одобряет использование оружия в корыстных целях. Доказательствам того является то, что отказывает в убежище племяннику австрийского короля, убившему своего дядю, что бы захватить престол и подчинить себе народ. В образе Телля Шиллер рисует процесс развития и становления личности, достойного мужа своей земли, своего народа. Постепенно он осознает свое призвание, свои общественные и патриотические обязанности и встает на национальную борьбу, показывая таким образом свои истинные чувства, целеустремленность. В этом он видит свое признание.

К представителям дворянско-аристократичной прослойки швейцарского народа относятся барон Аттингаузен, его племянник Руденц и богатая дворянка Берта фон Брунек. Старик Аттингаузен придерживается сложившихся столетиями обычаев и уважительно относится к крестьянам. Умирая, он радуется тому, что его поселяне получат свободу. Берта фон Брунек , несмотря на то, что она владела значительной частью швейцарской земли , является истинной патриоткой Швейцарии. Имея немецкое происхождение, она много лет прожила в Швейцарии и всей душой полюбила этот народ, его обычаи и традиции.

Руденс же, изначально хотел принять австрийское подданство, но под влиянием своего дяди и возлюбленной тоже становится на защиту своей родины. Он действует совместно с восставшими крестьянами и дарует им свободу.

Мастерски использует драматург в пьесе описание природы, рассказывает об обычаях швейцарского народа. Таким образом он создает исторический каларит той эпохи и переносит читателя в XVIII век. Это помогает более глубоко проникнуться в царящую атмосферу созданную автором и соответственно оценить происходящие события.

Вы пьесе имеет место быть абсурдная на наш взгляд ситуация, когда швейцарцев заставляют кланяться шляпе. Даже солдаты Геслера были возмущены и приравнивали ее к «голове хозяина». Это своего рода символ, который в конце пьесы получает противоположное значение. Получив свобуду, кретьяне нарекают эту шляпу как знак свободы.

Работая над произведением, автор поднимает важные проблемы философской направленности: борьба добра и зла, роль личности в историческом процессе, предназначение человека. Эти идеи воплощали в реальность деятели Просвещения. На первое место они выдвигали человека, его личностные качества, способность к творческой деятельности и изменению мира.



















Заключение На протяжении XVIII века Германия переживала один из мрачных периодов в своей истории. Это было связано с феодальной раздробленностью. В стране царил экономический и культурный кризис. Население было разобщено. Невежество и грубость немецкого дворянства и князей могли сравниться только с полной бесчестностью. И тем не менее, замедленно, в противоречивой форме зарождаются и развиваются характерные для нового этапа социально-экономические отношения. Постоянная зависимость правящей феодальной элиты от притока иностранной валюты, от международных, товарно-денежных и рыночных отношений, заставляло их поддерживать местные торгово-экономические контакты с развитыми странами. Несомненно вводились новые способы ведения хозяйства. Это содействовало развитию новых типов экономических отношений. Данные обстоятельства наложили отпечаток нового, буржуазного мировоззрения и национального самосознания. В начале XVIII века немецкой литературе господствует классицизм. В середине века немецкая литература переживает новый этап в своем развитии. Наблюдается ощутимый экономический подъем, который способствует становлению буржуазных отношений в стране. Создаются ус ловия для новых форм выражения антифеодального протеста. C начала 70-х годов в немецкой литературе господствует новое литературно-политическое движение «Буря и натиск». Опираясь на предшественников и многократно превзойдя их, это литературное движение создало новую, вместе с этим в высшей степени противоречивую картину мира и новую эстетику. Это движение исконно немецкое явление. Его нужно рассматривать как отпечаток и отражение национального положения. Штюрмеры боролись в духе Руссо с неестественностью пришедшего в упадок феодального порядка и выступали за связь с природой и народность искусства, которые во многом возникли из плоского и одностороннего рационализма раннего Просвещения и тормозили дальнейшее развитие искусства и литературы. Представители этого направления не имели собственной социально-политической программы. Их представления о мире были чаще противоречивы. Из-за этого у них не было крепкого организованного объединения. Если и возникали группы писателей, существовали они не долго и чаще аморфно. В произведениях штюрмеровского направления появляются два типа героев. Часто они противопоставляются друг другу. Поэты показывают трагичность героев, которые гибнут в борьбе за из политические и социальные идеалы, или по меньшей мере терпят неудачу. Наиболее известным представителем данного направления является Фртдрих Шиллер, произведения которого получили широкую мировую известность. На протяжении всей своей жизни он пытался сделать человека лучше с помощью искусства. Все его творчество можно условно разделить на два периода: раннее творчество и период «веймарского классицизма». К наиболее значимым произведениям раннего творчества относятся драма «Разбойники», трагедия «Коварство и любовь». В этот время юный поэт видит литературу как средство для выражения своих взглядов, своего отношения к жизни. На протяжении 1789 – 1794 годов Шиллер переживает глубочайший духовный кризис, который затронул все сферы его жизни. Он отходит от бунтарских идей и интересуется морально этическими проблемами. Свет видит известные шиллеровские баллады, исторические драмы.

Пьеса «Вильгельм Телль" является последним законченным произведением Шиллера. Он пишет ее уже в более зрелом возрасте, опираясь на жизненный опыт. На его судьбу выпало множество испытаний. Но этот человек имел такую силу духа, которой обладает не каждый. В раннем его творчестве мы наблюдаем его яркие, горячи, спонтанные поступки. Это прослеживается в произведениях раннего творчества. Будучи молодым, жизнь казалась ему иной. На протяжении всей жизни он борется за справедливость, но с разной позиции. В юношестве он бунтарь, готовый мечом и кровью сражаться за социальное неравенства, притеснение прав людей, эгоистичность и человеческую ненависть. Переживая душевный кризис, с возрастом он переосмысливает свои жизненные принципы и взгляды. Он много работает над собой, изучает различные философские труды. С возрастом меняются и ценности, он уже по другому, более мудро подходит к вопросам, которые волновали его разум всегда. Есть мнение, что если бы драма «Вильгельм Телль» была написана ранее, это было бы совершено другое произведение. Здесь мы отмечаем, что Телль является первым положительным героем Шиллера. Он уже довольно не молод, у него семья, дети, это умеренный , неконфликтный и миролюбивый человек. И за оружие он берется только тогда, когда жизнь стала невыносимой. Он спокойно, не показывая своих чувств на публике, вершит справедливость. Можно предположить, что в главного героя автор вложил часть своих чувств, описав таким образом свое отношение к происходящему в стране, и свое решение проблемы.







 







Список используемых источников





  1. Большая российская энциклопедия т.14, Москва, 2009

  2. Букаев А.И. История немецкой литературы Ч.1. – Вышэйшая школа, 1978. – 192 с.

  3. Ватсон М.В. Фридрих Шиллер. Его жизнь и литературная деятельность. С. Петербург.: «Общественная польза» , 1892. – 80с.

  4. Вильмонт Н.Н., Самарин Р.М. Фридрих Шиллер . Государственное издательство художественной литературы , Москва, 1959. – 750с.

  5. Гинсбург Л.Я. Литература в поисках реальности //Вопросы литературы, 1986, №2

  6. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. Москва, «НАУКА», 1989. – 202с.

  7. История Нового времени 16-18 вв. Москва «ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2003

  8. Каган Л.В., Тураев С.В., Дюшен И.Б. Зарубежная литература Пособие для факультативных занятий. М.: «Просвещение», 1975. – 320с.

  9. Кто есть кто в мире. Филологическое общество «СЛОВО», Москва , 2007. – 723с

  10. Ланштейн П. «Жизнь Шиллера». М., 1984.

  11. Лапидус Н.И., Мицкевич Б.П. Зарубежная литература. Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов и пединтитутов. Минск, БГУимени В.И. Ленина, 1969

  12. Левин Ю.Д. Иностранные работы о восприятии в России Гете и Шиллера// Русская литература. – 1971, № 1

  13. Лозицкая Л.Я. Фридрих Шиллер. М., 1960. - 335с.

  14. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512с.

  15. Неустоев В.П., Самарин Р.М., История немецкой литературы. М.: Издательство МГУ, 1974.

  16. Шиллер Ф.П. Собрание сочинений, том 3. Гос. издательство художественной литературы , Москва , 1955. – 697с.

  17. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. Гос. издательство художественной литературы , Москва , 1956. – 435с.

  18. Черноземова Е.М. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков М.:Флинта:Наука, 2004. – 304с.

  19. www.allsoch.ru 2.12.2015

  20. www. e-reading.by 12.09.2015

  21. www. litra.ru 12.09.2015

  22. www. litrasoch 12.09.2015