|
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ 1 КЛАСС |
ТЕМА: «ОТКУДА БЕРУТСЯ ГРЯЗНУЛИ?» |
Составила: Туктарова М.Р., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 69 | |
Пенза ______________________________________________________________________ |
Цели: повторить и закрепить с детьми знания о чистоте тела, о порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас; обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.
Оформление: на доске крепится карта маршрута игры-путешествия в Город Чистоты и Порядка, воздушные шары.
Предварительная подготовка:
1. На листе ватмана нарисовать карту маршрута со следующими пунктами: станция «Грязнулька», город Лентяйск, полустанок «Угадайка», «Станция Бережливых», Город Чистоты и Порядка.
2. Нарисовать на ватмане и вырезать автобус.
3. Детям дается задание – подобрать и красочно оформить на альбомных листах пословицы о чистоте и аккуратности.
4. Разучивание стихотворений, песен, сценок.
5. Подобрать следующие фонограммы: «Песня о школе» (Д. Кабалевский), «Песенка про лень» (музыка В. Тугаринова, слова И. Михайловой), «Дружба» (музыка А. Островского, слова Н. Добронравова и С. Гребенникова), «Голубой вагон» (музыка В. Шаинского, слова Э.Успенского) и др.
Звучит фонограмма «Песни о школе» Д. Кабалевского.
1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Я приглашаю всех принять в нем участие: поиграть, повеселиться и, конечно же, хорошенько подумать обо всем, что вы увидите и услышите. Итак, начинаем наше путешествие! Звучит фонограмма песни «Голубой вагон».
2-й ведущий. Наш волшебный автобус отправляется. Все, кто любит чистоту и порядок, занимайте скорее места. Мы отправляемся! (Звучит веселая музыка, ведущий передвигает автобус по карте путешествия.) Наша первая остановка – на станции «Грязнулька».
Станция «Грязнулька»
1-й ведущий. Итак, мы прибыли на станцию «Грязнулька»! Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке: они не хотят больше умываться, чистить зубы и мыть руки, не хотят следить за чистотой в своих квартирах... Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику, ногти их «черным бархатом облиты». Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Но самым странным человеком на станции слывет мальчик, о котором рассказал поэт
Л. Яхин в стихотворении «Очень правдивая история». Несколько учеников читают стихотворение по ролям. Фразу «Хотите - верьте, хотите - нет» дети произносят хором.
Жил на свете мальчик странный –
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров!»
Вы мне верите?
2-й ведущий. Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи? (Ответы детей.)
1-й ведущий. Школьники на станции «Грязнулька» перестали следить за своими волосами, перестали их подстригать.
2-й ведущий. Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет.
За год они успевают отрасти на 12–15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, красивыми, за ними нужно правильно ухаживать, а прежде всего – ежедневно расчесывать: при расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю или даже чаще голову следует мыть шампунем и теплой водой. А чтобы никому не пришлось пережить историю, какая произошла с героем стихотворения Эдуарда Успенского, волосы необходимо еще и регулярно подстригать, особенно мальчикам.
Дети инсценируют стихотворение Э. Успенского «Страшная история».
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут.
Год прошел,
Другой проходит...
Мальчик стричься не приходит,
А волосы растут,
А волосы растут,
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают...
Ну и сын, - сказала мать, -
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
1-й ведущий. Школьники на станции «Грязнулька» очень плохо относятся и к своим вещам: их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы; одежда у них мятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.
Дети инсценируют стихотворение В. Лившица «Неряха».
Тротуар ему не нужен:
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит,
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он - этот ученик?
2-й ведущий. Нам странно и неприятно видеть таких школьников. А среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет? Конечно, нет! Потому что все мы хорошо знаем следующие правила... Дети (по очереди):
Чистота - залог здоровья.
Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.
Нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.
1-й ведущий. А польский поэт Юлиан Тувим обратился ко всем детям по одному очень важному делу.
Чтец. Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья! Ваш Тувим..)
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон». 1-й ведущий. Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие продолжается, впереди на нашем пути – город Лентяйск. (Ведущий передвигает автобус по карте путешествия)
Город Лентяйск
1-й ведущий. Станция «Грязнулька» и город Лентяйск расположены недалеко друг от друга. Люди, проживающие в них, – дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем они похожи? (Ответы детей.)
2-й ведущий. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие дети не хотят выполнять поручения. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал этот ученик.
Ученик читает и инсценирует стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает».
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
2-й ведущий. Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя с детства и на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу различных дел.
1-й ведущий. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу; мокрую и грязную обувь, не приведя ее в порядок, нельзя ставить в ящик с чистой обувью; кожуре от апельсина, оберткам от конфет – не место на полу. Тетради, книги и игрушки должны всегда находиться на своих местах и в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать: все всегда под руками, и в нужный момент вещи легко взять.
Ученики читают стихотворение И. Демьянова «Почему короткий день?».
Почему короткий день?
Ты искал с утра ремень.
А потом резинки, а потом ботинки.
Убирай все с вечера -
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень -
И длиннее станет день!
Ребята исполняют «Песенку про лень» (музыка В. Тугаринова, слова
И. Михайловой).
2-й ведущий. Теперь наш путь к полустанку «Угадайка». (Ведущий передвигает автобус по карте путешествия.)
Полустанок «Угадайка»
1-й ведущий. На полустанке «Угадайка» живут очень любознательные люди. Эти взрослые и дети – страстные книголюбы, они с удовольствием участвуют в различных конкурсах и викторинах. Ребята, внимательно прочитайте и попробуйте объяснить, как вы понимаете следующие пословицы.
Ведущий крепит на доску плакат с пословицами. Примеры пословиц:
1. Кто аккуратен, тот людям приятен.
2. Чистота - лучшая красота.
3. Чисто жить - здоровым быть.
4. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
5. Чистая вода - для хворобы беда. И др.
1-й ведущий. А сейчас, друзья, отгадайте загадки:
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это ребята? (Мыло.)
Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа.)
Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
Не сеют, не сажают –
Сами вырастают. (Волосы.)
Во мне две К писать не забывайте,
Таким как я всегда бывайте. (Аккуратный человек.)
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон».
2-й ведущий. А наш автобус мчится дальше. (Ведущий передвигает автобус по карте путешествия.)
И вот снова остановка - «Станция Бережливых».
«Станция Бережливых»
1-й ведущий. Здесь живут ребята, у которых с детства воспитана привычка бережного отношения ко всему. Ученики этой станции всегда помнят, например, что нужно беречь школьное имущество.
Чтец. Новая парта, черные крышки,
В новеньких ящичках новые книжки,
Краскою пахнет, смолою сосновой,
Парте приятно быть чистой и новой.
2-й ведущий. На этой станции вы нигде не увидите школьника, который поддает ногой свою шапку вместо мяча или съезжает с горки на портфеле. Вы подумаете: «При чем же здесь бережливость, ведь это мои личные вещи?» Верно. Но нельзя забывать, что в них вложен труд многих людей. Эти вещи купили тебе родители на деньги, которые они заработали, и поэтому их нужно беречь. Никогда не поступайте так, как в стихотворении И. Пивоваровой «Портфель».
Ученик читает и инсценирует стихотворение.
Я ужасно гордый!
Новый я и твердый,
Я пузатый, я блестящий,
Я из кожи настоящей.
Я... Я... Я...
Ой, где ручка моя?
И зачем я полетел?
Я портфель - не птица:
Мне по воздуху летать
Вовсе не годится!
Почему это на мне
Кто-то едет с горки?
Я не санки, я портфель,
Новый я и гордый!
Ну а вы давно прошли
Правило сложения,
А не знаете еще
Правил уважения.
(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»).
Город Чистоты и Порядка
2-й ведущий. Внимание! Внимание! Мы въезжаем в Город Чистоты и Порядка.
Посмотрите вокруг: какие чистые и нарядные улицы! По тротуарам идут аккуратные и веселые дети. Одежда у них в полном порядке. Обратите внимание: как красиво выглядит школьное здание, как много вокруг него зелени! Везде чистота и порядок! Хорошо и уютно жить в таком городе - городе, в котором нет места лентяям и грязнулям!
Ученик читает стихотворение В. Корки на «Откуда берутся лентяи?».
Откуда берутся лентяи?
Может, лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может, грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
«Трусость» и «ложь»,
«Ябеда» и «подхалим».
Но может история выйти такая:
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означают «лентяй» и «задира»?
Что означают «неряха», завистник», «болтун»?
Куда они делись - на Марс, на Нептун?
А может, в созвездии Львов -
Разгадка загадочных слов?
1-й ведущий. Взрослые и дети в этом городе любят чистоту. Однажды ученые города придумали для школьников такой костюм, который бы всегда оставался чистым. Послушайте эту историю...
Дети инсценируют стихотворение Б. Капалыгина «Про опрятного неряху».
Ученые-химики сшили костюм.
И вот что пришло тем ученым на ум:
«Чтоб нам испытать и штаны и рубаху,
Давайте, друзья, мы отыщем неряху».
Но трудно ученым неряху найти,
Не знают, куда за неряхой пойти.
Грязнуль остается все меньше на свете,
Но где-то ведь есть неопрятные дети?
И вот объявляют десятки газет:
«Грязнули, вас ищет ученый совет.
Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,
Хоть раз да послужит на благо науке!»
Явился один мальчуган на совет,
Взглянул председатель и вымолвил: «Нет!
Пятно от чернил посадил на рубахе,
А тоже себя зачисляет в неряхи!»
Явился второй мальчуган на совет,
Взглянул председатель и вымолвил:
«Нет! Неделю всего не погладил он брюки
И думает быть уж полезным науке!»
И третий пришел мальчуган на совет
-Таких замарашек не видывал свет!
Мальчишка сто пятен имел на рубашке,
Как будто играл с трубочистом в пятнашки,
Светились на брюках три тысячи дыр,
Он был всех нерях и грязнуль командир.
Вот тут просиял сам профессор на стуле:
Вот это неряха! Вот это грязнуля!»
И хором решил весь ученый совет:
«Такой подойдет. Возражения нет».
И вот нарядили, как надо, неряху:
Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху».
Он брюки борщом за столом обливал,
Рубашкой он брюки свои вытирал,
У лужи нарочно неряха стоял,
Чтоб грязью его обливал самосвал.
Но как он испортить костюм ни старался
-Наряд его новым и чистым остался.
Неряху хвалили: «Какой молодец!
Смотрите, опрятным он стал наконец!»
А вот о чудесном костюме - ни звука:
Мол, я молодец, а потом уж... наука.
1-й ведущий. Теперь подведем итоги путешествия в Город Чистоты и Порядка.
2-й ведущий. Пусть каждый класс и вся школа будут у нас таким Городом Чистоты и Порядка!
1-й ведущий. От лени у нас есть только одно лекарство - труд.
Путешествие заканчивается исполнением песни «Дружба» (музыка А. Островского, слова Добронравова и С. Гребенникова).