СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - соревнования по поисково-спасательным работам "Норд - Икс"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - соревнования "Норд - Икс" способствует формированию у подростков сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях.

Просмотр содержимого документа
«Игра - соревнования по поисково-спасательным работам "Норд - Икс"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга»
























Межрайонная игра – соревнования

по поисково – спасательным работам


«НОРД – ИКС»
























р.п. Инжавино



Номинация


«Дополнительное образование детей и школьников»









ИГРА - СОРЕВНОВАНИЯ

ПО ПОИСКОВО – СПАСАТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

«НОРД - ИКС»




наименование образовательного учреждения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ИНЖАВИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»












должность, Ф.И.О разработчика игры


методист Надежда Александровна Лакеева









Содержание программы:



Пояснительная записка …………………………………………………… 4 – 5 стр.


Общие положения …………………………………… ……………………. 6 – 15 стр.


Используемые источники ………………………………………………… 16 стр.


Положение игры – соревнований ……………….. ……………………… 17 – 18 стр.


Условия проведения соревнований ………………. ……………………. 19 - 22 стр.


Приложения:


Прилож. №1. Торжественное построение …………… …………….…..... 23 стр.


Прилож. №2. Правила техники безопасности ……………………………… 24 стр.


Прилож. №3. Заявка ……………………………………………. … …….. 25 стр.


Прилож. №4. Справка ……………………………………………….. 26 стр.

Прилож №5 Легенда « Экстремального маршрута» ……………… … 27 стр.


Прилож №6 Спортивная карта местности с маршрутом ……………. 28 стр.


Прилож №7 Зачётно – маршрутная карточка …………………………….. 29 стр.




















Жизнь без опасностей невозможна

Но можно жить безопасно !



Пояснительная записка.

Туризм является одним из сложных видов деятельности, который позволяет человеку комплексно проявляться и расти. Без преувеличения можно сказать, что здесь для достижения какого-либо результата необходимо развивать все сферы личности, начиная от физических и волевых свойств и заканчивая интеллектуальными, коммуникативными, нравственными качествами.

Не случайно элементы туристской подготовки используются во многих направлениях деятельности человека. Именно поэтому игра «Норд – Икс», основной задачей которой является научить детей выживать в сложных, несовместимых с жизнью условиях и строится на туристской основе.

Проблема безопасного взаимоотношения с природой в наши дни не исчезла, а скорее наоборот, стала более актуальной. Наиболее остро она стоит в сельской местности. В силу сложившихся социальных условий сельские дети, очень часто вынуждено оказываются без присмотра взрослых и проводят много времени наедине с природой. Поэтому нередки случаи, когда дети оказываются в экстремальных ситуациях. Наиболее опасным, с этой точки зрения, является зимний период . Распространено мнение, что люди замерзают лишь где не будь, там – на далеком Севере, или горных пиках. Немалое число жертв собирают именно близлежащие знакомые лес и речка, любой поход выходного дня, любая прогулка может неожиданно превратиться в многокилометровый марш-бросок. Сама по себе близость дома не может гарантировать безопасность. Холод везде одинаково беспощаден. И владение первичными навыками выживания в природной среде часто оказывается жизненной необходимостью. К тому же юношей ожидает служба в армии, чреватая самыми экзотическими аварийными ситуациями.

Традиционной и эффективной формой обучения детей практическим навыкам и умениям безопасного поведения в зимних экстремальных условиях являются учебно – тренеровочные и категорийные походы. Из – за объективных причин недостаточное финансирование; отсутствие необходимого специального снаряжения; и подготовленных кадров в школах, подобные походы, с охватом большого количества школьников, для нашего учреждения не приемлемы. Поэтому была выработана такая форма как игра - соревнования по спасательным работам « Норд – Икс».

Игра « Норд – Икс» ориентированна на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Игра районная, что предусматривает участие в ней команд со всех школ района. Она способствует формированию у подростков: сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях; обучению навыкам оказания до врачебной помощи пострадавшим, подготовки к службе в рядах Российской Армии.

Главная задача этой игры научить подростков мыслить совершенно другими категориями – не я попал в безвыходную ситуацию, я непременно погибну! «… а я оказался в затруднительном положении и, чтобы не погибнуть, должен сделать следующее . . .».

Эти соревнования, безусловно, являются еще и средством оказания действенной помощи общеобразовательной школе в углублении и отработке практических знаний и умений детей по предмету школьного курса ОБЖ, способствуют соответствующей подготовке преподавателей этого курса т.к. они принимают участие в организации и проведении соревнований. Именно по этому во время проведения соревнований на базе нашей Станции третий год проводятся областные семинары по подготовке школьных турорганизаторов.

Игра проводится не далеко от поселка, что позволяет до минимума сократить транспортные расходы а также организовать дежурство скорой помощи и наряда милиции. Место проведения игры расположено вблизи санатория « Инжавинский», что облегчает организовать быт участников и проведение конкурсной программы.

Соревнования проводятся в два дня и включают в себя: соревнования поисково – спасательных групп на « Экстремальном маршруте», конкурсную программу и ночёвку в полевых условиях в палатках «Зима». Игру – соревнования можно проводить в один день, без организации ночёвки.

« Экстремальный маршрут» проложен по пересеченной местности и состоит из нескольких основных блоков: « поисково – спасательные работы», «действия в чрезвычайных ситуациях», « преодоление естественных и искусственных препятствий», « организация первой доврачебной помощи», « жизнеобеспечение человека», « местонахождение человека».
























Цели и задачи.


Цель: решение актуальной педагогической проблемы - формирование психосоциальной компетентности подрастающего поколения т.е. способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, то есть сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.


Задачи

педагогические:

  • обучить подростков практическим навыкам и умениям безопасного поведения в зимних экстремальных ситуациях, оказания само и взаимопомощи;


- подготовка подростков психологически к действиям и выживанию в сложных

условиях; научить справляться со стрессами и эмоциями;


- способствовать формированию жизненно важных умений и навыков, например

таких как: ставить цели, принимать решения, решать проблемные ситуации,

мыслить творчески и критически и т.д.;


- мотивировать подростков к осознанному отношению к личной безопасности и

безопасности окружающих;


- способствовать развитию волевых и нравственных личностных качеств,

восприятию общечеловеческих норм поведения и морали, приобретению

истинных духовных ценностей;


- способствовать оздоровлению детей и приобщению их к здоровому образу жизни;


методические:

  • повышение уровня и качества практической подготовки обучающихся по школьному курсу ОБЖ;


  • отработка новых форм и методов туристической работы с детьми, усовершенствование традиционных;











Общие положения.


Работа над игрой – соревнованиями начинается с разработки календарного плана мероприятия, который в свою очередь основывается на плане работы образовательной организации. Календарный пан составляется за три месяца до проведения игры. В нем указывается наименование, масштаб, сроки и место проведения. Календарный план, таким образом, дает возможность определить число участников и судей, получить другие сведения необходимые для составления сметы. Отступления от календарного плана не желательны, т.к. они могут ухудшить проведение соревнований.

Смета составляется с учетом транспортных расходов, условий размещения и оборудования дистанции, питания судей, хозяйственных, канцелярских, типографских и прочих расходов, приобретения призов и инвентаря для оборудования дистанции.

Для четкой организации и проведения подготовительных работ формируется оргкомитет, состав которого утверждается проводящей организацией.

Положение служит основным документом для данных соревнований. Им должны руководствоваться участники и судьи. Изменения и дополнения к Положению, не вызванные требованиями к обеспечению безопасности или резко изменившимися метеоусловиями, имеет право вносить только организация, утвердившая его.

Положение содержит следующие разделы:

  • цели и задачи;

  • время и место проведения;

  • руководство соревнованиями;

  • участники;

  • программа;

  • условия проведения соревнований;

  • финансирование;

  • порядок и сроки подачи заявок;

  • требуемая документация;

  • условия приема участников и снаряжения;

  • определение результатов;

  • награждение.


Организация быта на соревнованиях

Соревнования проводятся не далеко от санатория «Инжавинский», где участникам и организаторам предоставляются помещения. Судьи располагаются обособлено, но вблизи участников.

Организация питания. Организацией питания команды занимаются самостоятельно. Обеспечением питания судейской бригады занимается повар.

Медицинское обслуживание. Для медицинского обслуживания участников игры ТМО выделяется фельдшер, который постоянно присутствует во время соревнований. Фельдшер находится в районе старта – финиша, где поддерживается постоянная связь со всеми этапами. В его распоряжении находится санитарная машина. На отдаленных этапах предусмотрены аптечки.

Транспорт. В большинстве случаев команды прибывают на своем транспорте. Доставка остальных участников происходит по отработанной схеме: в заранее согласованные сроки присылаются заявки на транспорт, и в четко оговоренное время автобус доставляет их к месту соревнований от здания учреждения. Кроме этого необходимо обеспечить транспорт для доставки судей, подвоза снаряжения, продуктов и др.

Консультативная работа. Любые соревнования логично использовать как место где можно получить методическую консультацию. Часто поднимаются вопросы связанные с организацией судейства на подобных мероприятиях, подготовки судей.

Обеспечение безопасности. Этот вопрос тщательно прорабатывается. В лагере категорически запрещается присутствие посторонних. Назначается комендант, который устанавливает дежурства силами представителей команд, кроме того РОВД организует временный пост. Отдаленные и наиболее сложные этапы оснащаются рациями и мобильными телефонами.

Работа с прессой. Участники и организаторы заинтересованы, чтобы мероприятие как можно шире освещалось в прессе. Это во многом зависит от организаторов: своевременно посылаются приглашения, затем напоминания и, наконец, помощь в работе во время соревнований.

Судейская коллегия обеспечивает нормальный подход к месту соревнований представителям прессы; комендантская служба помогает операторам, журналистам добраться до этапа, доставке аппаратуры и решает вопросы размещения и питания.



План проведения игры – соревнований по поисково - спасательным

работам « Норд – Икс»

1.Подготовительный этап (декабрь)

  • создание оргкомитета по организации и проведению игры;

  • разработка программы и положения игры;

  • проведение установочного семинара с руководителями команд;

  • проведение установочного семинара с членами судейской бригады

  • разработка необходимой документации.

2.Основной этап (январь)

Первый день – выезд членов оргкомитета к месту соревнований. Установка дистанции.

Второй день – заезд команд

- торжественное построение

- соревнования на «Экстремальном маршруте»

- подведение итогов

- отъезд команд.

3.Заключительный этап (февраль)

Подведение итогов, оформление отчетов, выпуск информационного бюллетеня






План мероприятий оргкомитета

по подготовке мероприятия*



Разделы работы и мероприятия

ответственный

Сроки подготовки

( до начала сорев-ний)

месяц

Общие положения Разработка и рассылка Положения.

Назначение судейской коллегии

Подготовка наградного материала

Церемония открытия и закрытия

Охрана природы


Обслуживание участников

Размещение участников и судей

Организация питания

Медицинское обслуживание

Транспорт

Консультационная работа

Обеспечение безопасности в лагере



Материально–техническое обеспечение

Снаряжение и инвентарь для дистанции

Канцелярские принадлежности

Бланки документов


Работа судейской коллегии


Комплектование судейских бригад

Подготовка дистанции

Карты дистанции

Установочный семинар

Безопасность на соревнованиях


Пропаганда и оформление


Работа со СМИ

Оформление дистанции и лагеря






1.5 – 2

1.5

1

1

в день соревнований



то же

-\\-

-\\-

-\\-

-\\-

-\\-




0.5


0,5

1




1.5

0,5

0,5

1

в день соревнований



1

0,5


* предлагаемый план не претендует на завершенность и может изменяться в зависимости от целей, задач соревнований и возможности проводящей организации.










Материально – техническое обеспечение.


Инвентарь для комендантской службы. Перечень необходимого инвентаря и его количество не бывает постоянным (лопаты, веники, набор плотницкого инструмента, веревка, проволка, информационный щит, волчатник, указатели и проч.)


Бланки документов. Короткий срок проведения игры, насыщенность программы требует большой и кропотливой подготовительной работы это распечатка бланков протоколов этапов, сводных протоколов, жеребьевки схемы дистанции, карточек для заданий и многое другое


Снаряжение и инвентарь для дистанции


наименование

количество

веревка основная 10 мм

карабины

волчатник

секундомеры

транспорант «Старт», «Финиш»

призмы для КП

компасы

указатели

спортивные карты местности

пневматическая винтовка

лук

рогатка

пневматические пули

целлофан

палатка «зима»

60 м.

4 шт.

200 м.

6 шт.

1

10 – 15

5 шт.

10 шт.

по числу команд

2

2

2

2 упаковки

10 м.

по количеству команд



Канцелярские принадлежности


наименование

количество

ватман листов

бумага писчая

бланки протоколов

папки для судей

карандаши простые

карандаши цветные

фломастеры

клей ( водостойкий)

линейки, угольники

кнопки, скрепки, булавки

скотч

по ко –ву команд

1 кг.

20 шт

24 шт.

24 шт.

2 компл.

1 компл.

1 шт.

2 шт.

2 коробка

1 шт.

Организация соревнований.

1.1 Соревнования проводятся в соответствии с временными правилами организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации и с утвержденным Положением о проведении игры – соревнований по поисково -спасательным работам « Норд – Икс»

1.2 Проводящая игру образовательная организация привлекает к организации:

  • заместителя главы Инжавинского района по социальным вопросам;

  • специалистов районного отдела образования;

  • сотрудников районного военного комиссариата;

  • специалистов регионального отделения МЧС по Тамбовской области;

  • медицинских работников Инжавинского ТМО;

1.3 Образовательная организация разрабатывает Положение о проведении игры – соревнований « Норд – Икс» согласовывает его в вышестоящих инстанциях, занимается подготовкой и проведением мероприятия.


2. Участники игры – соревнований.

2.1 К участию в соревнованиях допускаются команды участники которых имеют соответствующий опыт, получившие разрешение врача и включенные в заявку.

2.2 Нормы представительства, количественный состав команд, соотношение в них юношей и девушек определяются Положением.

2.3. Участники допускаются к соревнованиям только по своей возрастной группе. Участникам младших возрастов разрешается участвовать в соревнованиях в смешанной старшей возрастной группы при наличии соответствующего заключения врача и тренера о соответствии состояния здоровья и технической подготовки к предлагаемой дистанции.


3. Заявка на участие в игре – соревнованиях.

3.1 Предварительно за 10 дней до игры руководители команд, по электронной почте подают Заявку о своем участии, а письменная заявка подается в день игры в мандатную комиссию.

3.2 В заявке, против фамилии каждого участника ставится подпись врача, заверенная печатью медицинского учреждения. Допуском к участию в соревнованиях может служить так же справка медицинского учреждения, заверенная его печатью.

3.3 Обязательным документом для участия команды в соревнованиях является выписка из приказа по школе с указанием участников и ответственного за жизнь и здоровье детей.


4. Форма одежды и снаряжение участников соревнований.

4.1 Одежда участников должна соответствовать Положению и обеспечивать безопасность.

4.2 На соревнованиях участники пользуются как выданным организацией проводящей соревнования, так и лично – командным снаряжением. Кроме обязательного, оговоренного Положением, участники могут пользоваться дополнительным снаряжением, допущенным к применению на данных соревнованиях.

4.3 Снаряжение и технические средства передвижения должны отвечать требованиям безопасности.


5. Кадровое обеспечение.

5.1 Кадровое обеспечение осуществляется за счет работников проводящей образовательной организации и приглашенных специалистов.

начальник игры – 1

главный судья соревнований –1

главный секретарь соревнований –1

комендант –1

главный судья этапа – по количеству этапов

судья этапа – по количеству этапов

Судьи выполняют обязанности в соответствии с Временными правилами организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации и Положением о проведении игры – соревнований «Норд – Икс»

5.2 Состав судейской коллегии комплектуется и утверждается проводящей организацией.


Проведение соревнований

1.1Участие в соревнованиях начинается с момента регистрации (сдачи документов в мандатную комиссию или секретариат)

1.2 Участники размещаются на местах, указанных комендантом. Время прибытия участников на место соревнований указывается в Положении.

1.3 Схема дистанции, информация о дистанции, контрольные пункты, расстояние между ними, последовательность их прохождения, образцы маршрутной документации и т. д вывешиваются заблаговременно для ознакомления с ними участников.

2. Старт

2.1 Предусматривается старт двух и более команд

2.2 К месту старта команды прибывают в соответствии с протоколом старта

2.3 При неявке очередной команды на старт ее место занимает следующая по протоколу команда.

3. Финиш

3.1 Финишем в командных соревнованиях, считается пересечение финишной линии последним участником команды.

3.2 Время закрытия финиша определяет судейская коллегия в зависимости от установленного контрольного времени и количества стартующих команд.

3.3 место финиша может совпадать и не совпадать с местом старта.


Обеспечение безопасности на соревнованиях.

1.1 При проведении соревнований должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность участников, судей и зрителей.

1.2 Ответственность за обеспечение безопасности при проведении соревнований возлагается на главных судей и судей этапов.

1.3 При возникновении ситуации, угрожающей безопасности участников, соревнования должны быть перенесены, а уже начавшиеся – прерваны


Основные принципы определения результатов.


1.1 Результат прохождения командой дистанции определяется по каждому этапу по общему количеству набранных баллов (с учетом штрафных).

Общий результат прохождения маршрута определяется по сумме баллов набранных командой на всех этапах.

1.2 Время прохождения командой маршрута (дистанции) является время между сигналом старта и финиша ее последнего участника.

1.3 Место команды на дистанции определяется по ее результату. Команда победительница определяется наибольшему количеству баллов набранных на всем маршруте. При равенстве результатов предпочтение отдается команде, имеющей меньше штрафных баллов, а в случаях их равенства по наименьшему времени.

1.4 Команды не уложившиеся в контрольное время, снятые с одного или нескольких этапов , занимают места после команд, имеющих полный зачет, в порядке возрастания, если в Положении не оговорен другой порядок. Для команд, имеющих одинаковое количество снятий с этапов, применяется порядок п. 1.3.


Механизм реализации.


Основной формой механизма реализации игры – соревнований « Норд – Икс» являются соревнования по поисково – спасательным работам с элементами игры, романтики, приключений.

« Экстремальный маршрут» проходит по пересеченной местности с естественными препятствиями и усложнен искусственными. На нем находятся различные этапы с заданиями выполнение которых предусматривает использование участниками аварийного снаряжения. Маршрут закрытый, на нем приняты все меры по обеспечению безопасности.

На старт команда пребывает в полном составе – 6 человек. Здесь происходит разделение группы. Двое участников (по решению команды)- «потерпевшие бедствие», забрасываются в определенную точку « ЭМ» (в дальнейшем один из них – условно пострадавший ). В их задачу входит обеспечение собственного выживания до прихода поисково – спасательной группы. Оставшиеся четыре человека – поисково – спасательная группа.

Перед выходом на маршрут поисково – спасательные группы получают зачетно – маршрутную карточку и карту с указанным маршрутом и местом, где находятся «потерпевшие» (маршрут обозначен по принципу спортивного ориентирования).

Задача поисково – спасательной группы за определенное контрольное время (КВ) выйти к «потерпевшим бедствие», затем всей командой, пройти «Экстремальный маршрут» в определенной судейской коллегией последовательности и набрать максимальное количество баллов.

Команда находясь в автономных условиях самостоятельно выбирает маршрут движения ( используя карту ), технику и тактику прохождения этапов, преодоления препятствий, выход из чрезвычайных ситуаций.



Этапы и специальные задания


В дистанцию «Экстремального маршрута» могут быть включены следующие этапы и задания:

  1. Ориентирование :

  • азимутальный ход;

  • движение по «легенде»

  • маркированный маршрут;

  • обозначенный маршрут.


  1. Технические этапы :

  • вязка узлов;

  • преодоление завала;

  • переправа по бревну;

  • лыжная техника – спуск с торможением, подъем «лесенкой», «елочкой», тропление лыжни;

  • переправа через замерзшую реку;

  • поражение цели – из лука, рогатки, пневматической винтовки, копьем, снежком;


  1. Специальные задания:

  • « Следопыт»

  • « Местоположение человека»

  • Транспортировка « пострадавшего»

  • Действия в экстремальных ситуациях

  • Поисково – спасательные работы

  • « Жизнеобеспечение человека»:

- разведение костра,

- устройство временного укрытия,

- организация доврачебной помощи,

- изготовление средств транспортировки.

- транспортировка пострадавшего.


4. Ночевка в полевых условиях, в палатках «Зима»


5.Конкурсная программа


В конкурсную программу могут быть включены следующие конкурсы :

  1. Конкурс авторской песни.

  2. Конкурс стенгазет.



Ожидаемые результаты.

Для участников:

  • приобщение подростков к зимним видам туризма и спорта;

  • приобретение школьниками практических навыков и умений жизниобеспечения и безопасного поведения в зимних экстремальных ситуациях;

  • приобщение подростков к общественно – полезному труду, здоровому образу жизни;

  • развитие волевых и нравственных личностных качеств.

Для организаторов:

  • популяризация среди обучающихся и учителей зимних видов туризма;

  • укрепление здоровья детей, формирование стабильных навыков безопасного, здорового образа жизни;

  • анализ и оценка полученных результатов, пополнение банка идей и данных;

  • распространение инновационного опыта работы в области туристско – краеведческой деятельности;

  • развитие дополнительного образования в школах района;

возможность воспитания из числа подростков помощников – организаторов для пропаганды основ здорового и безопасного образа жизни среди сверстников.



Рекомендации по организации и проведению игры – соревнований

по поисково – спасательным работам «Норд – Икс»


  • сотрудничество с заинтересованными структурами;


  • по возможности ограничить количество команд – участниц (не более 20 );


  • планировать технические этапы и прокладывать маршрут, учитывая зимние условия и уровень подготовленности;


  • в программу соревнований включать по возможности меньше теоретических заданий, а больше практических;


  • ограничивать время работы на этапах;


  • обеспечить отдаленные и наиболее сложные этапы рациями или мобильными телефонами;


  • старт и финиш по возможности совместить;


  • организовать на старте – финише: дежурство бригады скорой помощи горячий чай и бутерброды;


- предусмотреть теплое помещение (зимнюю палатку) для размещения и переодевания финишировавших команд.





Используемые источники.



  1. «Большая энциклопедия выживания» А. Ильичев. ЭКСМО Москва 2002 г.

  2. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий

П.И Лукоянов Москва ЦДЮТ РФ 1998 г.

  1. Уроки ориентирования Ю.С. Константинов ФЦ ДЮТК Москва 2005 г.

  2. Зимняя аварийная ситуация А. Ильичев МГЦТК «Дорога» 1991г.

  3. «Школа выживания» С. Боленко «Коловрат» Москва 1994 г.

  4. «Школа выживания» С Боленко Москва 1992 г.

  5. «Азбука выживания» А.В. Гостюшин «Знание» Моска 1995 г.

  6. «Выживание» С.И Коледа «Лазурак» Минск 1996г.

«Проблемы становления и опыт развития» Комитет по делам молодежи мэрии г.Тамбова. Городской центр по работе с детьми и молодежью. Тамбов 1999г.


































УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАННО

начальник отдела образования заместитель главы Инжавинского района

администрации Инжавинского района по социальным вопросам

Г.А. Вахрушева А.А. Королёв






П О Л О Ж Е Н И Е

о проведении районной игры – соревнований

по поисково – спасательным работам

«Норд – Икс»



Цели и задачи:

  • сохранение и усовершенствование традиционных и поиск инновационных форм и методов работы;

  • отработка у подростков умений и навыков самостоятельно искать выход и принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях;

  • формирование и развитие у подростков жизнено – важных умений и навыков выживания в природной среде;

  • отработка практической части школьного курса ОБЖ.


Время и место проведения.

Игра – соревнования «Норд – Икс» проводятся проводится отделом образования администрации Инжавинского района и Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга» 14 - 15 января 2015 года в лесном массиве санатория «Инжавинский».

Прибытие команд до 09.00 час. 14 января 2013 года.

Справки по телефону 2 – 02 – 77.

Внимание руководителей! По прибытии команды на поляну соревнований Вам необходимо с оформленными документами пройти регистрацию в мандатной комиссии.


Участники игры.

В соревнованиях принимают участие команды представляющие образовательные организации района. Состав команды 6 человек (из них не менее одной девушки) 1995 – 1997 г.г. рождения, один тренер и один представитель.

Для участия в соревнованиях командам необходимо иметь: оформленную заявку, заверенную руководителем образовательной организации и медицинским работником; выписку из приказа по школе; справку о прохождении участниками инструктажа по технике безопасности. Команды должны иметь при себе групповое и личное снаряжение, для участия в соревнованиях, а так же необходимое для проживания в полевых условиях; продукты питания на все дни соревнований.




Программа игры.

Первый день соревнований

заезд команд до 09.00 час.

начало соревнований - 10. 00 час.

организация ночёвки - с 14.00 час.

конкурсная программа – с 18.00 час.

Второй день соревнований.

подведение итогов -- 10. 00 час.

разъезд команд - 12.00 час


Определение результатов и награждение.

Результаты определяются согласно условиям проведения (прилагаются). Команды занявшие 1-3 места в соревнованиях и конкурсах награждаются дипломами, команды показавшие лучшие результаты на отдельных этапах награждаются грамотами.


Руководство игрой

Соревнования проводятся отделом образования и МБОУ ДОД «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга».


Финансирование.

Проезд участников и руководителей к месту соревнований и обратно, питание за счет командирующих организаций.

Организационно – хозяйственные расходы по проведению соревнований и награждение за счет отдела образования.























УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ


Условия проведения предусматривают проверку умений и навыков как всей команды, так и отдельных участников на всех этапах.

Организаторы оставляют за собой право вводить дополнительные этапы и задания с целью приближения условий игры к реальным.


На старт команда пребывает в полном составе – 6 человек. Здесь происходит разделение группы. Двое участников ( по решению команды ) – « потерпевшие бедствие», забрасываются в определенную точку « Экстремального маршрута» ( в дальнейшем один из них - условно пострадавший ). В их задачу входит обеспечение собственного выживания до прихода поисково - спасательной группы. Поисково – спасательная группа – оставшиеся четыре человека.

Перед выходом на маршрут поисково – спасательная группа получает зачетно – маршрутную карточку и карту с указанным маршрутом и местом, где находятся «потерпевшие» (маршрут обозначен по принципу спортивного ориентирования).

Задача поисково – спасательной группы за определенное контрольное время выйти к «потерпевшим бедствие», затем всей командой, пройти « Экстремальный маршрут» в определенной судейской коллегией последовательности, набрать максимальное количество баллов и финишировать.

Команда, находясь в автономных условиях самостоятельно выбирает маршрут движения (используя карту), технику и тактику прохождения этапов, преодоления препятствий, выход из чрезвычайных ситуаций.


1.Предстартовая проверка. Проверяется знание границ полигона, действия в экстремальных ситуациях, наличие общественного снаряжения.


2. Вязка узлов. Участники команды выбирают карточки с наименованием узлов (для связывания двух веревок одинакового диаметра, разного диаметра, для закрепления веревок на опоре, вспомогательные узлы ) и каждый завязывает свой узел, после чего продолжает движение.

Система оценок: правильно завязанный узел – 1 б.

Штраф: неправильно завязанный узел, отсутствие контрольки,

не расправленный узел, не прохождение этапа – 1 б.

Время работы на этапе – 1 мин.


  1. Лыжная техника.

а / Спуск с торможением. Участники команды осуществляют спуск по склону соблюдая ТБ до условной пропасти.

Система оценок: спуск и торможение у условной пропасти – 1 б.

Штраф: нарушение границ коридора, двое на этапе, заступ за

контрольную линию, не прохождение этапа – 1 б.

б / Подъем серпантином. Участники команды осуществляют подъем по склону с соблюдением ТБ.



Система оценок: подъем по склону одного участника – 1 б.

Штраф: нарушение границ коридора, нарушение ТБ,

не прохождение этапа – 1б.


  1. «Охотник». Участники команды поражают цель: из лука, рогатки, винтовки, снежком с расстояния 5 – 10 м.

Система оценок: попадание в цель одним участником – 1 б.

Штраф: не прохождение этапа, не попадание в цель – 1 б.

Время работы на этапе – 6 мин.


  1. « Следопыт» а / участникам команды ( по парам ) предлагается по 5 выбранным карточкам определить следы животных и птиц.

Система оценок: один правильный ответ – 0,2 б.

Время работы на этапе – 1 мин.

б / Участникам команды предлагается как можно точнее восстановить картину происходящего, по оставленным следам, на ограниченном участке.

Система оценок: один правильный ответ – 0,5 б.

Время работы на этапе – 10 мин.

В / Участникам команды предлагается определить стороны света без компаса с привязкой к местности.

Система оценок: один правильный ответ – 1 б.

Время работы на этапе – 3 мин.

6. « ». а \ Участникам команды предлагается по выбранной карточке выложить знак МКС из подручных материалов.

Система оценок: знак выложен правильно – 1 б.

выдержаны размеры – 1б.

Время работы на этапе – 5 мин.

б / Один из участников команды по выбранной карточке передает сигнал с помощью внутригрупповой азбуки. Задача команды – определить сигнал.

Система оценок: правильно поданный сигнал – 1 б.

правильно названный сигнал – 1 б.

Время работы на этапе – 1 мин.

7. «Экстремальная медицина» Команде предлагается:

а / Оказать первую помощь условно пострадавшему по заданной травме ( переломы, вывихи, ушибы, растяжения, обморожения )

Время работы на этапе – 5 мин.

б / Изготовить средство транспортировки и транспортировать на нем условно пострадавшего.

Система оценок: а / оказание первой доврачебной помощи – 3 б.

Штраф: неправильное наложение повязки, шины, жгута – 1 б.

неправильное применение медикаментозных средств – 1 б.

отсутствие пояснений при оказании помощи – 1б.

б / качество изготовления средства транспортировки – 2 б.

транспортировка условно пострадавшего – 1б.

Время работы на этапе – 10 мин.


8. Переправа. а / Переправа через реку. Участникам команды предлагается выбрать наиболее безопасный маршрут преодоления замерзшей речки ( по схемам) и на местности переправиться на другой берег, соблюдая ТБ

Система оценок: максимальное количество баллов на этапе – 7

правильно выбранный маршрут – 1 б.

Штраф: нарушение правил ТБ – 1 б.

Время работы на этапе – 10 мин.

б / Переправа по бревну с перилами. Участники команды преодолевают препятствие на лыжах по бревну, страхуясь руками о перила.

Система оценок: преодоление препятствия одним участником – 1 б.

Штраф: двое на этапе, отсутствие страховки, срыв, не прохождение – 1 б.

в / Преодоление завала. Участники команды преодолевают препятствие на лыжах.

Система оценок: преодоление препятствия одним участником – 1б.

Штраф: двое на этапе, нарушение границ коридора, не прохождение –1б

Время работы на этапе – 10 мин.


9. « Выживание» а / Участникам команды предлагается из подручных средств изготовить убежище на одного человека.

Система оценок: качество изготовления – 2 б.

простота изготовления – 1 б.

соответствие убежища метеорологическим условиям – 1 б.

б / По предложенным карточкам участники определяют типы костров и называют их применение.

Система оценок: определение типа костра – 0,5 б.

применение костра – 0,5 б.

в / разведение костра.

Система оценок: костер разведен – 2 б.

Время работы на этапе – 5 мин.



УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ.

  1. КОНКУРС ТУРИСТСКОЙ ПЕСНИ.

Конкурс проводится в форме фестиваля. Каждая команда – участница

Представляет не более двух песен, одна из которых на заданную тему.

При подведении итогов оценивается:

- тематическая направленность - 2 балла;

- мастерство исполнения и музыкального сопровождения - 5 баллов;

- оригинальность выступления - 2 балла;

- авторство - 2 балла;

- + дополнительный балл зрительских симпатий - 1 балл.

Команды победительницы определяется по наибольшему количеству набранных баллов.

  1. КОНКУРС СТЕНГАЗЕТ.

В течение часа, после финиша на «Экстремальном маршруте» команды

предоставляют стенгазеты ( формат А 4 ) отражающие интересные события во время соревнований и из жизни команды в целом. ( разрешается использование домашних заготовок ). Бумага, фломастеры, карандаши предоставляются жюри.

При подведении итогов оценивается:

- содержание,умелый отбор и точность фактов, объективность, целостность –10 б.

  • использование газетных жанров ( репортаж, интервью ) – 10 б.

  • выразительность изложения, эмоциональность – 5 б.

  • оперативность – 8 б.

  • грамотность – 5 б.

  • оформление – 5 б.

  • находчивость – 5 б.

Команды победительницы определяются по наибольшему количеству набранных баллов.

Для проведения конкурсной программы и подведения итогов создается «жюри» из представителей команд, согласно жеребъевке, проведенной после торжественного построения.

Победители конкурсной программы награждаются грамотами и дипломами.

  1. Волейбольный турнир

Команды, занявшие 1-3 места награждаются Грамотами.









































Приложение №1

Торжественное построение.


  1. Звучит музыка.


  1. Построение команд – участниц.


  1. Главный судья соревнований Павлов Ю.В. отдает команды «Ровняйсь!», «Смирно!».


  1. Командиры сдают рапорта о готовности команд к соревнованиям.


  1. Павлов Ю.В. предоставляет право зажечь костер (символ игры – соревнований) капитану команды Паревской оош (победительницы прошлогодней игры) и капитану Кулевчинской оош (впервые принимающей участие). Факелы капитаны получают из рук представителя областного пожарно – спасательного отряда Серегина С.В.


  1. Главный судья представляет слово гостям:

- Королёву А.А. - заместителю главы администрации Инжавинского района

- Серёгину С.В. – спасателю областного пожарно – спасательного отряда

- Трапезниковой Т.С. - специалисту районного отдела образования.


  1. Слово предоставляется методисту, который коротко напоминает участникам

Условия проведения игры.


  1. Павлов Ю.В. представляет главных судей этапов и объявляет о завершении построения.


  1. Команды под музыку покидают поляну.


















Приложение №2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Инжавинский РЦДО «Радуга»»


СОГЛАСОВАННО

главный судья соревнований

Ю.В Павлов


УТВЕРЖДАЮ

директор учреждения

Т.В. Трухина


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ


УЧАСТНИКАМ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:

1. Покидать территорию лагеря без разрешения руководителя.

2. Использование петард и др. взрывчатых предметов и веществ.

3. Курение и распитие спиртных напитков.

За перечисленные нарушения одним участником - команда снимается с соревнований.


КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Все колющие и режущие предметы должны быть зачехлены.

2.У костра работают только в одежде (в брюках, рубашке с длинными рукавами и ботинках ).

3. Не разрешаются игры связанные с бросанием ножей, топоров, колышков.

4. Не разрешается лазанье по деревьям, перепрыгивание через рвы, канавы поваленные деревья и т.д.

НА МАРШРУТЕ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:

  1. Разделение группы;

  2. Сход с указанного маршрута без уважительной причины;

3. Срыв маркировки;

4. Создание помех движению других команд.

Если произошел несчастный случай, прекратите движение и немедленно сообщите о случившемся судье на ближайшем этапе.

Помни: любой крик - это крик о помощи!


РУКОВОДИТЕЛЬ должен строго следить за соблюдением дисциплины и правил ТБ всеми участниками. Руководитель не имеет права выпускать участника на дистанцию, если есть обоснованные сомнения в обеспечении его безопасности. Руководитель не должен покидать место расположения команды без уважительной причины; не должен допускать передвижение по территории лагеря на автотранспорте.











Приложение №3



В судейскую коллегию

зональной игры – соревнований

по поисково – спасательным работам

«Норд – Икс»



З А Я В К А


От команды ______________________________________________

( название учебного заведения )


№№

п.п.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ,

ОТЧЕСТВО

год

рождения

роспись в знании Т Б и умении плавать

виза врача

1





2





3





4





5





6





7





8






Всего к соревнованиям допускаю ________ человек ________________




М.п. Врач __________________



Руководитель команды __________________________________

( фамилия, имя, отчество )



м.п. Директор образовательной организации _____________________

( подпись )

_______________________________________________________________

( расшифровка подписи)





Приложение №4


Угловой штамп или типовой бланк


С П Р А В К А

Настоящей справкой удостоверяется, что со всеми ниже перечисленными членами команды _________________________________, проведен инструктаж по следующим темам:

  1. правила поведения во время соревнований и на маршруте;

  2. инструкция по охране труда при перевозке детей автомобильным транспортом

  3. техника безопасности при организации бивуака;

  4. пожарная безопасность;

  5. правила поведения при угрозе и осуществлении теракта;

  6. охрана природы.

п.п.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

Личная подпись членов команды,

с которыми проведен инструктаж

1



2



3



4



5



6



7



8


















Инструктаж проведен ____________________________________________

( фамилия имя, отчество проводившего инструктаж, должность)

подпись проводившего инструктаж ________________________________

руководитель команды ___________________________________________

( Ф. И. О. полностью )

заместитель руководителя _________________________________________

( Ф.И.О полностью )

приказом № ______ от________ назначены ответственными за жизнь, безопасность и здоровье вышеперечисленных членов команды.



М. П.


Директор образовательной организации ______________________________________



Приложение №5










Приложение №6

Приложение №7


Образец

игра – соревнование по поисково - спасательным работам

« Норд – Икс»


ЗАЧЕТНО – МАРШРУТНАЯ КАРТОЧКА


КОМАНДА _______________________________ школы

Время старта ___________ Фактическое время___________

Время финиша __________ Контрольная время __________

Общее количество баллов ______________



ПРОХОЖДЕНИЕ ЭТАПОВ МАРШРУТА


ЭТАП

Количество баллов

Максим.

Фактич.

1

Вязка узлов

4


2

а

б

Лыжная техника

спуск с торможением

подъем



3

« Охотник»



4

а

б

в

г

« Следопыт»

определение следов

определение сторон света

«следопытство»

задание на внимание


1

1

4

1.8


5

а

б

в

« Выживание»

разжигание костра

устройство убежища

первая помощь

+ 1

3

4

1


6

а

б

в

г

Медицина

первая доврачебная помощь

средство транспортировки

транспортировка пострадавшего

МКС


2

3

2

1


7

Завал



8

Переправа

1 + 6


9

Ориентирование


















30