СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровой вечер "Там,на неведомых дорожках"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровой вечер для детей среднего школьног возраста.Цель: развитие познавательного интереса к литературе.

Просмотр содержимого документа
«Игровой вечер "Там,на неведомых дорожках"»

Конспект игрового вечера «Там, на неведомых дорожках…» подготовила Мегдаль Галина Викторовна

Цель:

- активизировать имеющиеся знания у детей о сказках;

- развитие познавательного интереса к литературе;

- привлечение внимания к народному творчеству; пословицам, поговоркам, сказкам.

Оборудование:

- выставка рисунков и поделок на тему «Сказка в гости к нам пришла»;

- подборка музыкальных композиций по сказочной тематике;

- ноутбук и слайды с изображением сказочных персонажей;

- выставка литературы по народному творчеству.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие «Там, на неведомых дорожках» мы посвятим сказкам, поговоркам и пословицам, со сказками все знакомы с раннего детства.

- Ребята, давайте вспомним, какие же сказки мы узнаем в детстве первыми?

Дети: __________________(Курочка Ряба, Репка, Колобок)

Ведущий: А кто-то из вас знает автора этих сказок?

Дети:_____________(Русские народные)

Ведущий: Правильно, ребята! Сказки, которые придумал народ, называются народными. Сказки, которые сочинили писатели, называют литературными. Писатели-сказочники написали очень много сказок.

- Давайте немного поиграем, вспомним некоторые сказки.

Викторина

  1. Назовите автора и название сказки, которая начинается такими словами:

За горами, за лесами,

За широкими полями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

(Петр Ершов «Конек-горбунок»)

  1. Кто написал книгу про знаменитого медвежонка Винни-Пуха? (Алан Александр Милн)

  2. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город. По книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (собака Тотошка, чучело Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев).

  3. Назовите имя героя английской сказки: он строил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. («Три поросенка» Наф-наф).

  4. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка)

  5. Назовите слова, которыми А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке». (Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!)

  6. Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал «дни варенья» и приключения? (Карлсон)

  7. Назовите музыкальный инструмент папы Карло. (Шарманка)

  8. Как звали шакала, слугу Шер – Хана. Из сказки Р.Киплинга «Маугли»?

(шакал Табаки)

  1. Назовите героя известной сказки, который в конце получает черепно- мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп, в «Сказке о попе и его работнике Балде»)

  2. Как звали маленького деревянного мальчика, который очень не хотел учиться и даже продал свою «Азбуку» за несколько золотых? (Буратино)

  3. Кто написал книгу, про знаменитого медвежонка Винни-Пуха? (Алан Александр Милн)

  4. Всем хорошо известна сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», а теперь скажите, звали мудрую гусыню – предвадительницу стаи, с которой Нильс на гусаке Мартине облетел всю Швецию? (Акка Кнебекайзе)

  5. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном, пряли пряжу вечерком…)

  6. Как звали крошечного мальчика, из сказки Ш.Перро? (Мальчик-с-пальчик)


Ведущий: Знаете ли вы ребята, что сказки бывают разные? Сказки, в которых описываются человеческие отношения, называются бытовыми.

Есть сказки, в которых необычные герои, предметы, в которых совершаются разные чудеса – волшебные. Назовите примеры волшебных сказок.

Дети: _________ «Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-нос».

Ведущий: Очень много сказок, в которых действующими героями являются животными. Приведите примеры этих сказок.

Дети: _____ «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк»

Ведущий: В сказках собрана народная мудрость. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Сказки, наверное, любят все, по крайней мере, многие. А каких героев русских народных сказок вы знаете?

Дети: (выслушиваем ответы детей)

Ведущий: Сегодня мы попытаемся разобраться – кто же они, эти сказочные герои, что мы о них знаем? (Показ слайдов с изображением сказочных героев)

Ребята, кто из вас может нам подробно рассказать о любом из этих героев. Например, Кощей Бессмертный.

Дети: ___Живет Кощей в мрачном неприступном замке, стоящем на вершине скалы. Его изображают высохшим, почти скелетом, он хитер и жесток.

Кощей бессмертен - убить его нельзя. В некоторых сказках он заточен в подвал и прикован цепями, но смерть Кощеева все же есть на свете. Где же она? Смерть на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе.

Вот еще героиня сказок - Кикимора, где же мы можем ее встретить? Кикимора живет в болоте, а с ней по соседству живут семьями черти. Черти постоянно норовят обмануть человека.

Хозяином же вод является – Водяной. Он живет в нарядном тереме из самоцветных камней, он очень богат и могущественен. Свои владения он объезжает верхом на огромном соме. Водяной: полурыба – получеловек, борода как трава, тело переливается как рыбья чешуя. (Выслушиваем всех детей, сопровождаем показом слайдов с изображением описываемых сказочных героев)

Ведущий: Есть много сказочных героев, мифологических и фольклорных персонажей в славянской культуре: русалки, домовой, лихо-одноглазое и т.д.

Ведущий: А теперь вспомним, как гостей испытывала Баба Яга.

Дети: ______ Баба Яга загадывала загадки.

Ведущий: Правильно, мы сейчас не в сказке, но тоже попробуйте отгадать загадки:


Есть слово в нем -

Шесть букв всего.

Притом из них

Три буквы "О".

Продукт назвали им

Когда-то, который любят

Все ребята.

Ответ: Молоко

 

С горки снежной

Зимним днём

Вас прокатят

С ветерком...

А на горку ту,

Увы!

Прокатить

Должны их вы.

Ответ: Санки

 

Так у них

Всегда

Бывало:

Мёд - трудягам,

Трутням -

Жало.

У кого такой обычай?

Ответ: У пчёл

 

И надо ж было так случиться

Имеет крылья, а не птица.

И может запросто часами

Порой летать под облаками.

Ответ: Самолёт

 

Чего без помощи зеркал

Никто ни разу не видал?

Ответ: Своей спины

 

 

Строчит часами напролёт,

А ведь совсем не пулемёт.

Она, как ручка на листочке,

На ткани пишет строчку к строчке

Ответ: Швейная машинка

 

Бережок, песок

Да галька...

Что за место?

Отгадай-ка!

Ответ: Пляж

 

С зелёненькой скрипкой

Зелёный скрипач

По лугу зелёному

Носится вскачь.

Он летом зелёным,

Все дни напролёт,

Весёлые песни

Нам всем раздаёт.

Ответ: Кузнечик


Ведущий: Ребята, все молодцы! Загадки, как и сказки, относятся к устному народному творчеству. На нашем занятии мы поговорим еще и других видах народного творчества: пословицах и поговорках.

Русские пословицы и поговорки, как всем известно – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта. Ребята , а вы знаете ,чем отличается поговорка от пословицы.

Дети: _________________

Ведущий: Правильно! Пословица — это целое предложение со смыслом содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление.

Поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание, просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

А теперь давайте-ка посмотрим, как вы понимаете их значение. Я буду называть наиболее часто употребляемые среди них, а вы дадите им толкование.


  • Из песни слова не выкинешь.

Невозможно изменить или утаить что-либо словами, не исказив действительности

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Невозможно достичь две цели одновременно, всё надо делать последовательно.

  • Долг платежом красен.

Хорошее отношение к людям обязательно вернётся тем же.

  • Дарёному коню в зубы не смотрят.

За любой подарок положено благодарить и радоваться ему, мол, что дарят, то и бери.

  • Всему своё время.

Все совершается в назначенный срок, не раньше и не позже.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

  • В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.

Ошибки и недостатки чужих людей заметны намного лучше своих собственных.

  • Вода камень точит.

Даже незначительный труд, проявляющийся долго и упорно, даёт хорошие плоды.

  • Кончил дело – гуляй смело.

Закончив работу, можно спокойно отдыхать, не думая о ней.


Ведущий: Молодцы! Приведите, пожалуйста, примеры поговорок.

Дети: _________________

  • «свинью подложить» (напакостить)

  • «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

  • «остаться с носом» (быть обманутым)

  • «остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)

  • «когда рак на горе свистнет» (никогда)

  • «свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)

Ведущий: А теперь примеры пословиц.

Дети: _________________

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Пустая бочка громче гремит.

  • Не зная броду, не суйся в воду.

  • Друзья познаются в беде. Жизнь измеряется не годами, а трудами.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Без беды друга не узнаешь.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ведущий: Ребята, пословицы вы хорошо знаете, поэтому прошу помочь мне закончить следующие пословицы:

  • Ласточка весну начинает, …(соловей кончает).

  • На смелого собака лает, …(а трусливого рвёт).

  • Лодырь всегда найдет причину, …(только бы не работать).

  • Утро встречай зарядкой, …(вечер провожай прогулкой).

  • Береги честь смолоду,…(а здоровье под старость)!

  • Рыба ищет где глубже, …(а человек, где лучше).

  • Рыбам – вода, птицам – воздух,…(а человеку – земля).

  • Крепкую дружбу и топором …(не разрубишь).

  • Не имей сто рублей, а имей…(сто друзей).

  • Кто любит лгать, того нельзя …(другом назвать).

  • Поменьше говори, …(побольше услышишь).

  • Мели Емеля,…( твоя неделя).


Ведущий: Все справились с заданием.Каждому из нас приходилось в детстве слышать самые разные примеры народного творчества. Чаще всего они настолько применимы к обыденной жизни, что никому и в голову не приходит задумываться, откуда пришли к нам малые фольклорные формы и что на самом деле могли означать первоначально пословицы и поговорки. Смысл и отличие этих изречений значительно глубже, чем кажется, на первый взгляд. В давние времена, когда не было школ и учителей, простые люди передавали опыт поколений из уст в уста. Такой способ обучения и получил название «фольклор». Уже многим позже устное народное творчество стали разделять на категории: это сказка, а вот здесь – прибаутка. А вот и пословица! А здесь что?.. И такое явление присутствует абсолютно во всех культурах и языках мира.

Как правило, о пословицах и поговорках не помнят, кто их сочинил: у одного вылетело, другой подхватил - и стало выражение крылатым. Но встречаются и авторские афоризмы, ставшие поистине народными. Авторскими могут стать только поговорки. Авторские пословицы называются афоризмами. Как правило, это бывают строки из басен или сказок. Так, к примеру, поговоркой стала фраза «у разбитого корыта» из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Ведущий: Завершить наш игровой вечер я предлагаю конкурсом «Сказочные перевертыши». (Участникам предлагается отгадать выражение, в котором каждое слово, включая предлоги, заменяется на противоположное по смыслу или на близкое по значению).

  1. «Лиса или шестеро цыплят» *** «Волк и семеро козлят»

  2. «Король под фасолью» *** «Принцесса на горошине»

  3. «Собачья развалюха» *** «Кошкин дом»

  4. «Утки-индюшки» *** «Гуси-лебеди»

  5. «Одетый слуга» *** «Голый король»

  6. «Бодрствующий урод» *** «Спящая красавица»

  7. «Бледненький кустик» *** «Аленький цветочек»

  8. «Великолепный индюк» *** «Гадкий утенок»

  9. «Семь худышек» *** «Три толстяка»

  10. «Пес без босоножек» *** «Кот в сапогах»

  11. «Железная отмычка» *** «Золотой ключик»

  12. «Девочка как дом» *** «Мальчик с пальчик»

  13. «Красные усы» *** «Синяя борода»

  14. «Песчаная царица» *** «Снежная королева»

  15. «Индюшка-домоседка» *** «Лягушка-путешественница»

  16. «Через лягушачью просьбу» *** «По щучьему велению»

  17. «Ползущая баржа» *** «Летучий корабль»

  18. «Иван безобразный» *** «Василиса Прекрасная»

  19. «Лошадка-уродинка» *** «Конек-горбунок»

  20. «Мюнхенские танцоры» *** «Бременские музыканты»


Ведущий: Молодцы, вы справились и с заключительным этапом вечера. Сегодня наше волшебное путешествие в сказку закончилось. Надеюсь, что теперь, когда вы будете читать сказки, вы будете лучше понимать их смысл.