Евгений Иванович Носов (1925 – 2002 г.г.)
«Кукла»
Биография
- Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию.
- Закончил восьмой класс и ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале вСерпухове.
- После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, где работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.
- В 1961 году Поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1962 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем
- Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: « Покормите птиц ». Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
- Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская .
Главная тема произведений Е.И. Носова –
жизнь современной русской деревни, нелегкий крестьянский труд.
В 1959 году он написал прекрасное произведение "Кукла", которое стоит прочитать, чтобы понимать его отношение к хулиганству и многим вещам.
Место действия.
«Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…».
Главный герой рассказа.
« Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило ».
Кукла.
«миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).
Что для автора кукла?
«…это не игрушка, не пустяк,—это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях».
Назовите всех героев рассказа.
- Акимыч
- Рассказчик
- Кукла
- Неизвестный, растерзавший куклу
- Дети – ученики
- Влюбленные
- Мамаши с колясками
- Учителя
Нравственный выбор героев.
- -4 – неизвестный , так как он совершил кощунство.
- -3 – учителя , профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.
- -2 – мамы , главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?
- -1 – влюбленные , будущие родители, но они тоже глухи к добру.
- 0 – дети-ученики , от взрослых зависит, какими они будут.
- 1 – кукла , она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.
- 2 – рассказчик , он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.
- 3 – Акимыч , он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.
-1
-2
-3
1
2
3
-4
0
Пороки человеческой личности:
- Равнодушие
- Жестокость
- Безответственность
Вывод:
«Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»
Главный урок Евгения Носова:
- не будь равнодушным,
- не проходи безучастно мимо зла и жестокости
Памятник «Паралич души (г.Москва)
Домашнее задание:
- Напишите небольшое сочинение рассуждение, продолжив предложение: «Я понял(а), что…» (используя полученный опыт прочтения рассказа «Кукла»)
- прочитать рассказ Ю.Казакова. «Тихое утро»