СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Умники и умницы" по творчеству А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить и как внеклассное, и как урок внеклассного чтения по произведениям Пушкина.В игровой форме, с весёлыми Орденами урок проходит плодотворно: учащиеся показывают хорошее знание текста, умение выборочно пересказывать, анализировать, делать выводы, обыгрывать ситуации и так далее.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Умники и умницы" по творчеству А.С.Пушкина»

4



Разработка учителя Кировской гимназии

Лаврухиной Галины Алексеевны

Литературный конкурс
«Умники и умницы»
по произведениям А.С. Пушкина
«Арап Петра Великого» и «Пиковая дама»


Вступительное слово учителя.


  1. Пушкин – основоположник современного русского языка, русской классической литературы.

  2. Задачи конкурса:

    • углубить знания учащихся о творчестве писателя;

    • проверить глубину постижения двух произведений, самостоятельно прочитанных;

    • выявить наиболее внимательных читателей;

    • вызвать интерес к дальнейшему знакомству с творчеством
      А.С. Пушкина.

  3. Особенности конкурса «Умники и умницы», его правила. Связь первой повести с самим Пушкиным (Ибрагим – арап – прадед Пушкина).


Ход мероприятия


  1. Предварительный конкурс-разминка, определяющий первую тройку участников.

    1. «Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. Богатство, любезность, слава, таланты, самая странность – все, что подавало пищу любопытству или обещало удовольствие, было принято с одинаковой благосклонностью. Женщины царствовали, но уже не требовали обожания. Поверхностная вежливость заменила глубокое почтение».
      - О каком обществе говорится в этом отрывке из повести «Арап Петра Великого!?

    2. Кто был примером такого образа жизни для парижан?

    3. Отговаривая Ибрагима от отъезда в Россию, герцог Орлеанский сказал, что долговременная его жизнь во Франции делает для него ближе Францию, а не Россию, тем более что он «проливал свою кровь» за эту страну.
      - Что подразумевал герцог, говоря такие слова?

    4. В какое время года прибыл арап Ибрагим в Россию?

    5. Какие романы не любила старая графиня из «Пиковой дамы»?

    6. Охарактеризуйте Германна по его отношению к карточной игре: кто он – игрок, наблюдатель или шулер?

    7. Назовите национальность Германна.

  2. Вызов игроков для І агона (по большему количеству Орденов Шелкового Умника за конкурс-разминку)
    А. Распределение дорожек:
    представьте, что это вы – арап Ибрагим, и вам предстоит отправиться в Россию. Выскажите свои мысли и чувства по поводу предстоящего отъезда (высокий ариапаг должен определить, кто выбирает дорожку 1, а кто 2, 3.)


Задание для 1 агона


  1. Сколько времени занял переезд Ибрагима из Парижа в Россию, в Петербург?

  2. Какой вид транспорта использовал Ибрагим для переезда в Россию?

  3. Назовите помещение, в котором состоялась первая встреча Ибрагима с Петром І после приезда в Россию.

  4. Какое отношение и кто из героев «Пиковой дамы» имеет к одному из героев «Арапа Петра Великого»?
    Кто? К кому? Какое отношение?

  5. Каким образом графине удалось вернуть проигранную сумму герцогу?

  6. Расскажите об обычном режиме дня Перта І ( по „Арапу . . .”).

  7. Выберите на реквизитном столике то, чем угощали вновь прибывших гостей на приеме у государя - Петра І, так называемой ассамблее.

  8. За каким занятие на этой ассамблее застал Корсаков Петра І?

  9. За что и как был наказан Корсаков на ассамблее? Выберите на реквизитном столике «орудие наказания».

  10. Какого угощения попросил царь Петр, когда приехал в гости к Гавриле Афанасьевичу Ржевскому?

  11. Кто был посредником между Пертом І и арапом Ибрагимом, жившим в Париже?

  12. Какие отношения были у старой графини с мужем, когда он был жив? (По «Пиковой даме»).


Задания для ІІ агона

Выбор дорожки – Вы – Петр І. Продемонстрируйте реакцию государя на наказание Корсакова во время ассамблеи.

  1. В чем упрекнул Петр І Корсакова на ассамблее, чем пригрозил за это?


Инсценировка отрывка (стр. 19-20 – собр. соч. в 10-ти томах)


Задание по инсценированному отрывку.

  1. Почему Корсаков чувствовал себя в Петербурге «совершенным чужестранцем»?

  2. Передавая от парижских знакомых поклоны Ибрагиму, Корсаков сказал, что они жалеют об отсутствии Ибрагима в столице Франции. Как же относились к арапу в Париже?

  3. Прослушайте 3 вида музыки и скажите, под какую из них могли проводиться церемониальные танцы на ассамблее у Петра І? Аргументируйте свой выбор. (Дать в грамзаписи или фортепиано.)

  4. Пушкин сказал, что Лизавета Ивановна, воспитательница старой графини, была «домашней мученицею». Почему он ее так назвал?

  5. Какой особой чести был удостоен пленный швед за столом у Гаврилы Афанасьевича, когда приехал Петр Великий?

  6. Что надо изменить в рисунке, чтобы он стал выражать точно то, что приснилось Германну, когда он мучительно боролся с соблазном выведать тайну трёх карт у графини?

  7. Кого характеризовал один из пушкинских персонажей следующим образом: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»?

  8. Как арап Ибрагим надеялся «приобрести дружбу» в семейной жизни, собираясь жениться на Наталье Гавриловне по рекомендации царя?

  9. Какие слухи ходили о Сен-Жермене – человеке, открывшем графине тайну трех карт?

  10. Какие выводы сделали в обществе из того факта, что Германн упал у гроба графини?

  11. Какую сумму выиграл Германн в первый вечер? Во второй вечер?


Задания для ІІІ агона.

Выбор дорожки – Вы – Германн. Расскажите о Вашем душевном состоянии в те часы, когда Вы, спрятавшись в кабинете графини, ожидали ее приезда с бала.

  1. Татьяна Афанасьевна, сестра Ржевского, выразила свое отношение к тогдашней моде так: «Нынешние наряды на смех всему миру. . . Сущие мученицы, мои голубушки!».
    -Что ее заставило так отозваться о моде?

  2. Какие из предложенных пословиц и афоризмов встречаются в произведении «Арап Перта Великого»? (Предложить 11-12 вариантов, написанных на ватмане.)

  3. Выберите на реквизитном столике те предметы, которые денщик Петра І всегда возил за государем и которыми тот всегда пользовался в гостях.

  4. Какую должность в доме Гаврилы Афанасьевича Ржевского занимала женщина, которая при появлении перед хозяином и гостями сказала: «Наряжалась, кум, для дорогих гостей, для божия праздника, по царскому наказу, по боярскому приказу, на смех всему миру, по немецкому маниру.»?

  5. Гаврила Афанасьевич сказал: «Дура Екимовна уморительно его передразнивает». И заставил ее показать это представление гостям.
    Инсценирование действий Екимовны - стр. 27.
    -Кого таким образом представила Екимовна?

  6. Выбрать на реквизитном столике предметы, которые были элементами убранства старой графини, вернувшейся домой с бала в роковую ночь.

  7. С какой целью отправился Германн на похороны старухи?

  8. Почему Германн упал на похоронах графини?

  9. Чем дальнейшая жизнь Лизаветы Ивановны похожа на жизнь старой умершей графини?

  10. Был ли Германн верующим человеком?

  11. На кого, в представлении Германна был похож этот человек? (Рисунок – «пузатый мужчина»)
    Или:
    Кем представлялся туз в снах Германна?

  12. Как вели себя на похоронах графини ее родственники: дети, внуки и правнуки?


Финал


Розыгрыш дорожек: Вы – Германн. Известно, что Вы живете своим трудом (инженер), на свое жалование. Что Вы считаете необходимыми условиями для умножения капитала?

  1. Выберите из предложенных (на листах) слов то, которое представляет собой прозвище карлицы, жившей у Ржевских и «самовластно управлявшей» их домом.

  2. Что советовал Петр І арапу, чтобы тот завоевал благосклонность будущего тестя?

  3. Какое прозвище дал Гаврила Афанасьевич Ржевский Корсакову за его щегольство?

  4. Какие планы строил Германн после того, как призрак графини открыл ему тайну трех карт?

  5. Выберите среди предложенных Вам фотографий и картинок ту, на которой изображено платье, похожее на платье графини, которое увидел на ней Германн, подстерегавший ее в кабинете. Аргументируйте свой выбор.

  6. Выберите на реквизитном столике предмет, который помог Германну выбраться из дома графини после ее ужасной смерти.

  7. При каком условии мертвая графиня, явившаяся к Германну в ночь после ее похорон, согласна была простить ему свою смерть?

  8. Как сложилась судьба Германна после его игры в карты?

  9. Какое слово и почему выкрикнул Германн, когда вместо предполагаемого туза увидел пиковую даму?

  10. Как пытался Германн заглушить внутреннее волнение после похорон графини?

  11. В какое время года умерла старая графиня?

  12. Какое воспитание получила невеста Ибрагима - Наталья Гавриловна?


ІІІ. Подведение итогов конкурса.


Награждение и чествование победителей грамотами и призами. Выставление оценок всем, кто активно участвовал в конкурсе.