Просмотр содержимого документа
«"Игротека в кругу семьи"Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.»
«Игротека в кругу семьи» Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.
Ленинградская обл. г.Бокситогорск
МБДОУ комбинированного вида д/с №4
учитель-логопед: Иванова А.В.
- Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития речи ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития малыша, формирования полноценной личности, подготовки детей к обучению в школе. Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит через познание окружающего мира.
- Подготовка детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляется и в условиях семьи. С этой целью можно использовать дидактические игры, которые помогают развивать ребенка всесторонне. Чем больше родные играют с ребенком , тем ближе он к ним, тем больше они узнают о своём ребёнке. Любая игра требует от него усилия воли, внимания, быстроты мышления. Он узнаёт о трудностях и радостях, которые испытывает во время игры. Важно чаще находить время для таких общений. Например пока родители идут с ребёнком в садик, или из садика ,сколько игр можно вспомнить за это время:
«Кто самый внимательный»
- Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет»
- При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь»
- На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
"Подбор объектов к действию"
- Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
- Так же можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе,или после рабочего дня -в дружной семейной обстановке. Игры научат ребёнка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.
«Ласковые имена»
- Цель:научить ребенка образовывать уменьшительные имена существительные.
- Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.
- Валя — Валечка
- Люда — Людочка
- Витя — Витенька
(Таня, Вова, Петя ,Рая ,Вера, Костя,
Соня, Дима, Катя,Аня ,Ира ,Маша,
Даня, Лара, Вася)
«Назови ласково»
- Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных.
- Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».
- голова — головка
- лоб — лобик
- рука — ручка
(Шея ,нос ,ресницы, спина, рот, колено, живот, грудь, глаз).
«Кто больше?»
- Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов.
- Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.
- Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
- Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок
(Алёша, Женя, Слава, Рома, Паша, Валера, Алёна, Лена, Оля, Марина, Арина, Лиля).
«Большой — маленький»
- Цель:обучение ребенка образованию уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы.
- Играть можно с мячом, вы называете большой предмет и бросаете мяч, а ребенок — маленький и возвращает вам мяч.
- стол – столик
- диван – диванчик
- полка – полочка
- стул – стульчик
( шкаф, кровать, табуретка, тумба, комод, кресло).
«Один и много»
- Цель:обучение образованию формы множественного числа имен существительных.
- Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.
- апельсин-апельсины
- слива – сливы
- груша – груши
- яблоко – яблоки
( мандарин, банан, ананас, персик, абрикос, гранат)
«Есть — нет»
- Цель: обучение использованию имен существительных в родительном падеже.
- Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
- У меня есть помидор — А у меня нет помидора
- У меня есть огурец — А у меня нет огурца
- У меня есть кабачок — А у меня нет кабачка
- У меня есть тыква — А у меня нет тыквы
- У меня есть лук - …
- У меня есть чеснок — ...
- У меня есть картофель — ...
- У меня есть капуста — ...
- У меня есть перец — ...
- У меня есть морковка — ...
«Который по счету?»
- Цель: обучение детей порядковому счету, упражняем в образовании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?». Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком.
- Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.
- Первый мяч...
- Первое ведро...
«Посчитайка»
- Цель:обучение детей счёту и согласованию числительных с существительными.Для этой игры можно использовать кубик с цифрами(или точками) и наглядные картинки или натуральные предметы Предложите ребенку посчитать столько предметов,сколько выпало на кубике.
- Один самолёт,два самолёта, три самолёта, четыре самолёта,пять самолётов…
- Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин…
(поезд, трактор, самокат, велосипед, грузовик, ракета).
«Загадки Зайца»
- Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
- Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
- Ход : Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки:
- Длинная, красная (морковь).
- Зеленый, длинный (огурец).
- Круглый, красный (помидор) и т. п.