СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Его басни переживут века…

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученик научится: проявлять инициативу, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.ученик научится: проявлять инициативу, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Просмотр содержимого документа
«Его басни переживут века…»

Урок литературы в 5 классе «Его басни переживут века…»

(ФГОС, технологическая карта урока)

Бояринцева Анджелика Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г. Юрги»

Кемеровская область, город Юрга


Цель: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова

Планируемые образовательные результаты: Образовательные (предметные): ученик знает содержание прочитанных басен; ученик умеет воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику басни, давать характеристику героям. Развивающие (метапредметные): ученик научится планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение поставленных задач.

Воспитательные (личностные): ученик научится: проявлять инициативу, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Вопросы исследования: Живут ли басни Крылова в наши дни?












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (универсальные учебные действия)

I. Организационно-мотивационный этап


Ввод в новую тему.


Создание проблемной ситуации.


Посмотрите внимание на доску. Что вы видите?

Как вы думаете, что объединяет все эти рисунки?

Почему вы так думаете?

Назовите имя человека, который может связать это всё?


Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

(И.А.Крылов)

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, кто мог сказать эти слова? Объясните, почему вы так думаете.

Как вы понимаете слова И.А.Крылова?


Вступают в диалог с учителем.

Отвечают на во­просы. Строят понятные выска­зывания.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения.





Создание благоприятного психологического климата в классе


Определим тему урока

Какие басни Крылова мы изучали на уроках?

Какие басни вы прочитали самостоятельно?

Определите цель урока.

Как мы будем работать?


Правила работы в группе.

Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу удачи на уроке, так как от каждого из вас зависит итог работы группы на уроке.

Определяют тему

цель урока по клише: я знаю… я умею…

Составляют план работы



Берутся за руки и образуют замкнутый круг


Ученик научится планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение поставленных задач.

(личностные): ученик научится: проявлять инициативу, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.


II. Операционно-исполнительский этап

1. Р решение учебной задачи.




Повторение литературоведческих терминов.

Давайте вспомним, что такое басня, какие особенности басни вы знаете. Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей и уберём лишние элементы из схемы.







Что такое мораль?

Какие художественные особенности присутствуют в басне?

А какое художественное средство используется в басне?

Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство

Делают вывод:

Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение.




Личностные:

умение быстро и слаженно работать в группе;

Предметные:

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

Метапредметные:

развитие речи.



Давайте вспомним, что особенно запомнилось вам, когда мы изучали творчество Крылова.

Составьте синквейн.


Составляют синквейн

Метапредметные:

развитие речи и творческогомышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности.

II. Операционно-исполнительский этап


Закрепление



Разминка

1) Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
2)У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
3)Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
4) Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
5) Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
6) На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
7)Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
8) Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)


Отвечают, за правильный ответ

1 б



Отбор и сортировка материала.

Собрать басню.

Отгадать её название.

Разыграть басню..

Охарактеризовать героев.

Назвать мораль басни.


Ворона и Лисица».

(В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).

«Стрекоза и Муравей».

(Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

«Волк на псарне».

» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня — общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего — Кутузова полон достоинства и мужества).

Работают в группе по заданию.

Презентуют классу.






Выбирают лучшее выступление и объясняют. Почему.


Личностные:

умение быстро и слаженно работать в группе;

воспитание интереса к классической литературе.

Предметные: проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен


Продолжите крылатые слова

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)











Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в

4) Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)














коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).


Объявление результатов соревнования между группами


В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?


Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.


Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?


Слушают, отвечают на вопросы

Личностные:

* самоконтроль;

* воспитание интереса к классической литературе.

Домашнее задание


На выбор:

1. Попробуйте сочинить свою басню

1. Выразительное чтение полюбившейся басни.

2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Записывают домашнее задание

Личностные:

самоконтроль.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!