ФИЛОСОФСКИЕ – общие вопросы развития общества, природы, человека - (смысл жизни, познание, свобода и ответственность, человек и история, человек и культура) проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности, проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности. |
| Проблема веры и надежды Какова роль веры в человеческой жизни? | Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. (А.С.Пушкин) А.С. Пушкин—стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим переложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод. М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Пейзаж в этом стихотворении — несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Лирический герой наблюдает, «как волнуется желтеющая нива», свежий лес задумчиво шумит, «студеный ключ играет по оврагу». И эта красота и гармония окружающего мира усмиряют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все его мысли и чувства. Душа его устремляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! (Висковатов) М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той минуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта — «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения — остается лишь мир, покой, надежда. Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание». Очень важной является тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Раскольников своим преступлением хотел разрешить себе «кровь по совести». Однако затем стал мучаться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. И только вера, искреннее покаяние, любовь, к чему его исподволь подводит Соня, могут спасти его заблудшую душу. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий человек не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для страны и народа. |
| Проблема достижения взаимопонимания, проблема недостатка чуткости, доброжелательности, вежливости в общении людей | Ф.И. Тютчев — стихотворение «Silentium».Автор говорит о трудности в достижении взаимопонимания между людьми. По мысли Тютчева, человеку очень трудно выразить свои истинные мысли и чувства: они рождаются в глубине души. Облекая же их в форму слова, мы теряем их истинное первоначальное содержание («Мысль изреченная есть ложь...») Ф.И. Тютчев — стихотворение «Нам не дано предугадать...... В этом стихотворении звучит мысль автора о непредсказуемости реакций окружающих людей. Мы не можем просчитать, как отнесется человек к нашей просьбе, упреку, размышлениям: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...». Вызвать в душе собеседника ожидаемые нами чувства — очень важно для человека. По мысли автора, это равносильно снизошедшей на человека «благодати». Б. Окуджава — стихотворение «Пожелание друзьям». Призыв к друзьям, единомышленникам быть добрее к людям, уметь радоваться жизни, ценить близких людей, их таланты, достоинства, научиться любить и не стесняться своих чувств. |
| Проблема верности | Коль гореть, так уж гореть сгорая... (С.Есенин) Татьяна Ларина, по-прежнему любящая Евгения Онегина, став замужней дамой, хранит верность мужу. Она говорит Онегину: Но я другому отдана И буду век ему верна. |
| Проблема свободы выбора (выбора пути) | Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: "Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь". Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды — это налево, а прямо — это путь восхождения "через тернии к звёздам". И каждый из нас выбирает свой путь... Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом. Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: "Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране". Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: "Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!" Таков был свободный выбор "несвободного" талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова. |
| Проблема добра и зла Проблема противостояния добра и зла в мире | М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В романе Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Воланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным воплощением зла, но он зачастую восстанавливает справедливость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире человеческого общества. И так было во все времена. Об этом писал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки прокуратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат отправляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него общество. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все моральные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их незыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана открывает «истинное лицо» многих персонажей — деятелей культуры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточник и мошенник; пролетарский поэт Александр Рюхин — лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все проделки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реальный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьявольское действо. В этом мире нет места творчеству и любви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична — для настоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны. Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «…Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…» «… зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя». А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» В. Тендряков«Суд» Охотник Тетерин, человек мужественный.совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести |
| Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе | М.Ю. Лермонтов-стихотворение «1831-го июня 11 дня». Авторская мысль о двойственности человеческой натуры. В человеке есть черты ангела и демона. Добро и зло неразрывно соседствуют в нашей душе. Каждое из этих понятий побеждает в человеке в тот или иной момент. Ф.М. Достоевский — романы «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Мысль писателя о том, что широк человек, можно бы его и сузить, звучит еще в «Братьях Карамазовых». Точно так же герой романа «Идиот», Рогожин, способен как на злодейство, таки на добро. Злодеем, в душе которого способно родиться еще добро, предстает Свидригайлов в романе «Преступление и наказание». Он замешан во многих темных историях, циничен, лишен веры во что-либо, однако помогает детям Мармеладова после его смерти, отпускает Дуню, мучается видениями перед самоубийством. Сложную взаимосвязь понятий добра и зла открывает нам образ Сони Мармеладовой. Она становится продажной женщиной ради спасения своей семьи. Главный же герой этого романа, Родион Раскольников, замышляет убийство старухи-процентщицы и пытается «преступить через кровь» «во имя добра». Однако жизнь полностью опровергает его бесчеловечную теорию. И здесь очень важной является позиция самого автора. Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М. Достоевского, — есть абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно, несостоятельно. И это положение, не требующее никаких доказательств |
| Проблема господства зла в мире (справедливого возмездия) | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. |
Жизнь надо прожить осмысленно и достойно | Как надо прожить жизнь? | М.А. Булгаков «Белая гвардия» Старая Россия погибла, а вместе с ней — и незыблемая система ценностей. Турбины — русские офицеры, которые присягали на верность царю и отечеству. Но как следовать своему долгу и сохранять честь, когда исчезли империя, царь, армия — всё то, чему они обещали служить? Герои произведения ищут ответ на вопрос: «Как жить дальше?». Каждый из них решает эту проблему по-своему. Алексей не изменяет своим прежним морально-нравственным ценностям: он не подаёт руки Тальбергу, записывается в дивизион. Най-Турс спасает юнкеров от бессмысленной смерти. Николка Турбин, рискуя жизнью, помогает семье Най-Турса найти его тело. Елена, хранительница семейного очага, воплощение женственности, старается сохранить прежнюю атмосферу дома. Турбины ни в чём не изменяют себе. Перед лицом смертельной опасности они следуют вечным нравственным ценностям и верят, что «меч исчезнет, а вот звёзды останутся». Д.С. Лихачёв «Доброта» Д.С. Лихачёв пишет о том, что человек должен прожить жизнь так, чтобы не совершить никаких поступков, которые роняли бы его достоинство. В жизни можно сделать немного, но если человек не делает ничего против своей совести, то этим он приносит колоссальную пользу. Человек должен уметь жертвовать собой ради других людей. Чтобы прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость, человеку необходима цель. Главная жизненная задача должна быть значительно шире, чем просто личностная. Эта задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах, она должна диктоваться любовью к людям, к семье, городу, |
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? А.С.Пушкин Жизнь любит иногда подшутить и посмеяться даже над смертью. (А.Т.Аверченко | Проблема жизни и смерти | Размышления перед смертью Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью». |
| Проблема жизнелюбия | Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду! Бросаюсь в глубь веков, — она горит на дне... Бегу на высь времен, — она кричит мне: буду! Она над всем, что есть; она во всем, во мне! (В.Я.Брюсов) Образ Василия Теркина в поэме А.Твардовского «Василий Теркин» |
| Проблема жадности | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая…» |
Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти. (О.Бальзак) | Проблема зависти | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: Зависть – «ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой…» |
Ложь перед самим собою — это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. (Л.Н.Андреев) | Проблема истины и лжи | Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. А.С.Пушкин. Стихотворение «Герой»Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»Образы Иешуа и Понтия Пилата |
| Проблема отрицательного воздействия отвлеченной идеи | Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано». В.Г.Короленко. Рассказ «Чудная» |
Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других. Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец— древнекитайскийфилософ VI–V веков до н. э | Проблема определения понятия «мудрость». | Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция — 31 июля 1944) — известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды. Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель. Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца. Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!” Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи. “Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, — говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Лев Никола́евичТолсто́й---1828--- 1910 Роман «Война и мир» Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами. На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев. Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова. После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога». Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой. Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству. Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы. Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное. Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа. Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева |
| Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни | А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В романе «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт представляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста скептика. Эти герои обладают полярным мироощущением, противоположными взглядами на жизнь. Онегин — пресыщен, жизнью, трезво оценивает людей, ситуацию, жизненный опыт довлеет над ним, не давая порой возможности разобраться в собственной душе. Ленский же, напротив, юн, лишен отягощающего жизненного опыта, к тому же поэт, мечтатель, то есть склонен идеализировать мир. Возможно, потому-то и сходятся они в конце концов в кровавом поединке, исходом которого становится смерть Ленского. Как отмечали критики, автор понимал, что такому человеку «нечего делать в России, и убил его рукою Онегина» (Герцен). Таким образом, у Пушкина мечта не выдержала соприкосновения с реальностью. А.М. Горький — пьеса «На дне». Проблема противостояния мечты и реальности — центральная проблема пьесы А.М. Горького «На дне». Героем, вносящим в жизнь окружающих мечту, является в пьесе Лука. Образ Луки в пьесе неоднозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умный, наблюдательный, имеющий огромный жизненный опыт. Идейную позицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Идейные противники Луки — это Бубнов, Барон и Сатин. Однако если Бубнов и Барон — это циничные реалисты, то Сатин искренне верит в человека, в его дух и внутреннюю силу. Каково же влияние «проповедей» Луки на судьбы ночлежников? Он способствует зарождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обретение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о возможности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви). И сами герои в финале пьесы изменяются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяетлю- дей. Но все испортила смерть Актера. И это уже трагическое столкновение мечты и реальности. Остальным также не удается воплотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Настя, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает. Однако только ли на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиция в пьесе? Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, наличие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не поддерживает открыто ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке. Безусловно, Горький- реал ист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. Однако Горький-романтик высоко ценил способность человека к мечте. Именно поэтому критики писали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким образом, герои А.М. Горького отражают двойственность, противоречивость натуры самого писателя. Сам же автор оставляет этот вопрос открытым. А. Грин — феерия «Алые паруса». Воплотившаяся мечта — это основа сюжета А. Грина. Маленькая девочка Ассоль держит в руках игрушку — кораблик с алыми парусами, и он у Грина становится символом сбывшихся надежд, счастья, победы добра над злом. Мир, в котором живет девочка, жесток и мрачен, ее окружают обыватели, а в их жизни нет места мечте. Дети не хотят играть с Ассоль, дразнят ее, взрослые считают деревенской дурочкой, чудачкой, над ней подсмеиваются. И девочка уходит от грубой, серой реальности. Сказочник Эгль предсказывает ей встречу с принцем, плывущим на паруснике с алыми парусами, и она искренне верит в это. В финале капитан Грей, полюбив девушку, дарит ей детскую мечту — парусник с алыми парусами. А потом он скажет замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». |
| Проблема невежества, отсутствия интереса к знаниям | Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни». Образы Простаковой и Митрофана в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» |
Ненависть — месть труса за испытанный им страх. (Джордж Бернард Шоу) | Проблема ненависти | В. Распутин «Живи и помни» |
| Проблема мироощущения человека, отношения его к жизни и людям | Г.Р. Державин — стихотворение «Капнисту». Призыв к человеку быть послушным своей судьбе, переносить все события с мужеством и спокойствием, мудро воспринимать радость и горе, уметь довольствоваться малым. Только так человек может почувствовать себя счастливым. А идеальной жизнь быть не может. П.А. Вяземский — стихотворение «Сознание». Лирический герой исповедуется перед читателем в том, что он не постиг смысла и таинства жизни, что не имел достаточного терпения, не смог достойно нести свой крест и часто бросал его. В подтексте угадывается призыв к терпению, душевной стойкости. А.С. Пушкин — стихотворение «Если жизнь тебя обманет...». Лирический герой призывает собеседника к терпению, мужеству. Уныние, печаль, гнев — это большой грех. Человек должен уметь переносить все, что выпадает ему на долю: и грустные события, и трудные ситуации. За ними вновь последует что-то хорошее, поэтому мы должны проявлять душевную стойкость, терпение, спокойствие, мудрость. Ф. И. Тютчев — стихотворение «Не рассуждай, не хлопочи...». Призыв к человеку принимать жизнь такой, как она есть, без излишних рассуждений и хлопот. Все они не имеют большого смысла, так как будущее человеку неподвластно. Человек должен воспринимать жизнь с терпением, спокойствием. При этом он должен уметь пережить все, что выпадает на долю: печаль, и радость, и тревогу. А.А. Ахматова — стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...». Героиня пересмотрела свое отношение к жизни, научившись воспринимать все происходящее просто и мудро. Бог, природа и собственная душа помогают ей в этом. В подтексте стихотворения звучит мысль о том, что в этой жизни нужно ценить каждое мгновенье, отпущенное человеку. С. Есенин — поэма «Черный человек». Лирический герой призывает к душевному мужеству, стойкости, считает, что «в грозы, в бури, в житейскую стынь» «казаться улыбчивым и простым» — это самое высшее в мире искусство. |
| Проблема обидчивости | Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «…Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны».«В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера». Василий Шукшин. Рассказ «Обида». Н.В.Гоголь «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
| Проблема ответственности человека за жизни окружающих | Так, в произведении Толстого «Война и мир» особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей. Чувство вины и ответственности за окружающих поднимается в произведениях о Вов. В стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора. И. Бабель «Конармия» Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». А. де Сент- Экзюпери «Планета людей» Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения. |
| Проблема ответственности за свои дела. | Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинногоИешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни. |
| Проблема ответственности за необдуманные поступки. | В пьесе Чехова “Вишнёвый сад” Любовь Андреевна потеряла имение, потому что всю жизнь легкомысленно относилась к деньгам и работе. Пожар в Перми произошел из-за необдуманных действий организаторов фейерверка, безответственности дирекции, халатности проверяющих по пожарной безопасности. А результат – смерть многих людей. В очерке “Муравьи” А.Моруа рассказывается о том, как молодая женщина купила муравейник. Но она забыла покормить его обитателей, хотя им требовалась всего одна капля мёда в месяц. |
| Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих) | Ванька Жуков в рассказе А.Чехова — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире. У извозчика Ионы Потапова из рассказа А.П.Чехова «Тоска» умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю. Вспоминаю произведение А. П. Чехова «Тоска». Данный рассказ повествует о судьбе извозчика Ионы Потапова. Потеряв любимого сына, он хочет хоть с кем-то разделить своё горе, но никому нет дела до него. От безысходности Иона решает рассказать свою печальную историю лошади: ему кажется, что только она сможет посочувствовать его беде… |
| Проблема прекрасного. Как найти прекрасное в обыденном, в давно знакомом пейзаже, человеке? | А.С. Пушкин — стихотворение «Зимнее утро». В этом стихотворении звучит мотив «прекрасного в обыденном». Утренний зимний пейзаж предстает в восприятии поэта чудесной картиной пробуждения природы после ночного сна: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит». Состояние природы здесь гармонично перекликается с душевным состоянием лирического героя. В мире его царит радость, любовь, веселье. Ю. Нагибин — рассказ «Зимний дуб» (см. «Как природа воздействует на человеческую душу?») |
Ревность — это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим. (А.Дюма-сын) | Проблема ревности | Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного ложного тщеславия. (О.Бальзак) М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад» Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни. |
Счастье... обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом. (Л.Н.Андреев) | Проблема счастья | Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем... (С.Есенин) Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек» писал: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную, счастливую землю, которая зовется Советской страной». Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей». Поиска счастья в жизниБ. Екимов «Мальчик на велосипеде» Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами» |
| Проблема возможного, но несостоявшегося счастья | А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В центре романа «Евгений Онегин» — история несостоявшегося счастья. Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Однако он думает о том, что в сердце его нет места для любви: «Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата И, можетбыть, еще нежней...». На самом же деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех. «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. И отношения героев завязываются уже здесь. Онегин пока не может распознать смутного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». Итолько в финале романа герой начинает понимать, что он любит Татьяну. Однако теперь счастье их невозможно: она вышла замуж и будет верной своему мужу. Пушкинский герой доверяет лишь собственному жизненному опыту, его представления о жизни замкнуты в плену привычных стереотипов. Жизньже, по мысли поэта, гораздо шире, мудрее и парадоксальнее практического опыта одного человека. И.С. Тургенев — повесть «Ася». Мысль автора о прихотливости, непредсказуемости любви. Это стихия неуправляемая, неподвластная человеческому разуму, анализу, рациональным размышлениям, расчету. В любви так легко разминуться. В повести звучит мотив несостоявшегося счастья, как и в романе «Евгений Онегин». Герой слишком поздно разобрался в собственной душе и понял, что любит Асю. А.П. Чехов — повесть «Дом с мезонином». Финал повести рождает в нас чувство горечи от осмысления ситуации несостоявшегося счастья героев. Художник и Женя могли бы быть счастливы, но обстоятельства и окружающие против них, у героев недостает силы характера, решимости, чтобы отстоять свое право на любовь. М. Цветаева — стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной...» Мотив героев, разминувшихся в жизни. Острое переживание героиней отсутствия этой любви, ощущение ею родственной души, желание быть вместе с героем |
| Проблема самореализации человека. Жизнь как борьба за счастье | Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви». Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. |
| Проблема счастья | Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, исследующими жизнь, события, людей, в романе являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает высшей духовной гармонии с самим собой и миром. Также счастье, в представлении писателя — это любовь, семья, жизнь «по правде», а не во лжи. Таким счастьем автор награждает своих любимых героинь — Наташу Ростову и княжну Марью. У них прекрасные, гармоничные семьи, в которых царит любовь, мир, мудрость. К. Паустовский — рассказ «Фенино счастье». Героиня размышляет о предназначении женщины—делать людей счастливыми. Между тем она сама обладает таким даром. Феня у Паустовского наделена душевной чуткостью, отзывчивостью, талантом. Она не может пройти мимо чужой беды. Так, Феня ставит на ноги сына своей подруги, который долго болел в госпитале. Автор замечает, что счастье ее в том, что она живет для других. Н. Асеев — стихотворение «Что такое счастье? Соучастье...». В этом произведении автор размышляет о счастье. Счастье — это «соучастье в добрых человеческих делах», это наша помощь людям, наш посильный вклад в развитие жизни. Только поддерживая ближнего, мы можем обрести покой и гармонию в своей душе. Также счастье, по мысли поэта, во взаимной, разделенной любви, в труде, в освоении человеком всей Вселенной. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, что такое счастье. По мысли ученого, счастье — это стремление человека к добру, справедливости, осмысленной, интересной деятельности. Автор призывает нас быть счастливыми, то есть «имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, — несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях». |
| Проблема внутренней свободы (несвободы) | А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником). А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов). В. Быков. «Обелиск»: особенно ярко проблема свободы прослеживается именно в этой книге писателя, учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. К чему может привести человечество идея сделать всех свободными несвободными методами? Об этом рассказано в повести А. Платонова «Котлован» (люди хотят построить большой общий дом для людей, в итоге же вырыли только котлован, ставший могилой для тех же самых людей), об этом поведал нам М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» (люди живут как бы при коммунизме, но при этом не похожи на настоящих людей, думающих о высоком, заботящихся о духовномсамосовершенствовании). Одним словом, пренебрежение свободой личности неизбежно ведет к разрухе, к тупику гуманизма. (Понтий Пилат). |
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Альбе́ртЭйнште́йн 1879, — 1955, ) — физик-теоретик, Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним. Лев Николаевич Толстой Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, писатель). | Проблема смысла жизни. Проблема счастья, смысла жизни | Лев Никола́евичТолсто́й---1828--- 1910 Роман «Война и мир» На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой молодёжи", участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог — полная утрата смысла жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?" — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я".. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье. Ива́нАлексе́евичБу́нин ( 1870 -- 1953 ) — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе«Господин из Сан-Франциско» Бунин горько иронизирует над жадностью людей эпохи буржуазии, когда всем на планете, по мнению людей, заправляли деньги. Но писатель опровергает это, как штормами за бортом "Атлантиды", так и внезапной смертью господина из Сан-Франциско. Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он. Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить "живой жизнью", где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти. К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег. И. Бунин в рассказе показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин). М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев). М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко». М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов). Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Проблема счастья и смысла жизни раскрывается на примере образа героя Егора Полушкина в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Счастье и смысл жизни Егора – охранять природу для людей. Он говорил: «Я хочу, чтоб ласково всем было, вот». С какой любовью он наблюдал за парой белых лебедей на Черном озере, которых купил в областном городе! Он хотел, «чтоб озеро обратно Лебяжьим звали», как когда-то. Он «поступал не по соображениям ума, а так, как велела ему совесть». Совесть велела ему жить для людей и охранять природу тоже для людей. Образ Обломова (И.А.Гончаров)- это образ человека, который много хотел добиться в жизни. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества», он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». |
| Проблема смысла жизни человека? | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям». |
Омара Хайяма: Ты скажешь: эта жизнь – одно мгновенье. Ее цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведешь ее, так и пройдет, Не забывай – она твое творенье! Гиясадди́нАбуль-ФатхОма́р ибн Ибрахималь-Хайя́мНишапури́ (1048, — 1131) — персидско-таджикский, философ, математик, астроном, астролог. | Проблема быстротечности жизни и ее смысле | Людми́лаКонстанти́новнаТатья́ничева (1915]— 1980) — русская советская поэтесса, прозаик, общественный деятель. Очень точно эту мысль подтверждает отрывок из стихотворения известной русской поэтессы Л.К. Татьяничевой из сборника «У рассвета сосны розовы»: Изведав горечь укоризны, Обид, Ошибок, Мелких драм, Учитесь радоваться жизни, Ее обыденным дарам! Рассвету, Взлету журавленка, Речушке, Моющей пески. Улыбке милого ребенка. Пожатью дружеской руки. Работе, Сделанной как надо, Дороге, Чтобы вдаль влекла. Летучей ласке снегопада, Добру домашнего тепла… Вроде бы в стихотворении перечислены такие обыденные понятия, но ведь именно они составляют главные ценности в жизни человека. Бори́сПетро́вичЕки́мов (род. 19 ноября 1938, Игарка) — русский прозаик и публицист Подтверждение этой мысли можно найти в произведениях русской литературы. Так, один из героев рассказа Б.П. Екимова «Мальчик на велосипеде» понимает, что счастье - не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле. Он говорит: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное - лишнее. И душу живую. И мудрость, чтобы понять: не обжираться и не опиваться он приходит на землю, не собирать побрякушки. Но жить. Единственный раз. На прекрасной земле, устроенной чудно: с зеленым лесом и травой, с синей водой и небом, с людьми-братьями, дорогими, любимыми. И вся мудрость мира, все лучшие люди его из века в век твердят: живите проще. Высшая мудрость в том, чтобы не мудрить. Главное - вам дана жизнь». Простые и вместе с тем очень глубокие мысли героя рассказа Б.П. Екимова полностью отражают и мою точку зрения: главное – нам дана жизнь… Бесценный дар… |
Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье. (О.Бальзак) | Проблема поиска «смысла жизни правды” | Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание» |
Человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты | Проблема определения человеческой судьбы | МЛ. Булгаков «Мастер и Маргарита» Поведение Мастера определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Для Мастера — это идея творчества, установление исторической истины. Он весь находится во власти воображения, возвратившего из тьмы столетий тени Иешуа и Понтия Пилата. Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу романа, но он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. Мастер — не герой, а лишь служитель истины, и это определяет его дальнейшую судьбу. Мастер заслужил не свет, а покой. Подвиг совершает Маргарита. Во имя своей любви и веры в талант Мастера она преодолевает страх, собственную слабость, хаос жизни и сама творит свою судьбу. М. Горький «Старуха Изергиль» Изергиль с упрёком говорит о людях, которые ноют и жалуются на судьбу: «Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!». Рассказанные ею легенды о Ларре и Данко подтверждают эту мысль. Ларра убил девушку за то, что она оттолкнула его. И люди обрекли его на одиночество, но Ларра лишь громко смеялся им вслед Однако вместе с одиночеством пришла тоска, которая постоянно терзает героя. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Данко разрывает руками свою грудь и вырывает из неё сердце, чтобы осветить им путь людям «из плена тьмы». Так герой определяет свою судьбу. Безграничное жертвенное служение людям сделало его бессмертным. Неслучайно о Данко старухе Изергиль напоминают голубые огоньки, вспыхивающие в степной дали. Сама определяет свою судьбу и старуха Изергиль. Молодость её прошла в труде, но героиня, не жалея, тратила свои молодые силы. Порой кажется, что бурная, исполненная острых приключений жизнь Изергиль — это жизнь только для себя. Однако это не совсем так. Героиня способна жертвовать собой. Рискуя жизнью, она помогает бежать попавшим в плен борцам за освобождение Польши. Изергиль нужна людям: «Любят они меня. Много я им рассказываю разного.Им это надо». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Проблема судьбы наиболее прямо заявлена в главе «Фаталист». Среди офицеров возник спор о том, существует ли предопределение. Вулич не сомневается в существовании судьбы и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью или каждому заранее назначена роковая минута». Как истинный фаталист, Вулич целиком вверяется року и спускает курок пистолета приставленного ко лбу — осечка. Однако в эту же ночь он погибает от руки пьяного казака. Описанные события как будто подтверждают мнение Вулича о полной зависимости человека от судьбы. Затем желание испытать судьбу возникает у Печорина. На первый взгляд он кажется таким же фаталистом, как Вулич. Но в действительности, прежде чем броситься в окно к казаку-самоубийце, Печорин велит есаулу завести разговор с ним, чтобы отвлечь внимание. Какую бы роль судьба ни играла в жизни человека, Печорин отнюдь не склонен к пассивному ожиданию. Не отрицая наличия сил, во многом определяющих поведение человека, герой не считает правильным на этом основании лишать себя свободы воли и выбора: «И если точно есть предопределение, то зачем же дана воля и рассудок?». В. Шукшин «Завидую тебе» В статье В. Шукшин ведёт серьёзный разговор о судьбе человека. Писатель уверен, что человек сам хозяин своей судьбы. Кем бы ни был человек — комбайнёром, академиком или художником — он должен жить и выкладываться без остатка. «Надо знать больше других, работать больше других — вот и вся судьба». Человек не имеет права завидовать и жаловаться, он должен стараться быть добрым и великодушным. И если человек будет жить так, то в этом случае у него будет завидная судьба. Конечно так жить не легко, но надо к этому стремиться. | |
| Проблема судьбы | М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин). Л.Н.Толстой «После бала» (Сцена экзекуции солдата, которой руководил отец любимой девушки, круто изменила его жизнь). |
| | |
| Проблема сверхличности (эгоцентризма) | Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно». Образ Ларры в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» |
| Проблема самосовершенствования. Как человеку бороться со своими пороками, как преодолеть их? | Г.Р. Державин — стихотворение «Аристиппова баня». Автор говорит о том, что человек должен бороться со своими пороками, не поддаваться им. Человек, лишенный твердости духа, воли, мужества, не может, по мысли автора, называться мудрым. А.С. Пушкин — стихотворение «Пророк» (см. «Что такое духовность?») А. И. Герцен — книга «Былое и думы». Жанр: синтез мемуаров, публицистики, автобиографического романа, литературных портретов, исторической хроники, новелл. Писатель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках происходящих событий и поступков окружающих. Они любят критиковать, давать резкие оценки действиям окружающих. Сердце такого человека смягчается в результате тяжелых испытаний, выпадающих ему на долю. Тогда взор его обращается на собственные недостатки, он начинает сознавать, насколько дурен он сам. С тех пор роль судьи и критика вызывает в нем отвращение. С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?». В этой книге автор размышляет о самосовершенствовании и самовоспитании, об умении преодолевать трудности на пути к цели. В качестве примера он приводит жизнь древнегреческого оратора Демосфена. Тот был неуклюж, неловок, картавил, обладал тихим голосом. Однако все это не помешало ему стать блестящим оратором. Демосфен заставлял себя говорить громко и звучно на берегу моря, пытаясь заглушить шум прибоя. Он стал тренировать свою дикцию, упражняться в жестах и мимике перед зеркалом. И он смог преодолеть все препятствия на пути к цели. Жизнь Л.Н. Толстого, его самообразование и самовоспитание, борьба со своими пороками (ленью, тщеславием, кутежами, страстью к карточной игре), размышления о смысле жизни, стремление кдобру, справедливости. |
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.М.Достоевский) | Проблема стремления к справедливости | А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» |
| Проблема трусости | Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем трусость названа самым страшным пороком человека. Понтий Пилат за малодушие был обречен на одинокое существование. |
| | |
| Проблема талантливости, природной одаренности | В сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом. В произведении Я. Голованова «Этюды об ученых»Леонардо да Винчи был не только печальным художником, но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом, физиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом. |
На вопрос: кто друг, кто нет, в трудный час найдёшь ответ. Таджикская пословица Самое трудное мужество – мужество повседневного, многолетнего труда. В.А.Сухомлинский Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. К.Д.Ушинский | Проблема значимости труда в жизни человека. Научное познание. | Жизненная драма Евгения Онегина, героя одноимённого романа А.С.Пушкина, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен».Выросший в праздности, он не научился трудиться, добиваясь своей цели. Его жизнь превратилась в безрадостное существование. Примером человека, для которого труд стал нормой его жизни, является герой романа И.С.Тургенева Евгений Базаров. Неутомимый труженик, он умирает, заразившись во время вскрытия умершего. Базаров – пример настоящего учёного, готового к самопожертвованию. Благодаря таким людям развивалась медицина, появлялись новые лекарства, новые методы лечения, способные победить такие распространённые в 19 веке болезни, как чума, холера и др. |
Грусть — жестокий властелин. (М.Ю.Лермонтов) | Проблема уныния | Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. (М.Ю.Лермонтов) Грубым дается радость. Нежным дается печаль. (С.Есенин) В.А.Жуковский. Поэма «Людмила» |
| Проблема утраты (обретения) цели в жизни В чем должна состоять цель жизни? | «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа", — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша- Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик ("располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло"). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование... Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?») Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жизненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека». |
| | |