Средства выразительности
10 класс
- Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
- Роль звукописи в тексте
- Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя .
Прием, троп
значение
Ассонанс
это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.
пример
комментарий
О, весн а — без конц а и без кр а ю — Без конц а и без кр а ю мечт а ! Узнаю тебя, жизнь, принимаю... (А. А. Блок)
В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне и мечте.
Прием, троп
значение
Аллитерация —
это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков
пример
комментарий
Люблю гр о з у в начале мая, Когда весенний, пе р вый гр ом, Как бы р е з вяся и и гр ая, Гр охочет в небе голубом
В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении согласного звука [р], повторении сочетания звуков [р] и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы.
Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.
- 1) Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы.
- 2) Безмятежные, свободные, Миру чуждые, холодные Звезды призрачных небес.
Выразительные средства лексики и фразеологии
- К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония . Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: — синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; — фразеологизмы; — стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.
Эпитет
приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
существительными, волшебница -зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира , а не только няня своей души; наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ; Листья были напряженно вытянуты по ветру;
усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,
уточнять отличительные признаки предмета,
Эпитет
приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая ; местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления
Найдите эпитеты, определите их роль в тексте .
- 1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) 2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) 3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)
Сравнение —действия).
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака)
формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела.
формой сравнительной степени прилагательного или наречия
Сравнение —действия).
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака)
формой сравнительной степени прилагательного или наречия
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
Сравнение —действия).
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака)
сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто
Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель...
Сравнение —действия).
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака)
при помощи слов подобный, похожий, это :
На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза
Сравнение —действия).
это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака)
при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду
Найти сравнения.
- Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. П. Чехов)
Метафора
это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо призна ку сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям
И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого , но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта
И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
- 4) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин) 5) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)
Олицетворение —
это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея , день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы.
Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
- 3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов) 4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман. Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
Метонимия
это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.
между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел между автором и произведением Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита — между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин); — между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, — на золоте — между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.
- 2) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом — люди согреваются. (В. М. Шукшин)
- Во времена А. С. Пушкина просторечие представляло собой разговорную речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства.
Синекдоха
(в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Чаще всего перенос происходит: — с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет ... (А. С. Пушкин); — с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
Внимание! Помимо художественного стиля, синекдоха может использоваться в разговорном стиле ( съешь ложечку, он в этом деле голова) , в публицистическом ( Кремль — в значении «власть», Москва — в значении «правительство»), в научном.
Синекдоха усиливает выразительность и экспрессивность речи.
- Что с Вами, синий свитерок? В глазах тревожный ветерок. (А. А. Вознесенский)
- 3) Скажите: скоро ль нам Варшава [т. е. Польша] Перепишет гордый свой закон? (А. С. Пушкин)
- 4) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И. А. Гончаров)
Перифраз, или перифраза
(в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания
Петербург «Петра творенье» , «Полнощных стран краса и диво» , «град Петров»,
А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны» , «голубоглазый снеговой певец» , «снежный лебедь» , «вседержитель моей души» .
— выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; — избежать неоправданной тавтологии; — ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание
а) Найдите соответствия.
- А. Земля Б. Зима В. Прометей Г. Швед Д. Сабля Е. Животные Ж. Пушкин З. Гомер И. Конторские служащие К. Юность
- 1. Братья наши меньшие 2. Блистающая сталь 3. Солнце русской поэзии 4. Весна человеческой жизни 5. Седая чародейка 6. Голубая планета 7. Потомок викингов отважных 8. Белые воротнички 9. Прикованный к скале титан 10. Бессмертный творец «Илиады»
а) Прочитайте текст. Определите его тему.
- Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков)
б) Укажите пример использования:
- эпитета ___________________ метафоры ______________________ сравнения _________________________ перифраза _________________________
- в) Какие авторские мысли и чувства благодаря этим художественным приемам приобретают яркую образность и художественную силу?
Гипербола
(в пер. с греч. — преувеличение ) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
- Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается мировая основа. Сегодня До последней пуговицы в одежде Жизнь переделаем снова. (В. В. Маяковский)
Литота
(в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
Роль гиперболы и литоты в тексте
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.
Гипербола - литота
- 2) Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям... (М. Ю. Лермонтов)
- 3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов)
- 4) И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)
а) Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию.
- ...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...
- Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворения «Буря мглою небо кроет...», с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полета мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства. За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В. П. Астафьев)