СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Цыбулько. 36 вариантов. Ответы по текстам.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Цыбулько. 36 вариантов. Ответы по текстам.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Цыбулько. 36 вариантов. Ответы по текстам.»

ЧАСТЬ 2 1


Часть 2

Информация о текстах1
ВАРИАНТ 1

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?)

1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.

2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)

2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.

3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)

3. Детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом вспоминается более всего детство. Начисто забывается всё плохое, остаётся только прелесть детской жизни.

4. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)

4. Детство — самая счастливая пора в жизни человека, она наполнена радостью, ощущением восторга.




ВАРИАНТ 2

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема памяти о Великой Отечественной войне. (Почему люди хранят память о событиях 1941-1945 годов?)

1. Люди до сих пор помнят события Великой Отечественной войны, ведь в те годы погибло множество солдат, героически сражавшихся за свою Родину. Помнят создатели и посетители музеев, помнят участники почётного караула, помнят родители, потерявшие детей.

2. Проблема мужества солдат на войне. (В чём проявлялось мужество солдат в годы войны?)

2.0 мужестве солдат можно судить по тем подвигам, которые они совершали в годы войны: жертвуя своими жизнями, преодолевая голод и жажду, самоотверженно защищая Брестскую крепость, обороняя вокзал Бреста.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

3. Проблема силы родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь?)

3. Родители способны настолько сильно любить своих детей, что даже после смерти сыновей ежегодно приезжают к месту их гибели, чтобы почтить память о них.




ВАРИАНТ 3

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

1. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его в раздумья.

2. Проблема отношения к птицам и животным. (Допустимо ли убивать птиц и животных?)

2. Бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, ведь, убивая их, человек теряет человечность, идёт против своей совести, чувства жалости к ним.

3. Проблема взаимоотношений человека и собаки. (На чём строятся взаимоотношения человека и собаки?)

3. Собака — одно из лучших творений природы и человека — преданно относится к своему хозяину, и человек, ценящий эту преданность, отвечает любовью и заботой.




ВАРИАНТ 4

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема взаимосвязи человека и Земли. (Как избежать отчуждения человека и Земли?)

1. Чтобы избежать отчуждения человека и Земли, людям нужно помнить о том, что Земля — это живой организм и век Земли скоротечен, что нельзя утрачивать смысл неповторимости жизни.

2. Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (В чём проявляется негативное влияние деятельности человека на жизнь планеты?)

2. Человек своей деятельностью губит Землю, загрязняя её, раня её плоть взрывами, при этом надеясь на то, что ничего с планетой не случится.

3. Проблема ответственности человека за сохранение жизни на Земле. (Ответствен ли человек за сохранение жизни на Земле?)

3. Человек несёт ответственность за сохранение жизни на родной планете. Она слишком крошечная, чтобы становиться лишь средством для достижения удобств и получения удовольствий.




ВАРИАНТ 5

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в постыдных поступках?)

1. Человек, раскаявшийся в постыдных поступках, больше не совершает их.





Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема отношения к музыке. (Как люди относятся к музыке?)

2. Немногие люди способны воспринимать серьёзную классическую музыку.

3. Проблема бескультурного, неуважительного отношения к людям. (Допустимо ли относиться к окружающим людям неуважительно?)

3. Проявляя неуважение к окружающим людям, мы тем самым оскорбляем их.

4. Проблема просветительства. (Что чувствуют, испытывают люди, несущие культуру в массы?)

4. Тот, кто несёт культуру в массы, просвещает народ, нередко сталкивается с непониманием, возмущением, агрессией.




ВАРИАНТ 6

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема доброго и неравнодушного отношения к простым людям. (Чем обусловлено отношение человека к простым людям?)

1. Державин любил и жалел простых людей, так как считал их «жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории». Он всегда по-доброму относился к ним, принимал деятельное участие в их судьбе, стремился помочь.

2. Проблема отношения к власти. (Чем обусловлено отношение человека к правителям и вельможам?)

2. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались судьбами человечества, превращая простых людей в «жертвы исторических великанов, пушечное мясо истории». Он считал неблагодарным царя, который отправил его в отставку, несмотря на честную службу на благо Отечества.

3. Проблема цели и смысла жизни. (В чём заключается смысл и цель жизни?)

3. Державин видел цель и смысл своей жизни в устроении личного и общественного блага, ради чего работал не покладая рук. Он посвятил свою жизнь государственной деятельности, а после отставки помогал простым людям.

4. Проблема влияния тихой, спокойной жизни на внутреннее состояние человека. (Как влияет спокойная жизнь на внутреннее состояние человека?)

4. Тихая, спокойная жизнь помогает человеку восстановить силы после жизненных невзгод. Вынужденное бездействие Державина в Званке превращалось в добровольное, отставка — в отдых. Душевная боль утихала. Поэт привыкал к положению частного человека.




ВАРИАНТ 7

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли книг в жизни человека, ценности литературы. (Какова роль книг в жизни человека? В чём заключается сила их воздействия?)

1. Литература даёт человеку колоссальный опыт жизни, делает человека мудрым, интеллигентным, развивает в нём чувство красоты, учит пониманию жизни, расширяет его кругозор, служит проводником в другие эпохи и к другим народам. Книги формируют личность.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема заинтересованного чтения. (Почему книги нужно читать с интересом?)

2. Полюбить литературу можно, только если читать с интересом, внимательно, обращая внимание на детали, уметь удивляться искусству писателя и искренне радоваться предстоящему чтению.

3. Проблема приобщения к чтению. (Как приобщить ребёнка к чтению?)

3. Приобщить ребёнка к чтению могут взрослые люди: учителя, родители, — которые своим примером воспитывают в детях любовь к книгам.

4. Проблема вытеснения книг телевидением и кино. (В чём кроются причины вытеснения книг телевидением и кино?)

4. Телевизор частично вытесняет сейчас книгу, потому что отвлекает человека от забот и не требует от него никаких физических и умственных затрат: достаточно сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало, и смотреть то, что показывают.

5. Проблема влияния массовой литературы на человека. (Необходимо ли читать популярные, модные книги?)

5. Модная литература не всегда оказывается качественной и интересной, зато всегда отнимает у человека самое дорогое, что у него есть, — его время.

6. Проблема развития литературного вкуса. (Как развить литературный вкус?)

6. Литературный вкус развивается с помощью чтения хорошей литературы.

7. Проблема выбора книг для чтения. (Как правильно выбирать книги для чтения? Как научиться ориентироваться в огромном мире книг?)

7. К выбору книг для чтения нужно подходить серьёзно, не ограничиваться только школьной программой и тем, что модно. Читать нужно как классическую литературу, выдержавшую испытание временем, так и современную, способную дать ответы на вопросы сегодняшнего дня.

8. Проблема роли наставников в жизни ребёнка. (Какова роль учителей, родителей в жизни ребёнка?)

8. Показывая ребёнку собственный пример уважительного отношения к книгам, учителя и родители пробуждают в нём любовь к книгам, расширяют его кругозор, дают ему бесценный опыт.




ВАРИАНТ 8

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема невнимательного отношения к людям, к их беде. (Почему важно к людям относиться с вниманием?)

1. Проявляя невнимательное отношение к человеку, мы причиняем ему боль.

2. Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям. (Допустимо ли оправдывать своё невнимание по отношению к людям?)

2. Трудные обстоятельства жизни не являются оправданием для человека, невнимательного по отношению к другим, проявляющего малодушие и страх.

3. Проблема памяти. (Почему люди должны помнить своё прошлое?)

3. Прошлое значимо для любого человека, память о прошлом позволяет ему жить дальше.



ВАРИАНТ 9

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема губительного влияния человеческой деятельности на природу. (В чём заключается губительное влияние человеческой деятельности на природу?)

1. Человек своей деятельностью способен нанести невосполнимый ущерб природе: вырубая леса, человек лишает птиц места их тока.

2. Проблема сходства жизни природы и жизни человека. (В чём заключается сходство жизни природы и жизни человека?)

2. Жизнь природы схожа с жизнью человека: как человек горюет, лишившись дома, так и птицы страдают, лишившись деревьев в лесу.

3. Проблема доброго и сострадательного отношения к природе. (Способны ли люди относиться к природе с состраданием?)

3. Люди способны испытывать сострадание к братьям нашим меньшим: охотники не смогли выстрелить в глухарей, оставшихся без дома.




ВАРИАНТ 10

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема определения понятия счастья в подростковом возрасте. (Когда, при каких обстоятельствах подростки чувствуют себя счастливыми?)

1. К счастливым подросток может отнести достаточно много дней, но истинное счастье для ребёнка, когда он в кругу семьи, его все любят и он любит всех.

2. Проблема нравственного выбора между лицемерием и искренностью. (Как поступить: написать, как понравится учительнице или

2. Сделать такой выбор в подростковом возрасте нелегко. Но, сделав правильный выбор, ты воспитываешь в себе с юных лет качества

как хочется тебе, искренне?)

высоконравственного, честного человека. И от этого чувствуешь себя счастливым!

3. Проблема необходимости наличия дружной семьи у каждого ребёнка, чтобы он был по-настоящему счастлив. (Можно ли быть счастливым без семьи?)

3. Только в семье, где все друг друга любят и уважают, у ребёнка будет много счастливых дней.

4. Проблема потребности в любви у каждого ребёнка. (Может ли быть ребёнок счастливым, если его никто не любит?)

4. Только ребёнок, воспитанный в любви, может быть счастливым.

5. Проблема веры в счастливое будущее. (Надо ли верить, что самый счастливый день ещё впереди?)

5. Только с верой, что в будущем будет много счастливых дней, вырастет высоконравственный, жизнелюбивый человек.




ВАРИАНТ 11

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема отношения к богатствам страны. (Как нужно относиться к богатствам страны?)

1. Необходимо сознательное, бережное отношение к богатствам страны: мы ответственны за то, чтобы передать их нашим детям. В своём отношении к богатствам страны мы должны ориентироваться на великих людей России, в частности на Петра I.



Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема отношения к русскому лесу. (Нужно ли беречь русский лес?)

2. Нужно относиться к лесным богатствам страны бережно, по-хозяйски, как Пётр I, который заботился, чтобы леса сохранить и передать их своим поколениям.

3. Проблема ответственности за свои слова, поступки. (Нужно ли быть ответственным за свои слова, поступки?)

3. Нужно быть ответственным за свои слова, поступки, так же как Пётр I, который считал себя в ответе за всю страну с её богатствами: он относился к принадлежащим государству лесам как к своим собственным, «а своё беречь надо». Он знал, что всё, что он делает, говорит, — всё войдёт в историю.




ВАРИАНТ 12

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека и общества?)

1. С помощью памяти человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навыки, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть. Память активна, она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным — именно такой человек способен на бескорыстные поступки.

2. Проблема взаимосвязи памяти и культуры. (Как взаимосвязаны память и культура?)

2. Память — это одна из величайших основ, на которых зиждется культура; показатель культуры — отношение к памятникам. Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи — как результат семейной памяти, культура народа — народной памяти.

3. Проблема роли культуры в жизни человека. (Какую роль играет культура в жизни человека?)

3. Культура семьи совершенствует культуру личностную, культура всего человечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

4. Проблема любви к отчему дому, к родной земле. (Почему важно любить родные места?)

4. Любовь к отчему дому и любовь к нашим предкам близки человеку; родной ландшафт, возделанный предшествующими поколениями, здания и памятники, воздвигнутые нашими предками, входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

5. Проблема сохранения культурной среды. (Почему так важно сохранить культурную среду?)

5. Культурная среда необходима для «духовной оседлости» человека, для его привязанности к родным местам; для его нравственной самодисциплины и социальности.




ВАРИАНТ 13

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

1. Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.

2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)

2. Человек, даже будучи в душе благодарным человеком, не всегда выражает благодарность близким людям, не умеет своевременно отблагодарить людей, о чём сожалеет всю оставшуюся жизнь.

3. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к другим?)

3. Человек порой не умеет или даже не хочет выразить благодарность людям, заслужившим её, — подобное неуважение к заслугам людей не может быть ничем оправдано.

4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему поддержка близких людей так значима для человека?)

4. Умение поддержать близкого тебе человека, позаботиться о нём, помочь ему хоть чем-нибудь даёт человеку возможность выжить, выстоять даже в самых трудных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности.




ВАРИАНТ 14

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема природы гениальности. (Кто такой гений? Какова природа гениальности?)

1. Гений наделён от природы талантом: он творит по наитию, в результате таинственного озарение, «которое свободно изливается абсолютным совершенством».

2. Проблема взаимосвязи гениальности и нравственности. (Как взаимосвязаны гениальность и нравственность человека?)

2. Гениальность напрямую связана с личностью гения, с его добротой, доверчивостью, щедростью: гений — человек нравственный.

3. Проблема мнимой гениальности. (В чём отличие мнимого гения от подлинного? Может ли стать гением безнравственный человек?)

3. Единственное средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание: безнравственный человек не может стать гением.

4. Проблема природы злодейства. (Что заставляет человека совершить злодейство?)

4. На злодейство человека толкает не столько зависть по отношению к другим людям, сколько расчёт, лишённый нравственного начала.

5. Проблема борьбы двух противоположных начал: нравственного и безнравственного, гениальности и злодейства. (Кто побеждает в борьбе гения со злодеем?)

5. Хотя злодей убивает гения, торжествует гений, ведь человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт нравственное начало.

(S) 9017. ПОП «Иялятельоттю «Национальное обоазование»




ВАРИАНТ 15

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема патриотизма советских людей, солдат в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялся патриотизм людей в годы войны?)

1. В годы Великой Отечественной войны патриотизм людей проявлялся в готовности совершать героические поступки, в готовности жертвовать собой ради достижения главной цели — победы над врагом.

2. Проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. (Что заставляет людей в годы войны совершать героические поступки?)

2. Защищая Родину во время войны, люди совершают героические поступки, потому что ими движет чувство патриотизма, чувство долга перед своим народом.

3. Проблема поведения людей, оказавшихся в крайне тяжёлых условиях. (Как должны вести себя люди в трудных ситуациях?)

3. В условиях общенародной беды человек должен думать в первую очередь не о себе, а о других. Только совместными усилиями возможно достичь поставленной цели.




ВАРИАНТ 16

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема силы сострадания, милосердия, заботы о людях; проблема гуманного отношения к людям. (В чём заключается сила сострадания, милосердия, заботы о людях?)

1. Способность сострадать другим — это великий дар. Люди, обладающие этой способностью, живут не для себя, а для других. Именно таких людей любят и ценят все окружающие.

2. Проблема истинного авторитета. (Кого люди считают авторитетной личностью, к чьему мнению прислушиваются?)

2. Истинным авторитетом обладают люди, которые свои слова подкрепляют благородными делами, чем заслуживают у окружающих уважение. Людская молва приписывает таким людям мудрость.

3. Проблема высоких требований, предъявляемых к человеку, который выбрал профессию врача. (Какими качествами должен обладать врач?)

3. Настоящий доктор работает без выходных и без праздников, торопится к больным, проявляет искреннюю заботу о каждом, лечит и тело, и душу. Настоящий врач готов пожертвовать собой ради спасения жизней других людей.

4. Проблема самопожертвования. (Кто способен пожертвовать собой ради других людей?)

4. Пожертвовать собственной жизнью ради спасения других способен человек, который по-настоящему любит людей.




ВАРИАНТ 17

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема творческого долголетия человека. (Что является причинами творческого долголетия человека?)

1. Мужество, смелость мысли, способность к противостоянию, сопротивлению не позволяют человеку падать духом: такие люди, как Д. С. Лихачёв, открыто высказывают своё мнение, отстаивают свою точку зрения.



Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема вклада в отечественную культуру. (Какой вклад способен внести человек в отечественную культуру?)

2. Человек способен спасти от забвения и уничтожения многие памятники культуры, архитектуры, как, например, Д. С. Лихачёв, создавший образ защитника культуры, настоящего гражданина, сумевший включить древнерусскую литературу в структуру европейской культуры.

3. Проблема качеств личности настоящего гражданина, общественного деятеля. (Какие качества отличают общественного деятеля, настоящего гражданина?)

3. У общественного деятеля, настоящего гражданина ко всему должен быть свой подход; человек, подобный Д. С. Лихачёву, должен быть способен противостоять обстоятельствам и власти, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, извлекать уроки из всякого несчастья, не обижаться и не падать духом.




ВАРИАНТ 18

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема влияния русской деревни на духовную и культурную жизнь народа. (Какова роль русской деревни в формировании наших исторических корней, в духовной культуре и жизни нашего народа?)

1. Деревня — наши истоки, наши корни, это материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер, особый тип русского человека, труженика и воина, благодаря труду и подвигу которого мы сегодня живём. Вместе с русской деревней исчезают сегодня наша многовековая культура, исторические корни.

2. Проблема сохранения и защиты непреходящих ценностей духовной культуры, исторических корней, исторической памяти. (Как нужно относиться к культурным ценностям, накопленным народом?)

2. Необходимо сохранять не только природу и материальные ценности, но и непреходящие ценности духовной культуры, накопленной вековым народным опытом. Важнейшую роль в этом играет русская литература.

3. Проблема определения роли литературы. (Какова роль литературы?)

3. Задачи литературы — осмыслить и удержать духовный опыт людей старших поколений, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний; предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

4. Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70-х годов XX века. (Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70-х годов XX века?)

4. В образах русских крестьянок запечатлены лучшие черты национального характера, душа нашего народа, бесконечная самоотверженность, обострённая совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому.

5. Проблема определения роли русской женщины в Великой Отечественной войне. (Какова роль русской женщины в Великой Отечественной войне?)

5. В годы минувшей войны русская женщина совершила великий подвиг. Она «открыла свой второй фронт», на своих плечах вынесла все тяготы, боль потерь; в течение долгих военных лет кормила и одевала страну.

© 2017. ООО «Издательство «Национальное образование»




ВАРИАНТ 19

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли музыки в нашей жизни, силы её воздействия на человека. (Какова роль музыки в жизни человека?)

1. Музыка способна влиять на душу человека, исцелять людские сердца. Под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние человека.

2. Проблема очищающей силы искусства. (Какова сила воздействия искусства на человека?)

2. Под воздействием искусства преображается душа, человек внутренне очищается, становится счастливым.

3. Проблема противостояния силам зла. (Что может человечество противопоставить войне и злу?)

3. Войне и злу человечество может противопоставить музыку: именно она останется в сердцах людей, а не звериный рёв убийц.

4. Проблема философского осмысления жизни. (Что пробуждает веру в жизнь?)

4. Веру в жизнь, ошеломляющее чувство нежности пробуждает в людях музыка, дающая возможность задуматься о самом важном.




ВАРИАНТ 20

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли книги в жизни человека. (Какую роль играют книги в жизни человека?)

1. Книги помогают человеку прежде всего познавать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, передавать духовные ценности.

2. Проблема отказа от книг. (Чем грозит человечеству отказ от книг?)

2. Отказ от книг приведёт к тому, что прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человеческий разум погрузится в пучину темноты и нравственного застоя.

3. Проблема различий науки и искусства. (Чем различаются наука и искусство?)

3. Наука, оперируя формулами, не способна исследовать чувства людей, в отличие от искусства, создающего художественные образы.




ВАРИАНТ 21

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема определения понятия «совесть». (Что такое совесть?)

1. Совесть — это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека.

2. Проблема вечных моральных ценностей. (Влияет ли время, в которое живёт человек, на его моральные ценности, и в частности на совесть?)

2. Совесть относится к вечным моральным ценностям человека и не зависит от времени, в которое он живёт.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

3. Проблема «стоимости» поступка по совести. (Какова цена поступка по совести?)

3. Поступок по совести не обесценивается, за него не может быть стыдно.

4. Проблема искренности в поступке по совести. (Может ли совесть «солгать»?)

4. Совесть исходит из глубины души и не бывает ложной.




ВАРИАНТ 22

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема восприятия красоты окружающей природы. (Как увидеть красоту окружающего мира?)

1. Тот, кто бывает в лесу и замечает изменения, происходящие в природе, способен увидеть красоту окружающего нас мира. Так, пробуждение природы весной сопровождается красивейшим цветением подснежников — украшений жизни.

2. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

2. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, действует на него как целительное лекарство, заставляет его задуматься о прекрасном.

3. Проблема общности природы и человека. (В чём сходство природы и человека?)

3. Между природой и человеком много общего, схожего. Так, и среди людей, и среди растений есть «незаметные», «маленькие», «тихие» создания, но героические, напористые, с огромной душой.

4. Проблема скоротечности времени. (Можно ли остановить время?)

4. Время неостановимо, неудержимо и неумолимо, поэтому нельзя пропускать минуты, когда есть возможность насладиться прекрасным, увидеть красоту окружающего нас мира.




ВАРИАНТ 23

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема взаимосвязи формы и содержания в искусстве. (Как соотносятся форма и содержание в произведениях искусства?)

1. В искусстве форма и содержание неразрывны, форма привлекает внимание сначала к произведению в целом, а затем вызывает интерес и к его содержанию.

2. Проблема формы в искусстве. (Должна ли форма произведения быть совершенной, привлекательной для людей?)

2. Форма произведения должна быть пленительной, приманивающей людей, привлекающей их к произведению в целом и побуждающей более глубоко осознать и содержание.




ВАРИАНТ 24

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление сострадания в годы войны?)

2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями.

3. Проблема единения людей в годы войны. (Что объединяет людей в годы войны?)

3. Людей в годы войны объединяет стремление выжить, победить врага, преодолеть жизненные трудности, защитить ближних. Именно в годы войны наиболее сильно ощущается братство народа, выполняющего общее дело.




ВАРИАНТ 25

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чём состоит значение культуры в нашей жизни?)

1. Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием, благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом.

2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?)

2. Однозначно ответить, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждое из этих словосочетаний отражает различные оттенки понимания культуры.

3. Проблема бездуховности нашего общества. (В чём проявляется бездуховность нашего общества?)

3. Цивилизация, техника с её комфортом вытесняют духовную культуру, приводят к бездуховности, то есть к падению роли духовной культуры в нашей жизни, отсутствию у человека интереса к высшим ступеням культуры, отсутствию простого знания того, что такое культура.

4. Проблема борьбы с агрессивностью. (Что помогает бороться с агрессивностью?)

4. Противопоставить агрессивности можно только духовность, неагрессивную по своей природе культуру, которая сама по себе притягательна.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

5. Проблема сути интеллигентности. (Какого человека можно назвать интеллигентом?)

5. Понятие интеллигентности напрямую связано с понятием культуры: интеллигент — это не только образованный человек, но и прежде всего воспитанный, культурный, то есть тот, кто обогатился культурным опытом и приобрёл уважение к другим народам, к их культуре, верованиям. Интеллигент — неагрессивный, мягкий и ответственный за свои поступки человек.




ВАРИАНТ 26

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема бессердечного отношения к людям. (К чему приводит бессердечное отношение к людям?)

1. Бессердечное отношение к человеку окружающих, неспособность проявить сострадание может привести к трагедии.

2. Проблема формального отношения к своим обязанностям. (В чём заключается опасность формализма?)

2. Одно лишь следование своим должностным обязанностям при отсутствии внимания, сострадания к людям превращается в формализм, который может привести к тяжёлым последствиям.

3. Проблема «маленького» человека. (В чём трагедия «маленького» человека?)

3. Проблема «маленького» человека в том, что окружающие люди не считаются с его желаниями, с его мнением, а он не в состоянии постоять за себя.




ВАРИАНТ 27

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема бережного отношения к воспоминаниям детства. (Почему нужно бережно относиться к воспоминаниям детства?)

1. Одно лишь воспоминание детства о том моменте, когда человек чувствовал себя «вполне хорошим», может удержать этого человека от дурного.

2. Проблема влияния детских воспоминаний на жизнь человека. (Каково значение добрых воспоминаний в жизни человека?)

2. Доброе воспоминание возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка, придаёт силы, наполняет смыслом жизнь и «обязывает душу».

3. Проблема сохранения человечности в самых жестоких жизненных условиях. (Как удавалось людям, испытавшим жестокие удары судьбы, оставаться человечными?)

3. Возможно, людям, сохранившим человечность в жестоких жизненных обстоятельствах, помогали воспоминания детства, в которых хранятся запасы любви, доброты, радости, веры в будущее.

4. Проблема поиска источников душевных сил. (В чём может черпать человек душевные силы в трудных жизненных обстоятельствах?)

4. В трудных жизненных обстоятельствах человек может черпать силы в светлых воспоминаниях детства.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

5. Проблема поиска источников счастья. (В какие моменты жизни человек может испытывать ощущение счастья?)

5. Хороший поступок может дать ощущение счастья.




ВАРИАНТ 28

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема силы поэтического слова. (В чём сила поэтического слова?)

1. Поэтическое слово способно пробудить в человеке различные чувства, заставить задуматься о самом важном. Стихи Есенина наполняют человека «слезами и горьким восторгом».

2. Проблема очищающей силы поэзии. (Какова сила воздействия поэзии на человека?)

2. Поэзия способна оказать очищающее воздействие на душу человека: заставить плакать, каяться, просить прощение у всего мира.

3. Проблема отношения к поэтам, к их творчеству. (Как люди относятся к поэтам, к их творчеству?)

3. Люди не всегда способны по достоинству оценить поэтов и их творчество, порой осуждают и отторгают творческую личность, в то же время такие поэты, как Есенин, заслуживают подлинного уважения.

4. Проблема любви к родному народу. (В чём проявляется любовь к родному народу?)

4. Любовь к родному народу проявляется в сострадании ему, в том, что человек остро переживает мучения, выпавшие на долю простого народа. Будучи родом из деревни, Есенин был близок по духу деревенским жителям и страдал «разом всеми страданиями своего народа».

5. Проблема угасания жизни в русской деревне. (Почему угасает жизнь в русской деревне?)

5. Многие деревни в России пустеют, потому что в них некому жить: люди уезжают в города, дети всё реже навещают своих родителей. Однако жизнь в деревнях до конца не угасла, пока в них поют песни, пока живы старухи, пока сочится «из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке».




ВАРИАНТ 29

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для человека?)

1. Исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связана жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков кажется ему противоестественной.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема роли памятников истории и культуры в жизни человека. (Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека?)

2. Памятники истории и культуры — это часть исторической памяти, они создают неповторимый мир города, то пространство, в котором проходит жизнь человека, с ними связаны яркие события его жизни.

3. Проблема сохранения памятников истории и культуры (Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры?)

3. Сохранение памятников — это сохранение исторической памяти, исторического облика города и памяти каждого человека о своём доме, о своём городе, о своей жизни.

4. Проблема изменения исторического облика старой Москвы. (К чему ведёт изменение исторического облика старого города?)

4. Перенос памятников, уничтожение старинных церквушек, монастырей, переулков ведёт к уничтожению уникального исторического облика старого города, к потере его индивидуальности.




ВАРИАНТ 30

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема допустимости обмана. (Допустимо ли обманывать, нарушать правила?)

1. Недопустимо нарушать правила, ведь обман способен отразиться на жизни других людей.

2. Проблема торжества справедливости. (Важно ли для человека установить истину?)

2. Стремление установить истину важно для людей: справедливость помогает выявить и разоблачить обман.

3. Проблема критериев оценки творчества писателя. (Что является критериями оценки творчества писателя?)

3. Истинным критерием оценки творчества писателя является его востребованность у читателей, а не политические убеждения и близость к власти.

4. Проблема жизнеспособности, живучести образных выражений. (Какое выражение входит в речевой обиход людей?)

4. Выражение, смысл которого близок и понятен людям, входит в их речевой обиход, становится жизнеспособным, начинает активно использоваться в речи.




ВАРИАНТ 31

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

1. Победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал всё, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?)

2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости; это позволяет исправлять ошибки и идти дальше.

3. Проблема проявления слабости на войне. (Допустимо ли проявлять слабость на войне?)

3. Недопустимо проявлять слабость, тем более на войне, когда от тебя зависят жизни других людей, исход сражения.

4. Проблема отношения победителей к поверженному врагу. (Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя?)

4. Стойкость поверженного врага, его храбрость вызывают у победителя уважение. Русская армия во главе с Петром Первым отдала честь стойким защитникам павшей шведской крепости.




ВАРИАНТ 32

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема значения Байкала. (В чём значение Байкала?)

1. Байкал — жемчужина Сибири, венец и тайна природы; он создан природой, чтобы человек мог пить из него вволю воду — главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.

2. Проблема взаимосвязи человека и природы. (Как взаимосвязаны человек и природа?)

2. Природа вложила в человека всё лучшее, и он должен отплатить ей сторицей: от того, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, ставшему символом наших отношений с природой, зависит ныне слишком многое.

3. Проблема потребительского отношения человека к природе. (Допустимо ли потребительское отношение к природе?)

3. Всё, что создано природой, в том числе Байкал, создано не для производственных потребностей: человек должен осознавать, что, губя природу, он наносит ей вред.




ВАРИАНТ 33

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема воздействия музыки на человека. (Какое воздействие оказывает музыка на людей?)

1. Музыка оказывает на людей очень сильное воздействие: она пробивается к самой душе человека, пробуждая все самые сильные чувства, которые он способен испытывать, заставляет задуматься о самом важном, вселяет в него силу и стойкость для преодоления тех испытаний, которые выпали на его долю.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема взаимосвязи отношения человека к музыке и к другим людям. (Какая связь существует между способностью человека понимать музыку, его способностью с помощью музыки выражать глубокие чувства и его отношением к людям?)

2. Человек, который живёт в мире музыки и умеет выразить с её помощью глубокие чувства, своё понимание справедливых устремлений других людей, даже в самых суровых условиях не способен на жестокие поступки.

3. Проблема ценности выдающихся музыкальных произведений. (В чём состоит ценность выдающихся музыкальных произведений?)

3. Ценность выдающихся музыкальных произведений состоит в их способности передавать сокровенные чувства людей и помогать им осознавать и осмысливать эти чувства.




ВАРИАНТ 34

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема ценности языка. (В чём заключается ценность языка?)

1. Ценность языка заключается в том, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком: человек на языке пишет, говорит, думает.

2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?)

2. Язык народа является показателем его культуры: язык хранит память о тысячелетнем существовании письменности, литературы.

3. Проблема обогащения русского языка. (Благодаря чему происходит развитие и обогащение русского языка?)

3. Русский язык развивался на протяжении всего своего существования, обогащаясь как за счёт других языков (лексически и грамматически), так и за счёт литературы (больше всего развивает язык поэзия).

4. Проблема взаимосвязи языка и личных качеств человека. (Как взаимосвязаны язык и личные качества человека?)

4. Язык является показателем личных качеств человека: по тому, как человек использует родной язык, можно судить о его культуре, моральном облике.




ВАРИАНТ 35

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли человеческой памяти. (Какова роль памяти в жизни человека, в чём ценность памяти?)

1. Ценность человеческой памяти в том, что она связывает человека с его прошлым. Именно из воспоминаний, прежде всего детских, состоит человеческая личность.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

2. Проблема необходимости сохранять и восстанавливать воспоминания о прошлом. (Почему человеку важно сохранять воспоминания о прошлом?)

2. С появлением всего нового в жизни человека стираются воспоминания о его прошлом, и, чтобы сохранить связь со своим прошлым, важно сохранять воспоминания.

3. Проблема борьбы с забвением. (Почему и как нужно бороться с забвением прошлого?)

3. Человеку свойственно забывать всё, что с ним происходило, поэтому люди пытаются бороться с забвением: восстанавливая воспоминания о прошлом, создавая произведения о своём детстве, сохраняя старые вещи.




ВАРИАНТ 36

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема влияния учителя на учеников. (Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние?)

1. Уважительное отношение со стороны учителя создаёт условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к объективной оценке своего поведения по отношению к другим людям, способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести, потребности в самоуважении. Учитель может влиять на формирование характеров учеников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью.

2. Проблема решения конфликта между учителем и учениками. (При каком условии последствия конфликта, недоразумения, возникшего между учителем и учениками, могут быть устранены?)

2. Последствия конфликта, недоразумения, возникшего между учителем и учениками, могут быть устранены при условии взаимного уважения, умения услышать и понять чувства другого и стремления быть честными по отношению друг к другу и к самим себе.

3. Проблема высокой требовательности по отношению к интеллигентному человеку. (Какие требования предъявляются к интеллигентному человеку?)

3. К по-настоящему интеллигентному человеку, который задаёт высокую планку требований к самому себе и демонстрирует уважительное отношение к окружающим, люди предъявляют особые требования, и ему не прощаются те оплошности, которые не были бы замечены в поведении человека неинтеллигентного.

4. Проблема противостояния человека и сложившейся системы. (Может ли человек противостоять системе?)

4. Человек, имеющий твёрдые принципы, способен не только противостоять общепринятой и даже одобряемой системе отношений, но и добиваться успеха в этом противостоянии.




Окончание табл.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

5. Проблема отношения учителей к своим ученикам. (Как учителя должны относиться к своим ученикам? К чему приводит неуважительное отношение учителя?)

5. Учителя должны уважительно относиться к своим ученикам, чтобы сформировать в их характерах чувство собственного достоинства и добиться ответного уважения, доверия и симпатии с их стороны. Неуважительное отношение учителя приводит к конфронтации с учениками, к ответному неуважению и бездумной покорности; такое отношение искажает характеры учеников.

б. Проблема способности человека признать свою вину и принести извинения. (Легко ли человеку признать свою вину? Почему важно суметь принести извинения тому человеку, которому была нанесена обида?)

6. Человеку бывает непросто признать свою вину, но, для того чтобы восстановить справедливость, вернуть доверительные взаимоотношения и сохранить самоуважение, важно принести свои извинения тому человеку, которому была нанесена обида.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!