г. Озёрск
1. Закрепить специальные умения и навыки (исполнительских способов и приёмов, понятий средства музыкальной выразительности).
1.Формировать личность грамотного пианиста, обладающего музыкальной эрудицией, понимающего, что терминология является средством к достижению музыкального образа.
1. Создать условия для развития навыков позитивного общения в процессе совместной игровой деятельности.
Слайды | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. (2мин) Цель: организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению игровых заданий. |
1 | Рассказывает Сообщение темы, цели игры. Состав команд. | Делятся на команды. |
2 | Объясняет Правила игры: в игре участвуют две команды. Команды по очереди выбирают вопрос. На обсуждение вопроса команде даётся 30 секунд. Придя к определенному мнению, спикер команды оглашает ответ. Если выпала «Музыкальная пауза», один из участников команды получает право исполнить любое произведение из выученного репертуара (свободный выбор). Если дан не правильный ответ, – ход переходит к другой команде. Игра заканчивается, когда все вопросы открыты. Вопросы распределены по номинациям: «Длительности», «Динамика», «Штрихи», «Альтерация», «Разное». Все вопросы викторины закрыты - выбор случайный. В каждой номинации пять вопросов. Вопрос оценивается в баллах от 10 до 50, количество баллов зависит от сложности вопроса. | Задают вопросы |
2. Этап актуализации учебных действий (35 мин) Цель этапа: повторение и закрепление музыкальной терминологии. Пробное прослушивание экзаменационной программы учащихся. |
Номинация «Длительности нот и пауз» |
3 | Читает вопрос Какая длительность короче: четвертная или целая? Выслушивает ответ демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Правильный ответ: четвертная | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. |
4 | Читает вопрос Что обозначает точка справа от ноты? Выслушивает ответ. демонстрирует правильный вариант ответа на слайде. | Правильный ответ: увеличивает длительность ровно на её половину |
5 | читает задание Найдите ошибку    Выслушивает ответ демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Правильный ответ: ошибка в правописании восьмой паузы |
6 | Задаёт вопрос-«провокацию» Какая длительность длиннее   Выслушивает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Правильный ответ: Они равны | |
7 | Педагог наблюдает, слушает исполнение Музыкальная пауза  | участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор) | Слушание музыки |
Номинация «Динамика» |
8 | Педагог читает вопрос. Назовите инструмент, название которого состоит из динамических оттенков. Выслушивает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Правильный ответ: фортепиано | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. |
9 | Задаёт вопрос Какой знак лишний  Выслушивает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Правильный ответ: реприза |
10 | Педагог читает вопрос Распределите динамические оттенки в порядке звукового усиления. Выслушивает ответ Предлагает проанализировать демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Правильный ответ: пианиссимо, пиано, меццо пиано, меццо форте, форте, фортиссимо |
11 | Читает задание Замените динамические оттенки словами и прочитайте текст: Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. всегда он ходил, настойчиво кушать просил. Кот как-то раз видит сон вот такой, будто, затеял он с мышами бой. крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши взмолились,– Ох, пожалей, пощади, сделай милость! (Е. Королёва) Выслушивает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. Правильный ответ: Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил, громко настойчиво кушать просил. Кот как-то раз видит сон вот такой, будто, затеял он с мышами бой. Очень громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились,– Ох, пожалей, пощади, сделай милость! |
12 | Педагог наблюдает, слушает исполнение Музыкальная пауза  | участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор) | Прослушивание произведения |
Номинация «Штрихи» |
13 | Педагог читает задание: Перечислите основные способы звукоизвлечения. Выслушивает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. Правильный ответ: легато, нон легато, стаккато | |
14 | Педагог задаёт вопрос: Что обозначает точка над нотой или под нотой? Наблюдает, слушает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде. | Правильный ответ: играть отрывисто | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. |
15 | Педагог задаёт вопрос: Как называется этот знак  Наблюдает, слушает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде. | Правильный ответ: лига |
16 | Педагог читает задание: Установите соответствие: не связно, стаккато, легато, нон легато, отрывисто, связно. Наблюдает, слушает ответ, демонстрирует правильный вариант ответа на слайде. | Правильный ответ: стаккато-отрывисто нон легато-не связно; легато-связно |
17 | Наблюдает, слушает Музыкальная пауза  | участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор) | Слушание |
Номинация «Альтерация» |
18 | Педагог читает задание: Назовите знаки альтерации. Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: диез, бемоль, бекар | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. |
19 | Музыкальная пауза | участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор) | Слушание |
20 | Педагог читает вопрос: Чем отличаются ключевые знаки от случайных? Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: 1. местоположением 2. действием | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. |
21 | Задаёт вопрос: Что обозначают эти знаки?   Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: диез повышает ноту на полтона, бемоль-понижает ноту на полтона, бекар-отменяет диез и бемоль |
22 | Наблюдает, слушает Музыкальная пауза  | участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор) | слушание |
Номинация «Разное» |
23 | Задаёт вопрос с выбором ответа. Нотоносец – это: - человек, который носит в папке ноты - пять горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты - подставка для нот Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: пять горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты. | Выбирают вопрос, обсуждают ответ, принимают решение, выбирают спикера, отвечают на вопрос. |
24 | Задаёт вопрос с выбором ответа. Аппликатура – это: - скорость исполнения произведения - чередование длинных и коротких звуков - удобный порядок пальцев при игре Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: удобный порядок пальцев при игре. |
25 | Задаёт вопрос: Кто изобрёл фортепиано? Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: Бартоломео Кристофори |
26 | Читает вопрос: Предшественники фортепиано Наблюдает за обсуждением, слушает ответ, демонстрирует правильный ответ на слайде. | Правильный ответ: Клавесин, клавикорд |
27 | Наблюдает, слушает Музыкальная пауза  | участник команды играет музыкальное произведение из своего репертуара (свободный выбор) | Слушание |
3. Этап подведения итогов. Рефлексия (3мин) Цель: оценить результат собственной деятельности, деятельность команды. Выявить трудности, выявить причины возникновения трудностей. Этапы коррекции выявленных трудностей. |
| Педагог предлагает оценить учащимся свою деятельность и команды. | Педагог наблюдает и направляет учащихся. Выслушивает ответы. Определяет темы, которые нужно повторить каждому, даёт дифференцированное домашнее задание. | Самооценка, взаимооценка. Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения задания, причины собственных затруднений. | |