Игровые комбинированные упражнения как средство коррекции
осанки у детей с ЗПР
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики, что обусловлено тенденцией к увеличению их количества.
Задержка психического развития - полиморфное нарушение, при котором у детей прослеживаются отклонения в развитии соматического, неврологического, психического, речевого статуса. Особенности детей разного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) описаны в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой. Для таких детей характерны отставание в развитии мышления и речи, памяти, волевой и эмоциональной сфер, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность.
Нарушение осанки является частью полиморфной патологии у большинства детей с ЗПР. Осанка у них, как правило, патологически формируется с раннего детства, что связано с дисгармоничной работой мышц, неудовлетворительным состоянием костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, неравномерностью развития физиологических изгибов позвоночника. Всё это вызывает деформации и нарушения нормального физиологического функционирования внутренних органов и систем, головного и спинного мозга и т.д., поэтому коррекции нарушений двигательной сферы должно уделяться важное внимание в процессе коррекционно-развивающей работы.
Следует отметить, что уровень комплексной помощи таким детям остается достаточно низким, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования - поиск путей оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, в частности повышение эффективности занятий лечебной физкультурой по коррекции осанки.
Объект исследования - процесс психофизического развития детей с ЗПР.
Предмет исследования — комбинированные игровые упражнения-образы, обеспечивающие комплексный подход к процессу укрепления осанки и коррекции её нарушений у детей с ЗПР.
Предлагаемые нами коррекционные упражнения предусматривают интеграцию разных направлений развития дошкольников с ЗПР: физического, интеллектуального, художественно-эстетического, социально-личностного, использование средств всестороннего развития ребёнка. Комбинированные игровые упражнения-образы или комплексные упражнения творческого характера - это серии специальных двигательных режимов, построенных на использовании художественного слова. Синтез поэзии, игры, физкультуры, гимнастики, стретчинга, образных танцевальных, логоритмических комбинированных игровых упражнений способствует совершенствованию навыков сознательного владения своим телом, укреплению и развитию крупной и мелкой моторики, чувства ритма, координационных способностей, общему оздоровлению организма. Коррекционные упражнения-образы предусматривают формирование эстетических представлений посредством движений и речи, развитие двигательных способностей, эмоциональной сферы, совершенствование выразительности движений и мимики, расширение кругозора, развитие навыков общения и работы в коллективе, развития интеллектуальной сферы и т.д. Комбинированные игровые упражнения — это своеобразный вербально- двигательный психотренинг, корректирующий и совершенствующий у ребёнка с ЗПР психические процессы: восприятие, внимание, разные виды памяти. Двигательно-игровые приёмы, многообразие доступных и образных движений, используемых на занятиях, развивают способность к импровизации, сюжетной имитации. Пластическое отображение художественного слова содействует обогащению чувственного опыта, формированию навыков творческого осмысления движений и речи, развивает воображение, фантазию. Выполнение ритмических движений, сопровождаемых детскими стихами, песенками, потешками позволяет формировать навыки творческой выразительности, в игровой форме знакомить детей с основными двигательными элементами, их ритмическим рисунком, принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Важным фактором игровой корригирующей гимнастики является тёплый эмоционально-положительный фон занятий, вызывающий у детей ощущение радости, удовольствия, снижая тревожность, агрессию, страх.
Таким образом, комбинированные игровые упражнения ЛФК обеспечивают комплексный подход к коррекции недостатков не только двигательной, но и психической, интеллектуальной, речевой, эмоциональной сфер детей с ЗПР, способствуют формированию личностных качеств, таких как самоконтроль и саморегуляция, развитию произвольности движений и поведенческих навыков, содействуют гармоничному развитию детей с ЗПР.
2