Конспект игрового вечера «Там, на неведомых дорожках…» подготовила Мегдаль Галина Викторовна
Цель:
- активизировать имеющиеся знания у детей о сказках;
- развитие познавательного интереса к литературе;
- привлечение внимания к народному творчеству; пословицам, поговоркам, сказкам.
Оборудование:
- выставка рисунков и поделок на тему «Сказка в гости к нам пришла»;
- подборка музыкальных композиций по сказочной тематике;
- ноутбук и слайды с изображением сказочных персонажей;
- выставка литературы по народному творчеству.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие «Там, на неведомых дорожках» мы посвятим сказкам, поговоркам и пословицам, со сказками все знакомы с раннего детства.
- Ребята, давайте вспомним, какие же сказки мы узнаем в детстве первыми?
Дети: __________________(Курочка Ряба, Репка, Колобок)
Ведущий: А кто-то из вас знает автора этих сказок?
Дети:_____________(Русские народные)
Ведущий: Правильно, ребята! Сказки, которые придумал народ, называются народными. Сказки, которые сочинили писатели, называют литературными. Писатели-сказочники написали очень много сказок.
- Давайте немного поиграем, вспомним некоторые сказки.
Викторина
Назовите автора и название сказки, которая начинается такими словами:
За горами, за лесами,
За широкими полями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
(Петр Ершов «Конек-горбунок»)
Кто написал книгу про знаменитого медвежонка Винни-Пуха? (Алан Александр Милн)
Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город. По книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (собака Тотошка, чучело Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев).
Назовите имя героя английской сказки: он строил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. («Три поросенка» Наф-наф).
Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка)
Назовите слова, которыми А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке». (Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!)
Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал «дни варенья» и приключения? (Карлсон)
Назовите музыкальный инструмент папы Карло. (Шарманка)
Как звали шакала, слугу Шер – Хана. Из сказки Р.Киплинга «Маугли»?
(шакал Табаки)
Назовите героя известной сказки, который в конце получает черепно- мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп, в «Сказке о попе и его работнике Балде»)
Как звали маленького деревянного мальчика, который очень не хотел учиться и даже продал свою «Азбуку» за несколько золотых? (Буратино)
Кто написал книгу, про знаменитого медвежонка Винни-Пуха? (Алан Александр Милн)
Всем хорошо известна сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», а теперь скажите, звали мудрую гусыню – предвадительницу стаи, с которой Нильс на гусаке Мартине облетел всю Швецию? (Акка Кнебекайзе)
Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном, пряли пряжу вечерком…)
Как звали крошечного мальчика, из сказки Ш.Перро? (Мальчик-с-пальчик)
Ведущий: Знаете ли вы ребята, что сказки бывают разные? Сказки, в которых описываются человеческие отношения, называются бытовыми.
Есть сказки, в которых необычные герои, предметы, в которых совершаются разные чудеса – волшебные. Назовите примеры волшебных сказок.
Дети: _________ «Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-нос».
Ведущий: Очень много сказок, в которых действующими героями являются животными. Приведите примеры этих сказок.
Дети: _____ «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк»
Ведущий: В сказках собрана народная мудрость. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
Сказки, наверное, любят все, по крайней мере, многие. А каких героев русских народных сказок вы знаете?
Дети: (выслушиваем ответы детей)
Ведущий: Сегодня мы попытаемся разобраться – кто же они, эти сказочные герои, что мы о них знаем? (Показ слайдов с изображением сказочных героев)
Ребята, кто из вас может нам подробно рассказать о любом из этих героев. Например, Кощей Бессмертный.
Дети: ___Живет Кощей в мрачном неприступном замке, стоящем на вершине скалы. Его изображают высохшим, почти скелетом, он хитер и жесток.
Кощей бессмертен - убить его нельзя. В некоторых сказках он заточен в подвал и прикован цепями, но смерть Кощеева все же есть на свете. Где же она? Смерть на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе.
Вот еще героиня сказок - Кикимора, где же мы можем ее встретить? Кикимора живет в болоте, а с ней по соседству живут семьями черти. Черти постоянно норовят обмануть человека.
Хозяином же вод является – Водяной. Он живет в нарядном тереме из самоцветных камней, он очень богат и могущественен. Свои владения он объезжает верхом на огромном соме. Водяной: полурыба – получеловек, борода как трава, тело переливается как рыбья чешуя. (Выслушиваем всех детей, сопровождаем показом слайдов с изображением описываемых сказочных героев)
Ведущий: Есть много сказочных героев, мифологических и фольклорных персонажей в славянской культуре: русалки, домовой, лихо-одноглазое и т.д.
Ведущий: А теперь вспомним, как гостей испытывала Баба Яга.
Дети: ______ Баба Яга загадывала загадки.
Ведущий: Правильно, мы сейчас не в сказке, но тоже попробуйте отгадать загадки:
Есть слово в нем -
Шесть букв всего.
Притом из них
Три буквы "О".
Продукт назвали им
Когда-то, который любят
Все ребята.
Ответ: Молоко
С горки снежной
Зимним днём
Вас прокатят
С ветерком...
А на горку ту,
Увы!
Прокатить
Должны их вы.
Ответ: Санки
Так у них
Всегда
Бывало:
Мёд - трудягам,
Трутням -
Жало.
У кого такой обычай?
Ответ: У пчёл
И надо ж было так случиться
Имеет крылья, а не птица.
И может запросто часами
Порой летать под облаками.
Ответ: Самолёт
Чего без помощи зеркал
Никто ни разу не видал?
Ответ: Своей спины
Строчит часами напролёт,
А ведь совсем не пулемёт.
Она, как ручка на листочке,
На ткани пишет строчку к строчке
Ответ: Швейная машинка
Бережок, песок
Да галька...
Что за место?
Отгадай-ка!
Ответ: Пляж
С зелёненькой скрипкой
Зелёный скрипач
По лугу зелёному
Носится вскачь.
Он летом зелёным,
Все дни напролёт,
Весёлые песни
Нам всем раздаёт.
Ответ: Кузнечик
Ведущий: Ребята, все молодцы! Загадки, как и сказки, относятся к устному народному творчеству. На нашем занятии мы поговорим еще и других видах народного творчества: пословицах и поговорках.
Русские пословицы и поговорки, как всем известно – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта. Ребята , а вы знаете ,чем отличается поговорка от пословицы.
Дети: _________________
Ведущий: Правильно! Пословица — это целое предложение со смыслом содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление.
Поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание, просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
А теперь давайте-ка посмотрим, как вы понимаете их значение. Я буду называть наиболее часто употребляемые среди них, а вы дадите им толкование.
Невозможно изменить или утаить что-либо словами, не исказив действительности
Невозможно достичь две цели одновременно, всё надо делать последовательно.
Хорошее отношение к людям обязательно вернётся тем же.
За любой подарок положено благодарить и радоваться ему, мол, что дарят, то и бери.
Все совершается в назначенный срок, не раньше и не позже.
Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.
Ошибки и недостатки чужих людей заметны намного лучше своих собственных.
Даже незначительный труд, проявляющийся долго и упорно, даёт хорошие плоды.
Закончив работу, можно спокойно отдыхать, не думая о ней.
Ведущий: Молодцы! Приведите, пожалуйста, примеры поговорок.
Дети: _________________
«свинью подложить» (напакостить)
«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«остаться с носом» (быть обманутым)
«остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)
«когда рак на горе свистнет» (никогда)
«свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)
Ведущий: А теперь примеры пословиц.
Дети: _________________
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пустая бочка громче гремит.
Не зная броду, не суйся в воду.
Друзья познаются в беде. Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без беды друга не узнаешь.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ведущий: Ребята, пословицы вы хорошо знаете, поэтому прошу помочь мне закончить следующие пословицы:
Ласточка весну начинает, …(соловей кончает).
На смелого собака лает, …(а трусливого рвёт).
Лодырь всегда найдет причину, …(только бы не работать).
Утро встречай зарядкой, …(вечер провожай прогулкой).
Береги честь смолоду,…(а здоровье под старость)!
Рыба ищет где глубже, …(а человек, где лучше).
Рыбам – вода, птицам – воздух,…(а человеку – земля).
Крепкую дружбу и топором …(не разрубишь).
Не имей сто рублей, а имей…(сто друзей).
Кто любит лгать, того нельзя …(другом назвать).
Поменьше говори, …(побольше услышишь).
Мели Емеля,…( твоя неделя).
Ведущий: Все справились с заданием.Каждому из нас приходилось в детстве слышать самые разные примеры народного творчества. Чаще всего они настолько применимы к обыденной жизни, что никому и в голову не приходит задумываться, откуда пришли к нам малые фольклорные формы и что на самом деле могли означать первоначально пословицы и поговорки. Смысл и отличие этих изречений значительно глубже, чем кажется, на первый взгляд. В давние времена, когда не было школ и учителей, простые люди передавали опыт поколений из уст в уста. Такой способ обучения и получил название «фольклор». Уже многим позже устное народное творчество стали разделять на категории: это сказка, а вот здесь – прибаутка. А вот и пословица! А здесь что?.. И такое явление присутствует абсолютно во всех культурах и языках мира.
Как правило, о пословицах и поговорках не помнят, кто их сочинил: у одного вылетело, другой подхватил - и стало выражение крылатым. Но встречаются и авторские афоризмы, ставшие поистине народными. Авторскими могут стать только поговорки. Авторские пословицы называются афоризмами. Как правило, это бывают строки из басен или сказок. Так, к примеру, поговоркой стала фраза «у разбитого корыта» из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Ведущий: Завершить наш игровой вечер я предлагаю конкурсом «Сказочные перевертыши». (Участникам предлагается отгадать выражение, в котором каждое слово, включая предлоги, заменяется на противоположное по смыслу или на близкое по значению).
«Лиса или шестеро цыплят» *** «Волк и семеро козлят»
«Король под фасолью» *** «Принцесса на горошине»
«Собачья развалюха» *** «Кошкин дом»
«Утки-индюшки» *** «Гуси-лебеди»
«Одетый слуга» *** «Голый король»
«Бодрствующий урод» *** «Спящая красавица»
«Бледненький кустик» *** «Аленький цветочек»
«Великолепный индюк» *** «Гадкий утенок»
«Семь худышек» *** «Три толстяка»
«Пес без босоножек» *** «Кот в сапогах»
«Железная отмычка» *** «Золотой ключик»
«Девочка как дом» *** «Мальчик с пальчик»
«Красные усы» *** «Синяя борода»
«Песчаная царица» *** «Снежная королева»
«Индюшка-домоседка» *** «Лягушка-путешественница»
«Через лягушачью просьбу» *** «По щучьему велению»
«Ползущая баржа» *** «Летучий корабль»
«Иван безобразный» *** «Василиса Прекрасная»
«Лошадка-уродинка» *** «Конек-горбунок»
«Мюнхенские танцоры» *** «Бременские музыканты»
Ведущий: Молодцы, вы справились и с заключительным этапом вечера. Сегодня наше волшебное путешествие в сказку закончилось. Надеюсь, что теперь, когда вы будете читать сказки, вы будете лучше понимать их смысл.