СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)

Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность»

Теория детской игры “ Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания”.

Теория детской игры

“ Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания”.

Ценность игры для детского развития формирование произвольного поведения преодоление эгоцентрической позиции (позицию маленького ребенка) развитие творческого воображения, формирование внутреннего плана деятельности развитие самосознания, мотивационно- потребностной сферы развитие коммуникативных способностей, личностных особенностей развитие умственных действий, формирование знаковой деятельности формирование способности к организации совместной и самостоятельной деятельности

Ценность игры для детского развития

  • формирование произвольного поведения
  • преодоление эгоцентрической позиции (позицию маленького ребенка)
  • развитие творческого воображения, формирование внутреннего плана деятельности
  • развитие самосознания, мотивационно- потребностной сферы
  • развитие коммуникативных способностей, личностных особенностей
  • развитие умственных действий, формирование знаковой деятельности
  • формирование способности к организации совместной и самостоятельной деятельности

Игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования  ПОЧЕМУ?

Игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования

ПОЧЕМУ?

Причины  вытеснения игры непонимание взрослыми развивающего значения детской игры отсутствие разновозрастных детских сообществ изобилие товаров и развлечений для детей современные СМИ и видеопродукция для детей подмена игры игровыми формами обучения

Причины вытеснения игры

  • непонимание взрослыми развивающего значения детской игры
  • отсутствие разновозрастных детских сообществ
  • изобилие товаров и развлечений для детей
  • современные СМИ и видеопродукция для детей
  • подмена игры игровыми формами обучения
Уровень игры современных  дошкольников (5-6 лет) По данным Е.О.Смирновой Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.

Уровень игры современных дошкольников (5-6 лет)

По данным Е.О.Смирновой

Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал

«Психологическая наука и образование». 2013. № 3.

Вернуть детям игру! Условия  Открытое образовательное пространство Игровая компетентность педагога  Адекватная РППС

Вернуть детям игру!

Условия

Открытое образовательное пространство

Игровая компетентность педагога

Адекватная РППС

Игра в содержании ФГОС ДО I . Общие положения  1.2.4). Один из основных принципов Стандарта: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка

Игра в содержании ФГОС ДО

I . Общие положения

1.2.4). Один из основных принципов Стандарта:

  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка

Игра в содержании ФГОС ДО

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых:

  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка) поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …
  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка) поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …
  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
  • поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка)
  • поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …

Игра в содержании ФГОС ДО

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: …

  • … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
  • … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
  • … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх …
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости,  полифункциональности и вариативности Для детей среднего – старшего дошкольного возраста: модульная среда является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры

Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности

Для детей среднего – старшего дошкольного возраста: модульная среда

  • является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры
  • является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры
Модульная среда

Модульная среда

Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости,  полифункциональности и вариативности Для детей старшего дошкольного возраста: самодельная, в т.ч. «макетная среда»  Автор пособий по игре для дошкольников Д.В.Менджерицкая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодельных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывается непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам ».

Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности

Для детей старшего дошкольного возраста: самодельная, в т.ч. «макетная среда»

Автор пособий по игре для дошкольников Д.В.Менджерицкая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодельных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывается непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам ».

Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, полностью отвечает требованиям к РППС   Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры

Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, полностью отвечает требованиям к РППС

  • Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты
  • Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры

Игровой макет (продолжение) Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой)

Игровой макет (продолжение)

  • Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой)
Игровой макет (продолжение) Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания

Игровой макет (продолжение)

  • Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности
  • Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания
Универсальные развивающие игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста)    «Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.)

Универсальные развивающие игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста)

«Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.)

Универсальные развивающие игровые предметные среды Разнообразные поделочные материалы

Универсальные развивающие игровые предметные среды

Разнообразные поделочные материалы

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!