Теория детской игры
“ Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания”.
Ценность игры для детского развития
- формирование произвольного поведения
- преодоление эгоцентрической позиции (позицию маленького ребенка)
- развитие творческого воображения, формирование внутреннего плана деятельности
- развитие самосознания, мотивационно- потребностной сферы
- развитие коммуникативных способностей, личностных особенностей
- развитие умственных действий, формирование знаковой деятельности
- формирование способности к организации совместной и самостоятельной деятельности
Игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования
ПОЧЕМУ?
Причины вытеснения игры
- непонимание взрослыми развивающего значения детской игры
- отсутствие разновозрастных детских сообществ
- изобилие товаров и развлечений для детей
- современные СМИ и видеопродукция для детей
- подмена игры игровыми формами обучения
Уровень игры современных дошкольников (5-6 лет)
По данным Е.О.Смирновой
Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал
«Психологическая наука и образование». 2013. № 3.
Вернуть детям игру!
Условия
Открытое образовательное пространство
Игровая компетентность педагога
Адекватная РППС
Игра в содержании ФГОС ДО
I . Общие положения
1.2.4). Один из основных принципов Стандарта:
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
Игра в содержании ФГОС ДО
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых:
- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка) поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …
- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка) поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …
- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка)
- поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …
Игра в содержании ФГОС ДО
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: …
- … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
- … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
- … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
- … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх …
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам . …
Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности
Для детей среднего – старшего дошкольного возраста: модульная среда
- является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры
- является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры
Модульная среда
Элементы РППС, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности
Для детей старшего дошкольного возраста: самодельная, в т.ч. «макетная среда»
Автор пособий по игре для дошкольников Д.В.Менджерицкая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодельных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывается непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам ».
Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, полностью отвечает требованиям к РППС
- Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты
- Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры
Игровой макет (продолжение)
- Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой)
Игровой макет (продолжение)
- Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности
- Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания
Универсальные развивающие игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста)
«Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.)
Универсальные развивающие игровые предметные среды
Разнообразные поделочные материалы
Спасибо за внимание!