МКОУ «Введенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Огненного выпуска 1941 года»
Курганская область Кетовский район.
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО –ВОДА»

Автор: учитель биологии
Сырчикова И.В.
2017 год
Игра-путешествие «Ёе величество -Вода», посвященная Всемирному дню воды
Цель: Экологическое просвещение учащихся 7-8 классов, воспитание бережного отношения к водным ресурсам. Задачи:
Расширить знания детей о нахождении воды в природе, свойствах воды, доказать её значимость для всего живого;
воспитывать бережное отношение к воде через экономию чистой воды и поддержание чистоты рек, озер, морей.
Развивать логическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки через выполнение командных конкурсов.
Оборудование: презентация, видеофильм, оформление (высказывания великих людей о воде, картины о воде, глобус), костюмы (царь,3 сына, Водяной, Русалка, дары: «слитки золота», «драгоценности», «вода»). Контурные карты, 3-х литровая банка с водой, стакан ,пипетка, колба, «светофорчики» сине-красные, бумага, ручки, призы.
Ход игры:
Звучит музыка воды (слайд 1)
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о самом распространенном и самом удивительном веществе на нашей планете, но сначала давайте посмотрим фрагмент сказки. (слайд) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него 3 сына. Собрал как- то раз царь своих сыновей и велел принести ему чудо, которого нет важнее на Земле. Долго искали сыновья подарок для царя-батюшки, и в назначенный срок каждый принес: старший сын – золото и серебро (слайд), средний сын - драгоценные камни (слайд), а младший – обыкновенную воду (слайд). Стали все смеяться над ним, а он и говорит: (слайд) «За глоток воды путник в пустыне, что бы выжить, готов отдать все свои драгоценности. Значит вода дороже всякого богатства» (слайд) . «В другой раз я видел засуху, как растения и животные погибают без воды. И вся природа ожила, как только появилась вода (слайд). В третий раз я увидел лесной пожар. Всё могло бы погибнуть, но вода помогла потушить огонь и спасти всех. Выслушал царь младшего сына и объявил( слайд ) :
« Вода –самое большое чудо на Земле» и своим царским указом повелевал: «Воду беречь! Водоемы не загрязнять!»
(слайд) С 1993 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 22 марта объявить Всемирным Днем воды и не потому, что её много на Земле , а потому, она всё больше требует защиты. В России этот день отмечают с 1995 года.
(слайд) Вода, вода! Куда не оглянись повсюду ты – бесценный дар природный. Вода, вода! Ты для планеты жизнь…
(слайд) Итак, мы начинаем нашу игру- путешествие, а помогать нам будут Водяной и Русалка .Мы отправляемся в путь на трех научно-исследовательских суднах (капитаны выбирают название своего судна). Цель экспедиции: Узнать как можно больше интересных фактов о воде, её значении и задуматься о личном участии в защите водных ресурсов.
Когда космонавты из космоса увидели нашу Землю, то какого цвета была наша планета? Почему она именно такого цвета? Как называется эта оболочка Земли? (слайд)
- Слушай команду! Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля! (музыка «Шум моря»)
https://www.youtube.com/watch?v=coZd7Gulntk
(слайд) - Мы подплываем к острову «Географическому»
Ученые иногда называют нашу планету « планетой океанов». Задание штурманам - на контурной карте обозначить все океаны(за правильный ответ Русалка выдает жетоны «капельки»).
(слайд) Наш путь лежит через пролив «Удивительный»
(слайд) Что бы это значило? ( 97%, 3%, 2%, 1% ) демонстрация : В 3 л банке - 97%- вся солёная вода, пол стакана -3% пресная вода, 2 % законсервированная вода в ледниках, 1 % -пресная вода ,которую используем.
Мы свернули в бухту «Открытий»
Вода- это необыкновенное чудо, докажите опытами , что она обладает следующими свойствами:
Прозрачная и бесцветная
Без запаха и без вкуса
Обладает текучестью
Имеет не постоянную форму
Хороший растворитель
Обладает поверхностным натяжением
Меняет свое агрегатное состояние
(слайд) "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь! Ты самое большое богатство в мире".
Антуан де Сент-Экзюпери
(слайд) Мы с вами доплыли до атолла «Сомнений»
(в конкурсе «Верите ли вы?» участвуют капитаны, поднимают «Светофорчики» синий цвет- правильно, красный- нет.
1.Верите ли вы, что человек на 70% состоит из воды? (да)
2. …, что человек 10 дней может прожить без воды? (нет. 4-5 дней)
3…, что человек за год может выпить 1 тонну воды? (да, за 70 лет жизни 65тонн)
4…., что медуза и огурец состоят на 98% из воды? (да)
5…., что лед тяжелее воды? (да)
6…., что вода может двигаться вверх? (да, в растениях от корней к листьям)
7…., что верблюд способен выпить за 1 раз 25 ведер воды? (да)
8….,что в природе есть «живая» и «мертвая» вода как в сказках ?(«мертвая»-в Мертвом море самая соленая вода, дейтериевая (радиактивная) вода. «живая»-талая, родниковая, святая
(Видеофильм) Влияние слов и музыки на воду
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=4212372475801112977&text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5&noreask=1&path=wizard
(слайд) Сейчас мы оказались на полуострове «Художественном»
Задание: Нарисовать как можно больше растений или животных из капелек. Проявите фантазию)
https://www.youtube.com/watch?v=gOJaiWhqCdo
(Во время выполнения заданий- фоновая музыка)
(слайд) Мы попали с вами в залив «Логический»
Игра «Где логика?» Увидев картинку, вы должны догадаться, какая пословица о воде здесь зашифрована.
1 (слайд) Не плюй в колодец- придется воды напиться. 2. (слайд) В тихом омуте черти водятся. 3. (слайд) Стакан воды- дороже золота. 4. (слайд) Под лежачий камень вода не течет.
Наконец - то мы добрались до материка «Экологический»
Россия занимает 2 место после Бразилии по водообеспеченности. Наша страна омывается 12 морями. У нас более 2,5 млн. рек, более 2 млн. озер (озеро Байкал хранит 90% запаса воды России, этой пресной воды может хватить нам на 40 лет), а ещё у нас есть более 100000 болот. Всё это составляет 22% мировых водных запасов. Но куда мы тратим эти богатства? (слайд) Вывод: Количество чистой воды становится меньше.
( 3 слайда) Ученые подсчитали, что к 2050 году треть населения Земли столкнется с проблемой нехватки чистой питьевой воды- «водным кризисом» (слайд)
Водяной: «Вода в опасности! А как мы, люди ,можем помочь сохранить воду чистой? Объявляется аукцион идей!
(Каждая команда по очереди предлагает свою идею)
Экономить в быту.
Не мыть машины на берегах водоемов.
Строить очистные сооружения.
Круговой оборот воды в промышленности и др.
Мультфильм об очистке питьевой воды и необходимости бережного отношения к ней.
https://yadi.sk/i/wK-3I9Ay3FKj8k
Каждая команда рисует экологический знак .
(слайд) Учитель: Проходят эры- миллионолетья,
Земля живет, и будет жить всегда,
Пока в артериях её не иссякает
Источник жизни - чистая вода…
Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Какая из команд была – самой активной, самой эрудированной, самой дружной?
Всем спасибо за игру!