Вариант 21
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Основная идея учения о биосфере Земли выдающегося естествоиспытателя академика В.И. Вернадского состоит в том, что высшая форма развития материи на Земле — жизнь — определяет и подчиняет себе все другие процессы. (2)Она оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы. (3) она формирует облик нашей планеты.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Жизнь как высшая форма развития материи на Земле, по утверждению академика В.И. Вернадского, воздействует на неорганический мир и процессы в нём и формирует облик нашей планеты.
2) В.И. Вернадский — выдающийся учёный, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии.
3) Будучи высшей формой развития материи на Земле, жизнь, по мнению академика В.И. Вернадского, воздействуя на неорганический мир и процессы в нём, формирует облик нашей планеты.
4) Высшая форма развития материи на Земле — жизнь.
5) Жизнь оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы.
2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3)
предложении текста? Выпишите это слово.
Хотя
Именно
Например
Однако
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, -и, жен.
1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.
2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать жизнь кому-н. (родить; высок.; также перен.). Жизнь растения. Рисковать жизнью. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Отдать жизнь за кого-что-н. (пожертвовать собой).
3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни. Моя жизнь в деревне.
4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.
Общественная жизнь. Семейная жизнь. Кипучая жизнь.
5. Реальная действительность. Провести решение в жизнь.
6. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни.
Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.)
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
понялА
обОдрить
Отрочество
навЕрх
заперлА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
Летом в дачном доме оставляли ОДИНАРНЫЕ рамы.
ОДИНОКИЕ люди нередко прячутся в мире собственных фантазий.
Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
ОТТУДОВА
килограмм абхазских МАНДАРИНОВ
опытные ИНЖЕНЕРЫ
пара НОСКОВ
ДЕВЯНОСТА рублями
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Собирая грибы, в осеннем лесу было сыро и холодно. 2) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и что тёплой погоды больше не будет. 3) Замечено, что те, кто в детстве проводили больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими. 4) Не спеша работая вёслами и прислушиваясь к замирающиму звону, мы говорили о путешествии в Савойю. 5) Благодаря усилий старого директора музей вошёл в тройку лучших музеев Москвы. 6) На картине В.Э. Борисова-Мусатова «Весне» тонко передано состояние природы. 7) Крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, плясали в тяжёлом влажном воздухе. 8) В "Сорочинской ярмарке", написанную Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии. 9) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы Л.Толстого. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
выр..стающий
з..ря,
укр..титель
к..саться
к..мпаньон
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..образ, н..илучший
пр..обретенье, пр..светлый
в..лелеять, обе..кровленный
вз..скательный, по..сковый
п..догреть, нед..есть
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
налаж..вать
сбивч..вый
откле..ваться
караул..вший
стержн..вой
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И
Поищ..м щенка
овца щипл..т траву,
неопису..мая радость
увид..шь друга,
непромока..мый плащ
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
(Не) понятное правило трудно запомнить.
Ещё видны остатки (не) растаявшего снега.
Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
(Не) высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.
Небо хмурилось ТАК (ЖЕ) , как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пришли долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
2) Специалистов-водителей постоянно не хватало как в тылу так и на фронте.
3) В доме Эренбургов и люстры и зеркала и даже кухонный стол были произведениями искусства.
4) Станислав не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.
5) Много желал да ничего не поймал.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объемистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Грамматика (1) по мнению учёных (2) является средством выражения мысли. А уметь наилучшим образом выражать свои мысли и понимать чужие нужно (3) бесспорно (4) каждому человеку, независимо от его специальности и профессии.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
20. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 7?
1) равнодушия
2) любви
3) ненависти
4) недоумения
21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 27 – 30?
1) рассуждение
2) описание и рассуждение
3) повествование и описание
4) повествование
22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 1 2) 9 3) 22 4) 23
23. Среди предложений 22 – 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами
«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. А__________ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как Б__________ (предложения 3 – 4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают В__________ («спас» – «предал» в предложении 32), а Г__________ «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя».
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) метафора
3) риторический вопрос
4) парцелляция
5) эллипсис
6) градация
7) экспрессивно окрашенное слово
8) эпитет
9) лексический повтор
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к варианту
№ задания | Вариант 21 |
1 | 13 |
2 | Именно |
3 | 1 |
4 | Ободрить |
5 | Наличие |
6 | Оттуда |
7 | 89637 |
8 | Укротитель |
9 | Подогрет недоесть |
10 | Стержневой |
11 | Увидишь |
12 | Не появившийся |
13 | Итак наконец |
14 | 13 |
15 | 15 |
16 | 1234 |
17 | 1234 |
18 | 1 |
19 | 124 |
20 | 4 |
21 | 1 |
22 | 2 |
23 | 23 |
24 | 9217 |