СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра для старшеклассников "Как мы знаем русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена игра для старшеклассников "Как мы знаем русский зык". Можно играть двумя командами в рамках недели русского языка в школе. можно провести как урок повторения в 10 - 11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Игра для старшеклассников "Как мы знаем русский язык"»

Игра для старшеклассников «Как мы знаем русский язык».

Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка

Играют две команды. Каждая команда придумывает себе название. Игру можно вести в любой форме. Я просто предлагаю вопросы для игры.

Имя существительное.

  1. У лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том…



Ай, ду – ду, ду – ду, ду – ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во серебряную.

В обоих случаях существительное употреблено в П. п. Имеет ли место в одном из случаев неправильный выбор окончания? (Нет. Возможны варианты).

  1. Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?

Приём у Э. Рузвельт. (Элеонора).

Открытие зоолога У. Ультрих. (Урсула).

Научные труды химика И. Ноддак. (Ида).

Рекорд Т. Пресс. (Тамара) (Все женщины. Мужские фамилии склоняются).



  1. Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает своих любимых писателей. Найдите его ошибки: «Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джек Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе». (Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе – первое слово – имя; но: Конан Дойля – это двойная фамилия, а звали его Артуром).



  1. «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детёныш». Может ли такое быть? (Не может. Если совершенно ясно, что речь идёт о самке животного, согласуемое прилагательное должно стоять в форме женского рода).





  1. В дебрях Африки учёный вёл дневник. Он носил его с собой в сумке, и первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать эту страничку! «Язык местного населения – суахими. Приходится учить. Но и трудн … же эт … суахими! Страшный зной. Пришлось мастерить на окнах хижины небольш … жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк … авеню, что виднел … из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк … чёрн … кофе. Одна чашка так … кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ … какаду и маленьк … забавн … шимпанзе, котор … я назвал Эльза». (Мужского рода – суахими – язык, какду – попугай, кофе; женского рода – авеню – улица, шимпанзе – кличка указывает на род; жалюзи – мн. числа).



  1. Какое слово А. С. Пушкин употребил бы иначе, если бы жил в наше время?

…К её крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится как тень;

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо, Или коснётся горячо

Её руки, или раздвинет

Пред нею пёстрый полк ливрей…

(Пушистый боа – несклоняемое существительное, обозначает предмет).



  1. Покажите нам всем сначала своего визави, а потом своего визави.

(Команды показывают сначала человека мужского пола , сидящего напротив, а затем – женского пола).





Словообразование, этимология.

  1. Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? (Образованы от слова рука и перст).



  1. Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть? (Полено: от глагола ПАЛИТЬ).





  1. Иногда говорят: «Было – то было, да быльём поросло? Чем поросло то, что было, и почему именно поросло, не, допустим, засыпало или накрылось?» (Быльё – трава, былинка).



  1. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды? (В нору).





  1. Князя Олега называли вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя позвали Кощеем? (От слова КОСТЬ).



  1. Не правда ли, странная кличка для собаки – Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую первую попавшую собаку, а только… Как должна выглядеть настоящая Жучка? (Маленькая и чёрненькая, как жук).





  1. Запишите на доске: «Я я ? ственно увидел стол, уставленный всевозможными я ? ствами» (Явь – наяву, яства - есть).

  2. Всем знакомое с детства баю – баю – по происхождению 1 лицо единственного числа устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределённой форме и что он обозначает? (Баять – «говорить, рассказывать»).



  1. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить? (Самобранка не от «бранить», а от «убирать», то есть «накрывать на стол»).

Лексика.



  1. Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими математическими, астрономическими и прочими научными терминами. Многие из нас, сами этого не подозревая, носят греческие имена: Андрей, например, значит по - гречески «мужественный, храбрый», Алексей – «защитник», Макар – «счастливый» Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо (Макароны. Подсказка в тексте: счастливый по – гречески MAKARIOS )



  1. Слово полигон по – гречески означает «многоугольник». Изобразите, как выглядит в плане здание американского Пентагона. (Пятиугольник).



  1. Испания. Яркое солнце, серенады, бой быков. Как далеко всё это от нас! Однако, входя в свою квартиру или в школу, каждый из нас проходит через одно такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и её экзотических традициях. Что это за место? (Коридор. Коррида буквально «бег» (быков). Мы не задерживаемся в коридоре, «пробегаем» его).





  1. Слова панама и болонья, конечно же, относятся к заимствованиям. Что ещё общего в происхождении этих слов? (Название предмета дано по названию географическому).

  2. Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик …». А вам предстоит показать, где у вас ЛАНИТЫ (щёки), ЧЕЛО (лоб), ВЫЯ (шея), ПЕРСТЫ (пальцы), ДЕСНИЦА (правая рука), ШУЙЦА (левая рука), РАМЕНА (плечи).



  1. Мы говорим биться не живот, а на смерть. А почему, например, не «биться на голову» или «на спину»? (Живот означало «жизнь»).





  1. Одновременно ли появились слово САМОЛЁТ и ЛЕТЕТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ с таким названием? Если нет, что появилось раньше?.(Раньше слово – смотрите в сказках ковёр – самолёт. Со времён Петра I самолётами называли самоходные плоты, сплавляемые по течению. Позже это слово стало называть летательный аппарат, поначалу имевший заимствованное название аэроплан ).

  2. Какое слово, известное сейчас почти всему миру, придумал английский писатель Джонотан Свифт? (Лилипут).



  1. Вплоть до XIX века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов. Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз. Объясните своё решение вопроса. (Эти слова звучат там по – русски, так как познакомил с этими растениями и животным туземцев Миклухо - Маклай ).





  1. Все мы представляем себе, что такое чёрствый хлеб. Как могло получится, что в родственном чешском языке чёрствый означает «свежий, прохладный»? Нет ли у этого слова в чём – то похожего значения в русском языке? (Чёрствый человек – «холодный человек». Да и хлеб поначалу называли чёрствым после того, как он остыл, вынутый из печи, так как начинал сохнуть он именно после охлаждения).



  1. Возок везёт через ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари.

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сады, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин)

Назовите 7 названий лиц или предметов, встреченных Т. Лариной при въезде в Москву, носящих исконно русские наименования и 7 – заимствований.

(Заимствования: фонари, монастыри, бульвары, аптеки, магазины, моды, балконы, львы, кресты. Все остальные – исконно русские).



Фразеологизмы

Каждой команде раздаётся отпечатанный текст, они должны сосчитать, скалько фразеологизмов в данном тексте.

С ног до головы.

  1. Когда – то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног – домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не будет!

Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай. И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

  1. Спору нет – горячая голова! Но уж, если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

(20 фразеологизмов)





Подведение итогов. Объявление победителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!