Конспект урока по окружающему миру 2 класс.
Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цели урока: Развивающие:
Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.
Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в парах, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его излагать.
Регулятивные УУД: оценивать уровень успешности; производить контроль своих действий; определять цель учебной задачи;
планировать свою деятельность, определяемую результатом, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Обучающие:
вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья;
воспитывать стремление соблюдать эти правила;
ознакомить со значением словосочетания « личная гигиена», «правильное питание», «режим дня» научить применять эти знания в жизни, закреплять навыки гигиены;
учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня);.
Воспитывающие: воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой и спортом и потребность в сохранении своего здоровья.
Прогнозируемые результаты:
Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».
Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма, занятиям спортом.
Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять коррекцию.
Будут уметь работать в парах: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей.
Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.
Оборудование: - учебник А. А. Плешаков, «Окружающий мир»,, 2 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2017г., Рабочя тетрадь А. А. Плешаков, «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2017г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними. Присаживайтесь.
«Здравствуйте» - говорим мы при встрече.
- Что значит это слово?
- Так что же желают люди друг другу? (Здоровье)
Здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит его нужно беречь.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О здоровье).
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Я уточню тему урока. На доске тема «Если хочешь быть здоров…» Слайд № 1.
- Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. (Стр. 8).
- Какие цели нашего урока? (Узнать, что необходимо для сохранения здоровья и научиться беречь своё здоровье, научиться правильно строить режим дня).
- А еще мы будем развивать - речь, внимание, мышление.
2 . Актуализация знаний.
-Какой раздел начали изучать?(Здоровье и безопасность).
-Что уже изучили из этого раздела?(Строение тела человека).
-Сегодня на уроке продолжим изучать этот важный раздел.
3. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, как называют человека, у которого ничего не болит? (Здоровый).
Поднимите руку, кто никогда не болел. А вы бы хотели всегда быть здоровыми?
-А что надо делать, чтобы быть здоровым? (проблема).
Один учёный сказал: «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам». А сделать это помогут наши помощники ступеньки здоровья. Слайд № 2.
4. Работа по теме урока.
1) Режим дня.
-А сейчас Саша нам прочтёт стихотворение, как 1 ступеньку здоровья видят поэты.
- Кто знает, как называется распорядок действий, которые мы совершаем в течение дня?
- Правильно, это режим дня. Слайд № 2+.
Вот у нас появляется первая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Режим дня».
-А что такое режим дня? Прочтите у себя в учебнике значение этого слова. Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни».
Режим дня - это распорядок всех дел и действий, которые нужно совершить в течение дня. Организм человека обладает способностью привыкать к соблюдению внутреннего расписания и не любит, когда его нарушают.
- Посмотрите, какой режим дня был у мальчика Серёжи? (Стр. 8)
- Что делал Серёжа после того, как проснулся?
- Что он забыл сделать? (Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин.)
- А кто из вас соблюдает режим дня?
-А вот сейчас мы проверим. Предлагаю игру – «Помоги Незнайке составить режим дня». Слайд № 3.
- Режим дня, который вы прочитали на слайде примерный. Он может немного меняться. Например, вы раньше пришли из школы или легли позже спать, если к вам в дом пришли гости. Дома вы составите в рабочей тетради свой режим.
- При составлении режима дня необходимо, чтобы учёба, работа сменялись отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, спали 8 – 9 часов, просыпались и ложились в одно и тоже время. Режим дня – это один из помощников в сохранении здоровья.
Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Я думаю, что вы постараетесь соблюдать режим дня.
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
2) Правильное питание.
- Ребята, ваш любимый Карлсон попал в больницу. Он передал вам письмо.
Слайд № 4. «Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Что же мне делать? Как быть? Ваш Карлсон.»
- Правильно ли питался Карлсон? (нет).
- Каким должно быть питание? (Пища должна быть разнообразной и полезной).
- Чтобы вы посоветовали Карлсону? (Правильно питаться).
Вот у нас появляется вторая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Правильное питание». Слайд № 5.
Правильное питание – это разнообразное питание. Слайд № 6. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!
Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты». Если вы считаете продукт полезным – хлопаем, вредным - топаем. (Рыба, кефир, чипсы, пепси, геркулес, торт, жирное мясо, лук, капуста, подсолнечное масло, конфеты, яблоки.)
- Зачем человек ест? Без еды человек не может долго прожить – около месяца, еда человеку необходима в течение всей жизни. Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет. Тот, кто не садится вовремя есть или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.
-Как человек получает продукты? Человек получает пищу благодаря растениям и животным. Поэтому продукты бывают животного и растительного происхождения.
Работа по учебнику текст (стр. 9). «Как правильно питаться». Работа в парах. (надо договориться кто за что отвечает…).
- Рассмотрите фотографии на стр. 9 и правильно распределите продукты по группам.
Работу проводим в парах. Помните о главном правиле работы в парах: это уметь договариваться. Проверка по сигнальным карточкам.
- А сейчас я усложню задание. Откройте тетради на стр. 6-7, найдите 3 задание.
- Так что значит правильное питание? (Правильное питание – это разнообразное питание).
Итог: - Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Правильно питаться). Слайд № 7.
Продолжаем дольше идти к нашей вершине – здоровья.
3) «Физкультра и спорт».
- Что обязательно нужно делать, чтобы быть сильным, ловким, выносливым и главное обладать крепким здоровьем? (Заниматься физкультурой, спортом, закаляться…)
Вот у нас появляется третья ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Физкультура и спорт». Слайд № 7+.
- Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.
- Это занятие физкультурой, бегом, посещать спортивные секции, ходить пешком до школы, как можно больше быть на свежем воздухе, играть в подвижные игры, закаляться. Зарядка, подвижные игры, ходьба, катания на коньках и лыжах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, быстрым, выносливым.
- Ну раз двигаться необходимо для нашего здоровья, давайте и мы выполним физминутку: Слайд № 8.
- Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия? (Простыли, появляется насморк, болит горло, уши, зубы и т. д.)
- Почему люди простужаются? (Одеваются не по погоде).
Мини-исследование.
- А вот ваши одноклассники – Кирилл и Юлиана провели мини-исследование, давайте послушаем их…
- Ребята, а кто из вас посещает спортивные секции? (Ответы детей).
Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (Заниматься спортом, чтобы не болеть).
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
4) «Личная гигиена».
- А сейчас, послушайте рассказ про мальчика Федю.
Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Потом он пошёл в туалет и забыл помыть руки. Мама позвала Федю обедать, и он сел за стол есть с грязными руками. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот и поднялась температура.
-Почему у мальчика заболел живот? Что может попасть в организм человека вместе с грязью? (микробы)
- Одна из причин болезней живота — грязные руки.
- Ребята, вы сегодня грязную работу делали? Может быть в саду землю копали? Может быть пересаживали цветы? (Нет).
- А давайте проверим чистые ли у вас руки сейчас? У вас на столе лежат влажные салфетки. Достаньте их и протрите свои руки. Какой стала салфетка? (серой, грязной, уже не такой белой как была).
- На ней грязь, которая была у вас на руках.
- А сейчас я вам покажу, что находится у вас на руках, если мы их не помоем. Это мы увидим при помощи микроскопа. Посмотрим, как выглядят микробы в увеличенном виде. Слайд № 9.
- Какой вывод мы сделаем из увиденного? (нужно мыть руки, особенно перед едой). А то вся грязь с рук попадет к нам в животики.
ОПЫТ С ЯБЛОКОМ (проблемная ситуация)
-Илья, я хочу угостить тебя яблоком. Подойди. Можно ли съесть это яблоко сразу? (нет).
-Почему? (грязные руки, неизвестно где это яблоко лежало и кто мог его трогать).
- Фрукты и овощи обязательно нужно мыть.
-Заболеть могут люди, которые не соблюдают правила личной гигиены.
Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Личная гигиена». Слайд № 10.
- Ещё одно условие сохранения здоровья — соблюдать правила личной гигиены.
- Дети, что обозначают слова – «Личная гигиена»?
Личная – то есть эти правила выполняет каждый человек.
Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте.
- Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей) Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, ухаживать за ногтями и волосами, мыться, чтобы наше тело было чистым, содержать в порядке одежду и обувь,
помещение в котором живём.
- В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные.
- Рассмотрите фотографии на стр. 10 учебника и подумайте, какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи? Слайд № 11.
Важно соблюдать правила личной гигиены.
- А как вы их усвоили, мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения, данные в учебнике на стр.10.
-Какое правило имеет 2 варианта ответа и почему? (для правшей свет должен падать слева, а для левшей справа).
Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (Правила личной гигиены). Слайд № 12.
Продолжаем дольше идти к нашей вершине – здоровья.
5) «Уход за зубами».
- А теперь подумайте, о чём идёт речь? Отгадайте загадку.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить –
Они заболеют. (Зубы). Слайд № 13.
- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?
- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.
Работа по учебнику.
- Как сохранить зубы здоровыми? Давайте познакомимся с правилами ухода за зубами на стр. 11 текст «Как ухаживать за зубами».
Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Уход за зубами». Слайд № 14.
Работа в тетрадях.
- Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили все правила и будете их обязательно выполнять. А вот наш общительный попугай любит давать всем разные советы.
- Проверим себя. Выполним задание в тетради стр. 7 № 6.
- Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?
Итог: - Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Беречь зубы).
Слайд № 14.
Закрепление.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что нового вы узнали? О чем вы расскажете дома родителям?
- Как вы думаете, зачем мы говорили об этом? (чтобы сохранять и беречь своё здоровье).
- Какие правила вы теперь будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье?
- Давайте посмотрим на нашу лесенку (схему). Назовите наших помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, физкультура и спорт, правильное питание, уход за зубами. Слайд № 14.
- Я желаю вам соблюдать все эти правила, чтобы вы всегда были здоровы!
-Получили ответы на свои вопросы? Выполнили цели урока?
Что вы будете делать, чтобы сохранить здоровье? Прочтите вывод Мудрой черепахи.
- Мудрые мысли люди заключали в пословицы. Попробуйте восстановить пословицы.
Начало пословиц написаны, а их продолжение надо найти.
- Попробуйте восстановить и соединить пословицы. Слайд № 15.
- О чем эти пословицы?
6. Рефлексия.
- А сейчас, ребята, те, кто бережёт своё здоровья, соблюдает все правила по укреплению своего здоровья, покажет зелёный свет на сигнальной карточке. А те, кто считает, что не нужно беречь его, ему это ни к чему, тот покажет красный.
- Покажите, какое настроение у вас после урока.
8. Домашнее задание. Уч. стр. 9 – 11, прочитать, Р/Т стр. 5-7, № 2, 4, 5.
Игра: «Если заболел гриппом»
пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись;
срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей;
вызови врача на дом;
ложись в постель;
ешь побольше мороженого;
принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке;
принимай лекарства, назначенные врачом;
пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру;
когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны;
отправляйся в гости к другу - ты так давно у него не был.