СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. КАКОВ ОН?
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 10 г. Краснодара
Медведева Элла Рубеновна
«Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика». «Эффективность» в переводе с латинского «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической истории и практики. Уроку отводится 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Вся деятельность учителя строится через урок. Как бы мы ни изощрялись, урок придуманный Яном Амосом Каменским 400 лет назад, остается.
Урок — это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения.
Существуют следующие формы организации учебных занятий: классно-урочная система и лекционно-семинарская система.
Остановлюсь на типологии урока.
Урок как основная форма обучения включает несколько важнейших структурных элементов. Каждый из элементов урока имеет целевые установки, отвечающие общей триединой цели: обучающей, воспитательной, развивающей. Детализация структуры урока позволила определить цели и разработать алгоритм деятельности учителя и учащихся (технологическую цепочку) на конкретных этапах урока.
Каковы же требования к технике проведения современного урока?
Можно прекрасно знать методы и средства обучения, но все равно учить плохо. Ключ к мастерству учителя - это микроструктура методов, технология урока. Учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. Как же эти приемы систематизировать?
Вариант такой систематизации предложен экспериментально - технологической площадкой «Преемственность». В основу систематизации приемов положено представление Каменским о трех уровнях обучения: сначала должна работать МЫСЛЬ, потом - ПАМЯТЬ, потом - РУКИ. Выражаясь языком современной науки, эти уровни называются ПОНИМАНИЕ, УСВОЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ.
На каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями их выполнения (1 - осознание, 2 - осмысление, 3 - обобщение и т.д.)
Нарушение закономерностей приводит к снижению качества знаний. Чтобы понять материал, надо последовательно его осознать, осмыслить и выйти на уровни обобщений.
Следующие три шага - разновидности повторения - необходимы, чтобы обеспечить запоминание и сохранение информации. Три подсистемы и на уровне применения: в начале надо сформировать элементарные умения, на этой основе организуется стандартное применение, которое предшествует творческой работе.
Остановимся на закономерностях обучения.
Первый уровень изученности закономерностей - уровень СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ. Закономерности описывал Аристотель: «Развитие навыков должно предшествовать развитию ума».
Следующий уровень изученности закономерностей - уровень количественных оценок. Немецкие ученые вывели закономерность: время которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашнего задания, соотносится как 1:6. Если мы дадим домашнее задание в расчете на сильного ученика, и ему потребуется на работу 3 часа, то слабому придется корпеть 18 часов. Естественно, слабый ученик его выполнять не будет, в лучшем случае - спишет. Поэтому учитель не должен давать для всего класса домашнее задание в расчете на сильного ученика. Домашние задание должно быть дифференцированным.
Исследования показали, что при восприятии информации на слух без использования наглядности коэффициент усвоения - 15%, при зрительной подаче - до 25%. Но если задействовать оба канала восприятия, то уровень усвояемости будет 65%. Таким образом, слово и образ должны быть едины. Для учителя начальных классов опора на наглядность - непреложный закон.
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам, на наш взгляд относятся:
как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Задачей педагогов при осуществлении личностно - ориентированного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Урок должен быть предан прежде всего не законам формальной дидактики, а ДЕТЯМ. В центр его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него.
Список литературы:
Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., Просвещение, 1991.
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
В. А. Сухомлинский: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987