СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Если ребенок не говорит?" (рекомендации родителям)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие включает рекомендации родителям, артикуляционные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковую гимнастику и другие виды работы по развитию мелкой моторики, а также развитие словаря и связной речи. Краткая характеристика развития речи детей 2 – 7 лет.

Адресовано работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей.

Просмотр содержимого документа
«"Если ребенок не говорит?" (рекомендации родителям)»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

623640 г. Талица, ул. Заводская 2, тел. 2-18-30







«Если ребенок не говорит?»

(рекомендации родителям)















г. Талица









Пособие включает рекомендации родителям, артикуляционные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковую гимнастику и другие виды работы по развитию мелкой моторики, а также развитие словаря и связной речи. Краткая характеристика развития речи детей 2 – 7 лет.

Адресовано работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей.






Разработчик: Зырянова Т. С.



















Если ребенок не говорит?

(рекомендации родителям)


С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.



  1. Выполнение артикуляционных упражнений


Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

1.      Открывать и закрывать «домик».

2.      Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

3.      «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

4.      Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

5.      Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

6.      Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

7.      Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.



 

2.      Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

Например:

Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает большой, загибает указательный палец, средний, безымянный и мизинец.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

 

Игру можно проводить и с несколькими детьми.

Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

ТИШЕ, ТИШЕ! Не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

3.      Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

1.      Играет на «пианино».

2.      «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3.      Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

4.      Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

5.      Покажи «козу».

6.      Покажи «ушки у зайчика».

7.      Играем на «барабане».

8.      Хлопаем в ладоши.

 

4.      Работа с мелким раздаточным материалом

1.      Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2.      Работа с вкладышами.

3.      Пирамидки различных размеров.

4.      Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

5.      Шнуровка:

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

6.      Застёгивание пуговиц.

7.      Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.




 5.      Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации:

а) «Праздничные флажки».

б) «Собираем яблоки».

в) «Цветы»

г) «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы).

д) «Куклы неваляшки» - яркие рубашки (из двух ярких кружочков).

е) Укрась елочку игрушками (дается контур елочки)

ж) Украсим узором полоски (наклеить кружки 2-х цветов на полоску)

з) Украсить коврик (по замыслу)

к) Строить дом (на прямоугольник наклеить квадратики).


 6.      Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.


7. Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики рук


Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.


Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.


«Обведи     по     контуру»:     обводить     трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»:   по   контуру   вышивать   на   картоне   простое   предметное изображение.


«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а  Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».


Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.


Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.


Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.


Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.


 8. Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.

1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.

2. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.

3. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.

4. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.

Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.

Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.


Учимся рассказывать


Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему.    Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

   Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

  Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

   После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

   А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

  Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

  Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

  Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

  Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

  Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

  Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

   Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.


Развитие речи детей от 2 до 7 лет


Каждый родитель мечтает и стремится к тому, что­бы его ребенок вырос гармонично развитым — был креп­ким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Чтобы эффективно решать проблему развития и вос­питания ребенка, взрослому необходимо четко представ­лять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.


Уровень развития речи детей в 2 года


1.   Дети понимают обозначаемые на простых сюжет­ных картинках действия и предметы.

2.   Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3.   Они могут выполнять просьбы взрослых, состоя­щие из двух частей.

4.   Уже понимают обобщающее значение наимено­ваний однородных предметов (любой стул — это стул).

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчи­тывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.

         Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаго­лы, обозначающие простые действия.

6.    После 1,5 лет малыши способны задавать вопро­сы: «Как это называется?», «Что это?».

7.    Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существитель­ными, используют формы некоторых падежей; появ­ляется первое лицо глаголов и 

местоимение «я».

8.    Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9.    Наблюдается неустойчивое произношение мно­гих слов: звук то выпадает, то заменяется или же про­износится верно.

10.   Дети используют в речи глаголы в повелитель­ном наклонении.

11.   Слоговая структура многосложных слов нару­шена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12.   Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.


Уровень развития речи детей в 3 года

1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ре­бенка от двухлетнего является почти полное отсут­ствие аграмматизмов в его речи.

2. Связь слов в предложении выражена с помо­щью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные час­ти речи.

3.    Звукопроизношение еще не полностью соответ­ствует норме.

4.    В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки диффе­ренцируются большинством детей.

5.    Слова со сложной слоговой структурой и со сте­чениями согласных детьми могут произноситься ис­каженно.

6.    В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оце­ночного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7.    Если родители ребенка сформировали у него по­ложительное отношение к книгам, то он любит слу­шать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8.    Ребенок хорошо понимает содержание неслож­ных сюжетных картинок.

 

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2.   Словарный запас уже обогащен за счет наре­чий, обозначающих пространственные и временные признаки

3.   У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.        В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.   В активной речи появляются слова второй степени

обобщения.

7.        В данном возрасте хорошо развитая непроизволь­ная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допуска­ется непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.


Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать  прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает  интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь  в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить  сходство в звучании  нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно  улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

   Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.


  Уровень развития речи детей в 6 лет


1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.


Уважаемые родители!  Вы несете ответственность за судьбу своего ребен­ка. Даже самые маленькие и незначительные недостат­ки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!