Просмотр содержимого документа
«Иероним Босх - один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения»
Иероним Босх
Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты . В творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл. Одни считают Боса кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые « эзотерические дисциплины » — алхимию , астрологию , чёрную магию .
Сметь и Скупец.
Около 1490
Его техника называется алла прима . Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты.
Извлечение камней глупости, 1480
Символы в искусстве Босха Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов , которыми изобилуют картины Босха. Значительное количество символов Босха являются алхимическими . Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии . Её адепты стремились к превращению (« трансмутации ») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — « философского камня ». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни , полые внутри деревья , пожары , являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола .
Несение креста на Голгофу. 1480-е
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных : на его картинах встречаются верблюд , заяц , свинья , лошадь , аист и множество других. Жаба , в алхимии обозначающая серу , — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья , скелеты животных . лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ — (познание или половой орган ), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками , а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»); сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. черные птицы — грех
Несение креста
1516,
Королевский
музей, Гент
Корабль дураков
1490-1500
Блудный сын
1503
Святой
Антоний 1500-е
Брак в
Кане
Около 1480
Фокусник 1475-1480
Аллегория
Чревоугодия и
Любострастия
1500-е
Распятие Христа
1480-1485
Молитва Святого
Иеронима 1505
Святой Иоанн на
Патмосе 1505
Иоанн Креститель
в пустыне
1505
Поклонение
волхвов
алтарь
1510
Святые отшельники триптих 1505
Мученичество святой Либераты. 1500-1503
Иероним Босх Алтарь
«Искушение святого Антония»
1505-1506
Полет и падение
святого Антония.
левое крыло
Искушение святого Антония.
центральная часть
Видения
святого Антония
правое крыло
Взятие под
стражу и Несение
креста Внешние
крылья
алтаря
Иероним Босх Алтарь
«Сад земных наслаждений»
1504-1505
Творение или
Земной Рай Левая створка
Сад наслаждений Центральная часть
Музыкальный Ад Правая створка
Сотворение Мира Внешние створки
Иероним Босх Алтарь
«Воз сена» 1500-1502
Рай Левый ставень
Воз сена Центральная
часть
Ад Правый
ставень
Жизненный путь Внешние ставни
алтаря
Иероним Босх
« Видения загробного мира »
часть алтаря
« Страшный суд » 1500-1504
Земной Рай
Вознесение в Эмпирей
Низвержение
грешников
Адская
река