Игра «Умники и умницы» по творчеству С.Я. Маршака для учащихся 5-6 классов
Автор сценария Пушилкина Е.Н., учитель русского языка и литературы
Предварительная работа: организовать выставку книг в библиотеке школы, перечитать произведения С.Я. Маршака: загадки, пьесу «Двенадцать месяцев», сказку «Крылатый, мохнатый да масленый», «Рассказ о неизвестном герое», сказу «Горя бояться - счастья не видать», пьесу «Умные вещи», стихотворение «Вот какой рассеянный»
Описание игры. Игра состоит из ТРЕХ АГОНОВ. В каждом агоне участвуют 3 ЧЕЛОВЕКА, которые разыгрывают между собой дорожки. Игроки выбираются из «ТЕОРЕТИКОВ» (все учащиеся, сидящие в зрительном зале).
Зеленая дорожка – самая длинная, состоит из 4 вопросов, здесь можно ошибаться дважды.
Желтая дорожка – 3 вопроса, можно допустить только одну ошибку.
Красная дорожка – самая короткая, но допускать ошибок нельзя.
Если агонист затрудняется ответить на вопрос, ведущий обращается к ТЕОРЕТИКАМ. За правильный ответ теоретик и агонисты получают ОРДЕН ШЕЛКОВОГО УМНИКА (жетон). С помощью жетонов ВЫСОКИЙ АРЕОПАГ (жюри) подводит итоги.
Ход игры.
Вступительное слово ведущего. Путь Маршака к детской книге был долгим. Сам поэт говорил: «Я пришёл в детскую литературу через театр».
Маршак Самуил Яковлевич (1887–1964), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже, в еврейской семье заводского техника-мастера Якова Мироновича Маршака.
В 1920 году, живя в Краснодаре (бывший Екатеринодар), Маршак организует там один из первых в России детских театров, пишет для него пьесы.
В 1922 году Маршак переехал в Петроград. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги «Детки в клетке».
В этом же году организовал детский журнал «Воробей», который в 1924 году переименован в «Новый Робинзон». В этом журнале в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Борис Степанович Житков, Виталий Валентинович Бианки, Евгений Львович Шварц. На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией Детгиза. Кстати, его последним литературным секретарём был Владимир Владимирович Познер.
А ещё у Маршака был друг, чьи произведения мы знаем с раннего детства. Это Корней Чуковский. О Маршаке Чуковский сказал так: «Мне всегда казалось, будто в нашей литературе не один Маршак, а целых 5».
В 1920 году, живя в Краснодаре (бывший Екатеринодар), Маршак организовал там один из первых в России детских театров. Этот театр скоро вырос в целый "Детский городок" со своей школой, детским садом, библиотекой, столярной и слесарной мастерскими и различными кружками. Пишет для него пьесы вместе с поэтессой Елизаветой Васильевой.
С.Я. Маршак вспоминал:
«Оглядываясь назад, видишь, как с каждым годом меня все больше и больше захватывала работа с детьми и для детей. "Детский городок" (1920-1922), Ленинградский театр юного зрителя (1922-1924), редакция журнала "Новый Робинзон" (1924-1925), детский и юношеский отдел Ленгосиздата, а потом "Молодой гвардии" и, наконец, ленинградская редакция Детгиза (1924-1937)».
Самуил Яковлевич Маршак был очень деятельным человеком.
18 июля 1920 года. Открытие Театра для детей пьесой «Летающий сундук», написанной по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена Елизаветой Васильевой и Самуилом Маршаком.
2 ноября 1920 года. С.Я. Маршак избран лектором английского языка на факультете общественных наук Кубанского университета.
12 декабря 1920 года. С. Маршак делает доклад о Театре для детей в Кубанском институте народного образования.
В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в газете «Правда» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами.
В 1960 году Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в 1961 году — «Воспитание словом» (сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве).
Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжал писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. В 1962 году у него вышел сборник «Избранная лирика»; ему принадлежит также отдельно избранный цикл «Лирические эпиграммы».
Кроме того, Маршак — автор ставших классическими переводов сонетов Вильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бёрнса, стихов Редьярда Киплинга, а также произведений украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов.
Книги Маршака переведены на многие языки мира. Писатель четыре раза был награждён Сталинской премией (1942, 1946, 1949, 1951), двумя орденами Ленина, другими орденами и медалями.
Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. На родине писателя в Воронеже имя писателя носит улица.
Ведущий. Я рада приветствовать вас, дорогие друзья в игре «Умники и умницы». Эта игра умных, находчивых и веселых. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, которые нам покажут наши участники. А кто будет самый умный, самый смекалистый и самый находчивый поможет определить жюри –ВЫСОКИЙ АРЕПАГ- в которое входят учителя –филологи нашей школы:
1. Промкина Любовь Николаевна (если не сможет, то пригласить библиотекаря)
2. Комарова Лариса Александровна
3. Казанкина Елена Валерьевна
I агон.
Задание для розыгрыша дорожки. Отгадай загадку.
Она меня впускает в дом И выпускает вон. В ночное время под замком Она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор — И в комнату опять. (Ответ: Дверь) | Хоть он на миг не покидал Тебя со дня рождения, Его лица ты не видал, А только отражения. (Ответ: Ты сам) | Мы ходим ночью, Ходим днем, Но никуда Мы не уйдем. Мы бьем исправно Каждый час. А вы, друзья, Не бейте нас! (Ответ: Часы) |
Выходят три ученика, отгадавших загадки. Выбирают дорожки. Высокий ареопаг фиксирует (жюри) в таблице результаты.
Зеленая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. (месяц Январь из «Двенадцати месяцев»).
1 вопрос. У какого брата ты каждый год принимаешь дела? (у Декабря)
2 вопрос. Что ты произносишь у костра, бросая в огонь охапку хвороста ( Гори, гори ярче --
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.)
3 вопрос. Кого ты просишь осветить дорогу в лесу, чтобы девочка не заблудилась и почему он тебе тезка? (месяц небесный; тоже месяц, только на небе)
4 вопрос. Как ты проучил злую мачеху и ее дочь? (Подарил им собачьи шкуры)
Желтая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. (месяц Февраль)
1 вопрос. Жалко тебе Девочку? Чем ты ее пробирал и студил?
2 вопрос. Первый раз в твоей жизни случилось такое: кто-то еще кроме вас сидит у костра? (Не бывало еще такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме нас, у этого костра сидел.)
3 вопрос. Можно тебя назвать защитником леса? (Да. Лесу тоже отдохнуть надо -- не все же его обирать! И про то, кто тебе подснежники дал, не говори. Нам-то ведь это тоже не полагается -- порядок нарушать. Дружбой с нами не хвались!)
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник. (месяц Апрель)
1 вопрос. Как называют апрель-месяц? (обманчивый)
2 вопрос. Сколько у тебя было времени, чтобы собрать с Девочкой подснежники? (Час)
Высокий ареопаг подводит итоги 1 агона и заносит результаты в таблицу.
II агон.
Задание для розыгрыша дорожки. Отгадай загадку.
Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет. Дверца узкая под крышей — Не для белки, не для мыши, Не для вешнего жильца, Говорливого скворца. В эту дверь влетают вести, Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят — Во все стороны летят! ОТВЕТ Почтовый ящик | Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью. ОТВЕТ Сапоги | Кто, на бегу пары клубя, Пуская дым Трубой, Несет вперед И сам себя, Да и меня с тобой? ОТВЕТ Поезд |
Выходят три ученика, отгадавших загадки. Выбирают дорожки. Высокий ареопаг фиксирует (жюри) в таблице результаты.
Зеленая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: «Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!» (Воробей)
1 вопрос. Назови свое полное имя. (Воробей Крылатый)
2 вопрос. Чем ты кормил своих друзей? (Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов)
3 вопрос. Какая каша была у Блина? (Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча!)
4 вопрос. Отчего ты подумал, что «с утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда»?
Желтая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок! (Блин)
1 вопрос. Назови свое полное имя (Блин Масляный)
2 вопрос. Почему, Блин, щи у тебя получались жирные и масляные? (Я в горшок нырну да выплыву),
3 вопрос. Как понимать твои слова: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет»?
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!
Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт. (Мышь)
1 вопрос. Назови свое полное имя (Мышонок Мохнатый)
2 вопрос. Почему у тебя хорошо огонь в печи горит? (А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит)
Высокий ареопаг подводит итоги II агона и заносит результаты в таблицу.
III агон.
Задание для розыгрыша дорожки. Отгадай загадку.
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. ОТВЕТ Дерево | Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Держась рукой за тросточку, Тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку Зарой в своем саду. ОТВЕТ Вишня | В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать! ОТВЕТ Утюг |
Выходят три ученика, отгадавших загадки. Выбирают дорожки. Высокий ареопаг фиксирует (жюри) в таблице результаты.
Зеленая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте:
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Больше не знают
О нем ничего. (Неизвестный герой)
1 вопрос. Опиши себя, Неизвестный герой (Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак "ГТО"
На груди у него)
2 вопрос. Как ты ехал в трамвае? (Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая...)
3 вопрос. Что ты увидел напротив в окне? И как ты действовал? (приводит примеры из текста)
4 вопрос. Почему к славному подвигу каждый готов? (Потому что много сильных, смелых парней)
Желтая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Эх, эх, лес рубить - не сукно в лавке продавать. Ремесло неприбыльное. Вот и топорище пополам раскололось... Ох, горе-злосчастье! (Дровосек)
1 вопрос. От чего ты хотел избавиться, чтобы пожить последние денечки хорошо? (От горя-злосчастья)
2 вопрос. Как можно избавиться от горя-злосчастья? (В придачу дать)
3 вопрос. Получилось у тебя избавиться от горя-злосчастья? (Нет)
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Швырнула она чемодан,
отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …
- Отдайте мою собачонку! (Дама, сдававшая багаж)
1 вопрос. В какой город вы ехали? (В Житомир)
2 вопрос. Довольны ли своей собачонкой? (Нет, ее подменили)
Высокий ареопаг подводит итоги III агона и заносит результаты в таблицу.
Финал.
Выходят три ученика, вышедших в финал. Выбирают дорожки.
Зеленая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте:
Бывший министр,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов (Мистер Твистер)
1 вопрос. Куда вы решили путешествовать из Америки? (В Ленинград)
2 вопрос. Кого вы встретили, когда поднимались по лестнице в гостинице? (Чернокожего)
3 вопрос. Чем вы так гордитесь, что согласились спать на стуле в прихожей? (Белой кожей)
4 вопрос. Поняли вы свою ошибку? (Да)
Желтая дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки. (рассеянный)
1 вопрос. Вы хоть помните, на какой улице проживаете? (На Бассейной)
2 вопрос. А вы помните как назвали вожатого трамвая? (Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?)
3 вопрос. Сколько вы ехали в отцепленном вагоне? (Двое суток)
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте: Ну и шутники же вы оба! А может, купите все-таки какую-нибудь книжонку позабавнее? Найдите грамотея, он вам и почитает вслух. Вот, к примеру, прелюбопытная история «Про мужа Фильку и жену Химку». А вот «Как поп теленка родил»...(Книгоноша)
1 вопрос. Почему для Рыжего и Черного на всех книжках одно и то же напечатано? (читать не умели)
2 вопрос. Почему ты продал свою книги за полцены Музыканту? (Из всех покупателей он один не спрашивал, правду или неправду мои сказки говорят)
Высокий ареопаг подводит итоги финала и заносит результаты в таблицу.
Награждение.
СУПЕРУМНИК – 1 место
ЗАУМНИК – 2 место
УМНИК – 3 место
Шелковый Умник – для теоретиков
Таблица для жюри (если игрок ответил верно на вопрос, то ставится « +», если нет – « - « , и записывается фамилия теоретика, который ответит верно)
Агон | Зеленая дорожка фамилия игрока | фамилия теоретика, давшего правильный ответ | Желтая дорожка фамилия игрока | фамилия теоретика, давшего правильный ответ | Красная дорожка фамилия игрока | фамилия теоретика, давшего правильный ответ |
1 | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | |
2 вопрос | | | 2 вопрос | | | 2 вопрос | | |
3 вопрос | | | 3 вопрос | | |
4 вопрос | | |
2 | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | |
2 вопрос | | | 2 вопрос | | | 2 вопрос | | |
3 вопрос | | | 3 вопрос | | |
4 вопрос | | |
3 | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | |
2 вопрос | | | 2 вопрос | | | 2 вопрос | | |
3 вопрос | | | 3 вопрос | | |
4 вопрос | | |
финал | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | | 1 вопрос | | |
2 вопрос | | | 2 вопрос | | | 2 вопрос | | |
3 вопрос | | | 3 вопрос | | |
4 вопрос | | |