СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Задание 6. Паронимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен урок по отработке разграничения паронимов. Можно использовать при работе по любому УМК.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 6. Паронимы»

 Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста. Объясните свой выбор.

Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

 Безымя(н,нн)ый мастер  Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

Безымя(н,нн)ый мастер

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

Объясните орфограммы и пунктограммы.  Как называются слова, заключённые в скобках? Найдите однокоренные слова в тексте. Как они называются с точки зрения лексики? Как же называются эти слова с точки зрения лексики?

Объясните орфограммы и пунктограммы.

Как называются слова, заключённые в скобках?

Найдите однокоренные слова в тексте. Как они называются с точки зрения лексики?

Как же называются эти слова с точки зрения лексики?

Паронимы Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на Омской обл.

Паронимы

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского р-на

Омской обл.

 Кто прав? Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя. - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. Кто, по-вашему, прав?

Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

Кто, по-вашему, прав?

Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.
  • Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”.
  • Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова?
  • Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.
Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни. Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни. Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.  Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой. ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено. Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.
  • Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.
  • Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.
  • Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.
  • Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.
  • ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.
  • Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.
«Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов. Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

«Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

«Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1) Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку. 3)Шуба была сшита из искусного меха .4) В заглавной роли снялся известный актёр.

«Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку. 3)Шуба была сшита из искусного меха .4) В заглавной роли снялся известный актёр.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово). 1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово).

1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

Составьте словосочетания с паронимами: Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить

Составьте словосочетания с паронимами:

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить

Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова. 1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2.Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2.Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

1. Какие слова называются паронимами? 2. Как образуются паронимы? 3. Какова роль паронимов в речи?
  • 1. Какие слова называются паронимами?
  • 2. Как образуются паронимы?
  • 3. Какова роль паронимов в речи?
Домашнее задание. Подобрать из художественных произведений 6 предложений с паронимами
  • Домашнее задание. Подобрать из художественных произведений 6 предложений с паронимами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

10.03.2018 07:43
Мигаль Владимир Николаевич @vladimirmigal
Приветствую Вас.Я очень рад,что подписался на Вас! Надеюсь, что найду у Вас немало интересного и полезного для себя, как и Вы у меня.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя