Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?) | 1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего. |
2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?) | 2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. |
3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?) | 3. Детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом вспоминается более всего детство. Начисто забывается всё плохое, остаётся только прелесть детской жизни. |
4. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?) | 4. Детство — самая счастливая пора в жизни человека, она наполнена радостью, ощущением восторга. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема памяти о Великой Отечественной войне. (Почему люди хранят память о событиях 1941-1945 годов?) | 1. Люди до сих пор помнят события Великой Отечественной войны, ведь в те годы погибло множество солдат, героически сражавшихся за свою Родину. Помнят создатели и посетители музеев, помнят участники почётного караула, помнят родители, потерявшие детей. |
2. Проблема мужества солдат на войне. (В чём проявлялось мужество солдат в годы войны?) | 2.0 мужестве солдат можно судить по тем подвигам, которые они совершали в годы войны: жертвуя своими жизнями, преодолевая голод и жажду, самоотверженно защищая Брестскую крепость, обороняя вокзал Бреста. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?) | 1. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его в раздумья. |
2. Проблема отношения к птицам и животным. (Допустимо ли убивать птиц и животных?) | 2. Бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, ведь, убивая их, человек теряет человечность, идёт против своей совести, чувства жалости к ним. |
3. Проблема взаимоотношений человека и собаки. (На чём строятся взаимоотношения человека и собаки?) | 3. Собака — одно из лучших творений природы и человека — преданно относится к своему хозяину, и человек, ценящий эту преданность, отвечает любовью и заботой. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема взаимосвязи человека и Земли. (Как избежать отчуждения человека и Земли?) | 1. Чтобы избежать отчуждения человека и Земли, людям нужно помнить о том, что Земля — это живой организм и век Земли скоротечен, что нельзя утрачивать смысл неповторимости жизни. |
2. Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (В чём проявляется негативное влияние деятельности человека на жизнь планеты?) | 2. Человек своей деятельностью губит Землю, загрязняя её, раня её плоть взрывами, при этом надеясь на то, что ничего с планетой не случится. |
3. Проблема ответственности человека за сохранение жизни на Земле. (Ответствен ли человек за сохранение жизни на Земле?) | 3. Человек несёт ответственность за сохранение жизни на родной планете. Она слишком крошечная, чтобы становиться лишь средством для достижения удобств и получения удовольствий. |
| Окончание табл. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема отношения к музыке. (Как люди относятся к музыке?) | 2. Немногие люди способны воспринимать серьёзную классическую музыку. |
3. Проблема бескультурного, неуважительного отношения к людям. (Допустимо ли относиться к окружающим людям неуважительно?) | 3. Проявляя неуважение к окружающим людям, мы тем самым оскорбляем их. |
4. Проблема просветительства. (Что чувствуют, испытывают люди, несущие культуру в массы?) | 4. Тот, кто несёт культуру в массы, просвещает народ, нередко сталкивается с непониманием, возмущением, агрессией. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема доброго и неравнодушного отношения к простым людям. (Чем обусловлено отношение человека к простым людям?) | 1. Державин любил и жалел простых людей, так как считал их «жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории». Он всегда по-доброму относился к ним, принимал деятельное участие в их судьбе, стремился помочь. |
2. Проблема отношения к власти. (Чем обусловлено отношение человека к правителям и вельможам?) | 2. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались судьбами человечества, превращая простых людей в «жертвы исторических великанов, пушечное мясо истории». Он считал неблагодарным царя, который отправил его в отставку, несмотря на честную службу на благо Отечества. |
3. Проблема цели и смысла жизни. (В чём заключается смысл и цель жизни?) | 3. Державин видел цель и смысл своей жизни в устроении личного и общественного блага, ради чего работал не покладая рук. Он посвятил свою жизнь государственной деятельности, а после отставки помогал простым людям. |
4. Проблема влияния тихой, спокойной жизни на внутреннее состояние человека. (Как влияет спокойная жизнь на внутреннее состояние человека?) | 4. Тихая, спокойная жизнь помогает человеку восстановить силы после жизненных невзгод. Вынужденное бездействие Державина в Званке превращалось в добровольное, отставка — в отдых. Душевная боль утихала. Поэт привыкал к положению частного человека. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема заинтересованного чтения. (Почему книги нужно читать с интересом?) | 2. Полюбить литературу можно, только если читать с интересом, внимательно, обращая внимание на детали, уметь удивляться искусству писателя и искренне радоваться предстоящему чтению. |
3. Проблема приобщения к чтению. (Как приобщить ребёнка к чтению?) | 3. Приобщить ребёнка к чтению могут взрослые люди: учителя, родители, — которые своим примером воспитывают в детях любовь к книгам. |
4. Проблема вытеснения книг телевидением и кино. (В чём кроются причины вытеснения книг телевидением и кино?) | 4. Телевизор частично вытесняет сейчас книгу, потому что отвлекает человека от забот и не требует от него никаких физических и умственных затрат: достаточно сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало, и смотреть то, что показывают. |
5. Проблема влияния массовой литературы на человека. (Необходимо ли читать популярные, модные книги?) | 5. Модная литература не всегда оказывается качественной и интересной, зато всегда отнимает у человека самое дорогое, что у него есть, — его время. |
6. Проблема развития литературного вкуса. (Как развить литературный вкус?) | 6. Литературный вкус развивается с помощью чтения хорошей литературы. |
7. Проблема выбора книг для чтения. (Как правильно выбирать книги для чтения? Как научиться ориентироваться в огромном мире книг?) | 7. К выбору книг для чтения нужно подходить серьёзно, не ограничиваться только школьной программой и тем, что модно. Читать нужно как классическую литературу, выдержавшую испытание временем, так и современную, способную дать ответы на вопросы сегодняшнего дня. |
8. Проблема роли наставников в жизни ребёнка. (Какова роль учителей, родителей в жизни ребёнка?) | 8. Показывая ребёнку собственный пример уважительного отношения к книгам, учителя и родители пробуждают в нём любовь к книгам, расширяют его кругозор, дают ему бесценный опыт. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема невнимательного отношения к людям, к их беде. (Почему важно к людям относиться с вниманием?) | 1. Проявляя невнимательное отношение к человеку, мы причиняем ему боль. |
2. Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям. (Допустимо ли оправдывать своё невнимание по отношению к людям?) | 2. Трудные обстоятельства жизни не являются оправданием для человека, невнимательного по отношению к другим, проявляющего малодушие и страх. |
3. Проблема памяти. (Почему люди должны помнить своё прошлое?) | 3. Прошлое значимо для любого человека, память о прошлом позволяет ему жить дальше. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема губительного влияния человеческой деятельности на природу. (В чём заключается губительное влияние человеческой деятельности на природу?) | 1. Человек своей деятельностью способен нанести невосполнимый ущерб природе: вырубая леса, человек лишает птиц места их тока. |
2. Проблема сходства жизни природы и жизни человека. (В чём заключается сходство жизни природы и жизни человека?) | 2. Жизнь природы схожа с жизнью человека: как человек горюет, лишившись дома, так и птицы страдают, лишившись деревьев в лесу. |
3. Проблема доброго и сострадательного отношения к природе. (Способны ли люди относиться к природе с состраданием?) | 3. Люди способны испытывать сострадание к братьям нашим меньшим: охотники не смогли выстрелить в глухарей, оставшихся без дома. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема отношения к русскому лесу. (Нужно ли беречь русский лес?) | 2. Нужно относиться к лесным богатствам страны бережно, по-хозяйски, как Пётр I, который заботился, чтобы леса сохранить и передать их своим поколениям. |
3. Проблема ответственности за свои слова, поступки. (Нужно ли быть ответственным за свои слова, поступки?) | 3. Нужно быть ответственным за свои слова, поступки, так же как Пётр I, который считал себя в ответе за всю страну с её богатствами: он относился к принадлежащим государству лесам как к своим собственным, «а своё беречь надо». Он знал, что всё, что он делает, говорит, — всё войдёт в историю. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека и общества?) | 1. С помощью памяти человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навыки, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть. Память активна, она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным — именно такой человек способен на бескорыстные поступки. |
2. Проблема взаимосвязи памяти и культуры. (Как взаимосвязаны память и культура?) | 2. Память — это одна из величайших основ, на которых зиждется культура; показатель культуры — отношение к памятникам. Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи — как результат семейной памяти, культура народа — народной памяти. |
3. Проблема роли культуры в жизни человека. (Какую роль играет культура в жизни человека?) | 3. Культура семьи совершенствует культуру личностную, культура всего человечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа. |
4. Проблема любви к отчему дому, к родной земле. (Почему важно любить родные места?) | 4. Любовь к отчему дому и любовь к нашим предкам близки человеку; родной ландшафт, возделанный предшествующими поколениями, здания и памятники, воздвигнутые нашими предками, входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном. |
5. Проблема сохранения культурной среды. (Почему так важно сохранить культурную среду?) | 5. Культурная среда необходима для «духовной оседлости» человека, для его привязанности к родным местам; для его нравственной самодисциплины и социальности. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?) | 1. Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно. |
2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?) | 2. Человек, даже будучи в душе благодарным человеком, не всегда выражает благодарность близким людям, не умеет своевременно отблагодарить людей, о чём сожалеет всю оставшуюся жизнь. |
3. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к другим?) | 3. Человек порой не умеет или даже не хочет выразить благодарность людям, заслужившим её, — подобное неуважение к заслугам людей не может быть ничем оправдано. |
4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему поддержка близких людей так значима для человека?) | 4. Умение поддержать близкого тебе человека, позаботиться о нём, помочь ему хоть чем-нибудь даёт человеку возможность выжить, выстоять даже в самых трудных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема природы гениальности. (Кто такой гений? Какова природа гениальности?) | 1. Гений наделён от природы талантом: он творит по наитию, в результате таинственного озарение, «которое свободно изливается абсолютным совершенством». |
2. Проблема взаимосвязи гениальности и нравственности. (Как взаимосвязаны гениальность и нравственность человека?) | 2. Гениальность напрямую связана с личностью гения, с его добротой, доверчивостью, щедростью: гений — человек нравственный. |
3. Проблема мнимой гениальности. (В чём отличие мнимого гения от подлинного? Может ли стать гением безнравственный человек?) | 3. Единственное средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание: безнравственный человек не может стать гением. |
4. Проблема природы злодейства. (Что заставляет человека совершить злодейство?) | 4. На злодейство человека толкает не столько зависть по отношению к другим людям, сколько расчёт, лишённый нравственного начала. |
5. Проблема борьбы двух противоположных начал: нравственного и безнравственного, гениальности и злодейства. (Кто побеждает в борьбе гения со злодеем?) | 5. Хотя злодей убивает гения, торжествует гений, ведь человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт нравственное начало. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема патриотизма советских людей, солдат в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялся патриотизм людей в годы войны?) | 1. В годы Великой Отечественной войны патриотизм людей проявлялся в готовности совершать героические поступки, в готовности жертвовать собой ради достижения главной цели — победы над врагом. |
2. Проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. (Что заставляет людей в годы войны совершать героические поступки?) | 2. Защищая Родину во время войны, люди совершают героические поступки, потому что ими движет чувство патриотизма, чувство долга перед своим народом. |
3. Проблема поведения людей, оказавшихся в крайне тяжёлых условиях. (Как должны вести себя люди в трудных ситуациях?) | 3. В условиях общенародной беды человек должен думать в первую очередь не о себе, а о других. Только совместными усилиями возможно достичь поставленной цели. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема силы сострадания, милосердия, заботы о людях; проблема гуманного отношения к людям. (В чём заключается сила сострадания, милосердия, заботы о людях?) | 1. Способность сострадать другим — это великий дар. Люди, обладающие этой способностью, живут не для себя, а для других. Именно таких людей любят и ценят все окружающие. |
2. Проблема истинного авторитета. (Кого люди считают авторитетной личностью, к чьему мнению прислушиваются?) | 2. Истинным авторитетом обладают люди, которые свои слова подкрепляют благородными делами, чем заслуживают у окружающих уважение. Людская молва приписывает таким людям мудрость. |
3. Проблема высоких требований, предъявляемых к человеку, который выбрал профессию врача. (Какими качествами должен обладать врач?) | 3. Настоящий доктор работает без выходных и без праздников, торопится к больным, проявляет искреннюю заботу о каждом, лечит и тело, и душу. Настоящий врач готов пожертвовать собой ради спасения жизней других людей. |
4. Проблема самопожертвования. (Кто способен пожертвовать собой ради других людей?) | 4. Пожертвовать собственной жизнью ради спасения других способен человек, который по-настоящему любит людей. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема вклада в отечественную культуру. (Какой вклад способен внести человек в отечественную культуру?) | 2. Человек способен спасти от забвения и уничтожения многие памятники культуры, архитектуры, как, например, Д. С. Лихачёв, создавший образ защитника культуры, настоящего гражданина, сумевший включить древнерусскую литературу в структуру европейской культуры. |
3. Проблема качеств личности настоящего гражданина, общественного деятеля. (Какие качества отличают общественного деятеля, настоящего гражданина?) | 3. У общественного деятеля, настоящего гражданина ко всему должен быть свой подход; человек, подобный Д. С. Лихачёву, должен быть способен противостоять обстоятельствам и власти, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, извлекать уроки из всякого несчастья, не обижаться и не падать духом. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния русской деревни на духовную и культурную жизнь народа. (Какова роль русской деревни в формировании наших исторических корней, в духовной культуре и жизни нашего народа?) | 1. Деревня — наши истоки, наши корни, это материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер, особый тип русского человека, труженика и воина, благодаря труду и подвигу которого мы сегодня живём. Вместе с русской деревней исчезают сегодня наша многовековая культура, исторические корни. |
2. Проблема сохранения и защиты непреходящих ценностей духовной культуры, исторических корней, исторической памяти. (Как нужно относиться к культурным ценностям, накопленным народом?) | 2. Необходимо сохранять не только природу и материальные ценности, но и непреходящие ценности духовной культуры, накопленной вековым народным опытом. Важнейшую роль в этом играет русская литература. |
3. Проблема определения роли литературы. (Какова роль литературы?) | 3. Задачи литературы — осмыслить и удержать духовный опыт людей старших поколений, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний; предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями. |
4. Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70-х годов XX века. (Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70-х годов XX века?) | 4. В образах русских крестьянок запечатлены лучшие черты национального характера, душа нашего народа, бесконечная самоотверженность, обострённая совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому. |
5. Проблема определения роли русской женщины в Великой Отечественной войне. (Какова роль русской женщины в Великой Отечественной войне?) | 5. В годы минувшей войны русская женщина совершила великий подвиг. Она «открыла свой второй фронт», на своих плечах вынесла все тяготы, боль потерь; в течение долгих военных лет кормила и одевала страну. |
© 2017. ООО «Издательство «Национальное образование»
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли музыки в нашей жизни, силы её воздействия на человека. (Какова роль музыки в жизни человека?) | 1. Музыка способна влиять на душу человека, исцелять людские сердца. Под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние человека. |
2. Проблема очищающей силы искусства. (Какова сила воздействия искусства на человека?) | 2. Под воздействием искусства преображается душа, человек внутренне очищается, становится счастливым. |
3. Проблема противостояния силам зла. (Что может человечество противопоставить войне и злу?) | 3. Войне и злу человечество может противопоставить музыку: именно она останется в сердцах людей, а не звериный рёв убийц. |
4. Проблема философского осмысления жизни. (Что пробуждает веру в жизнь?) | 4. Веру в жизнь, ошеломляющее чувство нежности пробуждает в людях музыка, дающая возможность задуматься о самом важном. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли книги в жизни человека. (Какую роль играют книги в жизни человека?) | 1. Книги помогают человеку прежде всего познавать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, передавать духовные ценности. |
2. Проблема отказа от книг. (Чем грозит человечеству отказ от книг?) | 2. Отказ от книг приведёт к тому, что прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человеческий разум погрузится в пучину темноты и нравственного застоя. |
3. Проблема различий науки и искусства. (Чем различаются наука и искусство?) | 3. Наука, оперируя формулами, не способна исследовать чувства людей, в отличие от искусства, создающего художественные образы. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема определения понятия «совесть». (Что такое совесть?) | 1. Совесть — это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека. |
2. Проблема вечных моральных ценностей. (Влияет ли время, в которое живёт человек, на его моральные ценности, и в частности на совесть?) | 2. Совесть относится к вечным моральным ценностям человека и не зависит от времени, в которое он живёт. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема восприятия красоты окружающей природы. (Как увидеть красоту окружающего мира?) | 1. Тот, кто бывает в лесу и замечает изменения, происходящие в природе, способен увидеть красоту окружающего нас мира. Так, пробуждение природы весной сопровождается красивейшим цветением подснежников — украшений жизни. |
2. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?) | 2. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, действует на него как целительное лекарство, заставляет его задуматься о прекрасном. |
3. Проблема общности природы и человека. (В чём сходство природы и человека?) | 3. Между природой и человеком много общего, схожего. Так, и среди людей, и среди растений есть «незаметные», «маленькие», «тихие» создания, но героические, напористые, с огромной душой. |
4. Проблема скоротечности времени. (Можно ли остановить время?) | 4. Время неостановимо, неудержимо и неумолимо, поэтому нельзя пропускать минуты, когда есть возможность насладиться прекрасным, увидеть красоту окружающего нас мира. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?) | 1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других. |
2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление сострадания в годы войны?) | 2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями. |
3. Проблема единения людей в годы войны. (Что объединяет людей в годы войны?) | 3. Людей в годы войны объединяет стремление выжить, победить врага, преодолеть жизненные трудности, защитить ближних. Именно в годы войны наиболее сильно ощущается братство народа, выполняющего общее дело. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чём состоит значение культуры в нашей жизни?) | 1. Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием, благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом. |
2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?) | 2. Однозначно ответить, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждое из этих словосочетаний отражает различные оттенки понимания культуры. |
3. Проблема бездуховности нашего общества. (В чём проявляется бездуховность нашего общества?) | 3. Цивилизация, техника с её комфортом вытесняют духовную культуру, приводят к бездуховности, то есть к падению роли духовной культуры в нашей жизни, отсутствию у человека интереса к высшим ступеням культуры, отсутствию простого знания того, что такое культура. |
4. Проблема борьбы с агрессивностью. (Что помогает бороться с агрессивностью?) | 4. Противопоставить агрессивности можно только духовность, неагрессивную по своей природе культуру, которая сама по себе притягательна. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема бессердечного отношения к людям. (К чему приводит бессердечное отношение к людям?) | 1. Бессердечное отношение к человеку окружающих, неспособность проявить сострадание может привести к трагедии. |
2. Проблема формального отношения к своим обязанностям. (В чём заключается опасность формализма?) | 2. Одно лишь следование своим должностным обязанностям при отсутствии внимания, сострадания к людям превращается в формализм, который может привести к тяжёлым последствиям. |
3. Проблема «маленького» человека. (В чём трагедия «маленького» человека?) | 3. Проблема «маленького» человека в том, что окружающие люди не считаются с его желаниями, с его мнением, а он не в состоянии постоять за себя. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема бережного отношения к воспоминаниям детства. (Почему нужно бережно относиться к воспоминаниям детства?) | 1. Одно лишь воспоминание детства о том моменте, когда человек чувствовал себя «вполне хорошим», может удержать этого человека от дурного. |
2. Проблема влияния детских воспоминаний на жизнь человека. (Каково значение добрых воспоминаний в жизни человека?) | 2. Доброе воспоминание возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка, придаёт силы, наполняет смыслом жизнь и «обязывает душу». |
3. Проблема сохранения человечности в самых жестоких жизненных условиях. (Как удавалось людям, испытавшим жестокие удары судьбы, оставаться человечными?) | 3. Возможно, людям, сохранившим человечность в жестоких жизненных обстоятельствах, помогали воспоминания детства, в которых хранятся запасы любви, доброты, радости, веры в будущее. |
4. Проблема поиска источников душевных сил. (В чём может черпать человек душевные силы в трудных жизненных обстоятельствах?) | 4. В трудных жизненных обстоятельствах человек может черпать силы в светлых воспоминаниях детства. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема силы поэтического слова. (В чём сила поэтического слова?) | 1. Поэтическое слово способно пробудить в человеке различные чувства, заставить задуматься о самом важном. Стихи Есенина наполняют человека «слезами и горьким восторгом». |
2. Проблема очищающей силы поэзии. (Какова сила воздействия поэзии на человека?) | 2. Поэзия способна оказать очищающее воздействие на душу человека: заставить плакать, каяться, просить прощение у всего мира. |
3. Проблема отношения к поэтам, к их творчеству. (Как люди относятся к поэтам, к их творчеству?) | 3. Люди не всегда способны по достоинству оценить поэтов и их творчество, порой осуждают и отторгают творческую личность, в то же время такие поэты, как Есенин, заслуживают подлинного уважения. |
4. Проблема любви к родному народу. (В чём проявляется любовь к родному народу?) | 4. Любовь к родному народу проявляется в сострадании ему, в том, что человек остро переживает мучения, выпавшие на долю простого народа. Будучи родом из деревни, Есенин был близок по духу деревенским жителям и страдал «разом всеми страданиями своего народа». |
5. Проблема угасания жизни в русской деревне. (Почему угасает жизнь в русской деревне?) | 5. Многие деревни в России пустеют, потому что в них некому жить: люди уезжают в города, дети всё реже навещают своих родителей. Однако жизнь в деревнях до конца не угасла, пока в них поют песни, пока живы старухи, пока сочится «из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке». |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема роли памятников истории и культуры в жизни человека. (Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека?) | 2. Памятники истории и культуры — это часть исторической памяти, они создают неповторимый мир города, то пространство, в котором проходит жизнь человека, с ними связаны яркие события его жизни. |
3. Проблема сохранения памятников истории и культуры (Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры?) | 3. Сохранение памятников — это сохранение исторической памяти, исторического облика города и памяти каждого человека о своём доме, о своём городе, о своей жизни. |
4. Проблема изменения исторического облика старой Москвы. (К чему ведёт изменение исторического облика старого города?) | 4. Перенос памятников, уничтожение старинных церквушек, монастырей, переулков ведёт к уничтожению уникального исторического облика старого города, к потере его индивидуальности. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема допустимости обмана. (Допустимо ли обманывать, нарушать правила?) | 1. Недопустимо нарушать правила, ведь обман способен отразиться на жизни других людей. |
2. Проблема торжества справедливости. (Важно ли для человека установить истину?) | 2. Стремление установить истину важно для людей: справедливость помогает выявить и разоблачить обман. |
3. Проблема критериев оценки творчества писателя. (Что является критериями оценки творчества писателя?) | 3. Истинным критерием оценки творчества писателя является его востребованность у читателей, а не политические убеждения и близость к власти. |
4. Проблема жизнеспособности, живучести образных выражений. (Какое выражение входит в речевой обиход людей?) | 4. Выражение, смысл которого близок и понятен людям, входит в их речевой обиход, становится жизнеспособным, начинает активно использоваться в речи. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?) | 2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости; это позволяет исправлять ошибки и идти дальше. |
3. Проблема проявления слабости на войне. (Допустимо ли проявлять слабость на войне?) | 3. Недопустимо проявлять слабость, тем более на войне, когда от тебя зависят жизни других людей, исход сражения. |
4. Проблема отношения победителей к поверженному врагу. (Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя?) | 4. Стойкость поверженного врага, его храбрость вызывают у победителя уважение. Русская армия во главе с Петром Первым отдала честь стойким защитникам павшей шведской крепости. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема значения Байкала. (В чём значение Байкала?) | 1. Байкал — жемчужина Сибири, венец и тайна природы; он создан природой, чтобы человек мог пить из него вволю воду — главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. |
2. Проблема взаимосвязи человека и природы. (Как взаимосвязаны человек и природа?) | 2. Природа вложила в человека всё лучшее, и он должен отплатить ей сторицей: от того, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, ставшему символом наших отношений с природой, зависит ныне слишком многое. |
3. Проблема потребительского отношения человека к природе. (Допустимо ли потребительское отношение к природе?) | 3. Всё, что создано природой, в том числе Байкал, создано не для производственных потребностей: человек должен осознавать, что, губя природу, он наносит ей вред. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема ценности языка. (В чём заключается ценность языка?) | 1. Ценность языка заключается в том, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком: человек на языке пишет, говорит, думает. |
2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?) | 2. Язык народа является показателем его культуры: язык хранит память о тысячелетнем существовании письменности, литературы. |
3. Проблема обогащения русского языка. (Благодаря чему происходит развитие и обогащение русского языка?) | 3. Русский язык развивался на протяжении всего своего существования, обогащаясь как за счёт других языков (лексически и грамматически), так и за счёт литературы (больше всего развивает язык поэзия). |
4. Проблема взаимосвязи языка и личных качеств человека. (Как взаимосвязаны язык и личные качества человека?) | 4. Язык является показателем личных качеств человека: по тому, как человек использует родной язык, можно судить о его культуре, моральном облике. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
2. Проблема необходимости сохранять и восстанавливать воспоминания о прошлом. (Почему человеку важно сохранять воспоминания о прошлом?) | 2. С появлением всего нового в жизни человека стираются воспоминания о его прошлом, и, чтобы сохранить связь со своим прошлым, важно сохранять воспоминания. |
3. Проблема борьбы с забвением. (Почему и как нужно бороться с забвением прошлого?) | 3. Человеку свойственно забывать всё, что с ним происходило, поэтому люди пытаются бороться с забвением: восстанавливая воспоминания о прошлом, создавая произведения о своём детстве, сохраняя старые вещи. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния учителя на учеников. (Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние?) | 1. Уважительное отношение со стороны учителя создаёт условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к объективной оценке своего поведения по отношению к другим людям, способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести, потребности в самоуважении. Учитель может влиять на формирование характеров учеников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью. |
2. Проблема решения конфликта между учителем и учениками. (При каком условии последствия конфликта, недоразумения, возникшего между учителем и учениками, могут быть устранены?) | 2. Последствия конфликта, недоразумения, возникшего между учителем и учениками, могут быть устранены при условии взаимного уважения, умения услышать и понять чувства другого и стремления быть честными по отношению друг к другу и к самим себе. |
3. Проблема высокой требовательности по отношению к интеллигентному человеку. (Какие требования предъявляются к интеллигентному человеку?) | 3. К по-настоящему интеллигентному человеку, который задаёт высокую планку требований к самому себе и демонстрирует уважительное отношение к окружающим, люди предъявляют особые требования, и ему не прощаются те оплошности, которые не были бы замечены в поведении человека неинтеллигентного. |
4. Проблема противостояния человека и сложившейся системы. (Может ли человек противостоять системе?) | 4. Человек, имеющий твёрдые принципы, способен не только противостоять общепринятой и даже одобряемой системе отношений, но и добиваться успеха в этом противостоянии. |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
5. Проблема отношения учителей к своим ученикам. (Как учителя должны относиться к своим ученикам? К чему приводит неуважительное отношение учителя?) | 5. Учителя должны уважительно относиться к своим ученикам, чтобы сформировать в их характерах чувство собственного достоинства и добиться ответного уважения, доверия и симпатии с их стороны. Неуважительное отношение учителя приводит к конфронтации с учениками, к ответному неуважению и бездумной покорности; такое отношение искажает характеры учеников. |
б. Проблема способности человека признать свою вину и принести извинения. (Легко ли человеку признать свою вину? Почему важно суметь принести извинения тому человеку, которому была нанесена обида?) | 6. Человеку бывает непросто признать свою вину, но, для того чтобы восстановить справедливость, вернуть доверительные взаимоотношения и сохранить самоуважение, важно принести свои извинения тому человеку, которому была нанесена обида. |