СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игра "Умники и умницы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по химии для учащихся 10 класс. 

Просмотр содержимого документа
«"Игра "Умники и умницы"»

Интеллектуальная игра

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»


Предлагаемая разработка по химии и биологии рассчитана для учащихся 10-11 классов. Мероприятие дает возможность учащимся применять полученные знания и умения на уроках, для безопасного использо­вания веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В разработке особое внимание уделяется развитию сотрудничества между педагогом и учащимися, учебный материал строится вокруг знаний ребёнка. Всё это даёт учащимся возможность развивать рефлексивные возможности и овладевать способами самосовершенствования, понимать роль химии и биологии в системе наук о природе.

Мероприятие формирует и развивает интерес к предметам химии и биологии и другим наукам, активизирует познавательную деятельность и способствует более глубокому усвоению изученного материала учащимися на уроках и во внеклассных мероприятиях.


Основной текст работы


Цель игры: повторить, углубить и расширить знания учащихся по химии, биологии, экологии.

Дидактические задачи:

систематизация биолого-эколого-химических знаний; расширение кругозора учащихся.

Развивающие задачи:

формирование и развитие познавательного интереса к предметам; развитие эрудиции, умений сравнивать и сопоставлять.

Воспитательные задачи:

повышение уровня эстетического воспитания обучающихся; формирование навыков, коллективной работы, в сочетании с самостоятельностью обучающихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, вопросы проецируются на экран; дорожки красного, желтого и зеленого цветов; «Ордена»; карточки с заданиями; памятные призы для финалистов и победителя игры.

Правила игры

Игра построена по типу популярной телепередачи. Чтобы отобрать участников I тура проведем отборочный тур, кто первый поднимет руку и правильно ответит на заданный вопрос, получит «Орден умника», на обдумывание дается 30 секунд. Следить за тем, кто первый поднимет руку или оценить полноту и правильность ответа приглашается жюри.

Участникам игры предлагается выбрать дорожку по цвету; красную, желтую или зеленую. На желтой дорожке участник получает 2 вопроса, но нельзя ошибаться; на зеленой - 3 вопроса, но есть право на 1 ошибку; на красной - 4 вопроса и можно допустить 2 ошибки. Первый выбирает дорожку тот, у кого больше «Орденов», второй (по числу «Орденов») выбирает одну из двух оставшихся дорожек, а третьему достается оставшаяся дорожка. Если участники не отвечают на вопрос, то вопрос передается в зал - теоретикам и правильно ответивший в зале получает «Орден умника». Вопросы по одному задаются в такой последовательности: участнику на красной дорожке, участнику на зеленой, на желтой и т.д. Если участник на желтой дорожке ошибается, то он возвращается в зал к теоретикам, также участник, на зеленой дорожке допустивший 2 ошибки возвращается в зал. Участник на красной дорожке ошибившись 3 раза, также возвращается к теоретикам. Если в туре несколько человек выходит в финал, то задается вопрос и кто первый правильно на него ответит, то и выходит в финал.

Ход мероприятия

I. Выбор тройки игроков

1. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. (Экология)

2. Химические вещества, способствующие возникновению у живых организмов онкологических заболеваний (Канцерогены)

3. Химические вещества, вызывающие генетические изменения (мутации) у живых организмов (Мутагены)

4. Чем хросомный набор женщины отличается от хромосомного набора мужчины? ( У мужчин 23 пары хромосом ХУ, у женщин 23 пары хромосом XX)

5. Игра антонимы. Вставьте пропущенные слова:

Окислитель -

Донор электронов-…….

Кислотные свойства -...

Адсорбция -

Анод-…..

Анион-…..

Металл-…..

Исходные вещества -

(Окислитель - восстановитель Донор электронов - акцептор Кислотные свойства -основные свойства Адсорбция - десорбция Анод - катод Анион - катион Металл - неметалл Исходные вещества -продукты реакции)

6. Какое деление сопровождается уменьшением числа хромосом в 2 раза. (Мейоз)

7. Кровь, какой группы можно перелить человеку с IV группой? (I,II,III,IV)

8. Почему стеклянная палочка через некоторое время может стоять в стакане, в который налили силикат натрия и соляную кислоту, вертикально, не падая?

(В результате взаимодействия силиката натрия и соляной кислоты получилась кремниевая кислота, которая под действием свободных превращается в вязкую массу - студень)

9. Может ли в семье, где у отца 4 группа крови, а у матери 2, родиться ребенок с 1 группой крови? (Нет, только со 2 и 3)

10. Какая соль, кроме поваренной, применяется при изготовлении кондитерских
изделий? (Гидрокарбонат натрия, пищевая сода)

11. Природные катализаторы, присутствующие во всех живых клетках (Ферменты)

12. Этот элемент алхимики обозначали тонким серпиком Луны. Его называли «лунным» металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла используют при чеканке медалей, почетных значков. Этот металл лучше других проводит электрический ток, убивает микроорганизмы в воде. (Серебро)

13. Почему картофельные клубни зеленеют на свету?

(Лейкопласты превращаются в хлоропласты, т.к. пластиды могут взаимопревращаться)

14. Он был ученым-энциклопедистом.
Его любимой областью была химия, особенно теоретическая, или, как он ее называл, физическая химия. Основой научного мировоззрения его была корпускулярная философия. (М. В.Ломоносов)

15. Кто является основоположником науки генетики?

( Грегор Мендель)

16. Как называется заболевание, связанное с трисомией в 21 паре хромосом?

(Болезнь Дауна)

Мы выбрали трех участников I тура и теперь начинаем игру


Задание для выбранной тройки игроков:


Найдите ошибки в тексте. «Вы знаете состав морской воды? ... в ней хлористый натрий. Далее, в ней содержатся в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, серная кислота ...»

Ответ: серной кислоты в морской воде нет.


Жюри определяет количество ошибок в тексте. Игроки выбирают дорожки.


II. Игра первой тройки игроков на дорожках.

1 огон

Красная

Какое из органических веществ является наиболее энергоемким? (Жир)

Зеленая

Какие органы чувств используют химики в качественном анализе?

(Зрение, обоняние, и гораздо реже вкус и осязание)

Желтая

В юности он усердно трудился в химической лаборатории при лондонской больнице. Проучившись два года, покинул колледж, чтобы сосредоточиться на прикладной химии, анатомии и юриспруденции. В результате в Лондоне появился единственный и неповторимый детектив-консультант. (Шерлок Хате)

Красная

Что называют биосинтезом?

(Образование в клетке сложных органических веществ из более простых)

Зеленая

Назовите три важнейшие глобальные экологические проблемы человечества.

(Парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди)

Желтая

Лао - цзы утверждал, что она « самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». О каком веществе идет речь. (H2О)

Красная

Назовите не менее 7 элементов, которые называют элементами жизни. Почему их так называют? (С, О, Н, N, Р, Са, Fe и другие)

Зеленая

Какой фермент расщепляет белки, жиры? (белки - пепсин, жиры - липаза)

Красная

Отец болен гемофилией. Мать здорова генотипически. Могут ли у них родиться дети, больные гемофилией?

(Нет. Могут родиться девочки, носительницы гена гемофилии, но фенотипически они здоровы)

Зеленая

Какая нуклеиновая кислота является матрицей для построения молекулы белка? (и-РНК)

Красная

В природе - минералы: кварц, кристаллоболит. Не растворяется в воде, кислотах (за исключением плавиковой). Используется в производстве клеев, смазочных материалов, кварцевого стекла. Монокристаллы - драгоценные камни (горный хрусталь, аметист) (SiO2)

Подведение итогов игры. Вопросы зрителям

1. Страна, в которой был принят первый в истории закон об охране окружающей среды. (Англия)

2. Химические вещества, выделяемые растениями и способные убивать
болезнетворные микроорганизмы. (Фитонциды)

3. Кто и в связи, с чем высказал следующее: «Все перемены в натуре случающиеся, суть такого состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому»? (Выражение принадлежит М.В.Ломоносову. Об этом он писал Л.Эйлеру в 1748 г., а позже в сочинении «Рассуждения о твердости и жидкости тел» (1750 г) Это выражение представляет собой формулировку закона сохранения массы веществ)

4. Какой казахский ученый стал инициатором создания Красной Книги РК?

(Аркадий Александрович Слуцкий)

5. Известный Советский химик академик Академии наук Казахской ССР, автор «Обобщенной теории кислот и оснований» (Михаил Ильич Усанович)


Подведение итогов игры и награждение игроков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!