Учим ребенка говорить

Категория: Логопедия

УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

 В последнее время многие родители озабочены речевым развитием своих детей.Педагоги, психологи и логопеды в один голос утверждают, что намечается тенденция увеличения детей с проблемами в развитии речи. В связи с тем, что в последнее время люди предпочитают игру в гаджеты вместо общения, с каждым годом возрастает количество малышей, которые к 1,5-2 годам еще не разговаривают, а у детей трехлетнего возраста только появляются первые слова. В дальнейшем эти ребята продолжают испытывать сложности в речевом развитии, в овладении устной и письменной речью. Им непросто адаптироваться в коллективе сверстников, потому что их плохо понимают окружающие.

Самым благоприятным периодом в речевом развитии человека является именно дошкольный возраст. Взрослым нельзя упустить этот момент, так как уровень психического развития ребенка тесно связан с его речевым развитием. Именно речь способствует интеллектуальному развитию малыша. Но, кроме того, отставание в речевом развитии оказывает негативное влияние и на поведение, и на характер личности человека, и на его судьбу.

Большое влияние на речевое развитие ребенка оказывает речь окружающих взрослых. Помните, малыш во всем подражает маме и папе, поэтому ваша речь – это образец для ребенка. За своей речью необходимо следить, избегать нежелательных слов, которые не хотелось бы услышать от него.

Если у вас нет проблем с изложением мыслей, у вас богатый словарный запас, вы сами четко произносите все звуки, то малышу проще овладеть речью. Для того, чтобы ребенок вникал в речь взрослого, необходимо, чтобы она была достаточно выразительной и эмоциональной. Длинные и незнакомые слова при этом необходимо произносить особенно четко. Лучшему усвоению речи будет также способствовать богатство интонаций взрослого и живость его речи.

Так как малыш не может следить за слишком быстрой речью, старайтесь говорить медленнее. Если ребенок перестанет понимать быстрый поток слов, он просто перестанет вас слушать. Интерес ребенка также быстро угасает к слишком медленной речи, она для него утомительна. В общении с ребенком необходимо контролировать и громкость речи. Если вы будете говорить слишком тихо, малыш не услышит и перестанет улавливать смысл ваших слов. Громкую речь или крик дети склонны перенимать как манеру поведения.

Но одного правильного речевого образца родителей недостаточно для того, чтобы ребенок начал разговаривать, необходимо также ознакомиться с этапами овладения речью в раннем возрасте.

Речь ребенка начинает развиваться с грудного возраста. Родителям следует проверить, хорошо ли младенец слышит, реагирует ли он на звуки. С первых дней жизни малыш тренирует свои голосовые связки: он кричит, плачет, позже «агукает». Это еще не похоже на речь, но такие «упражнения» имеют огромное значение для развития речи ребенка в будущем.

При общении с ребенком до года, во время разговора или пения держите его так, чтобы он видел ваш рот, мог потрогать его, исследуя источник звука.

Малыш не только улавливает свои звуки, но и с удовольствием слушает голос мамы и папы. Многие дети при этом начинают шевелить губами, пытаясь подражать взрослому. Дети-маугли, выросшие в окружении животных, были лишены такого взаимодействия со взрослым с рождения, и в будущем не могли овладеть человеческой речью.

Поэтому родителям очень важно как можно больше общаться со своим ребенком: комментировать происходящее, использовать народные потешки, пестушки, песенки, короткие стишки, читать сказки.

Первые три месяца ребенок «поет» гласные звуки — это называется гулением. Вам необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, улыбаться, поддерживать с ребенком «диалог», произносить звуки на разные интонации, кивать ребенку в ответ. На этапе 2-3 месяцев родитель может выбирать часто произносимый ребенком звук и петь песенку, заменяя слова этим звуком.

К 4 месяцам звуки, начинают складываться в слоги, малыш уже способен произнести ма, ба и т. д. Это еще не слова, а лепет. В 4 месяца такие слоги еще непроизвольны, и ребенок не вкалывает в них никакого смысла. В этот возрастной период следует продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и называть игрушку. Например, спрятать зайчика и спросить: «Где зайка?». После этого достать игрушку и сказать: «Вот он зайка».

В 6-7 месяцев можно показывать ребенку яркие книжки с картинками. Обязательно рассказывайте, что нарисовано на картинках и просите показать тот или иной предмет, животное, растение и т.д.

К 8 месяцам слоги произносятся четче, а при активном участии взрослых к 10-11 месяцам ребенок начинает говорить свои первые слова: мама, папа, баба и т.д. К тому же он может сказать, как говорит киска и собачка: мяу, больше похожее на ми и ав-ав. Так как в этом возрасте малыш с удовольствием выполняет небольшие поручения, когда вы просите его что-то сделать, учите его произносить дай, на и т.д., постоянно повторяя эти простые слова.

Учеными доказано, что движения пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Таким образом, хорошо стимулируют умственное и речевое развитие ребенка пальчиковые игры.

С рождения необходимо делать массаж пальчиков рук малыша, разминая и поглаживая их своими руками. С годовалым малышом уже можно поиграть в игры на развитие мелкой моторики рук, например, спрятать в крупе маленькие игрушки и попросить их найти.

Полезно массировать пальчики и ладошки, совершать игровые действия, взяв ручки ребенка в свои и приговаривать: «Ладушки, ладушки…»

Поиграйте с малышом в такие игры: «Спрячь в ладошке» (Попросить ребенка спрятать в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек ваты и попросите сдуть его).

С годовалым малышом можно поиграть в игры с карандашом, например предложить покатать карандаш между ладоней или по столу.

Очень важно! Если у ребенка нет необходимости применять речевые умения, то развитие речи начинает тормозиться. Значит, очень важно побуждать ребенка чаще использовать слова в речи, а не угадывать его желания. Эмоциональное поощрение взрослых эффективно стимулирует речевое развитие ребенка.

К двум годам в речи детей появляются простые предложения. Часто в этот период родители допускают ошибку, умиляясь смешным детским словечкам, сами используют их в своей речи. Ни в коем случае не повторяйте упрощенные детские слова, обязательно давайте правильный образец речи.

Пример. Ребенок показывает на машину и говорит: «Би-би!». Вы комментируете его реплику: «Умница, правильно. По дороге едет машина!»

Те слова, которые ребенок употребляет в речи, составляют активный словарь. А те, которые он понимает, но не говорит, называют пассивный словарь. Пассивный словарь всегда значительно превышает активный. Постоянно расширяйте пассивный словарь малыша, рассказывая об окружающем, используя карточки настольных игр, иллюстрации книг и реальные объекты.

Из пассивного словаря слова постепенно переводятся в активное использование через игровые упражнения, и, конечно, в повседневной жизни. Интерактивные книжки и игрушки тоже полезно использовать для речевых занятий с малышом, но при этом обязательно повторяйте для ребенка записанные реплики, обращая его внимание на артикуляцию при произношении, задавайте вопросы по картинкам, поощряйте его активность. Помните, что такие обучающие игрушки – всего лишь пособия для повышения интереса ребенка к овладению речью, которые не заменят живую речь родителей. Применение игровых приемов и многократное четкое повторение слов помогает быстрее научить малыша говорить. Обязательно включайте новые слова в разнообразные фразы.

Например, можно показывать малышу плюшевую кошку или мышку и задавать вопросы: «Кто это?» Попросите показать, где у мягкой игрушки нос, глазки, ушки, хвостик и т.д.

«Прятки с игрушками» (На столе стоят 3 знакомые игрушки, которые ребенок уже называет. «Возьми зайку, дай мне мишку». Эти действия выполняются несколько раз. Потом взрослый прячет игрушку и просит малыша ее найти.

Очень важно в общении с малышом использовать мимику и пантомиму, так как они:

  • способствуют более легкому запоминанию слов, основанному на зрительном восприятии ребенком их значения и характеристик;
  • помогают быстрее запомнить новые слова через более глубокие эмоциональные переживания;
  • способствуют созданию атмосферы естественного повседневного общения в процессе обучения;
  • являются образцами поведения детей;
  • выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Побуждайте ребенка договаривать некоторые слова при прослушивании знакомых стишков. После двух лет дети уже могут запомнить короткие стишки или потешки. Необходимо отрабатывать владение речевым аппаратом и правильное произношение звуков в игровой форме.

Для тренировки звукового произношения предложите ребенку изобразить, как дует тихий ветерок, затем как более сильный ветер. Тем самым ребенок учится регулировать громкость произносимых слов. Также попросите малыша воспроизвести писк комарика, жужжание пчелки, звук ручейка и т.д.

Развивая речевую активность, тактично исправляйте детские ошибки:

  • если малыш говорит слишком громко;
  • если при произношении слов использует неправильный тон;
  • если ребенок не может выразить свою мысль, подсказывайте ему нужные слова;
  • подсказывайте правильное ударение в слове;
  • исправляйте грамматические ошибки.

Ни в коем случае не стоит подсмеиваться над ошибками ребенка. Правильнее будет попросить его сначала послушать правильное звучание фразы из ваших уст, а затем повторить. Обязательно похвалите малыша, если у него получилось правильно произнести слова, и поддержите в случае неудачи. Можно рассказать ребенку, как вы в детстве неправильно произносили какие-то слова, ему будет весело и интересно послушать, и он поймет, что нет ничего страшного в том, что у него что-то не получается.

В повседневной жизни обязательно комментируйте действия, используйте новые слова. Чем младше ребенок, тем чаще сопровождайте словами свои действия.

Например, в процессе одевания, говорите, что малыш надевает, какого цвета, о характеристиках одежды и обуви, например, ботинки со шнурками, шапка с помпоном, красная куртка с карманами, теплая кофта на молнии и т.д.

В процессе умывания, спрашивайте, что ребенок моет: лицо, руки и т.д., чем моет, например, мылом; какая вода течет из крана: холодная или теплая, каким мылом малыш моет руки: розовым, душистым и т.д.; каким полотенцем вытирает лицо: пушистым, мягким, красным, чистым и т.д.

Находясь на улице, предложите ребенку поиграть в такие игры: • рассказать, что он видит, например, я вижу кошку, она белая с черным, пушистая, а вот птичка села на тротуар, это маленький серый воробей; •попросить ребенка представить, что он в волшебных очках, например, красного цвета, пусть он расскажет, что он видит в воображаемых очках, например, красный мяч, красный забор, красное дерево и т.д.

В качестве развития мелкой моторики рук дома можно использовать такие игры:

• попросить ребенка помочь маме перебрать крупу;

•сложить карандаши таким образом,чтобы получилась какая-нибудь геометрическая фигура, например, треугольник (крыша домика), квадрат и т.д.

Используйте игры на обогащение словаря ребенка: • попросите поискать слова на кухне, например, что лежит в холодильнике, из чего сварен суп и т.д.; • попросите угостить вас «сладкими» словами положив их вам на ладонь, например, мороженое, варенье, сахар, торт; таким же образом можно поиграть во «вкусные» слова, «кислые» слова и т.д.

Игра также поможет малышу запомнить грамматический строй речи:

 спросите, из чего сделан яблочный сок (из яблок), малиновое варенье (из малины);

• и наоборот: как называется компот из сливы (сливовый), морс из клюквы (клюквенный) и т.д.

При соблюдении этих рекомендаций ваш 4-5 летний малыш научится хорошо и правильно говорить, сможет беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, он начнет грамматически правильно строить фразы, достаточно четко произносить все звуки. На вопросы взрослого ребенок будет способен отвечать развернутыми фразами.

Важно! Если у ребенка после 4,5-5 лет есть проблемы со звукопроизношением и грамматическим строем речи, то необходимо незамедлительно получить консультацию у логопеда.

До самой школы продолжайте развивать речь ребенка, читая художественную и познавательную литературу, разгадывать загадки и сканворды. Очень полезно спрашивать ребенка, что он видел на прогулке, что делал в детском саду и т.д. Следует обращать внимание ребенка на окружающую природу: деревья, птиц, небо, на интересные события, происходящие на улице. По возвращении домой, спросите малыша, что ему больше всего понравилось, что он вообще сегодня увидел и т.д.

Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и излагать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.

Если вы будете придерживаться советов, изложенных выше, а именно развивать речь ребенка с самого рождения до семи лет, то он будет правильно разговаривать на родном языке и радовать вас своей грамотной речью. Он сможет свободно общаться со взрослыми и сверстниками и успешно овладеет школьной программой.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Учим ребенка говорить»

Как учить стихи с детьми: 7 способов

Накануне праздников у многих родителей появляется еще одна «головная боль»: надо помочь ребёнку выучить стихотворение. К утреннику в детском саду, «елке» в школе стихи часто просят приготовить всех детей, даже тех, кто не любит учить наизусть. Надеюсь, мой опыт работы репетитором поможет тем родителям, которые не знают, как подступиться к своему дошкольнику или младшему школьнику. Вот основные трудности, которые предстоит преодолеть.

Незнакомые слова. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом), и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, я обращаю внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить стихотворение, объясните ребёнку смысл новых слов и выражений и убедитесь в том, что он всё понял.

Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:

  • какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;

  • какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;

  • как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;

  • какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;

  • если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить.

«У меня не получится!». Очень трудно учить стихи, если ты думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. В своей практике я очень часто сталкиваюсь с таким случаями, когда ученик мне говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая. У меня всё равно ничего не получится!». Это означает, что ребёнок имел отрицательный опыт — ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, подбодрить, похвалить малыша за его усердие, позволили себе его неуважительно критиковать, внушили мысль о неуспешности!

Занимаясь с ребёнком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Очень важно во время занятий быть терпеливыми, тактичными и обязательно давать положительное подкрепление усилиям малыша. Учить стихи — дело довольно сложное, требующее от малыша больших волевых и интеллектуальных усилий, и здесь нужно умение общаться с ребёнком в положительном ключе.

А теперь расскажу, какие приёмы я использую, когда помогаю ребёнку выучить стихотворение. Чтобы вам было легче помогать ребёнку, текст стихотворения надо иметь под рукой, а ещё лучше, чтобы он был уже у вас в голове.

Рисуем. Заведите папку «Учим стихи» и вкладывайте в неё тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребёнком. Если ребёнок любит рисовать, клеить, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в свою папку портреты поэтов. Ищите информацию в интернете и рассказывайте ребёнку о каждом поэте хотя бы несколько слов.

И обязательно к каждому новому стихотворению рисуйте иллюстрацию. Если ребёнок пока рисует плохо, можно использовать ваши рисунки или иллюстрации детских художников — главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание ребёнка, вызывали положительный отклик.

Дети постарше могут порой очень самолюбиво относиться к сравнению своих рисунков и рисунков взрослого. Если ваш ребёнок из таких «самокритиков», вставляйте в папку только работы ребёнка и обязательно найдите, что в них удалось, что нарисовано особенно выразительно.

Двигаемся. Этот приём я использую, когда разучиваю стихотворение с совсем маленькими детьми — или с детьми постарше, но нам не надо торопиться, а стихотворение довольно длинное. Я читаю (или ребёнок, умеющий читать, читает сам) стихотворение два раза, мы обсуждаем значение новых, незнакомых слов, кратко анализируем стихотворение.

Потом мы встаём из-за стола, кладём текст стихотворения так, чтобы в него было удобно заглянуть, и начинаем придумывать, как изобразить смысл стихотворения мимикой, жестами, движениями. И каждый раз, когда мы декламируем стихотворение, сопровождаем его этими движениями. Когда ребёнок уже почти выучил стихотворение, я могу «подсказывать» ему только движениями. Детям так легче разучивать, потому что к процессу запоминания подключается ещё и моторная, двигательная память. Придумывать подходящие движения детям очень нравится.

Эхо. Этот приём подходит при работе с детьми постарше, или в том случае, когда декламирование с движениями по каким-то причинам не подходит. Разучивая стихотворение, каждую строчку мы повторяем два раза: первый — с вопросительной интонацией, второй — так, как в тексте стихотворения. Получается необычный диалог, в котором и вопрос, и ответ совпадают:

Белый снег пушистый в воздухе кружится?
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится?
И на землю тихо падает, ложится.

Если вы ещё только начали разучивать стихотворение, то первый раз строчку читаете вы, а второй раз — ребёнок. Каждый раз, когда он повторяет, делает ещё один шаг к запоминанию стихотворения.

Вы: Наша ёлка высока? 
Ребёнок: Наша ёлка высока!
Вы: Наша ёлка велика?
Ребёнок: Наша ёлка велика! 
Вы: Выше папы? 
Ребёнок: Выше папы!
Вы: Выше мамы?
Ребёнок: Выше мамы!
Вы: Достаёт до потолка?
Ребёнок: Достаёт до потолка!

Репетируем. Чтобы «отполировать» знание стихотворения, довести его буквально до совершенства (но не мучайте ребёнка повторениями, во всём нужна мера!), повторяйте стихотворение в повседневной жизни — на прогулке, во время поездки в машине, когда одеваетесь-раздеваетесь, купаетесь и т.д. Очень весело читать стихи, качаясь на качелях!

Наталья Большакова

РРазучиваем стихи по картинкам

Ели на опушке,
До небес макушки.
Слушают, молчат, 
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки
Тоненькие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

1 из 10










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей