Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к учебной деятельности, повышение качества знаний, навыков и умений.
Решение этой проблемы требует от учителя нового подхода, в частности разработки более современных форм и методов обучения, развитие умения учащихся работать самостоятельно, смещения акцентов с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.
Хорошо понимая тот факт, что реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса дает создание единой системы урочной и внеурочной работы, я особое внимание уделяю решению данной проблемы.
В условиях нового образовательного стандарта по иностранному языку единство урочной и внеурочной работы приобретает особое значение. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной речи и чтении, поддерживать интерес к изучению иностранного языка.
За последние годы мною проведена работа по оборудованию кабинета немецкого языка, который стал центром всей урочной и внеурочной работы. Экспозиция кабинета заключает в себе высокий обучающий и воспитательный потенциал. В кабинете мною собран большой материал по страноведению: открытки с видами германии, фотоальбомы, проспекты, портреты немецких писателей, репродукции картин Дрезденской галереи, немецкие газеты и журналы, книги для чтения разного жанра, записи современной немецкой музыки, магнитофонные записи,диски.
Все это позволяет более разнообразно и интересно обучать детей иностранному языку как на уроке, так и во внеурочной работе.
В моей педагогической практике внеурочная деятельность включает в себя факультативный курс, кружок разговорной речи .
Факультативный курс по немецкому языку составляет единое целое с основным курсом: лишь углубляя и расширяя его. Основное внимание я уделяю практике речи, учу умению логично и связно высказываться, говорить самостоятельно, экспромтом, говорить в нормальном темпе.
Кружок разговорной речи, который я веду на продолжении многих лет позволяет органично увязывать материал обязательного курса. В кружке разговорной речи я побуждаю учащихся к самым разнообразным драматизациям, подбираю сценки, пьесы, соответствующие жизненному и языковому уровню учащихся.
В процессе драматизации школьники совершенствуют навыки и умения диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамотности. Драматизация на начальном этапе имеет характер ролевой игры. В 5 классе при изучении темы «In der Schule» я организую ролевую игру «In der Waldschule» драматизируем сценку «Мальвина учит Буратино». В 6 классе исходя из изучаемой под темы я организую с ребятами ролевую игру. Ролевая игра способствует приближение иноязычной речи школьников к естественной разговорной речи. Кроме того, в игре каждый ученик имеет возможность выбирать в соответствие со своими интересами и уровню языковой подготовки желаемую роль. Большой популярностью у учащихся пользуется драматизация с использованием кукол, которые ребята делают сами.
Очень важно содержание внеклассной работы. Особенно большую роль в этом отношение выполняют утренники и вечера. Они могут быть приурочении к знаменательным делам, событиям, праздникам в нашей стране и стране изучаемого языка. Традицией в нашем классе стало празднование рождества, что доставляет детям огромное удовольствие. Надо отметить, что актуальная действительность постоянно рождает новые формы внеклассной работы по иностранному языку, такие, например, как «тема мосты», «интервью» , «дискотеки». Эти виды внеклассной работы интересны для юношеского возраста, они позволяют расширить знания учащихся о своих сверстниках за рубежом, стимулирует интерес к предмету.Учащиеся убеждаются в необходимости изучать иностранный язык в целях осуществления контактов. За годы моей педагогической деятельности в школе мною накоплен богатый материал по внеклассной работе.Это викторины,КВН, дискотеки ,вечера иностранного языка,ролевые игры,драматизация пьес, праздник алфавита, праздник Рождества, утренники .Опыт показывает ,что внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных запросов и возможностей школьников.Учебный процесс протекает гораздо интереснее, рождает творчество,убеждает учащихся втом ,что они могут использовать иностранный язык как средство общения и представляет им такую возможность.