Тема урока: «Единицы площади. Квадратный дециметр». ОНЗ.
Цели.
Ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади - дм2.
Развивать умение решать задачи на нахождение площади, совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи.
Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
Учить применять полученные знания на практике.
Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
Развивать умение сопоставлять, сравнивать, выполнять преобразование величин.
Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Воспитывать взаимоуважение, выдержку, чувство коллективизма дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование.
Для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.
Для учащихся: формулы нахождения площади, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки; конверты с фигурами (прямоугольник 10х20) и мерками (1см2 и 1 дм2) по одному на пару.
I. Мотивация к учебной деятельности.
а) Дети берутся за руки и говорят: «- Мы вместе, значит, у нас всё получится! Удачи!»
- Удачи вам и новых открытий на нашем уроке открытия новых знаний! - Как вы будете открывать новое знание? (Сначала мы выясним, что мы не знание, а потом сами откроем новое знание.)
б) Записать число, «классная работа», «тема» в тетрадь.
II. Актуализация знаний.
- С чего начнём наш урок? (Сначала будем повторять то, что мы уже знаем и, что нам пригодиться на сегодняшнем уроке для открытия нового знания.)
а) _Посмотрите на слайд и скажите, какое задание я хочу вам предложить?
(Нужно преобразовать числа.)
5 м 8 дм = __ дм 3 см 2 мм = __ мм (Слайд 2,3.)
96 см = __ дм __см 72мм = __см __ мм
3 м 9 дм = __ дм 4 см 8 мм = __ мм
56 см = __ дм __см 25 мм = __см __ мм
- Что вы можете сказать про эти числа? (Эти числа – именованные.)
- Для каких измерений используются данные величины? (Это единицы измерения длины.)
- Что мы можем узнать с помощью них узнать? (Периметр фигуры.)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон фигуры.)
- Можем ли мы с помощью этих единиц измерения найти площадь фигуры?
(Нет.)
- Что такое площадь? (Это величина, которая указывает, сколько занимает фигура на плоскости.)
- В каких единицах мы научились измерять площадь? (В см2)
- Как найти площадь? (Чтобы найти площадь, необходимо умножить длину на ширину, взятых в одинаковых единицах измерения.
б) - Как вы думаете, для чего мы всё это вспоминали? (Это нам пригодится на уроке для открытия новых знаний..
- Сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника.
- Итак, первое задание на смекалку и внимание.
3 см 18 см 2 5л 2 дм 4 мм 2 дм 2 (Слайд 4.)
- Посмотрите на эти величины и подумайте, какое задание вы могли бы предложить выполнить? (Разделить данные величины на группы.)
- На какие группы можно разделить? (Числа, обозначающие длину, объем, площадь).
- Какая группа самая малочисленная? (Число, обозначающее объем)
- Что это за число? (5л).
- Кто может прочитать единицы площади? (18 см2, 2 дм2) (Слайд 5.)
в) - Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18 см2? (2 см и 9 см, 6 см и 3 см, 18 см и 1 см).
г)- С какой единицей площади мы уже знакомы? (Квадратный сантиметр).
- Как вы понимаете выражение см2? (Это квадрат, сторона которого равна 1 см.)
- Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр. Что вы начертили? (Квадрат со стороной 1 см).
г) Пробное действие.
- Что мы повторили? (Единицы измерения длины, площади, объёма.)
- Какой следующий шаг? (Пробное действие.)
- А что это такое? (Это задание, в котором будет что-то новое. Что мы ещё не знаем.)
- А другая единица измерения площади вам знакома? ( Нет.)
- Может быть, по условным знакам вы догадались, как она называется? Что обозначает? Где применяется?
- Почему вы не можете мне ответить на этот вопрос? (Мы этого ещё не знаем.)
- Вы хотите это узнать?
- Для того, чтобы это узнать, вы будете работать в парах. Давайте повторим правила работы в парах.
1.Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
- Положите перед собой оранжевый прямоугольник и достаньте из конверта маленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это 1 см2).
— Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик).
(Работа в парах). Учитель сознательно дает на эту работу мало времени. 1мин.
— Закончили работу. Кто справился с этим заданием? Назовите, какова площадь этого прямоугольника?
(Не успели узнать)
Физминутка. Дети в парах изображают заданные фигуры со слайда. (Слайд 6.)
III. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание выполняли? (С помощью мерки 1 см2 измеряли площадь прямоугольника.)
- Где возникло затруднение? (В нахождении площади.)
- В чём ваше затруднение? ( Я не могу обосновать свой ответ.)
- Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать.)
- Над чем надо думать? (Над причиной затруднения.)
- Почему не cправились, у вас же все для измерения есть, вы работали парами? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было).
- Так как же, по вашему, выйти из этой ситуации?(Нужно найти другую мерку.)
- Какую? (дм 2)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставите перед собой?
Цель: Познакомиться с новой единицей нахождения площади.
- Попробуйте сформулировать тему урока?
Тема. Единицы площади. Знакомство с дм2.
- Что нам поможет достичь цели? (План, по которому мы будем действовать.)
- Для чего он нам нужен? ( Чтобы открыть новое знание, достичь поставленной цели).
План.
1. Познакомиться с квадратным дециметром.
2. Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.
3. Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.
- Вот по этому плану мы и будем сейчас работать.
Физкультминутка. Дети в парах изображают заданные фигуры со слайда. (Слайд 6.)
V. Реализация построенного проекта.
- Итак, п.1 - Познакомится с квадратным дециметром.
а) - Вернёмся к предыдущему заданию. Попробуйте измерить новой меркой. Что скажете? (Мерка поместилась 2 раза.)
— А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
-Давайте измерим длину одной стороны квадрата. (10см.)
- Как по другому записать 10 см? (1 дм)
- Запишем в тетрадь 10 см = 1 дм.
- Значит, каждая сторона квадрата чему равна? (1дм)
- Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр). (Слайд 7.)
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 дм2, если у них уже была единица 1см2? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
б) - Какой пункт плана мы с вами обсуждали? Познакомились ли мы с дм2?
- Что будет дальше по плану?
П.2 - Узнавать, как дм2 связан с см2. (Нахождение площади.)
а) - А давайте посчитаем, сколько см2 поместится в 1 дм2. Как это можно сделать? (Разделить большой квадрат на см2 и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
- Давайте так попробуем сделать.
Появляется сетка. (Слайд 8.)
- Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10.)
- Посчитайте. (100 см2)
- Запишем в тетрадь: 1 дм2 = 100см2 -
- Итак, что мы сейчас узнали? (Как дм2 связан с см2.)
- И как же он связан? (В 1дм2 помещается 100 см2.)
-Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новой единицей нахождения площади.)
- Достигли мы цели? Докажите? (Мы узнали, что в 1 дм2 помещается 100 см2 . С помощью этой единицы измерения можно узнавать площади более крупных предметов.)
б) Работа с учебником
- Открывайте свои учебники на странице 66. Давайте прочитаем, какое объяснение нам дали в учебнике.
- Правильно ли мы с вами дали определение дм2?
- Какой пункт плана мы выполнили? (Второй.)
в) Физминутка.
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли.
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.
П.3 - Научится решать задачи, используя новую единицу площади.
- Что будем делать дальше? (Работать над 3 пунктом плана.)
- Давайте повторим его. (
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
а) – Для чего нам нужно учиться решать задачи для нахождения S фигур? (Чтобы уметь находить S фигур.)
- Посмотрите вокруг и назовите такие предметы. (Доска, парта, учебник, тетрадь, дневник.)
— Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в дм2, а какие в см2. (Картинки: блокнот, шкаф, марка, зеркало). (Слайд 9.)
— Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в дм2, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу. С. 66, № 3
— Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
— В каких единицах длины измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
— Почему? (Зеркало большое)
– Один ученик пойдет к доске решать с объяснением.
Длина - 10дм
Ширина – 5дм
S = ? дм2
10*5 = 50 (дм2 )
Ответ: S = 50 дм2 .
б ) Работа в парах: (проговорить, что правила работы повторили)
Учитель: А сейчас сложите фигуру из двух квадратов на парте, присоединив их рядом. Какова площадь получившейся фигуры?
(Ответ: 2 дм2.)
- Все ли справились?
- У кого возникло затруднение?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Давайте вспомним, какая цель нашего урока? (Познакомиться с новой единицей нахождения площади.)
- Все ли вы её достигли?
- Как это можно проверить? (Самостоятельной работой.) (Слайд 10.)
- Задание для всех одинаковое: найти площадь фигуры и выразить её в дм2 .
Вспомнить формулу нахождения площади. (Длину умножить на ширину.)
- Выберите и выполните то задание, которое вам по силам!

а) 8дм б) 6дм
5дм 5дм 2дм

3дм
2дм
(Слайд 11.)
1) 2*3=6(дм2)- S 1-го. 6*2=12(дм2)
2) 8*5=40(дм2)- S 2-го. Ответ: S = 12 дм2.
3) 6+40=46 (дм2)
Ответ: S = 46 дм2..
Проверить по эталону.
- Кто справился с заданием без ошибок? выполнил задание?
- У кого были ошибки? Какие?
- Ничего страшного. Мы над этим ещё будем работать.
- Ошибиться не страшно! Страшно не найти и не исправить эту ошибку!
б) 3 дм2 = см2 20 см2 = дм2
5 дм2 = см2 10 см2 = дм2
8 дм2 = см2 90 см2 = дм2
- Давайте выполним преобразование чисел.
VIII. Включение в систему знаний.
- Давайте ещё раз повторим, что можно измерить с помощью дм2. (Площадь поверхности парты, дверцы шкафа, поверхности компьютерного стола, общей тетради, доски.))
IX. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
а) - Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. Наш урок подошел к концу.
-Над какой темой работали?
- Какая была цель? Достигли ли вы её?
- Кто из вас сам смог самостоятельно открыть новые знания?
- Кто помог открыть новые знания?
- Вы молодцы! Оценки получают……
б)- Оцените себя, сделав записи в тетради. (Самооценка)
в) Домашнее задание. ( Прокоментировать.)
- Дома вы еще раз повторите новый материал, и закрепите умение находить площадь прямоугольника – с.66, №2.
11