СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Контрольная работа (тесты в формате ЕГЭ с ответами). Вариант 17

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Контрольная работа (тесты в формате ЕГЭ с ответами). Вариант 17

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Контрольная работа (тесты в формате ЕГЭ с ответами). Вариант 17»

Вариант 17

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.


1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.


1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)  Наоборот,                  2)  Например,
3)  Однако                       4)  Именно            5)Поэтому


2.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4  знач.), м.
1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.
|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица. 
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин.  «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.
5. только ед. Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.
6. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

оклЕить

накренИться

убралА

шофЁр

Отдав


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Да-а, видок у тебя НЕПРИГЛЯДНЫЙ.

За окном машины НЕПРОГЛЯДНАЯ тьма: ни одного огонька не видно.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ молебен отслужили при большом стечении народа.

Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

Собрание шло в помещении БЫЛОЙ школы.


6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ДВУМСТАМ сорока трем  много ЯБЛОК
самый УМНЕЙШИЙ  много ЧУЛОК
пара НОСКОВ


 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

подп..рать, распол..гающий,

р..шение, выб..раясь, обл..нившийся


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подтишка, в..бираться

не..своенный, з..рождаться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, пост..ндустриальный,

п..догреть, нед..есть


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

эмал..вый дешёв..нький

син..ватый увид..в

удоста..вавший


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш..мый движ..мый

высуш..шь постел..нный дыш..шь


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Неужели твой кот ни капли меня (не)боится?

Всё было по-прежнему, но в саду были (не)старые, а новые качели: их полностью скрывали разросшиеся кусты сирени.

Брат убежал, опять (не)вымыв за собой грязную посуду.

Всё шло очень хорошо, пока (не)произошёл этот дурацкий случай с потерянными деньгами.

Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(НЕ) СМОТРЯ на причитания бабушки, я ВСЁ(ТАКИ) ушёл.

Видимо, ему (НЕ) ЗДОРОВИЛОСЬ, (ПО) ЭТОМУ он отказался от пищи.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ мы ХОТЕЛИ(БЫ) поблагодарить устроителей праздника.

(ПО) НЕВОЛЕ заяц бежит, когда лететь (НЕ) (НА) ЧЕМ.

ЧТО(БЫ) такое ещё придумать, ЧТО(БЫ) не было так скучно?


14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На клумбе видны были желтые и алые тюльпаны и несколько высоких гладиолусов.

2) В этом доме бывали Карамзин и Жуковский Грибоедов и Пушкин.

3) Курсанты в это время обычно уже спят или готовятся ко сну.

4) Иван Сергеевич одинаково сильно любил и родную Лугу и Петербург и Новгород.

5) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Громом возвестив весну (1) гроза звенела (2) по траве (3) давно ожидавшей влаги и прохлады.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом.

Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


Прочитайте текст и выполните задания 20-25


(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.

(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.


(По С.С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.

20. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 41?

1) интересом

2) надеждой

3) отчаянием

4) нетерпением


21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 4 содержит описание состояния героя.

2) В предложениях 16 – 19 представлено рассуждение.

3) Предложение 25 содержит описание.

4) В предложении 10 содержится повествование.


22. В каком предложении используются контекстные антонимы?

1) 6 2) 29 3) 32 4) 44


23. Среди предложений 39 – 44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру .Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24. «Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности – А__________ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: Б __________ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и В__________ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как Г_________ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».


Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) литота

4) парцелляция

5) экспрессивно-оценочные слова

6) диалектизм

7) вопросительное предложение

8) разговорные синтаксические конструкции

9) метафора


Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Ответы к варианту


Вариант 17

1

15

2

Именно

3

3

4

Отдав

5

Бывшей

6

Самый умный

7

16758

8

Обленившийся

9

Подогреть

недоесть

10

Удостаивавший

11

Постеленный

12

Нечего

13

Нездоровилось

поэтому

14

25

15

34

16

14

17

12

18

14

19

1234

20

Отчаянием

21

1

22

2

23

40

24

8917














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс