Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Варламово имени Л.Н.Сейфуллиной
Методическая разработка внеклассного мероприятия – познавательно-развлекательной игры по станциям «Наш прекрасный русский язык» для учащихся 5 класса
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Касимова Ирина Николаевна
с.Варламово
2017
Цель игры:
• организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.
Задачи:
• способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
• содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
• содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
• воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
• развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
Описание мероприятия.
В игре участвуют две команды по 6 человек. Учитель называет станции, а также говорит детям, какие виды заданий им предстоит выполнять, консультирует детей при подготовке к игре, выдает маршрутные листы капитанам команд.
Каждая станция находится в отдельном кабинете, где ребятам предстоит отвечать на вопросы и выполнять задания под руководством учителей – ассистентов. Эти преподаватели выслушивают и проверяют ответы и выставляют баллы. Учителя, которые проводят игру, заранее обговаривают механизм выставления баллов (баллы выставляют в маршрутный лист).
После прохождения всех станций команды возвращаются в первый кабинет, где проводится финал игры. В конце игры баллы суммируются и называется команда – победитель.
Ход игры.
Вступление. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники игры по станциям «Наш прекрасный русский язык» Сегодняшнюю встречу мы посвящаем его величеству – Русскому языку.
Ученик читает стихотворение Сабира Абдуллы
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи, -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Названия станций:
Лексика и фразеология.
Морфемика.
Морфология.
Орфография.
Синтаксис и пунктуация.
Финальная.
1.Станция «Лексика и фразеология»
Задания:
1) Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Мир строит – война разрушает.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
2) Вспомните фразеологизм со словом голова.
3) Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.
Жара – ... , ...
Работа – ... , ...
Грусть – ... , ...
Аккуратный – ... , ...
Бранить – ... , ...
2. Станция «Морфемика»
Задания:
1)Игра «Третий лишний».
Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.
1) Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2) Водитель, вода, водить.
3) Запах, пахать, пахарь.
4) Море, измор, морской (берег).
2) Составьте слово!
1) Приставка такая же, как в слове полёт.
2) Корень такой же, как в слове дарить.
3) Суффикс такой же, как в слове дружок.
4) Окончание такое же, как в слове лес.
3. Станция «Морфология»
Задания:
Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3. Какие три местоимения самые чистые?
4. Станция «Орфография»
1) Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.
1) а, а, а, а.
2) а, о, о, а.
3) а, а, о, о.
4) а, а, а, а.
2) Назовите слова исключения, назовите орфограмму.
1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь, ц . ган, ц . плёнок.
5. Станция «Синтаксис и пунктуация»
Расшифруйте схемы предложений, приведите примеры.
1.[ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]!
6. Станция «Финальная»
1) Вопрос и ответ.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это?
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?
2)Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
Подводим итоги, итак, в упорной борьбе победила команда…
Наша встреча подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны, послушайте стихотворение и сделайте для себя вывод.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
До новых встреч!
Приложение № 1
1.Станция «Лексика и фразеология»
1) Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Мир строит – война разрушает.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
(Ученье - неученье, свет - тьма, сытый - голодный, мир - война, строит - разрушает, старый - новый, друг – недруг, спорит – поддакивает.) 8 б.
2) Вспомните фразеологизм со словом голова.
(повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову) 1б за фр.
3) Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.
Жара – ... , ... (зной, холод).
Работа – ... , ... (дело, безделье).
Грусть – ... , ... (печаль, радость).
Аккуратный – ... , ... (опрятный, неряшливый).
Бранить – ... , ... (ругать, хвалить). 10 б
2. Станция «Морфемика»
1)Игра «Третий лишний».
Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.
1) Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2) Водитель, вода, водить.
3) Запах, пахать, пахарь.
4) Море, измор, морской (берег).
(Рисовая, вода, запах, измор.) 4 б.
2) Составьте слово!
1) Приставка такая же, как в слове полёт.
2) Корень такой же, как в слове дарить.
3) Суффикс такой же, как в слове дружок.
4) Окончание такое же, как в слове лес.
(Подарок) 1б.
3. Станция «Морфология»
Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
(С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.) 1 б. за пр-е
Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (ОНО, ТОТ)
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – МЫ)
3) Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ) 7 б.
4. Станция «Орфография»
1) Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.
1) а, а, а, а.
2) а, о, о, а.
3) а, а, о, о.
4) а, о, а, а.
(1) 1 б.
2) Назовите слова исключения, назовите орфограмму.
1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь, ц . ган, ц . плёнок. (и,и,и,ы,ы) 5 б.
(Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть.) 1 б. за слово
5. Станция «Синтаксис и пунктуация»
Расшифруйте схемы предложений, приведите примеры.
1.[ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]! 8 б.
(1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!)
6. Станция «Финальная»
1) Вопрос и ответ.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? (тень)
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (яма)
2)Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
(Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.) 1 б. за слово
Приложение № 2
Маршрутный лист команды __________________________________
№ п./п | Станция | Балл |
1 | Лексика и фразеология. | |
2 | Морфемика | |
3 | Морфология | |
4 | Орфография | |
5 | Синтаксис и пунктуация | |
6 | Финальная. | |
Маршрутный лист команды __________________________________
№ п./п | Станция | Балл |
1 | Морфология | |
2 | Синтаксис и пунктуация | |
3 | Орфография. | |
4 | Морфемика | |
5 | Лексика и фразеология | |
6 | Финальная | |
Приложение № 3
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи, -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Приложение №4
1.Станция «Лексика и фразеология»
Задания:
1) Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Мир строит – война разрушает.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
2) Вспомните фразеологизм со словом голова.
3) Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.
Жара – ... , ...
Работа – ... , ...
Грусть – ... , ...
Аккуратный – ... , ...
Бранить – ... , ...
2. Станция «Морфемика»
Задания:
1)Игра «Третий лишний».
Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.
1) Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2) Водитель, вода, водить.
3) Запах, пахать, пахарь.
4) Море, измор, морской (берег).
2) Составьте слово!
1) Приставка такая же, как в слове полёт.
2) Корень такой же, как в слове дарить.
3) Суффикс такой же, как в слове дружок.
4) Окончание такое же, как в слове лес.
3. Станция «Морфология»
Задания:
Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3. Какие три местоимения самые чистые?
4. Станция «Орфография»
1) Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.
1) а, а, а, а.
2) а, о, о, а.
3) а, а, о, о.
4) а, а, а, а.
2) Назовите слова исключения, назовите орфограмму.
1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь, ц . ган, ц . плёнок.
5. Станция «Синтаксис и пунктуация»
Расшифруйте схемы предложений, приведите примеры.
1.[ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]!