Сценарий познавательно-развлекательной программы
«Хакасия – неисчерпаемый источник исторических памятников»
Чалбырос Чаян: (стоит над шаром знаний и говорит в раздумии) да что же в наше время делается, опять приспешники Чинес хана творят злодеяния! Никак не могут успокоится, так и хотят заполучить больше душ человеческих. В нашем миру, на шаре знания, все меньше огоньков становится. Дети все меньше и меньше стали интересоваться историей своего родного края. А ведь она настолько богата, что любые другие народы могут позавидовать такому количеству исторических памятников
Чинес хан: (смотрит на шар знаний с обратной стороны и говорит с усмешкой) о времена, о нравы (потирает руки), как же мне они нравятся. Чем больше детей будут забывать историю родного края, тем больше душ я заполучу, тем сильней я стану! (Злорадно смеется). Надеюсь мои эрлики хорошо постарались и усыпили всех шаманов в среднем миру чтобы они не могли мне помешать завоевать средний мир.
Шаман Дух земли Хакасской (стоит между двумя богами и говорит). Как бы не старался Чинес хан завоевать средний мир, я Дух земли Хакаской не позволю ему это сделать. Духи верхнего мира на моей стороне и они помогут мне победить подземных богов.
(участники сценки уходят за кулисы)
Дух земли Хакасской (далее дух). Я приветствую вас юные исследователи родного края! Я рад что вы проявляете живой интерес к истории своей земли, что вы не теряете корней и помните своих предков. А так ли хорошо вы знаете родной край? Вот это мы сегодня и проверим! Младшие духи сообщили мне о готовящемся мероприятии и я подготовила для вас кое что интересное и познавательное, благодаря чему вы узнаете много нового и откроете неизвестные доселе вам факты.
Итак, начальный этап, очень прост. Скажите какие хвойные деревья растут в нашей республики. Правильно кедры, ели, пихты. Вам нужно разбиться на команды и выбрать лидера. Готовность команд я определю по тому когда появится название на вот этих листочках. (На сцене стоят столы, на столах фломастеры, бумага, А4, клей).
ДЗХ: Молодцы ребята вы хорошо справились с таким простым заданием. Теперь я вижу, что вы готовы провести серьезное исследование и получить новы знания!
Ребята древние люди которые жили на нашей территории передавали свои знания с помощью рисунков на скале и с помощью статуй. Я зашифровала эти письмена в пазлы. На столах лежат конверты, в них сложены пазлы. Собрав эти пазлы, и соединив их вы сможете узнать какой археологический памятник зашифрован, и в каком районе республики он находится. («Хуртуях тас» Аскизский район, слайд 1, «Боярская писаница» Боградский район, слайд 2, результаты каждого задания будут сопровождаться презентацией)
ДЗХ: ну что жители земли хакасской, с заданием вы справились, а теперь скажите, что нового вы для себя узнали? Ну а теперь пора перейти к следующему этапу. Команды, перед вами конверты, в них находятся зашифрованные археологические памятники и районы где они располагаются. Ваша задача заключается в следующем: команда подходит к столу, решает задание, которое лежит в конверте и получает артефакт («туимский кромлех» Ширинский район, слайд 3, горная гряда «сундуки», Орджоникидзевский район слайд 4)
ДЗХ: теперь вы знаете об археологических памятниках истории в четырех районах Хакасии, которые вы только что изучили. Теперь пора двигаться дальше, ну а для этого вам нужно выполнить следующее. Жители районов, которые зашифрованы в следующих заданиях могут провести вас по своим домашним угодьям с закрытыми глазами. А сможете ли вы так же это сделать? Перед вами сложная тропа с пещерами, оврагами и глубокими реками. Только пройдя через все препятствия этой тропы вы сможете добыть следующий артефакт. (Полоса препятствий состоит из следующих этапов кочки листы бумаги, река полосы из 2-х мишуры, пещеры мишура) Но вам нужно не просто пройти эту тропу, а с закрытыми глазами, поэтому пока идет один участник команды с завязанными глазами команда должна словами объяснять, как нужно идти чтобы добыть нужный артефакт. В конце тропы участник берет артефакт с информацией. Готовы? Начали! («Уйбатский чаа тас» «Чаа тас» - «Камень войны» Усть-абаканский район, слайд 5, «Синий Самбыл» наивысшая точка Хакасии на границе с Тувой, Таштыпский район, слайд 6).
ДЗХ: друзья мы исследовали 6 районов нашего края, мы изучили исторические памятники районов. Но есть еще районы, которые вы не исследовали. Мы продолжаем наш краеведческий маршрут и здесь не обойдется без интересного для вас квеста. Древние жители этих районов любили и знали, как загадывать загадки для путников. Так, мы с вами сейчас станем путниками-исследователями и пройдем этот путь как раньше проходили древние. Вот перед вами игровое поле и листочки с загадками, в каждой загадке зашифровано определенное число, если вы правильно все отгадаете то быстро пройдете игровое поле, если же нет, то вам придется вернуться к исходной точке и заново отгадывать загадки. (в игровом поле (приложение 9) зашифрован маршрут, если команда правильно отгадывает загадки (приложение 10) и быстро продвигается по игровому полю, то в конце пути их ждет название района и фото артефакта который располагается в этом районе. «Изыхский чаа тас», Алтайский район слайд 7, камень с орхоно-енисейской письменностью, Бейский район слайд 8).
ДЗХ: ребята какие вы молодцы! Вы так ловко справляетесь со всеми моими ухищрениями, как бы я вас не путала, не давала сложных квестов, вы со всем быстро справились и достали все артефакты! Земля хакасская может гордится своими сынами и дочерями. Ну а мне верховному духу земли хакасской остается сделать только одно, это с помощью своей шаманской силы и вашей ловкости воссоединить кусочки карты, которые, вы добывали в заданиях. Давайте посмотрим что из этого получится! (Под звук горлового пения ДЗХ соединяет с ребятами кусочки карты, на каждом кусочке карты напечатано часть стихотворения о Хакасии соединяя кусочки карты дети читают стихотворение).
ДЗХ: Вот и пришло время мне с вами прощаться, меня ждут дела в верхних мирах. Ну, а если вы хотите посетить наши края, то вам нужно как можно больше изучать ваш край, вашу культуру, историю. Тем более начало уже положено. А когда вы будите готовы я вас буду с нетерпением ждать на вершине горы Самбыл. Ведь там по приданию находится край таинственной Шамбалы. Всего доброго и удачи вам ребята! (Под звук шаманского бубна ДЗХ уходит со сцены)
На сцене появляется Чалбырос Чаян: спасибо тебе шаман, спасибо за службу верную, спасибо что не даешь погаснуть нашему шару знаний! Надеюсь ребята продолжат свои исследования и будут передавать свои знания дальше по цепочке, тогда наш шар будет гореть вечно. Шаман мы тебя отблагодарим, твои добрые дела будут записаны в книге судеб на первых страницах. Я убедился, что знания буду жить поэтому мне пора в свой мир.
Зелёная тайга (М. Кильчичаков)
Шумит зелёная тайга,
Ты мне как песня дорога
Звенишь серебряной струной
Ты мне вечернею порой.
Вершины белоснежных скал
По всей земле я вас искал.
Искал Хакасию мою,
О ней тебе, тайга, пою.
Где б ни был я, тайга моя,
Со мной всегда твои края,
Твой шум в душе моей навек
И крик орлов, и рокот рек.
Приложение 1.
Загадки к маршруту
Вот первая твоя задачка
Распутав этот клубок с загадками
Узнаешь ты путь с подсказками
Точно ты посчитай и по карте спокойно шагай
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…
Подсказку скорей получай
На вопрос простой отвечай
(Сколько районов в республике Хакасия)
Собери пословицу простую, подсказку получи очередную
(Лучше трижды промолчать, чем единожды соврать)
Ответив лишь на вопрос простой узнай скорей свой путь вперед
(Какое животное изображено на гербе Хакасии. Сколько букв содержит ответ на столько шагов тебе и нужно пройти).
Вы уже на финишной прямой и ответе на вопрос такой.
Коль правильно ответите узнаете вы путь до финального пункта
(На карте вам нужно написать те места где можно узнать историю родного края, каждый шаг – это одно место с информацией)