Звучат фанфары (оповещающие о начале мероприятия), затем песня «Дорогою добра».
По сцене идет ведущая, ведя за руку маленького ребенка.
Ведущая (обращается к детям)
По извилистой дорожке шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами
Шёл малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете
Воспитатель:
Добрый день, ребята! Сегодня нас госпожа Декларация приглашает отправиться в сказочное и игровое путешествие по «Декларации прав ребенка». Встречайте госпожу Декларацию.(выходит на сцену Декларация)
Декларация:
-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я и мои помощники статьи рады видеть вас в нашей стране прав и свободы. Вы узнаете, как я появилась, и кто меня создал, а так же вы узнаете о своих правах и обязанностях.
Воспитатель:
Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.
Однажды, в 1989 году взрослые приняли Конвенцию о правах детей. Правительства разных стран подписало это соглашение и обещало его выполнять. Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Декларация:
Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Затем ребенку дается право на получение имени и гражданства. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.
- Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.
- Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.
- Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются «неделимыми»
1-й учащийся.
Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
2-й учащийся.
Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
3-й учащийся.
Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.
4-й учащийся.
Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье
5-й учащийся.
Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!
6-й учащийся.
Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
7-й учащийся.
Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей –
Помогут они, держись веселей.
Выходит ученик
с плакатом «Свидетельство о рождении»
Только ты на свет родился
Право первое твое
Получи, чтоб им гордиться,
Имя личное свое. ( слайд)
Декларация:
Свидетельство о рождении – это первый важный документ в нашей жизни. В нем записаны наши имена, фамилии, даты рождения.
Выходит ученик с плакатом, где изображена семья
Слайд
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Право с мамой жить, и с папой
Пользуемся мы, ребята.
Если же вдруг случилось горе
Стал ребенок сиротой
Детский дом – уютный, добрый
Даст ему и кров, и стол.
Играет музыка о разбойниках. Врываются два разбойника и идут по залу.
1-й разбойник. Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале!
2-й разбойник. Давай их всех запихнем в мешок и отнесем в темный лес.
1-й разбойник. А кто в мешок лезть не захочет, тех мы защекочем.
2-й разбойник. А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Детям.) Пойдемте с нами? Мы вас будем конфетами угощать и на машине катать.
1-й разбойник (детям). Пойдете?
Ученики: -Нет!
Воспитатель:
Что, что такое?! Кто это здесь наших ребят грозится утащить в темный лес? Кто их сманивает конфетами и обещаниями на машине покатать?
Разбойники (струсив). Мы-ы-ы...
Декларация:
А разве вы не знаете, что есть международный закон, по которому все должны защищать детей?
Разбойники : НЕТ!!!!
Декларация : Вы хотели нарушить права детей и силой утащить их куда-то.
Статья № «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу»
Значит, вы преступники. Мы вас сейчас в милицию сдадим.
Разбойники.
Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают.)
Декларация: Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда осторожны. Не слушайте чужих людей, если они вдруг предложат вам пойти с ними. Это могут быть преступники, которые только притворились добрыми и хорошими.
По сцене идет Буратино и предлагает купить у него азбуку.
Буратино: Купите «АЗБУКУ», кому «АЗБУКУ»!!??
Декларация:
- Погоди, Буратино, не продавай « Азбуку». Почему ты не хочешь воспользоваться своим правом на образование?
Статья № «Каждый человек имеет право на образование»
Буратино: -Но я так хотел пойти на спектакль в театре. Что не имею право?
Декларация: -Ну почему же , у тебя есть такое право.
Статья № «Каждый человек имеет право на отдых и досуг»
Буратино: - Огромное вам спасибо!
Декларация. - Пожалуйста! Обязательно изучайте свои права!
Буратино. - Конечно же! Ой! Я, кажется, в школу опаздываю!
- Играет музыка: ( Буратино бежит , а на встречу ему К.Барабас )
Карабас: - Вот ты где, негодный мальчишка.
(По сцене Карабас за уха ведет Буратино)
Карабас. -Ах ты, негодный мальчишка! Пустоголовая деревянная болванка! Как ты смел помешать моему гениальному представлению!
Буратино: - Но, уважаемый сеньор Карабас Барабас…
Карабас (грозно). - Молчи, глупая кукла, я сейчас брошу тебя в огонь для растопки моего очага!
Декларация. -Но-но, уважаемый сеньор Карабас Барабас! Не смейте этого делать!
Карабас (возмущённо). -Это почему же?!
Декларация. Да потому, что вы нарушаете права Буратино!
Статья 4 (строго). “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольности. Рабство и работорговля запрещается во всех видах!”
Декларация. Так что, уважаемый, мы вынуждены просить вас покинуть этот зал!
(Карабас Барабас, бурча себе что-то под нос, уходит со сцены.)
На сцене появляется Золушка с метлой.
Золушка (поёт): (слова Е. Шварца, музыка А. Спадавеккиа)
Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня,
Силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь
И всегда в золе я. (Слайд )
Декларация: -Вижу, здесь нарушается одна из моих статей.
Статья № «Дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любым аспектам их благосостояния»
По сцене идет зайчик и горюет, сел на пенек и горько плачет.
Декларация: подходит к зайчику и спрашивает:
- Что случилось, Зайчик? Почему ты плачешь?
Заяц: -Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна. У Лисы избушка растаяла и она попросила меня переночевать в моей избе, а на утро выгнала меня. Сказала, что теперь это ее избушка.
Декларация:
- Пойдем, я тебе помогу. (подходят к избушке)
- А ну, Лиса, убирайся из Зайкиной избушки.
Лиса:
- Сейчас как выскачу, как выпрыгну, полетят ваши клочки по закоулочкам!
Декларация:
Ну, что же, Лиса не хочешь по хорошему, тогда придется полицию вызывать.
Ты нарушаешь закон. Есть такая статья: «Каждый имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательство на честь и репутацию»
Лиса:
-Ой, ой,ой!!!! Грамотными стали . Чего придумали, права, видите ли, я нарушаю! Придется самое себе нору рыть. ( уходит)
(Звучит русская народная мелодия. Появляются Баба Яга и Ивашка.)
Баба Яга. -А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка. -Зачем это?
Баба Яга. -Как это, зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка. -Ой-ёй-ёй! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручите!
Декларация. -Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Баба Яга, непорядок. Нарушение.
Статья 5. “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению!”
Декларация. -Вам всё понятно, Баба Яга?
Баба Яга. -Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!
Декларация: -А ты, Ивашка должен знать свои права и обязанности.
Ивашка. -Вот спасибо, люди добрые! Думал всё, мне конец, съест Баба Яга! Я обязательно буду изучать свои права и обязанности. А что такое обязанности?
Декларация. Обязанность - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.)
Первое! “Каждый человек имеет обязанности перед обществом!”
Второе! “Права и свободы каждого человека ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей”!
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру (работа с залом). Слайды.
Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»
– Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Воспитатель:
-А сейчас мы с вами проведем тест и узнаем, как вы усвоили и запомнили статьи Декларации о правах ребенка.
«Какие права должны быть у ребенка». Будьте внимательными. Отвечать: «ДА» или «НЕТ».
1. Право на любовь и свободу (ДА)
2.Право есть только шоколад и конфеты (НЕТ)
3.Все дети должны быть равны в своих правах (ДА)
4.Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны (ДА)
5.Каждый ребенок может нецензурно выражаться, драться, если ему хочется (НЕТ)
6.Особая забота детям-инвалидам (ДА)
7.Все дети имеют право на отдых и успех (ДА)
8.Ни один ребенок не должен убирать свою комнату, в которой он живет (НЕТ)
9.Все дети имеют право на образование (ДА)
10. Дети не должны убирать за собой посуду и помогать (НЕТ)
11.Дети имеют право на полноценное питание (ДА)
12.Имеют право на медицинскую помощь (ДА)
13.Каждый ребенок имеет право завтракать в постели (НЕТ)
14.Каждый имеет право обидеть слабого и ударить его (НЕТ)
15Каждый имеет право быть счастливым (ДА)
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.
Чтец: Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ХОРА. Все актеры выходят на сцену и , держась за руки, танцуют.
- Буратино приглашает всех детей в хоровод.