Игра «Счастливый Случай» 6 класс.
«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»
Цели игры:
- Фронтальное повторение учебного материала по математике.
- Повышение познавательной активности у учащихся.
- Развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.
Оборудование: математические газеты, плакаты.
Игра состоит из 6 геймов, результаты которых оцениваются жюри, состоящим из учителей математики и учащихся старших классов.
Перед игрой формируются две команды из победителей «Интеллектуального марафона» (засчитывается первый правильный ответ).
Вопросы интеллектуального марафона:
- Какие числа употребляются при счете?
а) натуральные; б) действительные;
в) целые; г) отрицательные.
2. Для чего используются скобки?
а) чтобы красиво смотрелся пример;
б) чтобы выделить действие сложения;
в) чтобы изменить порядок действий;
г) чтобы выделить действие деления.
3. Формула пути выглядит так:
а) S=ab; б) S=a2; в) S=vt; г) P=(a+b)2 .
4. Число разрядов в классе: а) 1; б) 3; в) 2; г) 9.
5. Сколько у куба вершин? а) 6; б) 12; в) 10; г) 8.
6. Процент – это:
а) целая часть числа;
б) тысячная часть числа;
в) сотая часть числа;
г) десятая часть числа.
7. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром этой окружности, это:
а) диаметр; б) радиус; в) сторона; г) диагональ.
8. Два плюс два и все в квадрате равно:
а) 16; б) 8; в) 12; г) 6.
9. Объем 1кг. воды – это:
а) 1м3; б) 1дм3; в) 1см3; г) 1мм3.
10. 75% от 24 – это:
а) 12; б) 18; в) 16; г) 32.
11. При умножении на 0,01 запятую переносят:
а) вправо на 2 знака;
б) оставляют на месте;
в) влево на 2 знака;
г) вверх.
12. Округлите до единиц дробь 17,286:
а) 17,28; б) 17,3; в) 17; г) 17,29.
Представление команд и капитанов.
Ведущий. Перед началом игры расскажу вам притчу о Шартрском соборе.
Путник спросил трех его строителей, кативших по дороге тачки с камнями: - Что выделаете?
Один сказал: - Везу тачку, пропади она пропадом!
Второй сказал: - Зарабатываю на хлеб семье.
Третий сказал: - Я строю Шартрский собор!
Вы (обращаясь к ученикам) должны знать и понимать, что математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет окружающий его мир.
I гейм. Дальше, дальше…
Каждой команде предлагается по «чертовой» дюжине вопросов, на которые надо быстро ответить. Если команды не могут дать ответ, то они говорят – дальше, дальше. Каждый правильный ответ оценивается в одно очко. Начинает команда, которая первой даст ответ на вопрос: «Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, о котором рассказывается в стихотворении:
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»
Ответ: греческий ученый, математик Архимед, основатель гидростатики и защитник Сиракуз.
Подсказка: он нашел зависимость между массой тела и объемом вытесненной им воды.
Вопросы первой команде. Вопросы второй команде.
1. Наименьшее натуральное число. (1)
|
1. 1% от 1 тысячи рублей (10 рублей)
|
2. Единица скорости на море. (узел)
|
2. Чему равен 1 пуд (16кг.)
|
3. Можно ли при умножении чисел получить 0? (да)
|
3. Первая женщина – математик (С. Ковалевская)
|
4. Разделите 100 на половину. (100/0,5=200)
|
4. Назовите наибольшее отрицательное число (-1)
|
5. P квадрата = 20см. Чему равна его S? (25см2)
|
5. S квадрата 49см2. Чему равен его P? (28см.)
|
6. Найдите третью часть 60. (20)
|
6. Чему равна ¼ часть часа? (15мин.)
|
7. Сумма длин всех сторон многоугольника. (периметр)
|
7. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда)
|
8. Равенство двух отношений. (пропорция)
|
8. Тысячная доля килограмма (грамм)
|
9. Изобретатель математического «решета» (Эратосфен)
|
9. Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом» (развернутый, 180о)
|
10. Число со знаком «минус». (отрицательное)
|
10. Результат действия (ответ)
|
11. Что больше: 34х54 или 43х55?
|
11. Что больше 18х51 или 51х17?
|
12. Что легче 1кг. ваты или 1кг. железа? (одинаково)
|
12. Имеются два сосуда. Объем первого сосуда – 1л, второго – 10дм3. Вместимость какого сосуда меньше? (первого)
|
13. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5км. Сколько километров проехал ямщик? (5км)
|
13. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старуха)
|
Подведение итогов:
II гейм. «Заморочки из бочки!» (2 бала за каждый ответ)
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич)
- Врач прописал Кате 5 таблеток, указав, что каждую надо принимать через 20 мин. На какое время хватит этих таблеток? (1ч.20мин.)
- Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке? (102года)
- Мама завела себе несколько кактусов. Когда трехлетняя Маша папиной бритвой побрила 2/3 маминых кактусов, у мамы осталось еще 6 колючих кактусов. Сколько небритых кактусов завела мама? (1-2/3=1/3; 1/3=6; 18 кактусов было)
- У семи братьев по одной сестрице. Сколько детей в семье? (8)
- Два сына и два отца съели 3 яйца. По сколько яиц съел каждый? (По одному)
- У мальчика в коробке было 7 мух. На 2 мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух? (?)
- Если поздней осенью в 10ч. вечера идет дождь, то возможна ли через 48ч. солнечная погода? (нет).
Подведение итогов:
III гейм. Ты – мне, я – тебе.
Команды задают вопросы друг другу.
IV гейм. Темная лошадка. (каждый ответ 1 балл)
Кто вас впервые научил считать, решать, рассуждать, доказывать? С кем впервые открыли вы прекрасный и загадочный мир математики? … Да, это ваша первая учительница! Встречайте нашего гостя гейма «Темная лошадка»
Вопросы задает гость гейма.
- Назовите имена:
а) трех поросят в сказке «Три поросенка»; (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
б) трех толстяков в сказке Ю.Олеши «Три толстяка»; (без имен)
в) трех мушкетеров в романе А. Дюма «Три мушкетера» и их слуг; (Атос, Портос, Арамис, Гримо, Мушкетон, Базен)
г) трех былинных героев на картине «Три богатыря» художника Васнецова; (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец).
д) трех медведей из сказки Толстого «Три медведя» (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)
2. Сюрприз темной лошадки. Аукцион «Кто назовет больше…»
а) пословиц с цифрой 7.
- Семь раз примерь – один раз отрежь
- Семь пятниц на неделю
- В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет
- Семь бед – один ответ
- От семи собак на распутье отгрызется
- У счастья – короткие ноги, у горя – каждый шаг семимильный.
- Беда! До беды 7 лет: либо будет, либо нет
- У семи нянек и дитя без присмотра.
б) стихотворений, произведений, в названии которых используется цифра 3;
в) песен, в которых используются цифры, числа, геометрические фигуры.
Подведение итогов
V гейм. Загадочная математика.
Командам предлагается разгадать кроссворды. В это время для болельщиков проходит конкурс «Разгадай математический ребус».
VI гейм. Гонка за лидером.
Команды должны за 2 минуты ответить на максимальное число вопросов ведущего.
Вопросы первой команде Вопросы второй команде
1.Дробь, меньшая единицы. (правильная)
|
1.Количество делителей простого числа (два)
|
2.Сколько килограмм в половине тонны? (500кг.)
|
2.Число десятков в тысяче (10)
|
3.Наибольший общий делитель взаимно простых чисел. (один)
|
3.Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число (сокращение)
|
4.Прямоугольник с равными сторонами (квадрат)
|
4.Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
|
5.Самое маленькое простое число (2)
|
5.Наименьшее трехзначное число (100)
|
6.Модуль нуля (нуль)
|
6.Число, на которое делят (делитель)
|
7.Треугольник с прямым углом (прямоугольный)
|
7.Какую часть числа составляют 25% (четвертую)
|
8.Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)
|
8.Прямые, пересекающиеся под прямым углом (перпендикулярные)
|
9.Часть прямой (отрезок)
|
9.Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)
|
10.Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда ()
|
10.Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные)
|
11.В каком слове сорок «а» (сорока)
|
11.Назовите первые «математические знаки» (это цифры)
|
12.Наименьшее семизначное число (миллион)
|
12.Число, из которого вычитают (уменьшаемое)
|
13.Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало (угол)
|
13.Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла (90о)
|
14.Числа, которые делятся на 1 и на самого себя (простые)
|
14.Дробь, у которой числитель больше знаменателя (неправильная)
|
15.В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)
|
15.В обыкновенной дроби число под чертой (знаменатель)
|
16.Какая цифра в переводе с латинского языка обозначает «никакая» (нуль)
|
16.Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (нуль)
|
17.Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? (7)
|
17.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
|
18.Два ученика играли в шахматы 40 минут. Сколько минут играл каждый ученик (40 минут)
|
18.Число, открытое Архимедом ()
|
19.Название, какого циркового снаряда произошло от греческого слова «трапеза» (трапеция)
|
19.Каким действием можно заменить умножение одинаковых множителей? (возведением в степень)
|
20.Сколько золотых дал Карабас-Барабас для папы Карло? (5)
|
20.Сколько аров в одном гектаре? (100)
|
21.Назовите геометрическую фигуру, для которой «любимым» является число 3. (треугольник)
|
21.Сколько ребер у куба? (12)
|
22.Цифры третьего разряда (сотни)
|
22.Цифры второго разряда (десятки)
|
23.Модуль числа (5)
|
23.Модуль числа (3)
|
24.Результат сложения чисел или величин (сумма)
|
24.Число, которое делится на все числа без остатка (нуль)
|
25.Как называется равенство, верное при определенных значениях неизвестных? (уравнение)
|
25.Результат деления одного числа на другое (частное)
|
26.Автор учебника математики, по которому вы занимаетесь (6класс, Визняк, Литвиненко)
|
26.Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10)
|
Подведение итогов игры.
Команда, занявшая I место, и самый активный участник награждаются призами. Команда, занявшая II место, получает утешительный приз.