Игра
«По пути Ломоносова»
Задачи: Обобщить и расширить знание детей о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. Воспитывать чувство гордости за своего соотечественника, желание брать с него пример.
Оформление: На доске портрет Ломоносова, название игры. По ходу игры появляются названия станций, где делаются остановки.
Организация игры: Класс разбит на 4 команды. У каждой команды свой стол. По ходу игры дети набирают вёрсты. За каждый правильный ответ получают 100 вёрст. После выполнения заданий на каждой станции жюри объявляет, сколько вёрст прошла каждая команда.
Ход игры.
1.Вводная часть конкурса.
Ведущий: «Сегодня мы празднуем 305 лет со дня рождения Ломоносова. Именинника принято поздравлять песнями, плясками, стихами. Чтение детьми стихотворения
М.Леонова «Памяти М.В.Ломоносова»
Под рокот свирепого моря,
В своей деревеньке глухой
Немало сурового горя,
Ты видел поэт дорогой.
Средь северной дикой природы,
Богатой обильем снегов,
Текли твои юные годы,
И жил ты среди рыбаков.
Но рвался ты юной душою
В далёкие страны, туда,
Где яркою точкой одно
Горела науки звезда.
Забросил рыбацкие сети
И бодро направил свой путь
Ты в страны далёкие эти
С надеждой: дойду как – нибудь.
Ни бури, ни вьюги, метели
Тебя удержать не могли:
И шёл ты к намеченной цели,
Куда тебя думы влекли.
За годы страданий и муки
Себе ты награду нашёл,
И в храм благодатной науки
Ты смело и бодро вошёл.
И быстро промчалося время,
И северный серый мужик,
Узнавши тяжёлое бремя,
Ты стал знаменит и велик.
И в день твоего юбилея,
Всю жизнь вспоминая твою,
В душе твою память лелея
Тебе эту песню пою!..
Основная часть конкурса.
Ведущий: «Начинаем игру «По пути Ломоносова». Так же, как девятнадцатилетний Михайло Ломоносов, мы отправимся с обозами в путь. Мы будем путешествовать от станции к станции. За каждый правильный ответ будем зарабатывать 100 вёрст.
Их будут отмерять члены нашего беспристрастного жюри. Выигрывает та команда, которая пройдёт большее количество вёрст.
Представление команд.
Блиц-турнир. Ведущий: «Блиц-турнир покажет, что вы знаете о жизни Ломоносова».
Каждая команда объясняет загадки:
За морями – океанами был, а не путешественник,
Под ружьём стоял, а не солдат,
Под арестом был, а не преступник.
А. Обучался в Германии химии, горному делу, металлургии.
Б.Ломоносов хотел вернуться из Германии в Россию. В одном из трактиров, куда Ломоносов зашёл отдохнуть и перекусить, пировали прусские солдаты и офицер. Они насильно завербовали Ломоносова в прусскую армию. На следующий день Ломоносова под конвоем привели в крепость. Но Ломоносову удалось бежать.
В. В Петербурге, когда Ломоносов был профессором Академии наук, против него ополчились профессора иностранцы, во главе с немцем Щумахером, руководившим Академией наук. Они не могли простить ему гордости, независимости и гениальности. Однажды учёный 8 месяцев сидел под домашним арестом. Этот период был самым плодотворным в жизни учёного. Вынужденный сидеть дома, он написал столько, сколько его недруги не могли сочинить за всю жизнь.
Второй этап. Каждая команда выбирает один ответ из трёх вариантов.
Что предлагали родители Ломоносову? (Жениться, учиться, построить дом)
За кого выдал себя Михайло в Москве? (Сына крестьянина, сына священника, сына дворянина).
Сколько денег получал в день Ломоносов во время учёбы в Москве? (Три рубля, три медяка, три копейки)
Как называлась мозаичная картина Ломоносова? (Полтавская битва, Полтавская баталия, Куликовская битва)
Третий этап
На каком языке шло обучение в Славяно-греко-латинской академии? (На латинском)
Сколько языков знал Ломоносов? (Двенадцать)
На каком языке обучались студенты в университете, открытом Ломоносовым? (На русском)
Какой город является центром проведения Ломоносовских чтений? (Архангельск)
Четвёртый этап. Каждая команда угадывает предмет.
На столе выложены предметы из житейского обихода северных крестьян (изделия из кости, тканый половик, берестяной короб, каргопольская игрушка, доска с Северодвинской росписью).
Предмет ремесла, которым занимались на Севере только женщины. (Тканый половик)
Предмет, без которого не могли обходится в хозяйстве северные крестьяне.(Берестяной короб)
Этот предмет делали в Каргополе (Каргопольская игрушка)
Предмет, который заказывала сама императрица (Изделия из кости; их делали на родине Ломоносова).
Подведение итогов блиц – турнира.
Станция «Грамматика». Какие книжки Ломоносов называл вратами своей учёности? «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого
1.Здесь рассыпались слоги и буквы, составьте из них слова
(кислота, квадрат, горизонт, градусы)
А теперь отгадайте ребусы: изба, дорога, Москва, наука, море, север, Нева, картина
Станция «Физика и химия»
Какое изобретение сделал Ломоносов, изучая грозу, для безопасности людей и домов? (Громоотвод)
Какое явление природы удалось объяснить Ломоносову? (Северное сияние)
Сколько лет трудился Ломоносов над изготовлением смальты? (3 года)
Сколько было проведено опытов в химической лаборатории? (4 000)
Станция «География» Ломоносов очень любил и хорошо знал природу северного края, он хотел снарядить экспедицию к берегам Северного Ледовитого океана для его изучения. Я хочу проверить, как хорошо вы знаете свой северный край. На вопросы отвечаем «Да» или «Нет».
1. Воды Чёрного моря омывают берега Архангельской области? (Нет)
2. В реках Архангельской области водится красная рыба – сёмга? (Да)
3. Ломоносов с 9 лет ходил с отцом в море на промыслы? (Да)
4. Царь Петр 1 приезжал в Архангельск строить корабли? (Да)
5.В нашем крае летом круглые сутки темно? (Нет)
6. Северные избы можно разобрать по брёвнышку и перевести в другое место? (Да)
7.В нашей области растут вечнозелёные растения? (Да)
8. Судно, на котором ходил в море Ломоносов, называлось «Чайка»? (Да)
9. Сосну называют корабельной потому, что из неё делают мачты кораблей? (Да)
10. Птицу счастья делали из камня? (Нет)
11. Крестьяне-северяне зимой ходили в кожаных сапогах на меху? (Нет)
12.Поморы определяли направление на Север по Полярной звезде? (Да)
13. У нас зимой снег выпадает по колено? (Да)
14.Северную ягоду морошку называют кладовой солнца? (Да)
15. Ломоносов в научных трудах объяснил происхождение полярных льдов? (Да)
16. На масленицу северяне объедались блинами? (Да)
Станция «Астрономия» Как называется наука, изучающая небесные тела? Это наша следующая станция. Ломоносов-астроном утверждал, что Вселенная бесконечна. Он сам сконструировал телескоп для наблюдения за звёздами и планетами. Крупнейшим достижением Ломоносова в области астрономии было открытие атмосферы на Венере. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли повторить это наблюдение. Выполните задание, написанное на листочке для каждой команды.» (Капитан вытаскивает по листку с заданием).
1.Изобразите звезду, сияющую на небе.
2.Изобразите Солнце, которое закрывает туча.
3.Изобразите Землю, вращающуюся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
4.Изобразите метеорит, падающий с неба.
Общее подведение итогов «Сколько вёрст прошёл Ломоносов до Москвы? (1200. Верста – старая русская мера 1, 0 668 км). Жюри подведёт итоги и скажет, сколько вёрст прошла каждая команда». Награждение.