Автор сценария учитель начальных классов
средней школы № 1г. Балашиха
Никанорова Лариса Петровна
Игра по станциям для учащихся 2 классов
«Путешествие по сказкам братьев Гримм», посвященная 200-летию со дня выхода в свет
книги братьев Гримм «Семейные и детские сказки»
Цель: - пробудить интерес к творчеству братьев Гримм;
- расширить представления о сказках;
- повышать интерес детей к детской литературе.
Оборудование: - 4 помещения ( по количеству станций);
- две интерактивные доски (mimio);
- маршрутный лист для каждой команды;
Предварительная работа:
Для активного участия учащихся в предметной неделе, приуроченной к неделе детской и юношеской книги, детям заранее дается задание:
-прочитать сказки братьев Гримм «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Госпожа Метелица, « Семеро храбрецов», «Король Дроздобород».
Организация игры:
Игра начинается с организационной линейки, на которой команды получают маршрутные листы. После прохождения станции команда проставляет количество полученных баллов на «Экране участия». Руководитель станции также отмечает самого активного участника на своей станции, 2-3 человека /эти данные заносятся в маршрутный лист\. Время пребывания на каждой станции ограничено, команды передвигаются по звуковому сигналу.
Экран участия в игре по станциям
«Путешествие по сказкам братьев Гримм»
| Станция «Волшебный сундучок»\самый активный игрок 2-3 чел.\ | Станция «Умники и умницы» »\самый активный игрок 2-3 чел.\ | Станция «Музыкальная \самый активный игрок 2-3 чел.\ | Станция «Театральная»\самый активный игрок 2-3 чел.\ | Количество творчески работ |
2 –А | | | | | |
2 –Б | | | | | |
2-В | | | | | |
2-Г | | | | | |
Итог | | | | | |
На линейке дети получают задание на предметную неделю:
- объявляется конкурс иллюстраций к сказкам братьев Гримм.
Требования к работе:
- формат А – 3
- оригинальность работы
- непосредственное участие ребенка
1. Станция «Волшебный сундучок» Слайд 1
На этой станции команде предлагаются разные предметы, принадлежащие героям сказок
Правильные ответы оцениваются в два балла:
- назвать героя, которому принадлежит предмет – 1 балл;
- назвать сказку – 1 балл.
Слайд 2 (капуста и брюква) капуста – заяц
Брюква – еж
Сказка «Заяц и еж»
Слайд 3 (веретено – трудолюбивая девушка)
«Госпожа Метелица»
Слайд 4 горшок – королевна
«Король Дроздобород»
Слайд 5 копье – храбрецы
«Семеро храбрецов»
Слайд 6 лютня – осел
литавры – собака
«Бременские музыканты»
Количество полученных баллов заносится в маршрутный лист.
Дополнительные вопросы: ( по 1 баллу)
1. В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».)
2. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».)
3. Персонажи, какой сказки, имея одно оружие на всех, тем не менее, испугались шмеля, стукнулись лбом о грабли и приняли зайца за невиданное чудовище? (Семь храбрецов из одноименной сказки.)
4.Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а занимались очень мирными делами
(Осёл, кот, пёс и петух из сказки «Бременские музыканты».)
Дополнительные баллы также заносятся в маршрутный лист.
2. Станция «Угадайка» слайд 1
(каждый слайд оценивается 1-3 балла)
Слайд 2
- Герои какой сказки изображены на рисунке ? («Заяц и еж) шторка
- Прочитайте пословицу. (Хорошо смеется тот, кто смеется последний.)
- Подходит ли эта пословица к сказке ? Почему? (Заяц смеялся над короткими ногами ежа, а еж его перехитрил.)
Слайд 3
- Герои какого произведения пришли к вам в гости ? (Бременские музыканты»)
- Какого героя не хватает на рисунке? (Петуха) звук
- Подходит ли к этой сказке пословица «У страха глаза велики»? (Да , потому что разбойникам почудилось то, чего не было.)
Слайд 4
- Из какого произведения эти герои? ( «Семеро храбрецов»)
-« А чтобы люди не стали над ними насмехаться , они дали друг другу клятву до тех пор молчать об этом происшествии, пока кто-нибудь не проговориться случайно».
- Какую тайну собирались хранить храбрецы? (Шли они как-то лугом. Вдруг поблизости за кустом пролетел с жужжаньем шершень. Шульц до того напугался, что чуть не выронил копье. Пролетел тут мимо семерых храбрецов шмель. Пролетел он и зажужжал: “Ж-ж-ж!”Храбрый Шульц очень испугался. Чуть копье не выронил.
- Ох! - говорит он товарищам. - Слышите, слышите? В барабаны бьют! А Якли говорит:
- Ах-ах! Порохом пахнет. Сейчас из пушки стрелять будут.
Тогда Шульц совсем испугался, бросил копье и побежал. Побежал и нечаянно наступил на зубья граблей, которые лежали на траве. Грабли подскочили и стукнули его по лбу.- Ай, ай! - закричал храбрый Шульц. - Сдаюсь, берите меня в плен!
А Якли, Марли, Ергли, Михель, Ганс и Вейтли бросили копье и закричали:
- Если ты сдаешься, так и мы сдаемся! Берите всех в плен!
Кричали, кричали, а потом видят - некому их в плен брать: одни они на лугу.
- Вот что, - говорит Шульц. - Не надо об этом случае рассказывать. А то над нами смеяться будут
Так они и порешили молчать до тех пор, пока кто-нибудь из них случайно не проболтается.
Слайд 5
- Героиня какой сказки изображена на картинке? («Госпожа Метелица»)
- Какая это девушка, ленивая или трудолюбивая?
- Почему вы так решили?
- Как называется сказка русского писателя, написанная по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»? (В.И.Одоевский «Мороз Иванович»)
- Как называется русская народная сказка с одноименным содержанием?
(«Морозко»)
Слайд 6
- Герои какого произведения изображены на рисунке? («Король Дроздобород»)
- За кого решил выдать свою дочь король? ( за первого встречного нищего)
- Почему королевна не могла выбрать себе жениха?
3. Станция «Умники и умницы»
Участники игры должны ответить на вопросы по содержанию сказок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. В какое время года встретились ёж и заяц? (летом)
2. Кто из героев сказки был важным, гордым, невоспитанным грубияном? (заяц)
3. Почему ёж обиделся на зайца? (Заяц высокомерно смеялся над короткими ногами ежа.)
4. На что спорили ёж и заяц? (Кто быстрее бегает.)
5. Героиня этой сказки отвергла всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. (Королевна "Король Дроздобород").
6. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали их из леса (Осёл, пёс, кот, петух "Бременские музыканты").
7. Зачем семеро братьев пошли по белу свету? (приключений поискать, побродить, большими подвигами прославиться)
8. Какое оружие они взяли с собой? ( копье)
9.Чем закончилось их путешествие? ( они все утонули)
10. В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».)
11.Почему осел, кот, собака и петух оказались на улице? (Хозяева хотели избавиться от них, так как они были старые)
12.Куда они направились и кем хотели стать? ( в город Бремен, чтобы стать музыкантами)
13.Как звери испугали разбойников? (Осел поднялся на задние ноги, передними в окошко уперся, собака залезла к нему на спину, кот запрыгнул на собаку, а петух сел коту на голову, И начали они все вместе горло драть: осел закричал, кот замяукал, собака загавкала, петух закукарекал, Да не удержались и завалились через окно прям в комнату, где сидели разбойники.)
14.В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».)
15.Какие испытания выпали на долю королевне? ( плести корзинки, прясти пряжу, продавать глиняную посуду)
16.Для чего король Дроздобород испытывал королевну? ( Смирить гордость королевны и наказать ее высокомерие)
17.Как одна из сестёр оказалась у госпожи Метелицы? ( хотела достать веретено, которое упало в колодец)
18.Какую работу выполняла девушка? (каждый день взбивала перину)
19.Какую награду она получила? (госпожа осыпала ее золотом)
20.Получила ли награду её сестрица? Почему? (нет, так кА она была ленивая
4. Станция «Знатоки»
Класс делится на 4 мини-команды, каждая из которых садится за отдельный стол. Задача мини-команды расставить пункты плана в нужном порядке, т.е. восстановить последовательность событий в произведении. Работа оценивается по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Максимум 4 балла.
А. Сказка «Семеро храбрецов»
Начало путешествия.
Страшный шмель.
Свирепый заяц.
Путешествие продолжается.
Переправа через болото.
Б. Сказка « Бременские музыканты»
Встреча осла, собаки, кота и петуха.
Поиски ночлега.
Разбойники испугались и убежали из дома.
Звери устроились на ночлег.
Разбойники больше не вернутся.
В. Сказка «Госпожа Метелица»
Две дочери.
Веретено упало в колодец.
Дорога к дому старухи.
Благодарность за верную службу.
Домой вернулась грязнуля.
Г. Сказка «Король Дроздобород»
Королевне не нравятся женихи.
Королевна обвенчана с нищим.
Нелегкая жизнь.
Работа судомойкой.
Свадьба с королем Дроздобородом.
Дополнительные вопросы, если останется время: ( за каждый правильный ответ 1 балл).
- Узнай сказку.
«Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая — уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».)
«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».)
«Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород
«Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а занимались очень мирными делами
(Осёл, кот, пёс и петух из сказки «Бременские музыканты».)
«Однажды я сидела на рынке и торговала глиняными чашками и плошками. Вдруг какой-то пьяный гусар промчался на коне прямо по горшкам и все растоптал.
( Сказка «Король Дроздобород».)
Итог игры : подсчитывается общее количество баллов, полученное командами во время игры. Выявляются команды победители.
Маршрутный лист 2-А класса
№ | Название станции | Количество баллов |
1 | Угадайка | |
2 | Волшебный сундучок | |
3 | Умники и умницы | |
4 | Знатоки | |
Маршрутный лист 2-Б класса
№ | Название станции | Количество баллов |
1 | Волшебный сундучок | |
2 | Умники и умницы | |
3 | Знатоки | |
4 | Угадайка | |
Маршрутный лист 2 – В класса
№ | Название станции | Количество баллов |
1 | Умники и умницы | |
2 | Знатоки | |
3 | Угадайка | |
4 | Волшебный сундучок | |
Маршрутный лист 2 – Г класса
№ | Название станции | Количество баллов |
1 | Знатоки | |
2 | Угадайка | |
3 | Волшебный сундучок | |
4 | Умники и умницы | |
13