КВН 11кл. «Через тернии - к звездам!»
«Планета есть колыбель разума, но нельзя
вечно жить в колыбели».
(К.Э. Циолковский)
1 вед. Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звездам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звездной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зеленые,
И живут там твои ровесники -
Космонавты, поэты, ученые.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.
2 вед. Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, так как 12 апреля ровно 50 лет назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появились фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.
1 вед. И вот наступил XX век. Уже летали в небе самолеты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалек тот день, когда в космос полетит человек.
И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»
(ВИДЕО-на экране, затем-ЧТЕЦ, затем ПЕСНЯ: « А он сказал: ПОЕХАЛИ!»)
2 вед. День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики. И сегодня мы решили отправиться вместе с вами в большое космическое путешествие.
1 вед. Дорогу осилит идущий, а звездную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии. Уверены, что экипажи наших космических звездолетов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьезном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись. А сейчас я хочу представить наше звездное жюри – центр управления полетом:
1.
2.
3.
А теперь просим экипажи кораблей выйти на стартовую площадку и перед полетом немного рассказать о себе. (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД).
1 вед. 1 тур.
«Только сильных звездолет может взять с собой в полет!»
Работа в космосе требует постоянного напряжения, физического и умственного.
Необходимо все время быть в хорошей спортивной форме.
Этому помогают различные тренажеры и комплексы упражнений.
Наш первый конкурс – космическая разминка.
2 вед.
1. Приглашаются на разминку по одному человеку от команды. Все выстраиваются в одну линию и делают по три прыжка. Чья команда окажется впереди?
2. Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч? (На время).
3. Тренировка продолжится и во время полета. Из спортивного снаряжения выберите то, что можно использовать в космосе. (Ответ на бумаге).
2 тур.
2 вед.
«Чтобы космонавтом стать надо много – много знать».
Сейчас командам мы будем задавать вопросы, на которые как можно быстрее они должны дать краткие ответы. В этом конкурсе проверяются быстрота реакции, знания по астрономии и космонавтике. Этот конкурс – своеобразный экзамен перед стартом. Итак, мы начинаем. Вопросы для команды (называет команду):
I.
1. Сколько длился полет Гагарина? (108мин)
2. Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября1957г)
3. Когда американские астронавты впервые ступили на поверхность Луны? (В июле1969г)
4. Сколько звезд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
5. С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)
6. Основой астрономический прибор для наблюдения. (Телескоп)
7. Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг своей оси)
8. В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
9. Что означает слово «зодиак»? (Круг животных).
10. Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта).
1 вед. Вопросы команде…
II.
Что исчезает у тел во время полёта? (Вес).
Как называется космический транспорт? (Ракета).
Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский).
По какой звезде можно ориентироваться на местности? (Полярная).
Назовите родину Коперника. (Польша).
Сколько планет в Солнечной системе? (9).
Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (Силы тяготения).
Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения).
Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября).
Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли? (Нет, экваториальный длиннее на 21 км).
2 ведущий: А теперь вопросы для третьей команды:
III.
Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс).
Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, т.к. нет магнитного поля).
Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12).
Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий).
Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. (Алексей Леонов).
Кого называли главным конструктором в нашей стране? (Королёв).
Назовите дату летнего солнцестояния. (22 июня).
В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица).
Назовите естественный спутник Земли. (Луна).
Что такое «зенит»? (Наивысшая точка над головой).
1 вед. Ну, что ж, ответы показали, что экипажи вполне готовы к полёту. Ключ на старт! Приготовились! 5,4,3,2,1,0!!! Пуск! Поехали!
Входим в верхние слои атмосферы. Внимание, экипажи на связь!
Что испытываете? (Перегрузку).
3 тур.
2 вед.
«Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд».
Экипажи освоились в невесомости. Что ж за работу!
Сейчас вы получите листы с фамилиями учёных и их высказываниями. За 1 минуту определите, кому из этих учёных принадлежат данные цитаты? Время пошло… Время закончилось… Передайте свои ответы жюри.
А теперь прослушайте внимательно стихотворение Валишина «Зодиак»:
1 вед.
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов
Родилась пара Близнецов.
2 вед. За 1 минуту вы должны выписать названия всех созвездий, упоминавшихся в этом стихотворении. (12) Листочки передайте в центр управления полётом, а нам назовите лишь число созвездий, которые вы записали.
4 тур.
1 вед.
«Очень дружно мы живём, в космос скучных не берем».
Через 1 минуту с помощью пантомимы вы должны изобразить то, что достанется в задании вашему экипажу, а болельщики должны угадать, что изображали. Капитаны подойдите к нам. Время пошло….. Время закончилось……Начнём с экипажа, которому досталось задание 1…
Задание 2…
Задание 3…
Спасибо.
2 вед. Наше космическое путешествие подходит к концу. Пока жюри подведёт итоги, поработают болельщики:
Внимание на экран!
Назовите фамилии русских женщин-космонавтов. (Терешкова и Савицкая).
Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать обычным способом? (Нет).
Кто первый разработал принцип реактивного движения? (Кибальчич).
Чему равна 1-ая космическая скорость? (7,9 км/с).
На каких волнах осуществляется связь космического корабля с Землёй? (УКВ).
1 вед. Для оценки экипажей слово предоставляется ЖЮРИ:……
2 вед. Наше космическое путешествие закончилось… И пусть это не настоящий полёт, но ведь возможно, наши сегодняшние «космонавты» через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам…
1 вед. Когда последний закруглён виток,
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В Живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звёздных трасс,
Нам на неё глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА).