Обобщающий урок по творчеству С. А. Есенина
Разработала учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Артёмовская специализированная школа № 8»
Овчаренко Е. А.
Проблема, над которой работает учитель:
«Формирование речевых компетентностей на уроках русского языка и литературы»
« С. Есенин… Кто он?..
Хулиган?.. Золотоголосый соловей России?»
Проблема, над которой работает учитель: «Формирование коммуникативных компетентностей на уроках русского языка и литературы»
Технолотии и приёмы, использованные на уроке: критического мышления (проблемные вопросы, сочинение-эссе, анализ поэтических текстов, синквейн), ИКТ (компьютерная презентация, видеоматериалы, музыкальные произведения на стихи поэта, классическая музыку), интерактивные (работа в группах).
Тема урока:
«С. Есенин… Кто он?.. Хулиган? Золотоголосый соловей России?»
Этапы урока
I. Погружение в проект
Задачи этапа :
1. Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
2. Создание групп учащихся для работы над проектом.
II. Планирование и организация деятельности Задачи этапа: 1.Определение источников возможных форм презентации результатов проекта, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. 2.Распределение обязанностей между членами группы.
IІІ. Презентация результатов Задачи этапа: демонстрация материалов, представление результатов.
ІV. Рефлексия
Задача этапа : осмысление процесса деятельности и результата.
Цели: образовательная (формирование предметных компетентностей): обобщить знания учащихся по творчеству и биографии С.Есенина;
развивающая: развитие умений наиболее общего интеллектуального характера (межпредметных компетентностей): приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;
выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы; обобщать факты и делать выводы; развивать рефлексивное и критическое мышление.
воспитательная (формирование личностных качеств):
открытие старшеклассниками таинственности человеческой судьбы и человеческой личности; формирование культуры общения .
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
Этапы работы над учебным
проектом
Задачи этапов
I. Погружение в проект
Задачи этапа :
1. Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
2. Создание групп учащихся для работы над проектом.
II. Планирование и организация деятельности
Задачи этапа:
1. Определение источников возможных форм презентации результатов проекта, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.
2. Распределение обязанностей между членами группы.
« Художник».
Рекомендации по организации работ: проиллюстрировать одно из стихотворений
Есенина, высказать своё отношение к прои з ведению .
Прослушивание песни «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина»
Творческая группа «Журналисты»
Рекомендации по организации работы в группе: Самостоятельно выберите
литературный жанр (портретный очерк, стихотворение, сочинение-эссе) и
создайте творческую работу по теме: «Мой Есенин». Работаете индивидуально
или в парах. Выразите свое отношение к личности и творчествуС. Есенина.
I ІІ. Презентация результатов
Задачи этапа: демонстрация материалов, представление результатов.
І V. Рефлексия
Задача этапа : осмысление процесса деятельности и результата.
Прослушивание песни Отговорила роща золотая
Творческая группа «Критики»
Рекомендации по организации работы в группе
Прочитайте фрагменты критических статей о
творчестве и личности С. Есенина.
Каждый из вас выбирает фрагмент статьи,
который, по вашему мнению, правдивее
отражает суть личности С.Есенина.
Обоснуйте свой выбор и подтвердите
фактическим материалом (факты биографии,
фрагменты произведений).
Вы можете работать индивидуально, в парах
или группе.Результат вашей работы –
очинение - рассуждение «С.Есенин…
Хулиган? Звонкоголосый соловей России?».
Объем 8 – 10 предложений).
Выразите свое отношение к личности и
творчеству С.Есенина. При этом вы можете
использовать технологию написания
поэтического текста в стиле синквейн.
В.Маяковский «Как делать стихи»,
Б.Пастернак «Есенин к жизни отнёсся,
как к сказке»
Творческая группа «Биографы»
Рекомендации по организации работы в группе.
Прочитайте фрагменты деловой и личной
переписки Есенина. Выпишите в таблицу
поступки, в которых наиболее ярко
проявляются те или иные черты характера
С.Есенина.
Создайте словесный портрет С. Есенина на
основе полученной информации «С.Есенин…
Хулиган?.. Золотоголосый соловей России?»
Создайте собственный текст (8-10
предложений)
Выразите свое отношение к личности и
творчеству С.Есенина. При этом вы можете
использовать технологию написания
поэтического текста в стиле синквейн.
Учитель читает окончание пьесы «Смерть в
«Англитере»»
«Актер».
Рекомендации по организации работы.
Из предложенных отрывков поэм и
стихотворений выберите одно и
выразительно прочитайте…
Выразите свое отношение к личности и
творчеству С.Есенина.
При этом вы можете использовать
технологию написания поэтического
текста в стиле синквейн.
Слово учителя
Жаль расставаться. Но расстаётесь, надеюсь, лишь на время.Придёт пора, и вы вновь обратите свои сердца и души к этому русскому поэту.
Мне кажется, что если каждый из вас сумел самостоятельно понять, что каждый человек - это тайна, загадка, которую невозможно разгадать без труда души, без серьёзных усилий, то цель нашего урока достигнута. Закончить урок хочу строчками из поэмы С.Есенина «Чёрный человек».
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжёлых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство.
Любой березняк – По Есенину звонница! Никто уже так Перед ней не помолится. Как храм, березняк В честь Поэта возносится. Никто уже так На нож правды не бросится. Татьяна Смертина