СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иероним Босх - один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иероним Босх - один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Презентация содержит теоретический и наглядный материал.

Просмотр содержимого документа
«Иероним Босх - один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения»

Иероним Босх Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

Иероним Босх

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты . В творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл. Одни считают Боса кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые « эзотерические дисциплины » — алхимию , астрологию , чёрную магию . Сметь и Скупец. Около 1490

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты . В творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл. Одни считают Боса кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые « эзотерические дисциплины » — алхимию , астрологию , чёрную магию .

Сметь и Скупец.

Около 1490

Его техника называется алла прима . Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.  Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.  Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты.   Извлечение камней глупости, 1480

Его техника называется алла прима . Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты.

Извлечение камней глупости, 1480

Символы в искусстве Босха  Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов , которыми изобилуют картины Босха.   Значительное количество символов Босха являются алхимическими . Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии . Её адепты стремились к превращению (« трансмутации ») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — « философского камня ». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.   Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни , полые внутри деревья , пожары , являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола .   Несение креста на Голгофу. 1480-е

Символы в искусстве Босха Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов , которыми изобилуют картины Босха. Значительное количество символов Босха являются алхимическими . Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии . Её адепты стремились к превращению (« трансмутации ») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — « философского камня ». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни , полые внутри деревья , пожары , являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола .

Несение креста на Голгофу. 1480-е

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария«нечистых» животных : на его картинах встречаются верблюд , заяц , свинья , лошадь , аист и множество других. Жаба , в алхимии обозначающая серу , — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья , скелеты животных . лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ — (познание или половой орган ), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками , а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»); сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. черные птицы — грех

Несение креста  1516, Королевский музей, Гент

Несение креста

1516,

Королевский

музей, Гент

Корабль дураков  1490-1500

Корабль дураков

1490-1500

Блудный сын 1503

Блудный сын

1503

Святой Антоний  1500-е

Святой

Антоний 1500-е

Брак в Кане Около 1480

Брак в

Кане

Около 1480

Фокусник  1475-1480

Фокусник 1475-1480

Аллегория Чревоугодия и Любострастия 1500-е

Аллегория

Чревоугодия и

Любострастия

1500-е

Распятие Христа 1480-1485

Распятие Христа

1480-1485

Молитва Святого Иеронима 1505

Молитва Святого

Иеронима 1505

Святой Иоанн на Патмосе 1505

Святой Иоанн на

Патмосе 1505

Иоанн Креститель в пустыне 1505

Иоанн Креститель

в пустыне

1505

Поклонение волхвов алтарь 1510

Поклонение

волхвов

алтарь

1510

Святые отшельники  триптих 1505

Святые отшельники триптих 1505

Мученичество святой Либераты. 1500-1503

Мученичество святой Либераты. 1500-1503

Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония» 1505-1506 Полет и падение святого Антония. левое крыло

Иероним Босх Алтарь

«Искушение святого Антония»

1505-1506

Полет и падение

святого Антония.

левое крыло

Искушение святого Антония. центральная часть

Искушение святого Антония.

центральная часть

Видения святого Антония  правое крыло

Видения

святого Антония

правое крыло

Взятие под стражу  и Несение креста  Внешние крылья алтаря

Взятие под

стражу и Несение

креста Внешние

крылья

алтаря

Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений»  1504-1505 Творение или Земной Рай  Левая створка

Иероним Босх Алтарь

«Сад земных наслаждений»

1504-1505

Творение или

Земной Рай Левая створка

Сад наслаждений  Центральная часть

Сад наслаждений Центральная часть

Музыкальный Ад  Правая створка

Музыкальный Ад Правая створка

Сотворение Мира  Внешние створки

Сотворение Мира Внешние створки

Иероним Босх Алтарь  «Воз сена» 1500-1502 Рай  Левый ставень

Иероним Босх Алтарь

«Воз сена» 1500-1502

Рай Левый ставень

Воз сена  Центральная часть

Воз сена Центральная

часть

Ад  Правый ставень

Ад Правый

ставень

Жизненный путь  Внешние ставни алтаря

Жизненный путь Внешние ставни

алтаря

Иероним Босх « Видения загробного мира »  часть алтаря « Страшный суд » 1500-1504 Земной Рай

Иероним Босх

« Видения загробного мира »

часть алтаря

« Страшный суд » 1500-1504

Земной Рай

Вознесение в Эмпирей

Вознесение в Эмпирей

Низвержение грешников

Низвержение

грешников

Адская река

Адская

река


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!