Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Литература. Подготовка к заданию 9: сопоставление произведений»
ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ Подготовка к заданию 9: сопоставление произведений
«Тема «отцов и детей» в русской литературе;
тема творчества в русской литературе;
человек и война в русской литературе;
сатирические образы в русской литературе»
Тема «отцов и детей» в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русской классики нашла своё отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М. Шолохова?
Тема «отцов и детей» в русской литературе
Контекст
- А. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом),
- А. Пушкин «Капитанская дочка» (завет отца «Береги честь смолоду»),
- Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»),
- И. Тургенев «Отцы и дети»,
- Л. Толстой «Война и мир».
Тема «отцов и детей» в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Истоки характера и духовного мира центрального образа – персонажа; конфликт между поколениями и идеологиями; «диалектика» взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории.
Тема творчества в русской литературе
Вопрос
- В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Тема творчества в русской литературе
Контекст
- А. Пушкин «Евгений Онегин» (автор о создании своего романа),
- Н. Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление автора о писателе: «Счастлив писатель, который...»),
- С. Довлатов «Чемодан», «Филиал».
Тема творчества в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Авторская рефлексия по поводу собственного творчества; проблема взаимоотношения художника и толпы, художника и власти; «драма непонимания; утверждение вдохновенности и свободы творчества; проблема мастерства; творчество как особая, «иная» реальность, не подчинённая земному бытию человека; традиция и новаторство в творчестве; средства воплощения художественной концепции автора.
Человек и война в русской литературе
Вопрос
- В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л. Толстого «Война и мир»?
Человек и война в русской литературе
Контекст
- В. Быков «Сотников»,
- В. Гроссман «Жизнь и судьбы»,
- М. Шолохов «Судьба человека»,
- В. Кондратьев «Сашка» и др.
Человек и война в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм.
Сатирические образы в русской литературе
- Вопрос
- В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль»?
Сатирические образы в русской литературе
- Контекст
- Н. Гоголь «Мёртвые души»,
- М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
- Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Сатирические образы в русской литературе
- Обоснование для сопоставления
- Изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).
Сатирические образы в русской литературе
Вопрос
- В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»?
Сатирические образы в русской литературе
Контекст
- А. Пушкин «Капитанская дочка»,
- М. Салтыков-Щедрин «История одного города»,
- В. Маяковский «Прозаседавшиеся»,
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Сатирические образы в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Механистичность, «формализованность» поведения чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский, М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика.