СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие «Покорение лингвистических вершин».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока может быть использована для проведения обобщающего урока по теме"Фонетика. Орфография. Словообразование. Культура речи"

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие «Покорение лингвистических вершин».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Курска



Урок русского языка в 5 классе

Повторение и обобщение материала по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Культура речи».

Игра-путешествие «Покорение лингвистических вершин».



Учитель Лопаткина Т. В.


Цели урока:

- Предметные: обобщить знания по изученной теме; формировать умения применять полученные знания на практике;

- Метапредметные: развивать коммуникативные речевые умения, творческую активность учащихся; формировать правила речевого поведения; работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся;

- Личностные: воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Планируемые предметные результаты:

- Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): 
1.Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. 
2.Уметь производить фонетический разбор слова. 
3.Повторить произносительные нормы русского литературного языка.
4.Закрепить навыки применения орфографических правил буквенных сочетаний с шипящими.

- Метапредметные (компоненты культуро-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): 
1.Способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их. 
2.Умение поставить цель и организовать её достижение. 
3.Способность к творчеству. 
4.Рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

- Личностные
1.Осознание эстетической ценности русского языка. 2.Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
2.Потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.
3. Стремление к речевому самосовершенствованию.

Технология: урок-игра.

Методы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций. 

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: карта-схема пути, карточки с заданиями, таблицы звуков, учебники, словари.

Основные понятия: лингвистика, фонетика, графика, орфоэпия, орфография, звук, буква.



План урока

I. Организационный этап.

II. Целеполагание. Мотивация.

III.Игра-путешествие:

  1. Дорога терминов (фронтальный опрос): работа над основными понятиями изученного раздела.

  2. Орфоэпическая разминка: работа с орфоэпическим словарём, закрепление навыков правильного произношения.

  3. Орфографическая зарядка: повторение алфавита и орфограмм, связанных с обозначением мягкости согласных на письме.

  4.  Переправа через фонетический ручей: групповая работа по восстановлению опорных таблиц по классификации звуков речи, развитие навыка составления устных высказываний в научном стиле по опорным таблицам.

  5. Привал. Физкультминутка.

  6. Каменная осыпь: фронтальная работа с текстом.

  7.  Перевал фонетического разбора: работа над закреплением навыков устного и письменного фонетическогоифазбора.

  8.  Вершина Фонетика: прослушивание и обсуждение лингвистической сказки по изученному разделу.

IV. Домашнее задание.

V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов урока.

 

Обоснование выбора игровой технологии

На изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю (по ФГОС). А это обилие новых тем и орфограмм. Поэтому важно сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными  и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия в Страну Русского Языка.

На игровых уроках обучащиеся работают более активно, с большим увлечением. Каждому хочется ответить, получить хорошую оценку, не подвести товарищей, поэтому стараются лучше подготовиться. И, как правило, результат урока выше. Ребята лучше воспринимают большой и сложный материал. Игровые уроки способствуют развитию у них интереса к самообучению, творчеству, умению систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться, дают возможность для формирования критического мышления. 
Такие уроки строятся на межличностных отношениях, вызывают потребность общения, способствуют развитию речевых навыков и умений, позволяют моделировать общение в различных речевых ситуациях.
На игровых уроках воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение в определённых условиях, взаимопомощь, готовность включаться в различные виды деятельности. Ученики контролируют свои поступки, дают объективную оценку поступкам своих одноклассников. 

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I. Организа-ционный момент


Создание эмоционального настроя и рабочей обстановки.

Приветствие.

Снова прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Я желаю всем удачи и чтоб знания шли впрок.


Слушают учителя.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

II. Мотивация

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Формулирование темы урока, постановка цели.  

Ребята, откройте ваши тетради, запишите число и тему урока «Покорение лингвистических вершин».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? О каких таких вершинах? (О вершинах русского языка, языкознания).

- Вы правы. Лингвистика, наука о языке, очень многогранна. Мы с вами закончили изучение одного из её разделов, что это за раздел? (Фонетика). Говоря о фонетике мы не можем не вспомнить ещё об одном разделе? О каком же? (О графике).

- Правильно, о графике. И так, вершины покоряют альпинисты. Их путь труден и опасен. Но они идут вперёд. И только самым упорным и настойчивым покоряются вершины. Путь к знаниям не менее труден. Он тоже требует упорства и настойчивости, усидчивости и терпения. И сегодня мы проверим, удалось ли нам покорить вершины фонетики и графики, а может кто-то не дошёл, а, возможно, кто-то застрял на полпути? И так, в добрый путь.

Осознают учебно-познавательную задачу. Дают определение понятию «лингвистика»


Слушают учителя участвуют в диалоге с ним. Работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей)

Планируют необходимые действия, операции.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

(Игра-путешествие)

Раскрытие сущности понятий, усвоение способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

1.Дорога терминов. (фронтальный опрос)

1) Дайте определение понятию «фонетика».

2) Что является единицей фонетики? (звук/фонема).

3) Дайте определение понятию «графика».

4) Что является единицей графики? (буква).

5)Что такое буквы? (Буквы – это знаки для обозначения звуков речи на письме.)

6) Почему мы не можем говорить, что буква и звук это одно и то же? (Звуки слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.)

7) Что называется орфографией.

8) Что называется орфоэпией.


- Дорога терминов оказалась не такой трудной. Но впереди подъём на гору. Перед ним проведём небольшую разминку.

Дают определения изученным понятиям. Проводят сопоставительный анализ единиц фонетики и графики. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение высказывания.

Соблюдают правила построения устных высказываний, орфоэпические нормы.

Осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.


Этап локализации индивидуальных затруднений


Осознать место и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.


2.Орфоэпическая разминка

Исправьте фонетические ошибки в словах. При затруднении используйте орфоэпический словарь. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Фо[н’е]тика, мо[д’э]ль, сви[т’е]р, св[е/]кла, до /суг, алфа /вит, красивее /е, Лукини[ч’]на, було[ч’]ная , [ч’]тобы.

3.Орфографическая зарядка

Раскройте скобки, расположите слова в алфавитном порядке. Сформулируйте правило правописания, которым вы пользовались для выполнения задания.

Ноч(?)ной, точ(?)ный, облач(?)ный, лимон(?)чик, гон(?)щик, мощ(?)ный, луч(?)ше, поч(?)товый, мел(?)че, болел(?)щик.

Выполняют учебно –познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа.


Воспринимают ответы обучающихся, высказывают и обосновывают свою точку зрения


Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.


Этап самостоятельной работы


Создать условия для перехода извне внутрь способов действий, самопроверки их усвоения, индивидуальной рефлексии достижения цели и создания ситуации успеха

4. Переправа через фонетический ручей

- Наш подъём успешно начался. Впереди фонетический ручей. Он звенит, переливается разными звуками. Чтобы перебраться через него, нам надо восстановить переправу – упорядочить звуки.


Работа в микрогруппах (по 3-4 человека), задания в приложении №1.

Выполняют учебно –познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи.

Отвечают на вопросы других высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят

Высказывания в научном стиле на основе опорных таблиц.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Оценка ,

волевая регуляция в ситуации затруднения.


Физкультми-нутка


Эмоциональная и физическая разгрузка.

5. Привал.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась. 
Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

(Выполняют движения в соответствии с текстом)




Этап включения в систему знаний и повторения


Организовать условия для применения способов действия, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

6.Каменная осыпь (работа с текстом, приложение №2).

Задания к тексту:

1.Прочтите текст самостоятельно

2.Читаем текст вслух(1 учащийся)

3.Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически)

4.Придумайте интересный заголовок (комментарии)

5.К какому типу речи относится данный текст?(докажите)

6. Найти в 5 предложении слова , где буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука

(Оказывается - [й] [э] ; маленькая - [й] [а] собирает - [й] [э]

7.В 5 предложении найдите слово, в котором все согласные буквы и звуки глухие. (Пух)

8. Из предложения 13 выписать слово , в котором только звонкие согласные

(Разомлела)

9. Из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение

(Всю – [фс’у])

Извлечение из текста необходимой информации. Анализ, сравнение, обобщение. Подведение под понятие.

.


Инициативное сотрудничество в решении задачи. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

СаморегуляцияКоррекция. Контроль.


7.Перевал фонетического разбора (работа по вариантам)

Юла – ю-ла ׳

ю-[й ׳]- согл., зв., непар., сонор.

]- глас., безуд.

л-[л]- согл., зв., непар., сонор., тв.,

а-[а ׳]глас., ударн.

3б.,4зв.


Ель – ель

е- [й ׳]- согл., зв., непар., сонор.

[э ׳]-глас

л- [л ׳]-согл., зв., непар., сонор.

ь-_________________

3б.,3зв.

Письменная работа, 
2ученика разбирают слова у доски, остальные по вариантам в тетрадях. Взаимопро-

верка, отвечают на вопросы. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.


Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задают вопросы с целью получения необходимой для

решения проблемы информации

Принимают и сохраняют учебную задачу.


IV. Домашнее задание

1.Развивать творческие способности.

2.Формировать навыки применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

8.Вершина Фонетика .

Вот мы и добрались до вершины. Кто-то с травмами-ошибками, кто-то без них. Но нас ждёт подарок. Мы можем расслабиться и послушать лингвистическую сказку. (Прослушивание лингвистической сказки. Приложение №3 )

- О каком фонетическом явлении идёт речь в сказке.

Извлечение из текста необходимой информации. Анализ, обобщение. Подведение под понятие.

.


Умение слушать и понимать речь других.


Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют необходимые действия

1.Попробуйте сочинить свою сказку по изученной теме.

2. Устно ответить на контрольные вопросы (с. 147), выполнить упражнение

№ 321

(по выбору учащихся)

Слушают, записывают в дневники


Умеют самоопределяться

V. Рефлексия.

1.Зафиксировать содержание урока.

2.Организовать рефлексию и самооценку учениками

- Понравился ли вам урок?

-Чувствовали ли вы себя комфортно?

- Что бы вы хотели сегодня пожелать друг другу?

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, знают, смогли, определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Умеют оценивать правильность действия на уровне адекватной оценки.

VI. Подведение итогов, оценивание.

1.Зафиксировать содержание урока.


Подводит итоги урока, выставляет оценки.

Слушают, уточняют, делятся информацией, аргументируя свое мнение.


Умеют адекватно оценить свою деятельность на уроке.







Задания для работы в группах Приложение № 1

1/ 4группа «Гласные звуки»

Задания:

  1. Восстановите таблицу. Озаглавьте её.

  2. Составьте по данной таблице устное высказывание в научном стиле о звуках русского языка.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки (1 звук)

Буквы

2 звука

После

[А]

А


  1. В начале



  1. После



Я



О


Ё



Э


Е



И

[ЙИ]


Ы


У

У


Ю














Представление результатов работы группы

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Звуки (1 звук)

Буквы

2 звука

После

согласных

[А]

Я

А]



  1. в начале слова;

  2. после разделительных Ъ и Ь знаков;

  3. после гласных.


А

-

[О]

О

-

Ё

О]

[Э]

Э

-

Е

Е]

[И]

И

[ЙИ]

[Ы]

Ы

-

[У]

У

-

Ю

[ЙУ]





2/5 группа «Звонкие и глухие согласные»

Задания:

  1. Восстановите таблицу. Озаглавьте её.

  2. Составьте по данной таблице устное высказывание в научном стиле о звуках русского языка.


?

?


П……?

[Б]


В

Ф


[К]

Д


Ж



С



Не……?

С

Й

-


-


-


-

[Р]

-

-

[Х]

-


-


-

Щ









Представление результатов работы группы

Согласные

звонкие

глухие


парные

[Б]

[П ]

[В]

[Ф]

[Г ]

[К]

[Д]

[Т ]

[Ж]

[Ш]

[З ]

[С]



непарные

сонор

ные

[Й’]

-

[Л]

-

[М]

-

[Н]

-

[Р]

-

-

[Х]

-

[Ц]

-

[Ч’]

-

[Щ’]








3/6 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

Задания:

  1. Восстановите таблицу. Озаглавьте её.

  2. Составьте по данной таблице устное высказывание в научном стиле о звуках русского языка.

?

?

?



П…….?

[Б]


В


Г


Д

Д

З


К


Л


М


[Н]


П

[П’]

Р


С


Т


Ф


Х



Не…….?

[Ж]

-


-


-

-

[Й’]-

-

[Ч’]

-








Представление результатов работы группы

Согласные

твёрдые

мягкие



парные

[Б]

[Б’]

[В]

[В’]

[Г ]

[Г’]

[Д]

[Д’]

[З ]

[З’]

[К]

[К’]

[Л]

[Л’]

[М]

[М’]

[Н]

[Н’]

[П ]

[П’]

[Р]

[Р’]

[С]

[С’]

[Т ]

[Т’]

[Ф]

[Ф’]

[Х]

[Х’]


непарные

[Ж]

-

[Ш]

-

[Ц]

-

-

[Й’]-

-

[Ч’]

-

[Щ’]



Приложение № 2

Каменная осыпь (работа с текстом)

Лень вперёд родилась

1. Жила в зеленом лесу серая сова . 2.Была она ленивой –преленивой.

3.Как- то днем задремала сова . 4.Слышит , а над ее головой кто-то летает . 5.Оказывается , это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает . 6.А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат .

7.Наступила холодная ночь .8.Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу . 9.Вспомнила она о теплом гнезде синички .10. Захотелось и ей такое . 11.Всю ночь сова поджидала восхода солнца .

12 Наконец солнце взошло и согрело ее. 13.Разомлела сова от тепла и сладко заснула .

Задания к тексту:

1.Прочтите текст самостоятельно

2.Читаем текст вслух(1 учащийся)

3.Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически)

4.Придумайте интересный заголовок (комментарии)

5.К какому типу речи относится данный текст?(докажите)

6. Найти в 5 предложении слова , где буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука

(Оказывается - [й] [э] ; маленькая - [й] [а] собирает - [й] [э]

7.В 5 предложении найдите слово, в котором все согласные буквы и звуки глухие. (Пух)

8. Из предложения 13 выписать слово , в котором только звонкие согласные

(Разомлела)

9. Из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение

(Всю – [фс’у])






Приложение № 3

Вершина Фонетика .

Вот мы и добрались до вершины. Кто-то с травмами-ошибками, кто-то без них. Но нас ждёт подарок. Мы можем расслабиться и послушать лингвистическую сказку. (прослушивание).

Ъ и Ь

Жили- были в сказочной стране буквы. И по счету их было тридцать одна. Они постоянно ссорились между собой.

Для порядка буквам нужен был вожак, которого они никак не могли выбрать.

Однажды небо вдруг потемнело, прилетела черная туча, хлынул проливной дождь, и вместе с  его огромными каплями на землю упали два загадочных знака: Ъ и Ь.

Буквы решили, что это именно те знаки, которых им  так не хватало для дружбы, и вожак им совсем не нужен. Ъ знак облюбовал себе местечко после приставок, оканчивающихся на согласный. А разделительный Ь знак комфортно чувствовал себя в корнях слов.

С тех пор Ъ и Ь знаки грамотно разделяли враждующих и смягчали все споры между буквами.

Все буквы в сказочной стране примирились, а самое главное - стали жить счастливо!

- О какой орфограмме идёт речь в сказке.