СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Исследование "онегинской" строфы. Урок  литературы в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«"Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни»

Тема: "Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни".

Исследование "онегинской" строфы. 10 класс

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Вид урока: урок исследования "онегинской" строфы

Эпиграф: И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной...

"Онегина" воздушная громада,

Как облако стояло надо мной

Анна Ахматова

Цели урока: 1)Создать условия для развития художественного мышления учащихся; 2)Совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения в историко-литературной обусловленности; 3) Формировать коммуникативную культуру учащихся, создавая атмосферу сотрудничества

Оборудование: 1)Учебник под ред. Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. Часть первая. Страницы: 170-171; 2) А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том второй. Евгений Онегин. Страницы 186-353; 3) Н.М. Шанский. Краткий лингвистический комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Журнал "Русский язык в школе" № 4, 1998 г., страница 120; 4) Художественная панорама- галерея: иллюстрации или рисунки к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

План урока:

1. Целеполагание (см. приложение № 1)

2. Чтение и изучение плана исследования "онегинской" строфы (см. приложение № 2)

3. Работа "В зале Классической Лирики"

3.1. Исследование строфы "Но наше северное лето" - XL, глава четвертая

3.2. Исследование строфы "Морозна ночь, всё небо ясно" - IX, глава пятая

3.3. Исследование строфы "Что ж мой Онегин? Полусонный" - XXXV, глава первая

4. Занятие в "Литературном кабинете"

4.1. Чтение и изучение словарных статей - краткого "переводного" толкования к строфе XXXV, глава первая

4.2. Беседа. Первоначальное восприятие по определению аспекта энциклопедии.

5. Работа в " Лаборатории Творческой Строфы"

5.1. Самостоятельное чтение и изучение учащимися подстрочного комментария по Н.М. Шанскому к строфе "Бывало, он ещё в постеле: " (XV, глава первая) по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

5.2. Выход на решение пунктов плана по исследованию строфы (Например: XV. 10. Там будет бал, там детский праздник. Фразеологизм детский праздник значил "бал для девочек-подростков" и другие построчно...)

5.3. Определение культурно-исторических фактов. Наблюдение художественных аспектов с позиции энциклопедии

6. Написание сочинения-этюда в историко-культурном контексте на примере исследования "онегинской" строфы. Открытие многогранного источника сведений о жизни русского общества первой половины XIXвека

7. Наблюдение художественного эксперимента - исследование "онегинской" строфы XXXV, главы

первой Художественным Критиком (образцовый текст)

(см. приложение № 3 )



Содержание приложения № 1

Целеполагание. Изучение русской литературы I половины XIXвека в историко-культурном контексте. Наблюдая современный и исторический комментарий будем учиться исследовать "онегинскую" строфу знаменитого романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Составляя устный этюд, будем приближаться к пониманию самых различных индивидуально-авторских новаций Пушкина. Открывая искусство художественного почерка поэта, увидим те грани "магического кристалла" свет которых таит в себе силу таланта и очарования пушкинского гения. Чтобы открыть для себя это познание- исследование необходимо читать роман с позиции энциклопедии, литературных посланий из мира пушкинской эпохи, открывая для себя многогранную панораму жизни русского общества. Очень важно, что такая миниатюрная завершённая главка, составляющая переход от одной темы к другой, выстраивает естественную многотемность, создаёт цельность многообразного исторического материала в романе, энциклопедию русской жизни. Необходимо отметить, что наряду со строгой индивидуальной внешней формой рифмы существует то скрытое языковое содержание, "код", та воздушная громада, которая требует исследования. Для начала рассмотрим это гениальное единство формы и содержания на примере авторских отступлений, важнейшими из которых являются многочисленные пейзажные зарисовки природы, подчёркивающие надисторическую атмосферу романа.



Содержание приложения № 2.

План исследования "онегинской" строфы.

1. Определение языковых особенностей (особенности обиходного и поэтического языка первой трети XIX века и пушкинского художественного почерка)

1.1. Устаревшие слова (языковые "шумы" и "помехи"):

а) архаизмы:

-семантический;

-акцентологический;

-лексико-фонетический;

- синтаксический;

-морфологический;

-орфографический;

б) историзмы

в) старославянизмы

1.2. Поэтические вольности

1.3. Различные индивидуально-авторские новации:

а) коннатации

б) цитаты

в) реминисценции

г) маркированный намек

д) скрытый смысл

е) перифразы

ё) антитеза

ж) неологизмы

з) анжамбеман

2. Определение культурно-исторических фактов:

2.1.Картины светского Петербурга

2.2. Жизнь Петербурга трудового

2.3. Патриархально-дворянская Москва

2.4. Поместная деревня с её нравами и обычаями

2.5. Народные святочные гадания

2.6. Панорама Святой Руси

2.7. Крестьянская Русь

2.8. Средства передвижения. Дорога

2.9. Эстетическое открытие русской природы: от весны к лету, от лета к осени и зиме (надисторическая атмосфера романа)


Содержание приложения № 3

В "Лаборатории творческой строфы".

Наблюдение художественного эксперимента - исследование "онегинской" строфы XXXV, главы первой (на основе подстрочного комментария по Н.М. Шанскому).

Если даже мы знаем, что слово биржа здесь употребляется А.С. Пушкиным в архаическом значении "уличная стоянка извозчиков", что хлебник - это "пекарь и продавец хлеба", что охтинка - "жительница Охты, т.е, Охтинской слободы Петербурга", а слово васисдас представляет собой искажённое франсузское слово vasistas - "маленькое окошко", этимологически связанное с немецким Was ist das? "Что это такое?" и значит "форточка", мы все же не в состоянии с исчерпывающей полнотой представить сообщаемое поэтом. Последнее можно осуществить только с учетом того фона у ряда образующих разбираемый текст слов, который отражает определенные культурно-исторические факты. Надо видеть, что кроется под сочетанием "А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден". Здесь Пушкин говорит о барабанной дроби утреней побудки в казармах расположенных в различных концах города гвардейских полков. Звук барабана будил ото сна трудовое население столицы. О том, что именно трудовой народ, а не представителей господствующего класса, говорят и предыдущие строчки "Что ж мой Онегин? Полусонный в постелю с бала едет он", слово неугомонный (Петербург) - "шумный" (от таких, как Онегин) - следует также иметь в виду, что охтинка, спешащая с кувшином, ... не просто обитательница Охты, а молочница (Охта была заселена финнами, снабжавшими жителей столицы молочными продуктами). Необходимо учитывать также, что "хлебник, немец аккуратный" как пекарь и продавец хлеба открывал форточку в своей лавке не для того, чтобы её проветривать, а чтобы подавать покупателю хлеб. Внимательное чтение этой строфы дает возможность сделать ещё один важный вывод: описываемое зимнее утро было безветренным и морозным: снег хрустит, а трубный дым "столбом восходит голубым". В заключение необходимо обратить внимание на устаревшую форму лова постель "в постелю" (вместо постель). Это не ошибка поэта. В первой половине XIX века в русском языке было существительное постеля, которое склонялось, естественно, как слова земля, неделя, воля.

_____________________________________________________________________________________


PS. Новые названия в технологии подачи учебной информации: "Зал классической лирики", "В лаборатории Творческой строфы", "Занятие в Литературном Кабинете" помогают учащимся проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, становятся для ребят праздником неожиданностей, удивления и радости.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!