СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игротека в кругу семьи"Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

................................................................

Просмотр содержимого документа
«"Игротека в кругу семьи"Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.»

«Игротека в кругу семьи» Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР. Ленинградская обл. г.Бокситогорск МБДОУ комбинированного вида д/с №4 учитель-логопед: Иванова А.В.

«Игротека в кругу семьи» Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.

Ленинградская обл. г.Бокситогорск

МБДОУ комбинированного вида д/с №4

учитель-логопед: Иванова А.В.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития речи ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития малыша, формирования полноценной личности, подготовки детей к обучению в школе. Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит через познание окружающего мира.
  • Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития речи ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития малыша, формирования полноценной личности, подготовки детей к обучению в школе. Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит через познание окружающего мира.
  Подготовка детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляется и в условиях семьи. С этой целью можно использовать дидактические игры, которые помогают развивать ребенка всесторонне. Чем больше родные играют с ребенком , тем ближе он к ним, тем больше они узнают о своём ребёнке. Любая игра требует от него усилия воли, внимания, быстроты мышления. Он узнаёт о трудностях и радостях, которые испытывает во время игры. Важно чаще находить время для таких общений. Например пока родители идут с ребёнком в садик, или из садика ,сколько игр можно вспомнить за это время:
  •   Подготовка детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляется и в условиях семьи. С этой целью можно использовать дидактические игры, которые помогают развивать ребенка всесторонне. Чем больше родные играют с ребенком , тем ближе он к ним, тем больше они узнают о своём ребёнке. Любая игра требует от него усилия воли, внимания, быстроты мышления. Он узнаёт о трудностях и радостях, которые испытывает во время игры. Важно чаще находить время для таких общений. Например пока родители идут с ребёнком в садик, или из садика ,сколько игр можно вспомнить за это время:
«Кто самый внимательный»    Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Кто самый внимательный»

  • Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет»    При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Весёлый счет»

  • При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь»   На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Рыба, птица, зверь»

  • На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

"Подбор объектов к действию"

  • Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Так же можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе,или после рабочего дня -в дружной семейной обстановке. Игры научат ребёнка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.
  • Так же можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе,или после рабочего дня -в дружной семейной обстановке. Игры научат ребёнка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.
«Ласковые имена» Цель:научить ребенка образовывать уменьшительные имена существительные. Вы бросае­те ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам. Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька (Таня, Вова, Петя ,Рая ,Вера, Костя, Соня, Дима, Катя,Аня ,Ира ,Маша, Даня, Лара, Вася)

«Ласковые имена»

  • Цель:научить ребенка образовывать уменьшительные имена существительные.
  • Вы бросае­те ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.
  • Валя — Валечка
  • Люда — Людочка
  • Витя — Витенька

(Таня, Вова, Петя ,Рая ,Вера, Костя,

Соня, Дима, Катя,Аня ,Ира ,Маша,

Даня, Лара, Вася)

«Назови ласково» Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных. Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково». голова — головка лоб — лобик рука — ручка  (Шея ,нос ,ресницы, спина, рот, колено, живот, грудь, глаз).

«Назови ласково»

  • Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных.
  • Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».
  • голова — головка
  • лоб — лобик
  • рука — ручка

(Шея ,нос ,ресницы, спина, рот, колено, живот, грудь, глаз).

 «Кто больше?»   Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов. Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ игра­ющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек. Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок  (Алёша, Женя, Слава,  Рома, Паша, Валера, Алёна, Лена, Оля, Марина, Арина, Лиля).

«Кто больше?»

  • Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов.
  • Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ игра­ющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.
  • Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
  • Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок

(Алёша, Женя, Слава, Рома, Паша, Валера, Алёна, Лена, Оля, Марина, Арина, Лиля).

«Большой — маленький» Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы. Играть можно с мячом, вы называете большой предмет и бросаете мяч, а ребенок — маленький и возвращает вам мяч. стол – столик  диван – диванчик полка – полочка стул – стульчик  ( шкаф, кровать, табуретка, тумба, комод, кресло).

«Большой — маленький»

  • Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы.
  • Играть можно с мячом, вы называете большой предмет и бросаете мяч, а ребенок — маленький и возвращает вам мяч.
  • стол – столик
  • диван – диванчик
  • полка – полочка
  • стул – стульчик

( шкаф, кровать, табуретка, тумба, комод, кресло).

«Один и много» Цель:обучение образованию формы множественного числа имен существительных.   Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч. апельсин-апельсины слива – сливы груша – груши яблоко – яблоки  ( мандарин, банан, ананас, персик, абрикос, гранат)

«Один и много»

  • Цель:обучение образованию формы множественного числа имен существительных.  
  • Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.
  • апельсин-апельсины
  • слива – сливы
  • груша – груши
  • яблоко – яблоки

( мандарин, банан, ананас, персик, абрикос, гранат)

«Есть — нет» Цель: обучение использованию имен существительных в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам. У меня есть помидор — А у меня нет помидора У меня есть огурец — А у меня нет огурца У меня есть кабачок — А у меня нет кабачка  У меня есть тыква — А у меня нет тыквы У меня есть лук - … У меня есть чеснок — ...  У меня есть картофель — ...  У меня есть капуста — ...  У меня есть перец — ... У меня есть морковка — ...  

«Есть — нет»

  • Цель: обучение использованию имен существительных в родительном падеже.
  • Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
  • У меня есть помидор — А у меня нет помидора
  • У меня есть огурец — А у меня нет огурца
  • У меня есть кабачок — А у меня нет кабачка
  • У меня есть тыква — А у меня нет тыквы
  • У меня есть лук - …
  • У меня есть чеснок — ...
  • У меня есть картофель — ...
  • У меня есть капуста — ...
  • У меня есть перец — ...
  • У меня есть морковка — ...

 

«Который по счету?»   Цель: обучение детей порядковому счету, упражняем в образовании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?». Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком. Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка. Первый мяч... Первое ведро...

«Который по счету?»

 

  • Цель: обучение детей порядковому счету, упражняем в образовании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?». Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком.
  • Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.
  • Первый мяч...
  • Первое ведро...
«Посчитайка» Цель:обучение детей счёту и согласованию числительных с существительными.Для этой игры можно использовать кубик с цифрами(или точками) и наглядные картинки или натуральные предметы Предложите ребенку посчитать столько предметов,сколько выпало на кубике. Один самолёт,два самолёта, три самолёта, четыре самолёта,пять самолётов… Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин…  (поезд, трактор, самокат, велосипед, грузовик, ракета).

«Посчитайка»

  • Цель:обучение детей счёту и согласованию числительных с существительными.Для этой игры можно использовать кубик с цифрами(или точками) и наглядные картинки или натуральные предметы Предложите ребенку посчитать столько предметов,сколько выпало на кубике.
  • Один самолёт,два самолёта, три самолёта, четыре самолёта,пять самолётов…
  • Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин…

(поезд, трактор, самокат, велосипед, грузовик, ракета).

«Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход : Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор) и т. п.

«Загадки Зайца»

  • Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
  • Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
  • Ход : Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки:
  • Длинная, красная (морковь).
  • Зеленый, длинный (огурец).
  • Круглый, красный (помидор) и т. п.