Игра - квест «Экоэрудит» для школьников 7-8 классов.
Цель: формирование у подростков основы экологической культуры, правильное отношения к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
-ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
-прививать экологическое мышление;
-сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы.
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки.
Место проведение: городской парк.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на игре-квесте «Экоэрудит».
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, жёлтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Всё в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – всё замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
Эти строки из стихотворения Роберта Рождественского, отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием. А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду. Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь я приглашаю вас в путешествие по нашему парку. Вас ждут этапы- станции, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд. Я предлагаю взять маршрутный лист вашего передвижения для выполнения квестовых заданий. На каждом этапе за правильные ответы вы получаете время для открытия Эко- сундучка или подсказки к итоговому этапу. В конечном задании вам необходимо открыть эко- сундучок, в котором находится для вас сюрприз.
1 этап "Орнитологическая станция"
Необходимо ответить на вопросы и выбрать, поработав с логической цепочкой полученных слов, лишнее, которое поможет вам на следующем этапе.
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек).
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клёст)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)
За каждый правильный ответ на вопрос- загадку участники получают карточку с изображение птицы. Собрав все карточки, выделяют лишнее – кукушка- птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда. И получают подсказку, к последнему- итоговому заданию. Если же нет правильного ответа, то и нет подсказки.
2 этап "Логическая цепочка" Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.
За каждый правильный ответ получают дополнительное время (10 секунд), которые дадут дополнительный шанс подобрать правильный ключ к сундуку.
3 этап "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? ( Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)
За каждый правильный ответ получают дополнительное время (10 секунд), которые дадут дополнительный шанс подобрать правильный ключ к сундуку.
4 этап "Золотые россыпи помоек".
Нужно подчеркнуть правильный ответ.
I.Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1Бытовой мусор.
2 Пестициды.
3 Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).
За каждый правильный ответ получают дополнительное время (10 секунд), которые дадут дополнительный шанс подобрать правильный ключ к сундуку.
5 этап "Лесные загадки"
1.Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
2. У кого на сучке кладовая? (У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"? (Сорока).
4. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
5.Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
6.На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
7. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно - Укусит. Ясно? (Змея).
18. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.(Медуза).
За каждый правильный ответ на вопрос- загадку участники получают карточку с изображение отгадки. Собрав все карточки, выделяют лишнее – паук- насекомое. И получают 2 подсказку, к последнему- итоговому заданию. Если же нет правильного ответа, то и нет подсказки.
6 этап «Итоговый этап»
Ведущий зачитывает вопрос, на который ребята должны дать правильный ответ.
Этот правильный ответ и приведет к эко- сундучку.
Вопрос на карточке с изображением

Это мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов. Он указывает на то, насколько быстро человечество потребляет природный (естественный) капитал.
1 подсказка -экология – картинка, которую получили, выполнив 1 задание.

2 подсказка – картинка, которую получили, выполнив 5 задание.

Ответ – экослед.
Ребята получив отгадку, находят рядом, уже заранее отпечатки следов и по ним добираются до эко- сундучка, который спрятан около дерева или кустарника, на ветках которого висят ключи, их необходимо подобрать и открыть сундучок. Время на открытие сундучка даётся столько, сколько они заработали на этапах.
Открыв сундучок, ребята получают памятки, как уменьшить свой экослед и сладости для чаепития после мероприятия.

Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! На этом наше сегодняшнее мероприятие заканчивается. Всего вам доброго! Успехов! До новых встреч!
Итог: Рефлексия. Технология "Заверши фразу"
Раскрытие у учащихся сформированности определенного смысла о Экоследе предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
"Природа - это...";
"Обращение с природой для меня - это...";
"Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился...";
"Во время игры я приобрел...";
"Игра заставила меня задуматься о...";
"По отношению человека к природе можно судить о..." и т.д.
Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает её завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.