СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Единицы площади. Квадратный дециметр». ОНЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели.

·         Ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади - дм2.

·         Развивать умение решать задачи на нахождение площади, совершенствовать вычислительные навыки.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Единицы площади. Квадратный дециметр». ОНЗ.»

Тема урока: «Единицы площади. Квадратный дециметр». ОНЗ.



Цели.

  • Ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади - дм2.

  • Развивать умение решать задачи на нахождение площади, совершенствовать вычислительные навыки.



Задачи.

  • Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.

  • Учить применять полученные знания на практике.

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.

  • Развивать умение сопоставлять, сравнивать, выполнять преобразование величин.

  • Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

  • Воспитывать взаимоуважение, выдержку, чувство коллективизма дисциплинированность, самостоятельность.



Оборудование.

Для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.

Для учащихся: формулы нахождения площади, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки; конверты с фигурами (прямоугольник 10х20) и мерками (1см2 и 1 дм2) по одному на пару.











I. Мотивация к учебной деятельности.

а) Дети берутся за руки и говорят: «- Мы вместе, значит, у нас всё получится! Удачи!»

- Удачи вам и новых открытий на нашем уроке открытия новых знаний! - Как вы будете открывать новое знание? (Сначала мы выясним, что мы не знание, а потом сами откроем новое знание.)

б) Записать число, «классная работа», «тема» в тетрадь.



II. Актуализация знаний.

- С чего начнём наш урок? (Сначала будем повторять то, что мы уже знаем и, что нам пригодиться на сегодняшнем уроке для открытия нового знания.)

а) _Посмотрите на слайд и скажите, какое задание я хочу вам предложить?

(Нужно преобразовать числа.)

5 м 8 дм = __ дм 3 см 2 мм = __ мм (Слайд 2,3.)

96 см = __ дм __см 72мм = __см __ мм

3 м 9 дм = __ дм 4 см 8 мм = __ мм

56 см = __ дм __см 25 мм = __см __ мм



- Что вы можете сказать про эти числа? (Эти числа – именованные.)

- Для каких измерений используются данные величины? (Это единицы измерения длины.)

- Что мы можем узнать с помощью них узнать? (Периметр фигуры.)

- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон фигуры.)

- Можем ли мы с помощью этих единиц измерения найти площадь фигуры?

(Нет.)

- Что такое площадь? (Это величина, которая указывает, сколько занимает фигура на плоскости.)

- В каких единицах мы научились измерять площадь? (В см2)

- Как найти площадь? (Чтобы найти площадь, необходимо умножить длину на ширину, взятых в одинаковых единицах измерения.

б) - Как вы думаете, для чего мы всё это вспоминали? (Это нам пригодится на уроке для открытия новых знаний..

- Сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника.

- Итак, первое задание на смекалку и внимание.

3 см 18 см 2 5л 2 дм 4 мм 2 дм 2 (Слайд 4.)

- Посмотрите на эти величины и подумайте, какое задание вы могли бы предложить выполнить? (Разделить данные величины на группы.)

- На какие группы можно разделить? (Числа, обозначающие длину, объем, площадь).

- Какая группа самая малочисленная? (Число, обозначающее объем)

- Что это за число? (5л).

- Кто может прочитать единицы площади? (18 см2, 2 дм2) (Слайд 5.)

в) - Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18 см2? (2 см и 9 см, 6 см и 3 см, 18 см и 1 см).



г)- С какой единицей площади мы уже знакомы? (Квадратный сантиметр).

- Как вы понимаете выражение см2?  (Это квадрат, сторона которого равна 1 см.)

- Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр. Что вы начертили? (Квадрат со стороной 1 см).



г) Пробное действие.

- Что мы повторили? (Единицы измерения длины, площади, объёма.)

- Какой следующий шаг? (Пробное действие.)

- А что это такое? (Это задание, в котором будет что-то новое. Что мы ещё не знаем.)

- А другая единица измерения площади вам знакома? ( Нет.)

- Может быть, по условным знакам вы догадались, как она называется? Что обозначает? Где применяется?

- Почему вы не можете мне ответить на этот вопрос? (Мы этого ещё не знаем.)

- Вы хотите это узнать?

- Для того, чтобы это узнать, вы будете работать в парах. Давайте повторим правила работы в парах.

1.Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Своё несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

- Положите перед собой оранжевый прямоугольник и достаньте из конверта маленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это 1 см2).

— Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик). 

(Работа в парах). Учитель сознательно дает на эту работу мало времени. 1мин.

— Закончили работу. Кто справился с этим заданием? Назовите, какова площадь этого прямоугольника?

(Не успели узнать)

Физминутка. Дети в парах изображают заданные фигуры со слайда. (Слайд 6.)

III. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? (С помощью мерки 1 см2 измеряли площадь прямоугольника.)

- Где возникло затруднение? (В нахождении площади.)

- В чём ваше затруднение? ( Я не могу обосновать свой ответ.)

- Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать.)

- Над чем надо думать? (Над причиной затруднения.)





- Почему не cправились, у вас же все для измерения есть, вы работали парами? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было).

- Так как же, по вашему, выйти из этой ситуации?(Нужно найти другую мерку.)

- Какую? (дм 2)



IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите перед собой?

Цель: Познакомиться с новой единицей нахождения площади.



- Попробуйте сформулировать тему урока?

Тема. Единицы площади. Знакомство с дм2.

- Что нам поможет достичь цели? (План, по которому мы будем действовать.)

- Для чего он нам нужен? ( Чтобы открыть новое знание, достичь поставленной цели).

План.

1. Познакомиться с квадратным дециметром.

2. Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.

3. Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.


- Вот по этому плану мы и будем сейчас работать.

Физкультминутка. Дети в парах изображают заданные фигуры со слайда. (Слайд 6.)



V. Реализация построенного проекта.

- Итак, п.1 - Познакомится с квадратным дециметром.

а) - Вернёмся к предыдущему заданию. Попробуйте измерить новой меркой. Что скажете? (Мерка поместилась 2 раза.)

— А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)

-Давайте измерим длину одной стороны квадрата. (10см.)

- Как по другому записать 10 см? (1 дм)

- Запишем в тетрадь 10 см = 1 дм.

- Значит, каждая сторона квадрата чему равна? (1дм)

- Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр). (Слайд 7.)

- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 дм2, если у них уже была единица 1см2? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)



б) - Какой пункт плана мы с вами обсуждали? Познакомились ли мы с дм2?

- Что будет дальше по плану?



П.2 - Узнавать, как дм2 связан с см2. (Нахождение площади.)


а) - А давайте посчитаем, сколько см2 поместится в 1 дм2. Как это можно сделать? (Разделить большой квадрат на см2 и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).

- Давайте так попробуем сделать.

Появляется сетка. (Слайд 8.)



- Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10.)

- Посчитайте. (100 см2)

- Запишем в тетрадь: 1 дм2 = 100см2 -

- Итак, что мы сейчас узнали? (Как дм2 связан с см2.)

- И как же он связан? (В 1дм2 помещается 100 см2.)

-Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новой единицей нахождения площади.)

- Достигли мы цели? Докажите? (Мы узнали, что в 1 дм2 помещается 100 см2 . С помощью этой единицы измерения можно узнавать площади более крупных предметов.)

б) Работа с учебником

- Открывайте свои учебники на странице 66. Давайте прочитаем, какое объяснение нам дали в учебнике.

- Правильно ли мы с вами дали определение дм2?

- Какой пункт плана мы выполнили? (Второй.)



в) Физминутка.

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наши ноги затекли.

Ими топнем: раз, два, три!

Руки в стороны, дружок,

Раз, два, три, потом – прыжок.

Со здоровьем всё в порядке,

Если делаешь зарядку.



П.3 - Научится решать задачи, используя новую единицу площади.

- Что будем делать дальше? (Работать над 3 пунктом плана.)

- Давайте повторим его. (



VI. Первичное закрепление во внешней речи.

а) – Для чего нам нужно учиться решать задачи для нахождения S фигур? (Чтобы уметь находить S фигур.)

- Посмотрите вокруг и назовите такие предметы. (Доска, парта, учебник, тетрадь, дневник.)

— Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее  измерять в дм2, а какие в см2. (Картинки: блокнот, шкаф, марка, зеркало). (Слайд 9.)



— Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в дм2, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу. С. 66, № 3

— Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?

— В каких единицах длины  измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)

— Почему? (Зеркало большое)

– Один ученик пойдет к доске решать с объяснением.

Длина - 10дм

Ширина – 5дм

S = ? дм2

10*5 = 50 (дм2 )

Ответ: S = 50 дм2 .

б ) Работа в парах: (проговорить, что правила работы повторили)

Учитель: А сейчас сложите фигуру из двух квадратов на парте, присоединив их рядом. Какова площадь получившейся фигуры?

(Ответ: 2 дм2.)

- Все ли справились?

- У кого возникло затруднение?







VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Давайте вспомним, какая цель нашего урока? (Познакомиться с новой единицей нахождения площади.)

- Все ли вы её достигли?

- Как это можно проверить? (Самостоятельной работой.) (Слайд 10.)

- Задание для всех одинаковое: найти площадь фигуры и выразить её в дм2 .

Вспомнить формулу нахождения площади. (Длину умножить на ширину.)

- Выберите и выполните то задание, которое вам по силам!

а) 8дм б) 6дм

5дм 5дм 2дм

3дм

2дм

(Слайд 11.)

1) 2*3=6(дм2)- S 1-го. 6*2=12(дм2)

2) 8*5=40(дм2)- S 2-го. Ответ: S = 12 дм2.

3) 6+40=46 (дм2)

Ответ: S = 46 дм2..

Проверить по эталону.

- Кто справился с заданием без ошибок? выполнил задание?

- У кого были ошибки? Какие?

- Ничего страшного. Мы над этим ещё будем работать.

- Ошибиться не страшно! Страшно не найти и не исправить эту ошибку!



б) 3 дм2 = см2 20 см2 = дм2

5 дм2 = см2 10 см2 = дм2

8 дм2 = см2 90 см2 = дм2

- Давайте выполним преобразование чисел.



VIII. Включение в систему знаний.

- Давайте ещё раз повторим, что можно измерить с помощью дм2. (Площадь поверхности парты, дверцы шкафа, поверхности компьютерного стола, общей тетради, доски.))



IX. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).

а) - Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. Наш урок подошел к концу.

-Над какой темой работали?

- Какая была цель? Достигли ли вы её?

- Кто из вас сам смог самостоятельно открыть новые знания?

- Кто помог открыть новые знания?

- Вы молодцы! Оценки получают……


б)- Оцените себя, сделав записи в тетради. (Самооценка)


в) Домашнее задание. ( Прокоментировать.)

- Дома вы еще раз повторите новый материал, и закрепите умение находить площадь прямоугольника – с.66, №2.



11