СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Знатоки музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю конспект внеклассного мероприятия "Знатоки музыки" Цель: обобщение и систематизация изученного материала в систему знаний необходимых для творческого процесса создания художественного образа музыкального произведения.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Знатоки музыки"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

г. ОЗЁРСКА» КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ









Игра-викторина

«Знатоки музыки»











Выполнила Ашлапова Татьяна Викторовна

Преподаватель 1 квалификационной категории











г. Озёрск

2017 год







Конспект


Тема: «Средства музыкальной выразительности».

Предмет: фортепиано, синтезатор.

Форма проведения: игра-викторина.

Тип урока: урок рефлексии

Класс: первый

Цель: обобщение и систематизация изученного материала в систему знаний необходимых для творческого процесса создания художественного образа музыкального произведения.


Задачи:


Обучающие

1. Закрепить специальные умения и навыки (исполнительских способов и приёмов, понятий средства музыкальной выразительности).


Воспитывающие

1.Формировать личность грамотного пианиста, обладающего музыкальной эрудицией, понимающего, что терминология является средством к достижению музыкального образа.

Развивающие

1. Создать условия для развития навыков позитивного общения в процессе совместной игровой деятельности.


Средства обучения: рояль, репертуар учащихся, мультимедийный проектор, ноутбук, ПО PowerPoint, презентация «Знатоки музыки»


Ход игры:



Слайды

Деятельность преподавателя


Деятельность учащихся

Организационный момент. (2мин)

Цель: организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению игровых заданий.


1

Рассказывает

Сообщение темы, цели игры. Состав команд.

Делятся на команды.

2

Объясняет

Правила игры: в игре участвуют две команды. Команды по очереди выбирают вопрос. На обсуждение вопроса команде даётся 30 секунд. Придя к определенному мнению, спикер команды оглашает ответ. Если выпала «Музыкальная пауза», один из участников команды получает право исполнить любое произведение из выученного репертуара (свободный выбор). Если дан не правильный ответ, – ход переходит к другой команде. Игра заканчивается, когда все вопросы открыты. Вопросы распределены по номинациям: «Длительности», «Динамика», «Штрихи», «Альтерация», «Разное». Все вопросы викторины закрыты - выбор случайный. В каждой номинации пять вопросов. Вопрос оценивается в баллах от 10 до 50, количество баллов зависит от сложности вопроса.


Задают вопросы


2. Этап актуализации учебных действий (35 мин)

Цель этапа: повторение и закрепление музыкальной терминологии.

Пробное прослушивание экзаменационной программы учащихся.

Номинация «Длительности нот и пауз»

3

Читает вопрос

Какая длительность короче: четвертная или целая?

Выслушивает ответ

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Правильный ответ: четвертная

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос.

4

Читает вопрос

Что обозначает точка справа от ноты?

Выслушивает ответ.

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде.

Правильный ответ: увеличивает длительность ровно на её половину

5

читает задание

Найдите ошибку

Выслушивает ответ

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Правильный ответ: ошибка в правописании восьмой паузы

6

Задаёт вопрос-«провокацию»

Какая длительность длиннее

Выслушивает ответ,

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Правильный ответ: Они равны


7

Педагог наблюдает, слушает исполнение

Музыкальная пауза

участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор)

Слушание музыки

Номинация «Динамика»

8

Педагог читает вопрос.

Назовите инструмент, название которого состоит из динамических оттенков.

Выслушивает ответ,

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Правильный ответ: фортепиано

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос.

9

Задаёт вопрос

Какой знак лишний

Выслушивает ответ,

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Правильный ответ: реприза


10

Педагог читает вопрос

Распределите динамические оттенки в порядке звукового усиления.

Выслушивает ответ

Предлагает проанализировать

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде


Правильный ответ: пианиссимо, пиано, меццо пиано, меццо форте, форте, фортиссимо

11

Читает задание

Замените динамические оттенки словами и прочитайте текст:


Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. всегда он ходил, настойчиво кушать просил.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто, затеял он с мышами бой. крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши взмолились,– Ох, пожалей, пощади, сделай милость! (Е. Королёва)

Выслушивает ответ,

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. Правильный ответ:

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил, громко настойчиво кушать просил.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто, затеял он с мышами бой. Очень громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились,– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!


12

Педагог наблюдает, слушает исполнение Музыкальная пауза

участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор)

Прослушивание произведения

Номинация «Штрихи»

13

Педагог читает задание:

Перечислите основные способы звукоизвлечения.

Выслушивает ответ,

демонстрирует правильный вариант ответа на слайде

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. Правильный ответ: легато, нон легато, стаккато


14

Педагог задаёт вопрос:

Что обозначает точка над нотой или под нотой?

Наблюдает, слушает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде.

Правильный ответ: играть отрывисто

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос.

15

Педагог задаёт вопрос:

Как называется этот знак

Наблюдает, слушает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде.

Правильный ответ: лига


16

Педагог читает задание:

Установите соответствие: не связно, стаккато, легато, нон легато, отрывисто, связно.

Наблюдает, слушает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде.

Правильный ответ: стаккато-отрывисто нон легато-не связно;

легато-связно

17

Наблюдает, слушает

Музыкальная пауза


участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор)

Слушание

Номинация «Альтерация»

18

Педагог читает задание:

Назовите знаки альтерации.

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.

Правильный ответ: диез, бемоль, бекар

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос.

19

Музыкальная пауза

участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор)

Слушание

20

Педагог читает вопрос:

Чем отличаются ключевые знаки от случайных?

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.


Правильный ответ:

1. местоположением

2. действием

Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос.

21

Задаёт вопрос:

Что обозначают эти знаки?

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.

Правильный ответ: диез повышает ноту на полтона,

бемоль-понижает ноту на полтона,

бекар-отменяет диез и бемоль

22

Наблюдает, слушает

Музыкальная пауза

участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор)

слушание

Номинация «Разное»

23

Задаёт вопрос с выбором ответа.

Нотоносец – это:

- человек, который носит в папке ноты

- пять горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты

- подставка для нот

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.


Правильный ответ: пять горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты.



Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос.

24

Задаёт вопрос с выбором ответа.

Аппликатура – это:

- скорость исполнения произведения

- чередование длинных и коротких звуков

- удобный порядок пальцев при игре

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.

Правильный ответ: удобный порядок пальцев при игре.

25

Задаёт вопрос:

Кто изобрёл фортепиано?

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.

Правильный ответ: Бартоломео Кристофори

26

Читает вопрос:

Предшественники фортепиано

Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде.


Правильный ответ: Клавесин, клавикорд

27

Наблюдает, слушает

Музыкальная пауза

участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор)

Слушание

3. Этап подведения итогов. Рефлексия (3мин)

Цель: оценить результат собственной деятельности, деятельность команды. Выявить трудности, выявить причины возникновения трудностей. Этапы коррекции выявленных трудностей.



Педагог предлагает оценить учащимся

свою деятельность и команды.

Педагог наблюдает и направляет учащихся. Выслушивает ответы.

Определяет темы, которые нужно повторить каждому, даёт дифференцированное домашнее задание.

Самооценка, взаимооценка. Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения задания,

причины собственных затруднений.





Используемые источники:

  1. Королёва Е. Музыка в стихах и сказках. Москва, Просвещение; 1996 г.