Неделя Л.Брайля
Игра-соревнование
«Лабиринт с белой тростью»
«Наши глаза»
ОГБОУ «Спец.(коррекцион.) общеобр.
шк-инт №26»
Январь 2014г.
Цели и задачи:
Привитие навыков здорового образа жизни, сохранение хорошего зрения
детей, развитие всех органов чувств ребёнка.
Оборудование:
Компьютер,, музыка, школьные принадлежности.
Ход игры:
Дети по лабиринту «змейкой» заходят в класс. У двери они получают
жетоны с точечным шрифтом, определяющий — в какой команде будет
играть ученик. (А и Б или 1 и 2)
Воспитатель:
Ребята! Я недавно была в Москве на выставке сверхсовременных
фотоаппаратов. Там показали чудесный аппарат, с помощью которого
можно делать свыше 20 снимков в секунду! Но это не главное — каждый снимок моментально появляется перед глазами и сразу готов к использованию...
Но и это ещё не всё — аппаратом можно пользоваться беспрерывно
только в течение 15-16 часов в сутки, а затем у него наступает нечто вроде утомления и на 8-10 часов он совершенно перестаёт действовать...
Но самое главное в этом аппарате то, что все те снимки, которые он успевает сделать за сутки (а их свыше миллиона!) почти не занимают места...
А аппарат беспрерывно фотографирует уже много-много лет и все эти
снимки могут поместиться в маленьком компьютере размером с
напёрсток... И достаточно только сильно захотеть увидеть нужный вам снимок,
как он уже перед вашими глазами!
Но ещё чудеснее то, что, когда я попросила на выставке один такой аппарат, чтобы показать его вам, мне сказали, что у каждого из нас есть
такой аппарат и не один, а два!
Догадались ли вы — о каких аппаратах я вам рассказала?
Эти волшебные аппараты — это наши глаза!
Я говорила вам, что аппарат делает свыше 20 снимков в секунду,
а точнее — 24. Когда вы смотрите кинофильм — ваши глаза воспринимают
24 кадра...
Однако наши глаза больше 15-16 часов нормально работать не
могут, им надо отдохнуть во время сна...
Миллиарды снимков, сделанных вашими глазами, почти не занимают места, они запечатлелись в маленьком компьютере — головном мозгу и
достаточно только некоторого усилия, чтобы извлечь из памяти нужное
вам изображение...
А ну-ка, испытаем сейчас наши чудесные аппараты!
Мысленно представьте себе, как вы подходите к своему дому, открываете
дверь, входите в подъезд, поднимаетесь на свой этаж, открываете
квартиру, входите в комнату...
Осмотритесь: сколько предметов вы видите, какие подробности встают
перед вашими глазами... Всё это тысячи накопленных в вашем мозгу «снимков»,
которые появляются при первом вашем требовании.
И так всю жизнь, изо дня в день, вы фотографируете всё, что вас окружает,
у вас накапливается бесконечно много «снимков», которыми вы часто
пользуетесь, даже не замечая этого.
Вот какие чудеса творятся в нас самих, а мы говорим только о глазах-
о сотой, тысячной части тех сокровищ, которыми мы обладаем...
А чтобы глаза наши видели хорошо и чтобы зрение наше не снижалось,
нам чаще надо делать
упражнения для глаз:
(сидя)
Откинуться на спинку стула — вдох
Наклониться вперёд — выдох (5-6 раз)
-»- сильно зажмуриться
-»- прикрыть веки
-»- открыть веки (по 5-6 раз)
(руки на пояс)
Повернуть голову вправо — посмотреть на локоть правой руки
-»- влево - -»- левой руки
(стоя)
Голова неподвижна
Быстро моргать (1-2 мин.)
Поднять глаза вверх — вниз
влево- вправо (3-4 раза)
Посмотретть вдаль (2-3 сек.)
Перевести взгляд на кончик носа 3-5 (4-6 раз)
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек - вдох
Открыть - выдох (6-8 раз)
Ребята! Давайте подумаем, как человек общается с окружающим миром?
-Мы видим, что нас окружает вокруг, слышим пение птиц, шелест листьев, мы изучаем предмет, прикоснувшись к нему руками, чувствуем запах, пробуем на вкус...
5 органов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Чтобы все органы чувств работали у нас хорошо — сейчас мы
проведём «ИСПЫТАНИЯ»
Но сначала нам надо продолжить путь по нашему лабиринту.
Здесь - небольшое «БОЛОТО»...
Его надо преодолеть. Давайте пройдём его
«ПО КОЧКАМ»
Итак, мы делаем «привал» и проведём
игры с завязанными глазами
Видеть в игре вы не сможете, но на подмогу зрению моментально
явится масса помощников. Заметьте, как при этом обострится ваше внимание,
о скольких деталях разных предметов, мимо которых, не замечая, вы обычно
проходите, вы вспомните — насколько чувствительнее станут ваши пальцы,
каким осторожным, рассчитанным станет каждое ваше движение...
Уговоримся вот о чём: тот, кто после игр сумеет подробнее рассказать о
своих ощущениях, получит более высокую оценку, чем тот, кто просто
будет побеждать в играх...
Сейчас вы должны будете кое-что сделать с закрытыми глазами.
Проследите, как будут действовать ваши руки, как изменятся ваше внимание, осязание, слух и расскажите нам об этом.
Итак, все зажмурились (держите глаза плотно закрытыми,
иначе вы ничего не почувствуете) и достаньте из сумок
учебник русского языка
и положите его на парту.
А сейчас с зажмуренными глазами достаньте ручку и опять очень
внимательно проследите, как вы это делаете...
Ну, кто хочет рассказать, что он почувствовал, заметил нового,
необычного, когда действовал с закрытыми глазами?
(2-3 уч. Рассказывают)
Воспитатель обобщает их высказывания и говорит:
«настораживаются»: напрягается внимание (он старается представить себе
подробности окружающих его предметов, обостряется слух, осязание,
человек начинает ощущать материал, из которого сделана каждая вещь,
движения его становятся осторожными и рассчитанными.
Но нам надо продолжать путешествие по лабиринту...
На нашем пути опасная отвесная ...стена! Нам надо её пройти
и не свалиться в пропасть...
( команды проходят по «ОТВЕСНОЙ СТЕНЕ»)
Мы снова делаем остановку, чтобы провести следующее испытание.
Кто лучше нарисует?
2 команды,
По 1 игроку выходят к доске, завязывают глаза.
Воспитатель диктует:
по 1 дереву с каждой стороны дома.
(У кого лучше получилось — получает «звёздочку»
Выходят другие представители команд.
Воспитатель диктует:
- Нарисуйте дом (прямоугольник), крышу, слева — окно, потом-
дверь, дерево с правой стороны, трубу на крыше...
( Снова подводятся итоги )
Чтобы дойти до конца лабиринта, нам надо «проползти» это страшное место...
( Дети преодолевают эту преграду)
Воспитатель раскладывает 5 разных предметов на столе. (В 2 экземплярах)
Выходят по 1 игроку, завязывают глаза и по команде собирают предметы себе в коробку в том порядке, который указывает ему воспитатель.
Ведущий меняет расположение тех же предметов и их должны собрать
по очереди другие игроки...
(Кто делает это точнее — получает «звёздочку»)
Я предлагаю вам немножко отдохнуть....
Физкультминутка
Звучит нежная музыка.
Воспитатель: А теперь, ребята, включим наши маленькие компьютеры
и представим, что сейчас светит яркое летнее солнышко, на дворе лето...
Мы идём на прогулку. Узенькая тропинка привела нас к зелёному лугу...
Травка укрыла землю зелёным ковром, украшенным яркими летними цветами.
Давайте раззуемся и пойдём босиком по мягкой травке...
А какое тёплое солнышко! Подставим наши щёчки нежному солнышку,
оно наполняет нас своим теплом, хочется шагать навсречу солнышку!
А вот журчит небольшой ручеёк...
Давайте зайдём в воду, почувствуем её освежающую силу..., как
приятно шагать по мягкому песочку...
Солнце и вода уносят от нас усталость, тяжесть, плохое настроение
и наполняет нас силой, энергией, хорошим настроением, здоровьем!
А сейчас нас ожидает последнее испытание.
Как хорошо вы знаете карту?
Сможете ли вы показать все материки, которые есть на Земле? (Да!)
Мы с Галиной Вяч. не сомневаемся в этом.
Но сегодня их надо показать с завязанными глазами...
(Команды по очереди подходят к карте и показывают материки.
У кого получается точнее, получают «звёздочку»)
Подводятся итоги. Считаются количество звёздочек, полученных
каждой командой. Из «звёздочек» команды составляют большую ЗВЕЗДУ, которая будет вести их по жизни.
Поздравления победителей и пожелания играть в такие игры, чтобы
развивались все органы чувств.