Цели и задачи предмета
Цель элективного курса: подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Задачи элективного курса:
формирование умений и навыков комплексного применения знаний по информатике и ИКТ,
помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ,
отработка навыков работы с тестами.
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс может быть предложен для прохождения учащимся старшей школы, изучающих предмет «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, и рассматриваться по одному из двух вариантов:
Поскольку, на ЕГЭ по информатике работа выполняется учащимися без использования компьютеров и других технических средств, то практическая часть курса может составлять в объеме до 50% учебного времени. Материал, излагаемый в процессе изучения курса, рассчитан как на повышенный, так и на углубленный уровень, что соответствует заданиям ЕГЭ. Наибольшее внимание уделяется отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.
Содержание элективного курса
10 класс
Информационные процессы и системы
Информация и ее кодирование
Различные подходы к определению понятия "информация". Виды информационных процессов. Информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах.
Язык как способ представления и передачи информации.
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
Единицы измерения количества информации. Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации.
Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передаче.
Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи.
Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.
Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.
Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.
Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные.
Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.).
Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.
11 класс
Основы логики
Алгебра логики.
Логические выражения и их преобразование.
Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические схемы.
Логические задачи. Способы решения логических задач.
Моделирование и компьютерный эксперимент
Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей.
Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
Математические модели (графики, исследование функций).
Построение и использование информационных моделей реальных процессов (физических, химических, биологических, экономических).
Информационные и коммуникационные технологии
Основные устройства информационных и коммуникационных технологий
Типы компьютеров, их основные характеристики и области использования. Выбор необходимого для данной задачи компьютера.
Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.)
Обеспечение надежного функционирования средств ИКТ, устранение простейших неисправностей, требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий
Операционная система: назначение и функциональные возможности.
Графический интерфейс (основные типы элементов управления).
Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы).
Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации).
Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.).
Технология обработки графической и звуковой информации
Растровая графика. Графические объекты и операции над ними.
Векторная графика. Графические объекты и операции над ними.
Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа.
Создание и редактирование цифровых звукозаписей.
Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами.
Технология обработки информации в электронных таблицах
Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных.
Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных.
Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций.
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
Структура базы данных (записи и поля).
Табличное и картотечное представление баз данных.
Сортировка и отбор записей.
Использование различных способов формирования запросов к базам данных.
Телекоммуникационные технологии
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети.
Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы, поисковые системы, чат и пр.
Поиск информации в Интернет.
Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML).
Технологии программирования
Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования). Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте (10-20 строк) программы.
Создание собственной программы (30-50 строк) для решения задач.